1
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о трехступенчатом административно-общественном
контроле Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 64 (далее по тексту соответственно – Положение,
Учреждение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 8 августа 2024 года, приказом Минтруда России № 776н от 29
октября 2021 года «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной
труда», на основании Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября
2019 года № 12-688 «О направлении положений по СУОТ», а также Устава и Правил
внутреннего трудового распорядка Учреждения.
1.2. Данное Положение составлено в целях организации и проведения контроля
обеспечения охраны труда и безопасности жизнедеятельности в Учреждении. Положение
разработано, основываясь на принципах коллегиальности управления Учреждением, и
применяется вместе с принятым в Учреждении Положением о системе управления охраной
труда (СУОТ).
1.3. Административно-общественный контроль за состоянием условий труда и
образовательной деятельности является эффективным мероприятием по снижению
профессиональных рисков в Учреждении.
1.4. Система контроля является постоянно действующей, направленной на
оздоровление условий труда, оперативное устранение нарушений требований охраны труда,
ликвидацию предпосылок травматизма детей, родителей (законных представителей) и
работников, обеспечение безопасности участников образовательных отношений.
1.5. Трехступенчатый контроль – основная форм контроля администрации
Учреждения, профсоюзного комитета, комиссии по расследованию несчастных случаев (при
необходимости) состояния условий и безопасности труда на рабочих местах, соблюдения
всеми работниками Учреждения требований трудового законодательства, стандартов
безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов
по охране труда.
1.6. Административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда
осуществляется в Учреждении в рамках функционирования СУОТ и наряду с
производственным контролем соблюдения санитарных правил и выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий.
1.7. Осуществление административно-общественного контроля предусматривает:
1)
проверку (обследование) состояния охраны труда в Учреждении и соответствие
условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
2)
выполнение работниками Учреждения обязанностей по охране труда;
3)
выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;
4)
принятие мер по устранению выявленных недостатков.
1.8. Трехступенчатая система контроля Учреждения является составной частью
четырехступенчатой системы контроля охраны труда учредителя.
1.9. Действие настоящего Положения распространяется на всех без исключения
работников Учреждения. Данное Положение является локальным нормативным актом
Учреждения.
2.
Общественный контроль состояния охраны труда
2.1. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и
мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления руководитель
Учреждения предусматривает возможность осуществления общественного контроля
функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.
2.2. Председатель
первичной
профсоюзной
организации
Учреждения,
уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета осуществляют общественный
2
контроль за состоянием охраны труда и безопасности жизнедеятельности обучающихся,
деятельностью администрации по созданию и обеспечению здоровых условий труда, быта и
отдыха работающих и обучающихся.
2.3. Основными направлениями общественного контроля являются:
1)
состояние охраны труда на рабочих местах;
2)
соблюдение руководителем Учреждения и администрацией законных прав и
интересов работников в области охраны труда;
3)
сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся во время
образовательной деятельности.
2.4. Общественный контроль соблюдения прав и законных интересов работников в
области охраны труда призван способствовать созданию здоровых и безопасных условий
труда в Учреждении.
2.5. Заместитель руководителя Учреждения, ответственный за безопасность
(заместитель директора по АХЧ), принимает участие в мероприятиях по осуществлению
административно-общественного контроля по охране труда.
3. Первая ступень контроля
3.1. I ступень контроля представляет собой ежедневный контроль со стороны
администрации (заместителей директора по УВР, ВР, АХЧ), педагогических работников за
состоянием рабочих мест, выявлением профессиональных рисков на рабочих местах,
безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности
оборудования, инвентаря, приборов, электронных средств обучения (далее – ЭСО),
технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории
Учреждения, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда,
правильным применением средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ).
