Адаптированная рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга

Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Приказ № 5/1-о от 10.01.2020 г.

Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации: 1 год
Год (класс) обучения: 4
Общее количество часов на реализацию программы: 34 часа
Составитель: методическое объединение учителей начальных классов

1. Планируемые результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования по
предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Предметные результаты учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики»:
1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;
2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
4) осознание ценности человеческой жизни.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными
на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России,
общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в
культуре,
истории
и
современности,
становлении
российской
государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в
Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения
АООП НОО отражают:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные
и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП
основного общего образования.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения
АООП НОО отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и
объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.

2. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики»
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных
друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору
родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что
верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь.
Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламской традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и
исламской этики.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в
исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов
России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и
его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской
культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине
мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский
календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской
культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора —
главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа.
Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской
традиции. Иудаизм в России.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей.
Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и
особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейскойтрадиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги
религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных
традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари
религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как
одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет.
Образование
как
нравственная
норма.
Методы
нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

3. Тематическое планирование по предмету «Основы религиозных
культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Тема урока
Россия – наша Родина
Религии России.
Человек и Бог в православии.
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его крест
Пасха
Православное учение о человеке
Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание
Золотое правило этики
Храм
Икона
Что я нового узнал о православии?
Первая контрольная точка. Курс ОПК в первом полугодии
Как христианство пришло на Русь
Подвиг
Заповеди блаженства
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде
Монастырь
Отношение христианина к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Любовь и уважение к Отечеству
Христианин в труде
Подготовка и защита творческих проектов
Контрольная точка 3. Анкетирование
Резервное время. Повторение
Итого

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
34 часа

Модуль «Основы исламской культуры»
Тема урока
Россия – наша Родина
Введение в исламскую духовную традицию. Колыбель ислама
Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель
нравственности в исламской традиции.

Кол-во
часов
1
1
1

Во что верят правоверные мусульмане. Хиджра
Коран и Сунна
Добро и зло в исламской традиции. Во что верят мусульмане
Золотое правило нравственности. Во что верят мусульмане
Во что верят мусульмане
Обязанности мусульман. Пять столпов исламской веры.
Обязанности мусульман. Пять столпов исламской веры.
Обязанности мусульман. Пять столпов исламской веры.
Обязанности мусульман. Пять столпов исламской веры.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Подготовка творческих работ по теме «Значение исламских традиций в жизни
людей, общества».
Презентация творческих работ по теме «Значение исламских традиций в
жизни людей, общества».
История ислама в России
Нравственные ценности ислама. Любовь к ближнему.
Нравственные ценности ислама. Отношение к труду.
Нравственные ценности ислама. Долг и ответственность.
Нравственные ценности ислама. Милосердие и сострадание.
Нравственные ценности ислама. Столпы ислама и исламской этики.
Нравственные ценности ислама. Семья в исламе.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Достижения исламской культуры: наука и искусство
Достижения исламской культуры: наука и искусство
Праздники ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения.
Святыни ислама, православия, буддизма, иудаизма
Основные нравственные заповеди ислама, православия, буддизма, иудаизма,
светской этики.
Российские исламские, православные, буддийские, иудейские, светские семьи.
Отношение к труду и природе в исламе, православии, буддизме, иудаизме,
светской этике.
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка творческих проектов
Презентации творческих проектов
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Модуль «Основы буддийской культуры»
Тема урока
Россия – наша Родина
Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию
Будда и его учение.
Будда и его учение. Будды и бодхисаттвы.
Буддийский священный канон.
Буддийский священный канон. Трипитака.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

