ПРОФИЛАКТИКА ЭКРАННОЙ ЗАВИСИМОСТИ

15.02.2021

Ранняя профилактика экранной зависимости у детей

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиа коммуникации детство современных детей проходит в условиях особых рисков развития. Одной из тревожных тенденций являются факты, связанные с приобщением детей к телеэкрану или монитору компьютера, начиная с младенческого возраста.

Так, по данным американских ученых к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Если у ребенка сформировалась  экранная зависимость, он становится неспособным концентрироваться на каком-либо занятии, у него пропадает интерес к овладению новыми навыками и изучению новой информации, он становится гиперактивным, неусидчивым, рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такие дети с трудом читают и  воспринимают информацию на слух,  понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Школьники часто испытывают трудности с решением задач и только потому, что, прочитав условие задачи, не понимают прочитанное. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Даже в подростковом возрасте им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Дети с экранной зависимостью чаще всего отстают в учебе, а потому в какой-то момент могут отказаться посещать школу, избегая невыносимых для них ситуаций неуспешности.  Обостряются  трудные ситуации нескладывающимися отношениями с одноклассниками. Как правило,  дети с экранной зависимостью остаются в классе в изоляции, не имеют друзей, а в худшем случае становятся изгоями.

В дальнейшем такие дети испытывают трудности с самоопределением, выбором будущей профессии. После окончания школы некоторые из них несколько лет проводят дома, оказавшись не в состоянии ни работать, ни продолжать обучение.

  Каждому родителю хочется избежать указанных трудностей, сформировать в ребенке не экранную зависимость, а стремление к успеху, настойчивость в преодолении трудностей, умение общаться и постигать новое. К сожалению, многим родителям кажется, что о таких целях воспитания задумываться нужно, когда ребенок подрос и собирается в школу. Но это не так! Наиболее эффективна ранняя профилактика экранной зависимости. Родители должны задуматься об этом буквально с рождения малыша.

  Ребенок с младенческого возраста находится в окружении самых разных источников информации: радио, телевидение, компьютер, уличная визуальная реклама. К ним не надо привлекать внимание малыша, эти

          Ребенок в раннем детстве чаще всего не способен проявить активных действий по отношению к книгам. Для того чтобы малыш начал изучать их необходимы взрослые,  которые и привлекут его внимание к книге, и источники активны до агрессивности, привлекательны до навязчивости. Их способ взаимодействия с человеком можно назвать авторитарным, они требуют полного подчинения внимания человека к себе. Быстрее всего попадают под их гипнотическое влияние малыши. Даже годовалые младенцы при звуках знакомой рекламы поворачивают голову к телевизору и не отрывают взора от экрана. Поэтому, если в комнате, где бодрствует малыш, включен телевизор или компьютер, то постепенно, незаметно для родителей закладывается основа будущей экранной зависимости.Хочу такой сайт

  Что же могут сделать родители, чтобы обезопасить детей от этой угрозы? Чтобы разобраться в этом, познакомимся с таким психологическим явлением как импритинг или запечатление. Этот феномен заключается в том, что событие, которое запечатлелось в восприятии человека ранее, оставляет более глубокий и эмоциональный след. Поэтому так важно, чтобы в восприятии ребенка, прежде чем он «встретится» с телевизором или компьютером, появились другие, яркие, эмоциональные и более соответствующие его возрасту объекты. Тогда они надолго, если не на всю жизнь останутся сильнейшими противовесами экранной зависимости. Одним из важных противовесов в борьбе с этой зависимостью является книга.Описание: Хочу такой сайт

          Книга в отличие от электронных и телевизионных СМИ в общении с человеком предоставляет ему право управления процессом. Человек выбирает время, когда он будет читать, что он будет читать, с какой скоростью и в каком режиме. Чтение может сопровождаться паузами-размышлениями и возвращениями к понравившимся местам. Чтение требует от человека инициативы, активности, интеллектуальных усилий. сделают чтение увлекательным процессом.

          Если  же малыш встречается с электронными и телевизионными СМИ ранее, чем с книгами, то они и запечатлеваются в детской памяти ярче, глубже, сильнее. Тогда получение информации с помощью телевидения или Интернета для человека будет процессом более естественным, легким и приятным, чем чтение книг. Поэтому, если родителям хочется, чтобы дети были книгочеями и книголюбами, а не просиживали сутками перед телевизором или компьютером, важно познакомить малышами со стихами или сказками в прочитанном виде прежде, чем в виде мультфильмов или компьютерных игр.

Есть еще один аргумент в пользу того, что книги в большей степени соответствуют  возрастным возможностям ребенка, чем телевизионная, видео и компьютерная информация. Чтение для ребенка в раннем детстве – это дополнительное общение с близким человеком. Слушать родной голос и чувствовать рядом знакомые теплые мамины руки  - это не только блаженство для малыша, но и  создание неистребимой внутренней уверенности в защищенности и собственной значительности. В суете постоянного цейтнота молодым родителям не всегда хватает времени, чтобы взрастить подобные ощущения в душе ребенка, а они жизненно необходимы для малыша, чтобы он вырос уверенным, успешным и счастливым. Ситуация совместного чтения не только способствует интеллектуальному развитию, не только прививает любовь к чтению, она формирует личность ребенка, позитивно развивая его природные задатки.

Сильнейший противовес экранной зависимости – природа. Разноцветные и разноформенные листочки, пение птиц, переливы воды или искры огня – сколько ярких объектов для любования и восхищения! Но для того, чтобы ребенок смог наслаждаться природой, его необходимо этому учить. И сделать это могут именно родители. Обратить внимание полугодовалового младенца на расцветшую яблоньку, дошкольника на караван прилетающих журавлей, младшего школьника на закат солнца над озером – так формируется любовное, вдохновляющее отношение к природе, как к мощному противовесу экранной зависимости. Да, на подобную раннюю профилактику необходимо время и душевные силы, но в дальнейшем затраченные родительские усилия оборачиваются развитым вниманием ребенка, доверительными отношениями в семье и спокойной радостной атмосферой в доме, а это того стоит!

Говоря о противовесах экранной зависимости, нельзя не упомянуть еще об одном, необыкновенно важном для развития ребенка противовесе. Это то, что подталкивает малыша, несмотря падения и неудачи, учиться ходить и ползать, залазить на стул и лестницы, осваивать велосипед и коньки.              Стремление постоянно развиваться, преодолевать трудности, овладевать все новыми и новыми умениями заложено в каждом ребенке. Оно связано для малыша с неизъяснимым чувством радости преодоления собственной неумелости. Если же ребенок переключается на пассивное восприятие информации, как это происходит с помощью телевизора или компьютера, то постепенно угасает и стремление, и радость преодоления. С другой стороны неустанное стремление к развитию может стать мощным противовесом в конкуренции с экраном. Важно лишь, чтобы оно не угасало под мощным телевизионным или компьютерным натиском. Для этого родителям нужно учить своих малышей кидать мяч и прыгать на скакалке, ездить на велосипеде  и плавать, катиться на коньках  лыжах, играть в футбол и бадминтон, и т.д., и т.п. И тогда хоккейная клюшка, теннисная ракетка и прочие спортивные снаряды стану мощным средством профилактики экранной зависимости.

Родителям важно помнить, что всем своим общением с ребенком, начиная буквально с пеленок, им нужно доказывать, что реальный мир ярче, интереснее, весомее виртуального. Никого не согреет рука с телевизионного экрана, и никого не защитит компьютерный монстр.

Ccылка на видео
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».