15.02.2021
Ранняя
профилактика экранной зависимости у детей
В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиа
коммуникации детство современных детей проходит в условиях особых рисков
развития. Одной из тревожных тенденций являются факты, связанные с приобщением
детей к телеэкрану или монитору компьютера, начиная с младенческого возраста.
Так, по данным американских ученых к началу школьного возраста
время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии
РАН более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или
компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана.
В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая
блокирует собственную деятельность ребенка. Если у ребенка сформировалась экранная зависимость, он становится неспособным
концентрироваться на каком-либо занятии, у него пропадает интерес к овладению
новыми навыками и изучению новой информации, он становится гиперактивным,
неусидчивым, рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через
экран телевизора или монитор компьютера, такие дети с трудом читают и воспринимают информацию на слух, понимая отдельные слова и короткие
предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в
целом. Школьники часто испытывают трудности с решением задач и только потому,
что, прочитав условие задачи, не понимают прочитанное. Дети теряют способность
и желание чем-то занять себя. Даже в подростковом возрасте им не интересно
общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Дети с экранной
зависимостью чаще всего отстают в учебе, а потому в какой-то момент могут
отказаться посещать школу, избегая невыносимых для них ситуаций
неуспешности. Обостряются трудные ситуации нескладывающимися
отношениями с одноклассниками. Как правило,
дети с экранной зависимостью остаются в классе в изоляции, не имеют
друзей, а в худшем случае становятся изгоями.
В дальнейшем такие дети испытывают трудности с самоопределением,
выбором будущей профессии. После окончания школы некоторые из них несколько лет
проводят дома, оказавшись не в состоянии ни работать, ни продолжать обучение.
Каждому родителю хочется избежать указанных
трудностей, сформировать в ребенке не экранную зависимость, а стремление к
успеху, настойчивость в преодолении трудностей, умение общаться и постигать
новое. К сожалению, многим родителям кажется, что о таких целях воспитания
задумываться нужно, когда ребенок подрос и собирается в школу. Но это не так!
Наиболее эффективна ранняя профилактика экранной зависимости. Родители должны
задуматься об этом буквально с рождения малыша.
Ребенок с младенческого возраста находится в
окружении самых разных источников информации: радио, телевидение, компьютер,
уличная визуальная реклама. К ним не надо привлекать внимание малыша, эти
Ребенок
в раннем детстве чаще всего не способен проявить активных действий по отношению
к книгам. Для того чтобы малыш начал изучать их необходимы взрослые, которые и привлекут его внимание к книге, и
источники активны до агрессивности, привлекательны до навязчивости. Их способ
взаимодействия с человеком можно назвать авторитарным, они требуют полного
подчинения внимания человека к себе. Быстрее всего попадают под их
гипнотическое влияние малыши. Даже годовалые младенцы при звуках знакомой
рекламы поворачивают голову к телевизору и не отрывают взора от экрана.
Поэтому, если в комнате, где бодрствует малыш, включен телевизор или компьютер,
то постепенно, незаметно для родителей закладывается основа будущей экранной
зависимости.
Что же могут сделать родители, чтобы
обезопасить детей от этой угрозы? Чтобы разобраться в этом, познакомимся с
таким психологическим явлением как импритинг или запечатление. Этот феномен
заключается в том, что событие, которое запечатлелось в восприятии человека
ранее, оставляет более глубокий и эмоциональный след. Поэтому так важно, чтобы
в восприятии ребенка, прежде чем он «встретится» с телевизором или компьютером,
появились другие, яркие, эмоциональные и более соответствующие его возрасту
объекты. Тогда они надолго, если не на всю жизнь останутся сильнейшими
противовесами экранной зависимости. Одним из важных противовесов в борьбе с
этой зависимостью является книга.
