Положение о наставничестве

1

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников
(далее – Положение) Муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 64 (далее – образовательная организация), определяет цели,
задачи, формы и порядок осуществления наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере
образования и наставничества и Примерным положением о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации (утверждено Соглашением
между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и
Свердловской областной организацией Профессионального союза работников народного
образования и науки Российской Федерации на 2024-2026 гг.).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в образовательной организации;
наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения;
молодой педагог (молодой специалист) – педагогический работник в возрасте до 35
лет, впервые приступивший к трудовой деятельности и имеющий стаж педагогической
работы от 0 до 3 лет;
начинающий педагог (начинающий специалист) – педагогический работник
независимо от возраста и стажа работы, имеющий стаж педагогической деятельности от 0 до
3 лет.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в муниципальных
мероприятиях для молодых педагогов и их наставников принимает руководитель
образовательной организации при условии обеспечения непрерывности образовательного
процесса.
1.5. Наставляемому педагогическому работнику испытательный срок при приеме на
работу не устанавливается.
1.7. Наставнику на период участия в системе наставничества устанавливается
доплата в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах.
1.8. Действие Положения распространяется также на педагогических работников
образовательной организации, осуществляющих руководство практической подготовкой
студентов, направляемых в образовательную организацию для прохождения учебной и (или)
производственной практики.
2. Цели и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды в
образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых / начинающих специалистов в педагогической
профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе
молодых / начинающих педагогов;
оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с
2

традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество;
содействие в выработке у наставляемых навыков профессионального поведения,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
знакомство наставляемых с эффективными формами и методами индивидуальной
работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и
качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень.
2.3. Формы наставничества педагогических работников:
2.3.1. По количеству участников:
индивидуальное (персональное) – закрепление за наставником одного наставляемого;
групповое – наставничество распространяется на группу специалистов;
коллективно-индивидуальное – наставничество над молодым работником
осуществляет структурное подразделение, трудовой коллектив, группа сотрудников;
коллективно-групповое – наставничество педагогического коллектива или группы
специалистов осуществляется над группой молодых работников.
2.3.2. По виду взаимодействия участников:
традиционное – наставником является педагогический работник с большим стажем и
опытом работы, наставляемым – молодой / начинающий специалист;
обратное – наставником является молодой / начинающий специалист, наставником –
специалист, имеющий больший опыт и стаж работы (данная форма эффективна при
освоении и внедрении современных образовательных технологий).
2.3.3. По статусу участников:
учитель-учитель;
учитель-студент.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя
образовательной организации.
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия.
3.3. За выполнение работы по наставничеству наставнику на период её выполнения
устанавливается доплата, которая в обязательном порядке указывается в трудовом договоре
с работником. Размер доплаты определяется в соответствии с Положением об оплате труда
образовательной организации.
3.4. Педагогический работник может быть назначен наставником двум и более
наставляемым. В этом случае доплата за наставничество устанавливается не более чем в
двойном размере.
3.5. Продолжительность рабочего времени, необходимого педагогу для выполнения
работы по наставничеству, определяется Правилами внутреннего трудового распорядка
образовательной организации.
3.6. Планирование, координация, контроль и оценка работы наставников и
наставляемых в период наставничества осуществляется заместителем руководителя по
научно-методической деятельности.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;

3

знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий;
проходить аттестацию в целях установления квалификационной категории «педагогнаставник» в соответствии с разделом IV Порядка проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 196.
4.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,
осуществляющими работу с наставляемым;
осуществлять включение молодого / начинающего специалиста в общественную
жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в том числе и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности профессиональной
педагогической деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых / начинающих
педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение;
сохранять конфиденциальность персональных данных наставляемого.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью.
5.2. Обязанности наставляемого:
Изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в
сфере наставничества педагогических работников;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
4

6. Процесс формировании пар и групп наставников и наставляемых.
Ответственность участников системы наставничества
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется на добровольной
основе по основным критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе пары наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, утверждаются приказом руководителя
образовательной организации.
6.3. В случае если наставник или наставляемый не исполняет обязанности,
определенные пунктами 4 и 5 настоящего Положения, состав наставнической пары (группы)
может быть изменен приказом руководителя образовательной организации.
7. Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».