3.2. На первой ступени контроля проверяется:
1)
выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей
проверкой;
2)
состояние и правильность организации охраны труда на рабочих местах, а также
физическое состояние сотрудников, готовность их к работе;
3)
наличие и правильное использование работниками спецодежды и других СИЗ;
4)
освещенность рабочих мест;
5)
состояние проходов, аварийных выходов и свободный доступ к первичным
средствам пожаротушения, аптечке первой помощи;
6)
наличие соответствующего оборудования и безопасное состояние рабочих мест;
7)
безопасность эксплуатации ЭСО и иных электроприборов, технологического
оборудования, инструментов, инвентаря;
8)
соблюдение требований охраны труда, пожарной и электробезопасности,
безопасности при выполнении работ, использовании ЭСО, технических средств обучения
(далее – ТСО), звуковой аппаратуры, при работе с электрооборудованием, электроприборами,
электроинструментами;
9)
состояние воздушной среды, исправность приточно-вытяжной вентиляции;
10)
наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и
устройств, контрольно-измерительных приборов;
11)
соблюдение правил хранения и складирования товарно-материальных
ценностей (далее – ТМЦ);
12)
соблюдение правил безопасности при работе с пожароопасными веществами и
материалами;
13)
санитарное состояние помещений, чистота и порядок на рабочих местах,
своевременная уборка сгораемого мусора;
14)
обеспечение достаточной освещенности рабочих мест;
15)
наличие на рабочих местах инструкций по охране труда, проведение
инструктажей с обучающимися;
3
16)
соблюдение норм поднятия и переноски тяжестей.
3.3. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда,
производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности недостатки,
которые могут быть устранены стазу, устраняются немедленно, остальные записываются в
Журнал трехступенчатого контроля по охране труда (приложение 1 к настоящему
Положению).
3.4. В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда,
которые могут причинить ущерб здоровью обучающихся, их родителей (законных
представителей) или работников Учреждения или привести к аварии, работа
приостанавливается до устранения этого нарушения.
3.5. Ответственный за ведение и хранение Журнала трехступенчатого контроля по
охране труда – заместитель директора по АХЧ Учреждения (лицо его заменяющее).
4. Вторая ступень контроля
4.1. II ступень контроля представляет собой ежеквартальный контроль,
осуществляемый специалистом по охране труда (ответственным по охране труда в
Учреждении) и уполномоченным лицом по охран труда, за выполнением мероприятий по
результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений
и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований
электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в
области охраны труда (обучение и проверка знания требований охраны труда, стажировка на
рабочем месте, проведение инструктажей по охране труда), обеспечением работников СИЗ в
соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и
инструкций по охране труда.
4.2. График проверки устанавливается руководителем Учреждения и включается в
план работы по охране труда.
4.3. На второй ступени контроля проверяется:
1)
организация и результаты работы первой ступени контроля;
2)
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения первой ступени
контроля;
3)
выполнение мероприятий, намеченных в результате ранее проведенных
проверок второй и третьей ступеней контроля;
4)
выполнение приказов и распоряжений руководителя Учреждения и решений
комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;
5)
выполнение соответствующих мероприятий по предписаниям и указаниям
органов надзора и контроля;
6)
выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
7)
соблюдение графиков технического обслуживания и ремонтов оборудования,
вентиляционных систем, установок;
8)
размещение оборудования в соответствии с правилами и нормами по охране
труда;
9)
наличие и состояние уголков по охране труда в помещениях Учреждения;
10)
наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и
устройств, контрольно-измерительных приборов;
11)
своевременность и качество проведения обучения и инструктажа сотрудников
на рабочем месте, повторного инструктажа по охране труда;
12)
наличие утвержденных инструкций по охране труда, их выполнение
сотрудниками;
13)
обеспечение обслуживающего персонала мылом и другими профилактическими
средствами;
14)
своевременная выдача сотрудникам спецодежды, СИЗ;
15)
наличие и комплектность аптечек первой помощи;
16)
состояние санитарно-бытовых помещений и подсобных помещений;
4
17)
состояние помещений складов ТМЦ и продуктов;
18)
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
4.4. Результаты проверки записываются в Журнал административно-общественного
контроля Учреждения. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и
затрат, записываются с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщаются
руководителю Учреждения.
4.5. Если намеченные мероприятия по устранению выявленных недостатков не
могут быть выполнены своими силами, то руководитель структурного подразделения должен
по окончании осмотра проинформировать руководителя Учреждения для принятия
соответствующих мер.
4.6. В случае грубого нарушения правил и норм по охране труда, которое может
причинить ущерб здоровью работников и (или) обучающихся, привести к аварии, работа и
(или) занятия приостанавливаются до устранения этого нарушения.
