Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Приказ № 5/1-о от 10.01.2020 г. Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Музыка» Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации: 5 лет Год (класс) обучения: 1,1доп.-4 Общее количество часов на реализацию программы: 168 часов Составитель: методическое объединение учителей начальных классов 1. Планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Музыка» Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностными результатами изучения курса «Музыка» в начальной школе являются: наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; позитивная самооценка возможностей. Метапредметными результатами начальной школе являются: развитое художественное произведения разных видов искусств; ориентация в культурном многообразии окружающей деятельности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города; продуктивное сотрудничество сверстниками при решении различных музыкально творческих задач; наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Предметными результатами изучения курса «Музыка» в начальной школе являются: устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности; общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира. Изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся: воспринимать музыку различных жанров; эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Изучая музыкальное искусство, к концу 1 дополнительного класса обучающиеся научатся: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). Изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся научатся: - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). В результате изучения музыки в 3 классе обучающиеся научатся: - формулировать понятия: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; - называть изученные жанры и формы музыки; - распознавать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); - знать названия изученных произведений и их авторов; - воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения. В результате изучения музыки в 4 классе обучающиеся научатся: - развивать певческие умения и навыки (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительно исполнять песни; - откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера; - элементарно музицировать на простейших инструментах; уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; совершенствовать умения и навыки выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности. 2. Содержание учебного предмета «Музыка» Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественнообразного содержания произведений. Интонационное богатство Музыкальная картина мира. музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 1 класс – 33 часа Содержание программы направлено на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. Учитывая сниженную работоспособность обучающихся, недостаточность произвольного внимания, слабую память на каждую тему отводится по 2 часа. Раздел 1 «Музыка в жизни человека» – 8 ч. Раздел 2 Музыка в жизни человека – 7 ч. Раздел 3 Основы закономерности музыкального искусства – 10 ч. Раздел 4 Музыкальная картина мира – 8ч. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека: урок-беседа. Композитор – исполнитель – слушатель: урок-путешествие. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно музыкальных впечатлений детей: урок-игра. Образы осенней природы в музыке: урок экскурсия. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: урок-игра. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей: урок-игра. Музыка в праздновании Рождества Христова: урок-путешествие. Музыкальный театр: балет: урок-экскурсия. Композитор, исполнитель, слушатель: урок- концерт. Музыкальные понятия: муза, хоровод, хор. Жанры – песня, танец, марш. Мелодия и аккомпанемент: урок-беседа. Музыкальные инструменты: народные и инструменты симфонического оркестра. 1 дополнительный класс – 33 часа Раздел 1 Музыка в жизни человека. Повторение. – 8 ч. Раздел 2 Основные закономерности музыкального искусства – 7 ч. Раздел 3 Основные закономерности музыкального искусства – 10 ч. Раздел 4 Музыкальная картина мира – 8 ч. Музыка в жизни ребенка: урок-беседа. Образы родного края: урок- экскурсия. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы защитников Отечества в музыке: урок-беседа. Музыкальные поздравления: урок-концерт. Музыкальные инструменты (лютня, клавесин, фортепиано, гитара). Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Музыка в цирке: урок-экскурсия. Музыкальный театр: опера: урок- путешествие. Музыка в кино: урок-игра. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей: урок-концерт. Музыкальные инструменты: волынка и фортепиано, лютня, клавесин, гитара: урок-беседа. Хор, солисты, оркестр, танцевальный, песенный, маршевый. 2 класс – 34 часа Содержание программы второго класса делится на разделы: 1 «Россия – Родина моя» – 3 часа. 2 «День, полный событий» – 7 часов. 3 «О России петь – что стремиться в храм» – 6 часов. 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – 3 часа. 5 «В музыкальном театре» – 9 часов. 