Адаптированная рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга

Приложение
к АООП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)
Приказ № 370-о от 30.08.2023г.

Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 классы
2023-2024 учебный год

Составитель: Бутенко Т.В., учитель ВКК

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ по ОРКСЭ и обеспечивает его содержательную составляющую.
Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом «Об
образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87) выбор модуля осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели
обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания
каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и
метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся с ЗПР,
независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все
результаты обучения представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является
формирование у обучающегося с ЗПР мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной,
разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога.
Основной
методологический
принцип
реализации
ОРКСЭ
—
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся с
ЗПР представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать
её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Особенности речевого и
познавательного развития детей с ЗПР определяют необходимость при данном подходе
дополнительного использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого
высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная работа по
выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и расширению словарного
запаса. В некоторых случаях возможна адаптация речевого материала, упрощение

сложности текстов и их объема.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в
процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес
к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо
Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля,
характеристику основных видов деятельности учащихся, в том числе с учётом рабочей
программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что
верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк
Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что
верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.

Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской
культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные
сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского
народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение
синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах
разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция)
в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные
ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при
необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; уметь подбирать и использовать соизмеримые с ситуацией речевые средства и
средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения

определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в
разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить на доступном уровне прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать под руководством педагога разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
создавать после совместного анализа небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения
для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
соблюдать этические нормы и дисциплинарные требования, корректировать свое
поведение в соответствии с правилами, в ответ на замечание;
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные результаты
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны
обеспечивать следующие достижения обучающегося с ЗПР:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных
категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба
с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять
«золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
рассказывать по плану о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл
Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в
православной традиции;
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме,
общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово
и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;

излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами
объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри,
святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных
категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие,
ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность,
терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций исламской этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
рассказывать по плану о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост,
закят, дуа, зикр);
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,

старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями;
исламских семейных ценностей;
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах,
каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной
морали,
их
значении
в
выстраивании
отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных
категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь,
ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением,
уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения)
Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание
личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и
«правильное действие»;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций буддийской этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),

бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание
ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
рассказывать по плану о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в
буддийской культуре;
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
излагать с опорой на план основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри,
святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных
категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с
грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти
заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской

религиозной традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других
людей)
с
позиций
иудейской этики;
раскрывать своими словами на доступном уровне первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах
иудаизма;
рассказывать по плану о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в
синагоге, общения с мирянами и раввинами;
рассказывать на доступном уровне об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая
Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам,
старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и
значение в еврейской культуре;
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии,
религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике,
одежде;
излагать с опорой на план основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского

общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных
категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме);
объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
рассказывать по плану о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах,
ритуалах, обычаях (1—2 примера);
рассказывать на доступном уровне о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах,
общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного
праздника каждой традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных
религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных
религиях народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять
своими словами её значение в религиозной культуре;
рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки
или звуковой среды);
излагать с опорой на план основные исторические сведения о роли традиционных религий
в становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание нравственных
категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро,
человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между
людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы
и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и

природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории
России;
объяснять своими словами на доступном уровне роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№

1

2

Тема

Россия — наша Родина
(1 ч)

Культура и религия.
Введение в
православную духовную
традицию
(2 ч)

Содержание
Россия — многонациональное
государство. Духовный мир
человека. Культурные традиции.
Культурное многообразие
России. Народы и религии в
России. Традиционные религии
народов России/

Культура и религия. Что такое
культура? Что такое религия? Как
человек создаёт культуру. Истоки
русской культуры — в
православной религии.

ЭОР

http://school-collection.edu

http://school-collection.edu

Виды деятельности
Использовать систему условных обозначений
при выполнении заданий, рассматривать
иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному;
Размышлять о роли духовных традиций
народов России, их значении в жизни
человека, семьи, общества, духовном мире
человека;
Называть традиционные религии в России,
народы самостоятельно оценивать свои
достижения;);
Приводить примеры единения народов России
(например «День народного единства» и т.д.);
Выделять тему и идею учебного текста,
формулировать вопросы к тексту и отвечать на
них.
Объяснять соотношение культуры и религии,
сущность культуры, значение религии как
духовной культуры человека, народа, общества.
Рассказывать о том, как человек создаёт
культуру; об истоках русской культуры в
православной религии.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.