Книга
в отличие от электронных и телевизионных СМИ в общении с человеком
предоставляет ему право управления процессом. Человек выбирает время, когда он
будет читать, что он будет читать, с какой скоростью и в каком режиме. Чтение
может сопровождаться паузами-размышлениями и возвращениями к понравившимся
местам. Чтение требует от человека инициативы, активности, интеллектуальных
усилий. сделают чтение увлекательным процессом.
Если же малыш встречается с электронными и
телевизионными СМИ ранее, чем с книгами, то они и запечатлеваются в детской
памяти ярче, глубже, сильнее. Тогда получение информации с помощью телевидения
или Интернета для человека будет процессом более естественным, легким и
приятным, чем чтение книг. Поэтому, если родителям хочется, чтобы дети были
книгочеями и книголюбами, а не просиживали сутками перед телевизором или
компьютером, важно познакомить малышами со стихами или сказками в прочитанном
виде прежде, чем в виде мультфильмов или компьютерных игр.
Есть еще один
аргумент в пользу того, что книги в большей степени соответствуют возрастным возможностям ребенка, чем
телевизионная, видео и компьютерная информация. Чтение для ребенка в раннем
детстве – это дополнительное общение с близким человеком. Слушать родной голос
и чувствовать рядом знакомые теплые мамины руки
- это не только блаженство для малыша, но и создание неистребимой внутренней уверенности
в защищенности и собственной значительности. В суете постоянного цейтнота
молодым родителям не всегда хватает времени, чтобы взрастить подобные ощущения
в душе ребенка, а они жизненно необходимы для малыша, чтобы он вырос уверенным,
успешным и счастливым. Ситуация совместного чтения не только способствует
интеллектуальному развитию, не только прививает любовь к чтению, она формирует
личность ребенка, позитивно развивая его природные задатки.
Сильнейший противовес экранной зависимости – природа.
Разноцветные и разноформенные листочки, пение птиц, переливы воды или искры
огня – сколько ярких объектов для любования и восхищения! Но для того, чтобы
ребенок смог наслаждаться природой, его необходимо этому учить. И сделать это
могут именно родители. Обратить внимание полугодовалового младенца на
расцветшую яблоньку, дошкольника на караван прилетающих журавлей, младшего
школьника на закат солнца над озером – так формируется любовное, вдохновляющее
отношение к природе, как к мощному противовесу экранной зависимости. Да, на
подобную раннюю профилактику необходимо время и душевные силы, но в дальнейшем
затраченные родительские усилия оборачиваются развитым вниманием ребенка,
доверительными отношениями в семье и спокойной радостной атмосферой в доме, а
это того стоит!
Говоря о противовесах экранной зависимости, нельзя не упомянуть
еще об одном, необыкновенно важном для развития ребенка противовесе. Это то,
что подталкивает малыша, несмотря падения и неудачи, учиться ходить и ползать,
залазить на стул и лестницы, осваивать велосипед и коньки. Стремление
постоянно развиваться, преодолевать трудности, овладевать все новыми и новыми
умениями заложено в каждом ребенке. Оно связано для малыша с неизъяснимым
чувством радости преодоления собственной неумелости. Если же ребенок
переключается на пассивное восприятие информации, как это происходит с помощью
телевизора или компьютера, то постепенно угасает и стремление, и радость
преодоления. С другой стороны неустанное стремление к развитию может стать
мощным противовесом в конкуренции с экраном. Важно лишь, чтобы оно не угасало
под мощным телевизионным или компьютерным натиском. Для этого родителям нужно
учить своих малышей кидать мяч и прыгать на скакалке, ездить на велосипеде и плавать, катиться на коньках лыжах, играть в футбол и бадминтон, и т.д., и
т.п. И тогда хоккейная клюшка, теннисная ракетка и прочие спортивные снаряды
стану мощным средством профилактики экранной зависимости.
Родителям важно помнить, что всем своим общением с ребенком,
начиная буквально с пеленок, им нужно доказывать, что реальный мир ярче,
интереснее, весомее виртуального. Никого не согреет рука с телевизионного
экрана, и никого не защитит компьютерный монстр.