Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Приказ № 370-о от 30.08.2023г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» 3 классы Составитель: Кержаков Виктор Викторович Екатеринбург ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» является приложением к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ № 64. Общая характеристика учебного курса Программа направлена на: — соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; — расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебной культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; — усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. — реализацию принципа вариативности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия ОФП улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности. Задачи: – укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; - развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; – обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. - воспитание моральных и волевых качеств. Место учебного предмета в учебном плане Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста и времени года, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. На изучение курса по ОФП выделяется 68ч. в 3 классах (2ч. в неделю, 34 учебные недели). Рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Также на занятиях используются задачи разной сложности. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Программа разработана на основе принципов: - обучения - наглядности - сознательности и активности - систематичности - доступности - спортивной-тренировки. Методы организации занятия: - словесные (рассказ учителя, инструктаж, беседа, обсуждение), - наглядные, - повторный метод, - метод активизации, - игровой, - соревновательный. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Метапредметные результаты: • характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий общей физической подготовкой; • организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения; • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; • оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами; • управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность; • технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической подготовки; • изложение фактов истории развития физической подготовки, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; • представление общей физической подготовки как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; • измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств; • оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения; • бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности; • организация и проведение занятий общей физической подготовки с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки; • характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств; • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; • объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их; • подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; • нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов; • выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости; • выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях. Планируемые результаты изучения курса В результате освоения программного материала по общей физической подготовке учащиеся 3 класса должны иметь представление: - о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных; - об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол; уметь: - составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации; - выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол; - составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований; - вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; - демонстрировать уровень физической подготовленности СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Общая физическая подготовка, как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах). Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики Развитие гибкости, формирование осанки, развитие силовых способностей. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Легкая атлетика Развитие координации, быстроты, выносливости, силовых способностей. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. Подвижные и спортивные игры На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале спортивных игр: Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. На материале лыжной подготовки: Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение. Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Знания о физической культуре. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью Лёгкая атлетика. Гимнастика с элементами акробатики Подвижные игры с элементами баскетбола, волейбола. Лыжная подготовка Подвижные игры Всего Количество часов 3 класс в процессе занятий 20 12 26 10 в процессе занятий 68 Тематическое планирование Тема раздела Содержание урока Лёгкая атлетика Правила поведения в спортзале, на улице. Бег с высокого старта, бег с ускорением на короткие дистанции. Игра «Пустое место» 2 часа Планируемые образовательные результаты Ознакомиться с техникой безопасности Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. . Разновидности челночного бега. Развитие ловкости и координационных Метание теннисного мяча с места на способностей. Правильно выполнять заданное расстояние и в цель. основные движения в метании. Круговая эстафета. 