3

4

Во что верят
Бог — Творец, который создал весь https://cleverправославные христиане мир и человеческий род. Бог есть lab.pro/mod/page/view.php?id=3
(4 ч)
Любовь. Бог и человек. Вера в Бога
и её влияние на поступки людей.
http://school-collection.edu
Что такое православие. Бог-Троица.
Что значит
молиться. Кто такие святые.
Священное Предание. Священное
Писание христиан — Библия.
Ветхий и Новый Заветы в Библии.

Использовать ключевые понятия темы в устной
и письменной речи, применять их при анализе и
оценке фактов действительности.
Раскрывать своими словами первоначальные
представления о мировоззрении (картине мира)
в православии, вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе
Христе как Спасителе, Церкви.
Пересказывать прочитанное, составлять рассказ
с введением в него новых фактов; соотносить
про- читанное с личным жизненным опытом.
Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на
по- ступки людей, что такое молитва, кто такие
святые, что такое Священное Предание Церкви,
что его составляет, о Священном Писании
(Библии), Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Добро и зло в
Добро. Зло. Грех. Работа совести. https://cleverРассказывать о том, что такое заповеди Бога,
православной традиции. Покаяние. Десять ветхозаветных
lab.pro/mod/page/view.php?id=3 какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать
Золотое правило
заповедей, данных Богом Моисею.
содержание Десяти ветхозаветных заповедей с
нравственности. Любовь Заповеди Иисуса Христа —
религиозной и нравственно-этической точки
к ближнему (4 ч)
Заповеди Блаженств, их
зрения. Рассуждать о возможности и
содержание и соотношение с
необходимости соблюдения нравственных норм
Десятью заповедями. Кто для
жизни (свобода, разум, совесть, доброта,
христиан ближний,
любовь).
любовь к ближним. «Золотое
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса
правило нравственности» в
Христа — Заповедях Блаженства, их
православной культуре. Святость в
соотношении с Десятью ветхозаветными
православной традиции, святые.
заповедями.
Объяснять понимание в православном
христианстве, кто такой ближний, что означает
любовь к ближнему, как понимается в
православной традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с другими так, как

5

6

хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости
и святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Отношение к труду. Долг Заповеди Творца Прародителям.
https://easyen.ru/load/orkseh/294 Читать и пересказывать учебный текст.
и ответственность (2 ч) Отношение к труду в Православии.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
Уважение к труду. Совесть.
с опорой на текст учебника.
Нравственный долг и
Использовать знакомые слова в новом
ответственность человека в
мировоззренческом контексте.
православной традиции.
Рассказывать о грехопадении Прародителей,
о заповедях, о роли труда в жизни православных
христиан. Устанавливать логическую связь
между фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из жизни,
литературных произведений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Милосердие
Милосердие и сострадание в
Библиотека
Рассуждать о необходимости соблюдения
и сострадание (2 ч)
православной христианской
ЦОК
нравственных норм жизни (заботиться о других,
традиции. Особенности
https://m.edsoo.ru/7f410de8
любить друг друга, сочувствовать, не лениться,
христианской морали, отношение к
не лгать).
личным врагам. Христианское
Раскрывать основное содержание нравственных
милосердие. Милосердие к
категорий в православной культуре, традиции
животным.
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
Деятельное сострадание людям,
сострадание, ответственность, послушание,
нуждающимся.
спасение), Заповедей Блаженства.
На примере милосердия и сострадания
объяснять нравственный идеал православной
культуры.
Выражать первоначальный опыт осмысления и
нравственной оценки поступков, поведения