5. Третья ступень контроля
5.1. III ступень контроля осуществляют руководитель Учреждения (уполномоченное
лицо) и председатель профкома не реже одного раза в полугодие.
5.2. Изучаются материалы первой и второй ступени административнообщественного контроля, на основании результатов анализа проводится проверка состояния
охраны труда, обеспечения безопасности участников образовательных отношений.
5.3. В рамках третьей ступени осуществляется контроль выполнения процессов,
имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников,
подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических
освидетельствований. Проводится учет и анализ аварий, несчастных случаев и
профессиональных заболеваний.
5.4. На третьей ступени контроля проверяется:
1)
организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
2)
выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени
контроля;
3)
выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов контроля,
постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов
государственного контроля (надзора) по вопросам охраны труда;
4)
выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором,
соглашением по охране труда и другими документами;
5)
выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев в
Учреждении и аварий;
6)
организация внедрения стандартов безопасности труда и ход выполнения
планов работ по их внедрению;
7)
обеспечение работников Учреждения спецодеждой, другими СИЗ;
8)
состояние кабинетов, уголков по охране труда;
9)
подготовленность персонала подразделений к работе в аварийных условиях;
10)
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и
другие вопросы первой и второй ступеней контроля.
5.5. Результаты проверки оформляются актом.
5.6. Итоги проверки рассматриваются на совещании у руководителя Учреждения, и
принимаются решения с разработкой мероприятий по ликвидации выявленных нарушений.
При необходимости издаются приказы.
5.7. Руководитель Учреждения совместно с председателем профкома заслушивают
на совместных заседаниях администрации и профсоюзного комитета лиц, ответственных за
выполнение планов, приказов, предписаний, соглашения по охране труда, проводят анализ
произошедших несчастных случаев.
5
5.8. Также, по результатам проверок лица, ответственного за работу по охране труда
в Учреждении, материалы могут быть заслушаны на совещаниях при администрации в
присутствии руководителя Учреждения.
5.9. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда в
Учреждении выполняется запись в Журнал административно-общественного контроля по
охране труда (трехступенчатого контроля), издается приказ об устранении выявленных
недостатков.
6. Четвертая ступень контроля
6.1. Четвертую ступень контроля осуществляют специалисты Управления
образования, комиссия по приемке Учреждения к новому учебному году, вышестоящие
органы управления образованием, органы надзора и контроля, которые выносят предписания
по устранению выявленных нарушений.
6.2. На четвертой ступени контроля проверяется готовность Учреждения к новому
учебному году.
6.3. Результаты проверки оформляются актом готовности Учреждения к новому
учебному году.
7. Порядок проверки, пересмотра инструкций по охране труда
7.1. Инструкции по охране труда должны поддерживаться их разработчиками в
актуальном состоянии и соответствовать образовательной деятельности и производственным
процессам в Учреждении, организационным или структурным изменениям.
7.2. Инструкции по охране труда для работников пересматриваются, в том числе в
следующих случаях:
1)
при изменении условий труда работников;
2)
при внедрении новой техники и технологии;
3)
по результатам анализа материалов расследований аварий, несчастных случаев
и профессиональных заболеваний;
4)
по требованию представителей органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда.
7.3. Для водимых в действие новых и реконструированных производств допускается
разработка временных инструкций по охране труда для работников, которые вводятся на срок
до приемки указанных производств в эксплуатацию.
7.4. У руководителя Учреждения должен быть постоянного хранения комплект
действующих инструкций по охране труда для всех работников и по всем видам работ.
7.5. Инструкции по охране труда сотрудникам могут быть выданы на руки с
регистрацией в журнале выдачи инструкций по охране труда либо вывешены на рабочих
местах.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Учреждения,
принимается на Общем собрании работников, согласовывается с профсоюзным комитетом и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора Учреждения.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
6
Приложение № 1
Форма
журнала административно-общественного контроля по охране труда
(трехступенчатого контроля)
Дата
Ступень
контроля
1
2
Содержание
предложений и
замечаний
3
Должность,
фамилия
проверяющего
4
Отметка ответственного
лица об устранении
выявленных недостатков
5
7