6 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» – 6 часов. Раздел 1 «Россия — Родина моя» Музыкальные образы родного края: урок-экскурсия. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент: урок- беседа. Раздел 2 «День, полный событий» Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах: урок-игра. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева: урок-путешествие. Музыкальный материал — фортепиано: урок-концерт. Раздел 3 «О России петь — что стремиться в храм» Колокольные звоны России: урок-экскурсия. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва, хорал: урок- беседа. Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов: урок- беседа. Вариации в русской народной музыке: урок-концерт. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны: урок-экскурсия. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек: урок-игра. Раздел 5 «В музыкальном театре» Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете: урок-беседа. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля: урок-игра. Темы – характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр: урок- путешествие. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке: урок-игра. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура: урокигра. Раздел 6 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Композитор — исполнитель — слушатель: урок-концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки: урокбеседа. Международные конкурсы: урок-путешествие. 3 класс – 34 часа Содержание программы третьего класса выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для 2 класса. Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для 1 и 2 классов повторяются в 3 классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми. Раздел 1 «Россия — Родина моя» – 5 часов. Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников: урок-беседа. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: урок-экскурсия. Раздел 2 «День, полный событий» – 4 часа. Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке: урок-беседа. Раздел 3 «О России петь — что стремиться в храм» – 7 часов Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве: урок-концерт. Вербное воскресенье: урокэкскурсия. Святые земли Русской. Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – 3 часа. Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов: урок-концерт. Раздел 5 «В музыкальном театре» – 6 часов. Музыкальные темы – характеристики главных героев. Интонационно- образное развитие в опере и балете: урок-экскурсия. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки: урок-беседа. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Раздел 6 «В концертном зале» – 4 часа Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей: урок экскурсия. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена: урок-беседа. Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» – 5 часов. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов: урокэкскурсия. Джаз — музыка XX века: урок-беседа. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости: урок-концерт. 4 класс – 34 часа Содержание программы четвертого класса выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для 3 класса. Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими накомыми и незнакомыми детям сочинениями. Раздел 1 «Россия — Родина моя» – 4 часа. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности: урок-беседа. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2 «День, полный событий» – 5 часов. «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы: урок-экскурсия. Раздел 3 «В музыкальном театре» – 3 часа. Святые земли Русской: урок-беседа. Праздники Русской православной церкви: урокконцерт. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – 3 часа. Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов: урок беседа. Интонационная выразительность народных песен: урок-концерт. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах: урок- экскурсия. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Раздел 5 «В концертном зале» – 8 часов. Линии драматургического развития в опере: урок-беседа. Основные темы музыкальная характеристика действующих лиц: Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Жанры легкой музыки: урок-беседа. Оперетта. Мюзикл: урокбеседа. Раздел 6 «О России петь, что стремиться в храм» – 11 ч. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев: урок-беседа. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра: урок-экскурсия. Произведения композиторовклассиков и мастерство исполнителей: урок-беседа. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах: урок-беседа. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня: урокконцерт. 3. Тематическое планирование по предмету «Музыка» 1 класс № урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Тема Нас в школу приглашают задорные звонки Музыка, музыка всюду нам слышна Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку Краски осени Что ты рано, осень, в гости к нам пришла Музыкальное эхо Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! Встанем скорей с друзьями в круг! Ноги сами в пляс пустились Русские народные музыкальные инструменты Марш деревянных солдатиков Детский альбом П.