7

8

(своих и других людей) с позиций православной
этики, понимания милосердия и сострадания
в православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Православие в России (5 Крещение Руси. Святые
https://easyen.ru/load/orkseh/294 Объяснять значение слов (терминов и понятий)
ч)
равноапостольные княгиня Ольга и
с опорой на учебный текст.
князь Владимир Креститель.
Осуществлять поиск необходимой информации
Развитие православной культуры,
для выполнения заданий.
распространение христианства на
Рассказывать, как христианство пришло на Русь,
Руси. Святая Русь. Русские святые.
о Крещении Руси равноапостольным князем
Православие в русской культуре, в
Владимиром, почему Русь называют Святой,
современной России.
о русских святых, житиях святых.
Соотносить содержание текста с
иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.
Уметь рассказывать о праздновании Крещения
Руси, Дней славянской письменности и
культуры. Уметь использовать электронные
формы учебника (ЭФУ).
Православный храм и
Православный храм — его
https://easyen.ru/load/orkseh/294 Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст.
другие святыни (3 ч)
устройство и убранство.
Осуществлять поиск необходимой информации
Алтарь, Царские врата, иконостас,
для выполнения заданий.
притвор. Нормы поведения в
Соотносить содержание текста с
православном храме. Миряне и
иллюстративным рядом.
священнослужители. Богослужение
Рассказывать о назначении и устройстве
в храме. Таинства Церкви.
православного храма (собственно храм, притвор,
Монастыри, монашество.
алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и
священнослужителями, богослужениях в
храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях

в православной традиции. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.
Использование электронных форм учебника
(ЭФУ).
9

Символический язык
Христианская символика. Крест
православной культуры: Христов. Православная
христианское искусство художественная культура.
(иконы, фрески,
Православная икона, виды икон.
церковное пение,
Церковное пение. Церковное
прикладное искусство), прикладное искусство.
православный календарь. Православный календарь.
Праздники (6 ч)
Праздники и посты в православном
календаре. Двунадесятые
праздники. Воскресение Христово
(Пасха). Рождество Христово.
Праздники святым.

10

Христианская семья и её Семья в православной традиции — Библиотека
ценности (3 ч)
Малая Церковь. Таинство
ЦОК
Венчания. Любовь в отношениях https://m.edsoo.ru/7f410de8
родителей, членов семьи. Взаимное
прощение и терпение членов семьи.
Семейные традиции, праздники.
Образцы православной семьи,
отношений в семье.

Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст.
Распознавать христианскую символику,
объяснять своими словами её смысл и значение
в православной культуре.
Рассказывать о художественной культуре в
православной традиции, о церковном пении,
иконописи, особенностях икон в сравнении с
картинами. Называть православные праздники,
объяснять их значение (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово),
о православных постах, назначении поста в
жизни православных христиан.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Использование электронных форм учебника
(ЭФУ. Православные праздники: «Воскресение
Христово (Пасха)», «Рождество Христово»,
«День славянской письменности и культуры»,
«День семьи, любви и верности.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о
том, что такое православная семья, Таинство
Венчания, о взаимоотношениях в православной
семье на примерах житий святых, литературных
произведений.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Раскрывать основное содержание норм

11

отношений в православной в семье,
обязанностей и ответственности членов семьи,
отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Праздник «День семьи, любви и верности».
Любовь и уважение к
Служение человека обществу,
https://easyen.ru/load/orkseh/294 Закреплять и систематизировать представления
Отечеству. Патриотизм Родине. Патриотизм
о духовных традициях многонационального
многонационального и многонационального и
народа России, духовном мире человека,
многоконфессионального многоконфессионального народа
религии, религиях народов России, их значении
народа России (2 ч)
России. Война справедливая —
в жизни человека, семьи, общества.
оборонительная. Святые защитники
Проводить соотношение между религией и
Отечества.
Отечеством, объяснять отношение
православных христиан к Отечеству, защите
Родины, патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения с
понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной
и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
№
п/п
1

2

Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Россия – наша
Родина

Количество
часов

Культура и религия.
Возникновение
религий. Мировые
религии и иудаизм.
Основатели религий
мира

4

1

Программное
содержание
Россия –
многонациональное
государство. Духовный
мир человека.
Культурные традиции и
вечные ценности.
Семейные ценности

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Пользоваться условными обозначениями
учебника.
Вести учебный, межкультурный диалог.
Различать способы и средства познания духовных
традиций.
Оценивать результаты своей работы на уроке
и во внеурочной деятельности.
Понимать значение духовных традиций народов
России в жизни человека, семьи, общества.
Осознавать ценность дружеских отношений
между людьми
Понятие религии.
Понимать значение понятий: ритуал,
Первобытные верования. материальная культура и духовная культура,
Древние религии.
пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм,
Национальные и
христианство, ислам, буддизм.
мировые религии.
Прогнозировать содержание урока.
Традиционные религии
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
России.
содержание прочитанного текста.
Понятие культуры.
Рассказывать об основных религиях,
Материальная и
распространённых на территории России;
духовная культура.
о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры,
Взаимосвязь культуры
истории и религии, о предпосылках

