Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Приказ № 370-о от 30.08.2023г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» 1-4 классы Составитель: МО учителей начальных классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание здорового школьника - проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского «Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно - оздоровительных программ. Основная цель курса – воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности. Содержание курса – программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких. Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН. Программа «Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами: - научная обоснованность и практическая целесообразность; - возрастная адекватность; - необходимость и достаточность информации; - модульность программы; - практическая целесообразность - динамическое развитие и системность; - вовлеченность семьи и реализацию программы; - культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран Занятия проводятся в кабинете школы 1 раз в неделю классным руководителем. Программа рассчитана на четыре года обучения (135 часов): I класс – 33 часа, II класс – 34 часа, III класс – 34 часа, IV класс – 34 часа. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностными результатами изучения курса является формирование умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы. В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование умений: Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Определять последовательность действий. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Разговор о правильном питании» № п⁄п 1. Раздел Разнообразие питания 1 класс 5 2 класс 5 3 класс 5 4 класс 5 2. Гигиена питания и приготовление пищи 10 12 12 14 3. 4. Этикет Рацион питания Из истории русской кухни Итого 8 5 8 5 8 5 6 5 5 4 4 4 33 34 34 34 5. Разнообразие питания (20 ч) Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чиполино и его друзья». Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч) Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель. Этикет (30 ч) Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи. Рацион питания (20 ч) Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день. Из истории русской кухни (17ч) Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников: В 1 – м классе: знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания; навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни; умение определять полезные продукты питания. Во 2 – м классе: знание о структуре ежедневного рациона питания; навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания. В 3 – м классе: знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания; навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности; умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов. В 4 м классе: знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; навыки, связанные с этикетом в области питания; умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия. Содержание программы «Разговор о правильном питании» 1-й год обучения Содержание Теория Практика 1. Разнообразие питания. Знакомство с программой. Экскурсия в столовую. Беседа. 2. Самые полезные Беседа «Какие продукты Работа в тетрадях, сюжетнопродукты полезны и необходимы ролевые игры, экскурсии в человеку». Учимся выбирать магазин. самые полезные продукты. 3. Правила питания. Формирование у школьников Работа в тетрадях, оформление основных принципов гигиены плаката с правилами питания. питания. 4. Режим питания. Важность регулярного Сюжетно-ролевая игра, питания. Соблюдение режима соревнование, тест, питания. демонстрация удивительного превращения пирожка 5. Завтрак Беседа «Из чего варят кашу». Игры, конкурсы, викторины. Различные варианты Составление меню завтрака. завтрака. 6. Роль хлеба в питании Беседа «Плох обед, если Игры, викторины, конкурсы. детей хлеба нет». Рацион питания, Составление меню обеда. обед. 7. Проектная деятельность. Выполнение проектов по теме Определение тем и целей проекта, формы организации, «Плох обед, если хлеба нет». разработка плана проекта. 8. Подведение итогов работы. Творческий отчет вместе с родителями. Тематическое планирование «Разговор о правильном питании» 1-й год обучения № п/п Содержание занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 22 23-24 25 26-27 28 29 30 31 32 33 Если хочешь быть здоров Из чего состоит наша пища Полезные и вредные привычки Самые полезные продукты Как правильно есть (гигиена питания) Удивительное превращение пирожка Твой режим питания Из чего варят каши Как сделать кашу вкусной Плох обед, коли хлеба нет Хлеб всему голова Полдник Время есть булочки Пора ужинать Почему полезно есть рыбу Мясо и мясные блюда Где найти витамины зимой и весной Всякому овощу – свое время Как утолить жажду Что надо есть – если хочешь стать сильнее На вкус и цвет товарищей нет Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты Каждому овощу – свое время Народные праздники, их меню Как правильно накрыть стол. Когда человек началь пользоваться вилкой и ножом Щи да каша – пища наша Что готовили наши прабабушки. Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» Праздник урожая Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 Содержание программы «Разговор о правильном питании» 2-й год обучения Содержание 1. Вводное занятие 2. Путешествие по улице «правильного питания». 3. Молоко и молочные продукты. Теория Повторение правил питания Знакомство с вариантами полдника Значение молока и молочных продуктов 4. Продукты для ужина. Беседа «Пора ужинать» Ужин, как обязательный компонент питания Беседа «Где найти витамины в разные времена года». 5. Витамины. 6. Вкусовые качества продуктов. Беседа «На вкус и цвет товарища нет». Практика Ролевые игры Игра, викторины Работа в тетрадях, составление меню. Конкурсвикторина Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать». Ролевые игры Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры. Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры 7. Значение жидкости в организме. 8. Разнообразное питание. 9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. 10. Проведение праздника «Витаминная страна». 11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт». 12. Подведение итогов. Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки» Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры. Викторина «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры. Конкурсы, ролевые игры. Отчет о проделанной работе. Тематическое планирование «Разговор о правильном питании» 2-й год обучения. № п/п Содержание занятий. 1. 2. Вводное занятие. Повторение правил питания. Путешествие по улице правильного питания. Время есть булочки. Оформление плаката молоко и молочные продукты. Конкурс, викторина знатоки молока. Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости» Пора ужинать Практическая работа как приготовить бутерброды Составление меню для ужина. Значение витаминов в жизни человека. Практическая работа. Морепродукты. Отгадай мелодию. «На вкус и цвет товарища нет» Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» Как утолить жажду Игра «Посещение музея воды» Праздник чая Что надо есть, чтобы стать сильнее Практическая работа «Меню спортсмена» Практическая работа «Мой день» Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты Практическая работа «Изготовление витаминного салата» КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты» Оформление плаката «Витаминная страна» Посадка лука. Каждому овощу свое время. Инсценирование сказки вершки и корешки Конкурс «Овощной ресторан» Изготовление книжки «Витаминная азбука» Проект 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29-30. 31. 32. Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 33-34. Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». 2 Содержание программы «Разговор о правильном питании» 3-й год обучения Содержание 1. Вводное занятие. 2. Состав продуктов. 3. Питание в разное время года 4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. 5. Приготовление пищи 6. В ожидании гостей. 7. Молоко и молочные продукты 8. Блюда из зерна Теория Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания Беседа «Из чего состоит пища». Основные группы питательных веществ Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее». Рацион собственного питания. Беседа «Где и как готовят пищу» Устройство кухни Правила гигиены. Беседа «Как правильно накрыть стол» Столовые приборы Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов. Полезность продуктов, получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. Практика Знакомство с рабочей тетрадью «Две недели в лагере здоровья» Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров. Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я спортивная семья». Экскурсия на кухню в школьной столовой. Ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина. Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». 9. Проект «Хлеб всему голова» 10. Творческий отчет. Тематическое планирование «Разговор о правильном питании» 3-й год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10 11 12 13 14 15 16 Содержание занятий Введение Практическая работа. Из чего состоит наша пища Практическая работа «меню сказочных героев» Что нужно есть в разное время года Оформление дневника здоровья Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи Игра «В гостях у тетушки Припасихи» Конкурс кулинаров Как правильно питаться, если занимаешься спортом Составление меню для спортсменов Оформление дневника «Мой день» Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» Где и как готовят пищу Экскурсия в столовую. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25-26 27 28 29 30 31-32 33-34 Как правильно накрыть стол. Игра накрываем стол Молоко и молочные продукты Экскурсия на молокозавод Игра-исследование «Это удивительное молоко» Молочное меню Блюда из зерна Путь от зерна к батону Конкурс «Венок из пословиц» Игра – конкурс «Хлебопеки» Выпуск стенгазеты Праздник «Хлеб всему голова» Экскурсия на хлебкомбинат Оформление проекта «Хлеб- всему голова» Подведение итогов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Содержание программы «Разговор о правильном питании» 4-й год обучения Содержание 1 Вводное занятие 2.Растительные продукты леса Теория Повторение правил питания Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. 3.Рыбные продукты Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов. 4.Дары моря Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа 5.Кулинарное путешествие по России» 6 Рацион питания 7.Правила поведения за столом 8.Накрываем стол для родителей Рассмотреть проблему «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен» Беседа «Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением «Назидание о застольном невежестве» Практика Ролевые игры Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда. Игра «Походная математика» Игра – спектакль «Там на неведомых дорожках» Работа в тетрадях, Эстафета поваров «Рыбное меню» Конкурс рисунков «В подводном царстве» Конкурс пословиц и поговорок» Работа в тетрадях. Викторина «В гостях у Нептуна» Работа в тетрадях Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут» Игра – проект «кулинарный глобус» Работа в тетрадях. «Моё недельное меню» Конкурс «На необитаемом острове» Работа в тетрадях. Сюжетно – ролевые игры. 9.Проектная деятельность. Определение тем и целей проектов, форм их организации Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом Выполнение проектов по теме. Подбор литературы. Оформление проектов. 10.Подведение итогов работы Тематическое планирование «Разговор о правильном питании» 4-й год обучения № п/п Содержание занятия 1. 2. 3. 4. 5. Вводное занятие Какую пищу можно найти в лесу. Правила поведения в лесу Лекарственные растения Игра – приготовить из рыбы. Всего часов 1 1 1 1 1 6. 7. Конкурсов рисунков «В подводном царстве» Эстафета поваров 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Конкурс половиц поговорок Дары моря. Экскурсия в магазин морепродуктов Оформление плаката «Обитатели моря» Викторина «В гостях у Нептуна» Меню из морепродуктов Кулинарное путешествие по России. 1 1 1 1 1 1 1 15. Традиционные блюда нашего края 1 16. 17. Практическая работа по составлению меню Конкурс рисунков «Вкусный маршрут» 1 1 18. 19. Игра – проект «Кулинарный глобус» Праздник «Мы за чаем не скучаем» 1 1 20. 21. 22. 23. 24. 25-26. 27-28. 29. 30-33 34 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен Составление недельного меню Конкурс кулинарных рецептов Конкурс «На необитаемом острове» Как правильно вести себя за столом Практическая работа «Как правильно вести себя за столом» Изготовление книжки «Правила поведения за столом» Накрываем праздничный стол Проект Подведение итогов 1 1 1 1 1 2 2 1 4 1