СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Сложившаяся в стране и мире ситуация в качестве одного из приоритетов образования диктует становление и развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. При этом профессионально-личностное становление и развитие педагога соответствуют задачам, определённым
Поэтому наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагога, для чего необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива.
В соответствии с методической темой школы «Индивидуальные образовательные маршруты как средство повышения качества образования и воспитания» методическая служба школы решает следующие задачи:
Ø диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им помощи;
Ø консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
Ø организация семинаров по запросам педагогов;
Ø изучение, обобщение и распространение опыта учителей внутри методических объединений;
Ø организация и проведение методических предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения положительной мотивации учащихся и развития их креативности;
Ø организация работы с молодыми педагогами;
Ø повышение профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации системы образования; изучение и использование современных технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания.
Формы методической работы школы:
ü тематические педагогические советы
ü методический совет
ü информационный методический центр
ü работа педагогов над темами самообразования
ü методические объединения
ü предметные методические декады
ü взаимопосещение и анализ уроков
ü проведение открытых уроков
ü курсовая переподготовка учителей
ü обобщение и ознакомление с передовым педагогическим опытом
ü участие в педагогических конкурсах
ü привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня.
В школе сформировано семь методических объединений:
Ø естественно – научное (руководитель Белявская Л.О.)
Ø математическое (руководитель Кургаева Т.С.)
Ø иностранных языков (руководитель Сафарян А.П.)
Ø гуманитарное (руководитель Матусевич Н.В.)
Ø историческое (руководитель Бутенко Т.В.)
Ø технологическое ( руководитель Полякова Е.В.)
Ø начальная школа( руководитель Щипанова Н.С.)
Ежегодно проводится четыре тематических педагогических совета в школе. Подготовка и проведение каждого педагогического совета проходит в форме представления опыта творческих групп от методических объединений; работы совместных творческих групп.
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой принадлежит информационному методическому центру (ИМЦ). ИМЦ является не только главным консультативным органом школы по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса, но и экспертным советом при анализе и утверждении учебных планов, программ, положений. Задачи ИМЦ в создании информационной методической базы на электронном носителе внутри школы, в оказании методической помощи молодым педагогам. В этом году впервые планируется провести «Методическую панораму уроков» в начале второй четверти, с целью выявления новых методических приёмов повышающих качество образования и обмена опытом между педагогами. На методическую панораму обязательно приглашаются молодые педагоги, участники «Педагогического дебюта» на школьном уровне, которые будут давать открытые уроки в третьей четверти. Каждый молодой педагог «закрепляется» за наставником, оказывающим методическую поддержку. Ежегодно в школе проводится День Науки, проходит в формате уроков, где старшие учащиеся готовят уроки для учеников младшей школы совместно с учителями в виде викторин, игр, фестивалей. Для учащихся среднего звена приглашаются педагоги города из ВУЗов, колледжей, уроки проводятся в формате профоориентационной работы, мастер – классов по определенным темам. Учащиеся старшей школы в этот день выходят на площадки ВУЗов, с целью повышения компетентности выбранной профессии. В состав ИМЦ входят руководители методических объединений (МО), руководители творческих групп, представители администрации. В среднем, ежегодно, проходит 5-6 заседаний ИМЦ.
Главной структурой, организующей работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию творческого потенциала.
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год. На заседаниях методических объединений учителя делятся опытом работы и информацией с курсов повышения квалификации.
Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными учителями. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей в методических семинарах, совещаниях, заседаниях, проводимых в школе. Подготовили и провели мастер-класс для молодых педагогов города на базе нашей школы. Рекомендовано Екатеринбургским домом Учителя провести семинар – практикум по теме «Индивидуальная работа обучающихся на уроке». На базе нашей школы ежегодно проходят игры естественно – математического цикла для учащихся города: «Юный химик», «Юный биолог», «Математическая карусель». В планах организовать и провести «Юный натуралист», по предметам астрономия, химия, физика, география.
Традиционной в работе по повышению профессионального мастерства учителей является деятельность МО учителей. Для успешной реализации задач, поставленных перед методической службой, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности. Все МО проводят предметные декады. Они включают в себя открытые уроки, интеллектуальные игры, творческие марафоны, викторины, вечера, брейн–ринги, конкурсы. Методическое объединение иностранных языков ежегодно проводит конкурс «Евровидение», объединение историков проводит квест «Смутное время». Проходит научная практическая конференция (НПК), где ученики совместно с педагогами готовят проекты по предметам математика – география, математика – биология. Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс. Итоги работы МО подводятся на общешкольном творческом отчёте. Каждое МО представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, буклетов.
Одним из главных вопросов системы работы по повышению педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности учителя. Педагоги успешно проходят аттестацию. При этом они повышают или подтверждают свой профессиональный статус.
Показателем того, что система методической работы в школе вышла на высокий качественный уровень, явилось систематическое вовлечение учителей в конкурсы профессионального мастерства, а учащихся в предметные олимпиады, творческие конкурсы и спортивные соревнования. Где учащиеся нашей школы показали высокие результаты в районных, городских конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках декоративно-прикладного искусства.