3

Священные книги
христианства,
ислама, иудаизма
и буддизма

2

и религии. Влияние
религии на культуру.
Первые религии.
Многобожие. Появление
иудаизма как первой
религии, основанной
на вере в Единого Бога.
Возникновение
христианства. Основы
учения Иисуса Христа.
Возникновение ислама.
Возникновение
буддизма. Основные
истины буддизма
Что такое священные
книги. Священная книга
буддизма – Трипитака
(Три корзины мудрости).
Священные книги
иудаизма и
христианства.
Священная книга
ислама – Коран.
Священные книги как
обязательная часть
любой религии

возникновения и нравственных основах религий;
о первых религиях, об истории возникновения
иудаизма, христианства, ислама и буддизма.
Работать с картой.
Различать традиционные и нетрадиционные
религии.
Сопоставлять особенности мировых и
национальных религий.
Определять религиозные основы отдельных
явлений культуры.
Выявлять в них общность и различие, приводить
примеры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Понимать значение понятий: Трипитака, Библия,
Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Рассказывать о священных книгах буддизма,
иудаизма, христианства, ислама.
Определять сходство этических постулатов
священных книг религий мира.
Совершенствовать умения в области
коммуникации, чтения и понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы
разных типов, построения связного высказывания.

4

Хранители предания
в религиях мира

2

Необходимость
хранителя предания
для любой религии.
Жрецы. Раввины
в иудаизме.
Христианские
священнослужители.
Мусульманская община.
Буддийская община

5

Добро и зло

2

Представление
о происхождении добра
и зла в разных религиях.
Понятия греха и
раскаяния в разных
религиях.
Сходство и различия
представлений о добре
и зле в разных религиях

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Понимать значение понятий: жрец, раввин,
епископ, священник, имам, лама.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Рассказывать о том, когда появились хранители
предания; кто такие жрецы; какую роль в
иудаизме играют раввины; об иерархии
христианской церкви; об организации
мусульманской общины; о буддистской сангхе
и ламах
Понимать значение понятий: добро, зло, грех,
раскаяние, воздаяние – в контексте религиозных
традиций мира.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Рассказывать о причинах появления зла
и возможностях его преодоления в контексте
традиций буддизма, христианства, ислама
и иудаизма.
Соотносить понятия добра и зла с личным
опытом, опытом других людей.
Устанавливать связи полученных знаний
со знаниями по литературному чтению

6

Человек
в религиозных
традициях народов
России

2

Действия верующего
человека для общения
с Богом. Христианские
таинства. Соблюдение
религиозных
предписаний в иудаизме.
Формы служения Богу,
предписанные в Коране.
Традиции буддизма.
Молитва в разных
религиозных традициях

7

Священные
сооружения

2

Предназначение
священных сооружений.
Необходимость
священных сооружений
для любой религии.
Священные здания
иудаизма. Христианские

и окружающему миру.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
содержание прочитанного текста
Понимать значение понятий: молитва, таинство,
намаз, мантра.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Рассказывать об основных действиях верующего
человека в религиозных традициях мира, о том,
что делает верующий человек для общения
с Богом, что такое молитва, таинство, намаз,
мантра.
Приводить примеры религиозного поведения
людей из личного опыта и опыта других людей,
из литературных источников.
Выражать позитивное ценностное отношение
к поведению религиозных людей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Понимать значение понятий: синагога, церковь,
мечеть, ступа, пагода.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Рассказывать о назначении и устройстве синагоги,
христианской церкви, мечети, ступы и пагоды.

храмы. Мечети.
Буддийские священные
сооружения

8

Искусство
в религиозной
культуре

2

Связь искусства и
религии.
Искусство в религиозной
культуре христианства.
Искусство в религиозной
культуре ислама.
Искусство в религиозной
культуре иудаизма.
Искусство в религиозной
культуре буддизма.
Взаимосвязь
особенностей
религиозного искусства
с традициями веры

9

Творческие работы
учащихся

2

Содержание
деятельности
определяется
выбранными учащимися

Выявлять общность и различия в устройстве
и назначении священных сооружений.
Осознавать при нахождении в священных
сооружениях необходимость соблюдения правил
поведения, принятых в соответствующей
религиозной общине.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Понимать роль искусства в религиозных
культурах.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Рассказывать об общих особенностях искусства
в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.
Устанавливать взаимосвязь особенностей
религиозного искусства с традициями веры.
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,
для осмысления взаимосвязи светского
и религиозного искусства.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Иметь представление о материале, изученном
на уроках модуля «Основы религиозных культур
народов России», о содержании учебного проекта
и способах его реализации.