Буддийская картина мира.
Добро и зло.
Принцип ненасилия
Любовь к человеку и ценность жизни.
Сострадание и милосердие.
Отношение к природе.
Буддийские учители.
Семья в буддийской культуре и ее ценности
Подготовка творческих работ по теме «Значение буддийских традиций в
жизни людей, общества»
Презентация творческих работ по теме «Значение буддийских традиций в
жизни людей, общества».
Буддизм в России.
Путь духовного совершенствования
Человек в буддийской картине мира.
Буддийское учение о добродетелях.
Буддийские символы
Буддийские ритуалы и обряды
Буддийские святыни
Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм.
Буддийский календарь
Буддийские праздники
Искусство в буддийской культуре
Святыни буддизма, ислама, православия, иудаизма
Основные нравственные заповеди буддизма, ислама, православия, иудаизма,
светской этики.
Российские буддийские, исламские, православные, иудейские, светские семьи
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка творческих проектов.
Подготовка и презентация творческих проектов.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Модуль «Основы иудейской культуры»
Тема урока
Россия – наша Родина
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора-главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа.
Евреи в Египте. От Йосифа до Моше.
Исход из Египта.
Дарование Торы на горе Синай.
Пророки и Праведники в иудейской культуре.
Пророки и Праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и ее устройство.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.
Молитвы и благословение в иудаизме.
Добро и зло.
Подготовка творческих работ по теме «Значение иудейских традиций в жизни
людей, общества»
Презентация творческих работ по теме «Значение иудейскихтрадиций в жизни
людей, общества»
Иудаизм в России
Основные принципы иудаизма
Основные принципы иудаизма
Милосердие. Забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом- еврейский мир: знакомство с историей и традицией.
Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники. Их история и традиции.
Еврейские праздники. Их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского
народа.
Святыни иудаизма, ислама, православия, буддизма
Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Основные нравственные заповеди иудаизма, ислама, православия, буддизма,
светской этики.
Российские исламские, православные, буддийские, иудейские, светские семьи.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка творческих проектов.
Подготовка и презентация творческих проектов.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока
Россия – наша Родина
Религии России
Влияние религии на культуру.
Возникновение религий
Религии мира и их основатели
Священные книги в религиях мира Типитака и Коран
Священные книги в религиях мира Библия и Тора
Хранители преданий в религиях мира
Понятия греха, раскаяния и воздаяния
Добро и зло
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения
Священные сооружения. Храм
Искусство в религиях мира.
Искусство в религиях мира.
Раздел 11. Что я нового узнал по основам ОМРК?

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Курс ОМРК в первом полугодии
Проект по курсу ОМРК
История религий в России. История православия
История религий в России
Религиозные обычаи и обряды Иудаизм и христианство
Религиозные обычаи и обряды. Ислам и буддизм
Паломничество и святыни
Праздники и календари в религиях мира.
Праздники и календари в религиях мира. Ислам и буддизм
Нравственные заповеди в религиях мира
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Семья, семейные ценности
Семья, семейные ценности. Коллаж
Любовь и уважение к Отечеству
Подготовка и защита творческих проектов
Подготовка и защита творческих проектов
Анкетирование
Резервное время. Повторение
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Модуль «Основы светской этики»
Тема урока
Россия – наша Родина
Что такое светская этика. Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика и ее значение в жизни человека.
Культура и мораль.
Добро и зло. Добрым жить на белом свете веселей.
Добро и зло. Правила общения для всех
Добродетель и порок. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Образование как нравственная норма. Чистый ручеек нашей речи.
Свобода и моральный выбор человека. Нормы морали. В развитии добрых
чувств – творение души.
Свобода и ответственность. Природа – волшебные двери к добру и
доверию…Высшие нравственные принципы морали.
Государство и мораль гражданина. Моральный долг. Жизнь протекает среди
людей.
Альтруизм и эгоизм. Чтобы быть коллективом. Методика создания
морального кодекса в школе.
Дружба. Коллектив начинается с меня. Методы нравственного
самосовершенствования.
Подготовка творческого проект. «Мой класс – мои друзья».
Презентации творческих проектов.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Ежелидушевны вы и к
этике не глухи…
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Жизнь священна
Человек рожден для добра. Высшие нравственные идеалы.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Милосердие – закон жизни. Что значит быть нравственным в наше время?
Жить во благо себе и другим. Образцы нравственности в культуре Отечества
Золотое правило нравственности. Следовать нравственной установке.
Честь и совесть. Достойно жить среди людей.
Стыд, вина и извинение. Уметь понять и простить. Нормы морали.
Этика и ее значение в жизни человека. Простая этика поступков
Дружба. Общение и источники преодоления обид.
Высшие нравственные ценности.
Ростки нравственного опыта поведения. Методы нравственного
самосовершенствования
Что значит быть моральным. Доброте сопутствует терпение
Сочувствие, сопереживание, сострадание. Действия с приставкой «со».
Методы нравственного самосовершенствования.
Семейные праздники. Праздники как одна из форм исторической памяти
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка творческих проектов.
Подготовка и презентация творческих проектов.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».