И. Чайковского Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. Новый год! Новый год! Закружился хоровод! Новый год! Новый год! Закружился хоровод! Зимние игры Зимние игры (продолжение) Водят ноты хоровод Весёлый праздник «Масленица» Кто, кто в теремочке живёт Где живут ноты Весенний вальс Природа просыпается Детский музыкальный театр Мелодии и краски весны. Мелодия, звуки дня. Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26. 27. 28. 29. 30. 31-33 Музыкальные инструменты. Тембры – это краски в музыке. Легко ли стать музыкальным исполнителем? На концерте Музыка из мультфильмов Сочиним оперу. Повторение Всего 1 1 1 1 1 3 33 1 класс дополнительный № урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31-33 Тема Нас в школу приглашают задорные звонки Музыка, музыка всюду нам слышна Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку Краски осени Что ты рано, осень, в гости к нам пришла Музыкальное эхо Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! Встанем скорей с друзьями в круг! Ноги сами в пляс пустились Русские народные музыкальные инструменты Марш деревянных солдатиков Детский альбом П.И. Чайковского Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. Новый год! Новый год! Закружился хоровод! Новый год! Новый год! Закружился хоровод! Зимние игры Зимние игры (продолжение) Водят ноты хоровод Весёлый праздник «Масленица» Кто, кто в теремочке живёт Где живут ноты Весенний вальс Природа просыпается Детский музыкальный театр Мелодии и краски весны. Мелодия, звуки дня. Музыкальные инструменты. Тембры – это краски в музыке. Легко ли стать музыкальным исполнителем? На концерте Музыка из мультфильмов Сочиним оперу. Повторение Всего 2 класс Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 33 № урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33-34 Тема Музыкальная прогулка М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» Осенины Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков В оперном театре Осень: поэт, художник, композитор Весело-грустно Озорные частушки Мелодия – душа музыки. Творчество В. А. Моцарта Интонации в музыке Ноты долгие и короткие Величественный орган Балет Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» Обобщающий урок Музыкальный размер Музыкальный размер (продолжение) М.И. Глинка «Марш Черномора» Инструмент-оркестр фортепиано Музыкальный аккомпанемент Праздник бабушек и мам «Снегурочка» весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (продолжение) Диезы, бемоли, бекары «Где это видано» Тема весны в музыкальных произведениях Звуки – краски Тембры - краски «Эту музыку, лёгкую…называют эстрадною…» Музыка из детских кинофильмов Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре Резерв. Повторение Всего 3 класс Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 № урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33-34 Тема Картины природы в музыке Может ли музыка «нарисовать» портрет? Сказка в музыке Вариации «Дела давно минувших дней» «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…» Бег по кругу: рондо Какими бывают музыкальные интонации Какими бывают музыкальные интонации (продолжение) Знаки препинания в музыке «Мороз и солнце! День чудесный!» «Рождество Твое, Христе Боже наш!» Колокольные звоны на Руси Музыка в храме Обобщающий урок Что такое «патриотизм» Русский национальный герой Иван Сусанин Прощай, Масленица! Музыкальная имитация Композиторы - детям Картины, изображающие музыкальные инструменты Жизнь и творчество Р. Шумана Жизнь и творчество Р. Шумана (продолжение) Струнные смычковые инструменты Струнные смычковые инструменты (продолжение) С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» (продолжение) Песни о войне. День Победы. Легко ли быть музыкальным исполнителем? Выдающиеся музыканты - исполнители Концертные залы мира Резерв. Повторение Всего 4 класс Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 - № урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема «Россия – любимая наша страна» Великое содружество русских композиторов. Тема Востока в творчестве русских композиторов. Музыка Украины. Музыка Белоруссии. Музыкант из Желязовой Воли. Блеск и мощь полонеза Музыкальное путешествие в Италию «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди. Музыкальная Австрия Знаменитая сороковая Героические образы Л. Бетховена. Песни и танцы Ф. Шуберта. «Не ручей – море ему имя» Суровая красота Норвегии. Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. «Так полюбил я древние дороги» «Так полюбил я древние дороги» (продолжение) Ноктюрны Ф. Шопена «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» Арлекин и Пьеро В подводном царстве «Цвет и звук Музыка витража» Вознесение к звездам Симфонический оркестр Поэма огня « Прометей» «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана Джазовый оркестр Что такое мюзикл? Под небом Парижа. Петербург. Белые ночи «Москва… Как много в этом звуке.» «Россия – священная наша держава» Урок - концерт Всего Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34