10

Религиозная
культура народов
России

2

темами и выбранными
учителем
организационными
формами и жанрами
(проект, сочинение
и т. д.), форматом
итогового мероприятия.
Подготовка
к выполнению
праздничного проекта.
Выполнение одного
из заданий в рамках
работы над праздничным
проектом.
Презентации результатов
работы и их обсуждение
Выбор веры князем
Владимиром.
Православное
христианство в истории
России. Другие
христианские
конфессии в России.
Ислам в России.
Иудеи в истории России.
Распространение
буддизма в России

Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания;
планировать и корректировать самостоятельную
работу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной
или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

Рассказывать об основных этапах возникновения
и развития православия и других религий
в России, о том, как и почему на Руси выбрали
христианскую веру, какую роль сыграло
православие в истории России, какую роль
в истории России сыграли люди, исповедовавшие
ислам, буддизм, иудаизм, католическую
и протестантскую веру.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.

11

Религиозные
ритуалы. Обычаи
и обряды

4

Понятие ритуала.
Возникновение обрядов.
Виды религиозных
обрядов. Основные
обряды христианства.
Основные обряды
в исламе. Основные
обряды иудаизма.
Основные обряды
буддизма.
Что такое
паломничество.
Паломничество
в традиционных
религиях России

Работать в группе и представлять результаты
коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить
текст с иллюстрациями.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на
заданную тему.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Понимать значение понятия «обряды»,
паломничество, реликвии, мощи.
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях
мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они
возникли; какими бывают обряды в христианстве,
исламе, буддизме и иудаизме; о паломничестве
в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Осознавать: важность толерантного отношения
к обычаям и обрядам различных религиозных
культур; этический смысл паломничеств
и святынь в религиозных традициях.
Совершенствовать умения в области
коммуникации, чтения и понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы
разных типов, построения связного высказывания.

12

Праздники
и календари

2

Что такое
паломничество.
Паломничество
в христианстве.
Паломничество
в исламе.
Паломничество
в иудаизме.
Паломничество
в буддизме

Комментировать иллюстративный ряд, соотносить
текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Понимать значение понятий: паломничество,
реликвии, мощи.
Рассказывать о паломничестве в христианстве,
исламе, иудаизме, буддизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Осознавать этический смысл паломничеств
и святынь в религиозных традициях.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить
текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Рассказывать о главных праздниках иудеев,
христиан, мусульман, буддистов.
Осознавать важность толерантного отношения
к праздникам и обычаям различных религиозных
культур.
Работать в группе и представлять результаты
коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить

13

Религия и мораль.
Нравственные
заповеди
в христианстве,
исламе, буддизме
и иудаизме

2

14

Милосердие,
забота о слабых,
взаимопомощь

1

текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Принцип ценности
Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма
человеческой жизни как и христианства, о нравственном учении ислама,
основополагающий
о буддийском учении, о поведении человека.
Прогнозировать содержание урока.
принцип всех религий.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
Заповеди иудаизма и
содержание прочитанного текста.
христианства.
Объяснять, что общее в учениях традиционных
Нравственное учение
религий.
ислама. Учение
Развивать ценностное отношение к собственным
о поведении человека
поступкам.
в буддизме
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,
для осмысления нравственного содержания
религий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Милосердие в различных Объяснять нравственный смысл милостыни.
религиях. Учение
Прогнозировать содержание урока.
Христа о милосердии.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
Благотворительная
содержание прочитанного текста.
деятельность
Рассказывать о традициях милосердия
христианской церкви.
в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме,
Формы выражения
о том, как разные религии учат состраданию,
милосердия в исламе.
милосердию и помощи людям.

