традициях России, включая культурные особенности региона; -принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможностьследования идеалу в жизни; -принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; -принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; -принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе летнего лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. В МАОУ СОШ №64, в рамках модуля «Школьный лагерь», реализуется программа лагеря с дневным пребыванием детей «Содружество 64». Воспитывающими сообществами в детском лагере являются: -детские одновозрастные и разновозрастные отряды. Ключевым механизмом воспитания является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, учитываются особенности и закономерности развития временного детского коллектива. -детско-взрослые сообщества. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «дети-вожатый». Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы: -гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; -воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности; -духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; -эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; -экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей; -трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности; -физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности; -познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию. Основные традиции воспитания в детском лагере: -совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности; -создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иногодела); -создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей; -проведение общих мероприятий летнего лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности; -включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива; -формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; -обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»; -ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности. Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества. Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности. Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала». Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих разделах. Раздел «Будущее России» Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности. Деятельность реализуется по направлениям: -Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам -Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященныхзначимым отечественным и международным событиям. -Проведение всероссийских и региональных мероприятий. -Взаимодействие с общественными организациями -РоссийскойФедерации, региона. -Формирование межкультурных компетенций. Раздел «Ключевые мероприятия летнего лагеря» Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятиялетнего лагеря, в которых принимает участие большая часть детей. Реализациявоспитательногопотенциалаключевыхмероприятийдетского лагеря предусматривает: -Торжественное открытие и закрытие смены (программы); -Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами для детского лагеря, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями государственных органов исполнительной власти в сфере образования. В детском лагере может утверждаться свой календарь памятных дат и знаменательных событий на год (сезон), составленный с учетом перечисленных документов. -торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации; -тематические и спортивные праздники, творческие фестивали; -мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация творческого отчетного концерта для родителей и др.). Раздел «Отрядная работа» Воспитатели (учителя) организуют групповую и индивидуальнуюработу с детьми вверенного им временного детского коллектива – отряда. Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива: -коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; -автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности. -коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность; -завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования; Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает: -планирование и проведение отрядной деятельности; -поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций; -организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: вожатых, сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.; -формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений; -предъявление единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарногигиенических требований; -принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу; -диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты; -аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов; -поддержка детских инициатив и детского самоуправления; -сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.; -огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акцийи складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Раздел «Коллективно-творческое дело (КТД)» КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными. Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта. Раздел «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей. Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа. На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря. При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений. Важным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является его структура, которая строится с учетом уклада детского лагеря, направленности образовательной программы и игровой модели смены. Необходимо определить какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручениявозложить на них. Раздел «Дополнительное образование» Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через: -программы профильных (специализированных, тематических) смен; -деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря. В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурноспортивная. Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает: -приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме; -развитие и реализация познавательного интереса; -вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; -формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Раздел «Здоровый образ жизни» Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п. Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений. Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает: -физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка,-спортивныесоревнования, эстафеты, спортивные часы; -спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежемвоздухе -просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; -встречи с известными (интересными) людьми - общественнымидеятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др. Раздел «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря. Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметноэстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка. Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает: -тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей; -озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб,аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала; -оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем. -событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.); -оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры; -совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.); -регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); -акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах; -звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ; -«места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.; -размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере. -Раздел «Профилактика и безопасность» -Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам; -Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает: -физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях; -специализированные проекты и смены; -целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; -разработку и реализацию разных форм профилактических мероприятий: против курения, антиалкогольные, безопасность цифровой среды, вовлечение в деструктивные группы, религиозные культы и субкультуры; дорожная и пожарная безопасность, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и др. -организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; -поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.). -организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; -поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.). Раздел «Работа с воспитателями». Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются воспитатели, они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность взрослого человека - воспитателя.