15

Семья и семейные
ценности

1

16

Долг, свобода,
ответственность,
труд

1

Сострадание к живым
существам как основа
буддизма. Социальные
проблемы общества
и отношение к ним
в религиозных
традициях
Роль семьи в жизни
человека и общества.
Семья как Малая
Церковь, школа любви
в христианстве. Брак как
обязанность человека
в исламе.
Назначение семьи
в буддизме.
Уважительное
отношение
к родителям – часть
любого религиозного
вероучения
Понимание
долга, свободы,
ответственности, труда
в разных религиях

Понимать необходимость проявления милосердия
в собственном поведении.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить
текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Рассказывать о том, как традиционные религии
России относятся к семье.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Понимать необходимость ответственного
отношения к семейным ценностям.
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,
для осмысления ценности семьи в светской
и религиозной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Понимать значение понятий: долг, свобода,
ответственность, труд – в контексте традиционных
религий.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.

17

Любовь и уважение
к Отечеству

1

Этапы становления
духовных традиций
России. Любовь – основа
человеческой жизни.
Служение человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России.
Консультация учителя,
как готовиться к урокам
33, 34. Творческие
работы (дома
с родителями
или законными
представителями)
на тему «Диалог культур
во имя гражданского
мира и согласия»

Использовать личный опыт, опыт других людей,
знания, полученные на уроках по литературному
чтению и окружающему миру, для осмысления
ценности долга, ответственности, труда в светской
и религиозных традициях.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Рассказывать об исторических этапах становления
духовных традиций в России.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Объяснять значение духовных традиций народов
России, важность их изучения и сохранения.
Сопоставлять понятия «духовная традиция»,
«патриотизм», «Отечество», «служение».
Размышлять о духовном мире человека,
о культурных традициях и их значении в жизни
человека, семьи, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

18

Обобщающий урок.
Подведение итогов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

(народное творчество,
стихи, песни, кухня
народов России и т. д.)
Содержание
деятельности
определяется
выбранными учащимися
темами и выбранными
учителем
организационными
формами и жанрами
(проект, сочинение,
беседа в классе и т. д.),
форматом итогового
мероприятия.
Презентации результатов
работы и их обсуждение

Иметь представление о материале, изученном
на уроках модуля «Основы религиозных культур
народов России», о содержании учебного проекта
и способах его реализации.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания;
планировать и корректировать самостоятельную
работу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной
или индивидуальной работы; оценивать свою
деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Основы православной культуры»
№
п/п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы
контроля

всего

контрольные работы практические
работы

1.

Россия - наша Родина

1

0

0,5

2.

Культура и религия

1

0

0,5

3.

Как христианство пришло на Русь

1

0

0,5

4.

Бог, мир, человек

1

0

0,5

5.

Библия

1

0

0,5

6.

Ошибка первых людей

1

0

0,5

7.

Вдали от рая

1

0

0,5

8.

В ожидании Спасителя

1

0

0,5

9.

Десять заповедей

1

0

0,5

10.

Благовещенье. Рождество
Христово

1

0

0,5

11.

Богоявление. Искушение в пустыне

1

0

0,5

12.

Нагорная проповедь

1

0

0,5

Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;

13.

Евангельские притчи

1

0

0,5

14.

1

0

0,5

Крест
15. Пасха

1

0

0,5

16.

Творческие работы учащихся

1

0

0,5

17.

Подведение итогов

1

0

0,5

18.

Храмы России

1

0

0,5

19.

Икона

1

0

0,5

20.

Церковнославянский язык

1

0

0,5

21.

Православная молитва

1

0

0,5

22.

Церковь

1

0

0,5

23.

Причастие

1

0

0,5

24.

Покаяние

1

0

0,5

25. Подвиг

1

0

0,5

26.

1

0

0,5

Брак
27.

Родители и дети

1

0

0,5

28.

Монашество

1

0

0,5

Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;

29. Труд и творчество

1

0

0,5

30.

Любовь – вершина добродетелей

1

0

0,5

31.

Суд Божий и суд человеческий

1

0

0,5

32.

Отечество земное и небесное

1

0

0,5

33. Выступление учащихся со своими
творческими работами
34. Презентация творческих проектов

1

0

0,5

1

0

0,5

34

0

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Устный опрос,
практическая работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса УМК для учителя: Васильева О.Ю. основы
религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры:
учебник для 4 класса М., 2023.
Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется следующие ресурсы:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы;
2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов;
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам;
5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по школьной программе;
6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
7. Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/);
Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».