2 часа Бег из разных исходных положений. Описывать технику бега и выявлять Бег – 30 м. с высокого старта. основные ошибки, осваивать технику Метание мяча на дальность полёта. бега из различных положений. Игра «Вышибалы» 2 часа Правильно выполнять основные движения в метании Прыжки в длину по ориентирам. Описывают технику выполнения Преодоление 2-3 препятствий. Игра прыжковых упражнений. Выявляют и «Третий лишний» 2 часа устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Уметь преодолевать различные препятствия. Подвижные Бег с изменением направления, ритма Владеть мячом (держать, передавать на игры с и темпа. Ловля и передача б/мяча на расстоянии, ловля, ведение, броски) элементами месте. Ведение на месте. Броски в цель индивидуальные упражнения на баскетбола (мишень). Игра «Передал – садись» 2 координацию часа Ведение б/ мяча на месте. Броски в Уметь владеть мячом. Развитие цель (мишень). Игра «Передал – ловкости и координационных садись» 2 часа способностей. Ловля и передача б/мяча в движении. Владеть мячом (держать, передавать на Ведение на месте. Броски в цель расстояние, ловля, ведение, броски) (мишень). Игра «Передал – садись» 2 часа Ловля и передача б/мяча в движении. Уметь - владеть мячом (держать, Ведение мяча правой (левой) рукой в передавать на расстояние, ловля, движении. Броски в цель (кольцо, щит, ведение, броски). мишень) 2 часа Ведение б/мяча в движении правой Уметь - владеть мячом. (левой рукой). Броски в цель (мишень). Регулировать эмоции в процессе 5. Игра в мини-баскетбол. 2 часа игровой деятельности, уметь управлять ими. Бег с преодолением небольших Уметь - преодолевать различные препятствий. Бросок набивного мяча препятствия. (0.5кг) из положения, стоя от груди и Проявлять качества силы, быстроты, из за головы. 2 часа координацию при выполнении бросков. Гимнастика Упр. на освоение навыков Уметь - выполнять упражнения в равновесия. Лазанье по канату. 2 часа равновесии, лазать по канату. Упражнения для формирования Уметь - прямо держать положение осанки. Акробатическая комбинация туловища, развернутые плечи, из 3-4х элементов. 2 часа приподнятая голова, немного втянутый живот. Выполнять акробатические элементы в комбинации Лазать по скамейке, подтягиваться на Уметь - лазать по гимнастической руках. скамейке. Подвижные игры. 2 часа Описывают правила игры, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Упр. для укрепления голеностопа. Выполнять несложные упражнения для Лазание по канату. Перелезание через укрепления голеностопа. Лазать по горку матов и гимнастическую канату, перелезать через горку матов и скамейку. 2 часа гимнастическую скамейку. Перелезание через горку матов. Лазать по канату, перелезать через Полоса препятствия из гимн. горку матов и гимнастическую снарядов. 2 часа скамейку. Акробатическая комбинация из 3-4х Выполнять акробатические элементы в элементов. комбинации. Выполняют правила игры, Развивающие игры. 2 часа уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Лыжная Передвижение скользящим шагом. Выполнять имитацию положения тела в подготовка Продолжаем изучать попеременно фазе скольжения поочередно на правой двухшажный ход. Передвижение до 1 и левой ноге. Выполнять длительное км. с равномерной скоростью. 2 часа скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой лыжей. Попеременно двухшажный хода. Уметь – выполнять длительное Прохождение дистанции 1 км. б/у скольжение на одной лыже, времени. 2 часа отталкиваясь другой лыжей. Соблюдать правильное выполнение техники хода. Повторить подъёмы и спуски с Уметь – выполнять длительное небольших склонов. Повторить скольжение на одной лыже, попеременно двухшажный ход с отталкиваясь другой лыжей. Соблюдать палками. Игры по заданию. 2 часа правильное выполнение техники хода. Повторить подъёмы и спуски с Уметь – соблюдать правильное небольших склонов. Передвижение до выполнение техники хода. Уметь 1 км. с равномерной скоростью. удерживать равновесие, контролировать Скольжение под воротами. 2 часа направление движения. Подвижные игры на улице. Использовать подвижные игры для Скольжение под воротами. 2 часа организации активного отдыха и досуга. Выполнять длительное скольжение на лыжах. Подвижные Ведение мяча с изменением скорости. Уметь - владеть мячом (держать, игры с Бросок двумя руками от груди. Игра в передавать на расстоянии, ловля, элементами мини-баскетбол. 2 часа ведение, броски) баскетбола Ведение мяча с изменением скорости. Владеть мячом в процессе подвижных Бросок мяча двумя руками от груди. игр. Игра «Мяч соседу» 2 часа Ловля и передача мяча в движении. Владеть мячом (держать, передавать на Ведение на месте правой (левой) рукой расстояние, ловля, ведение, броски) в в движении бегом. Броски в цель процессе подвижных игр. (кольцо, щит, мишень). Игра «Мяч ловцу» 2 часа Ловля и передача мяча в движении. Ведение мяча правой (левой) рукой в движении. Игра в мини-баскетбол. 2 часа Броски мяча в кольцо с места - снизу. Ведение мяча с изменением направления. Ловля и передача мяча в движении в треугольниках. Эстафеты с элементами баскетбола. 2 часа Игра в мини-баскетбол. 2 часа Передача мяча в парах с отскоком от пола. Ведения мяча с изменением направления. Учебные игры. 2 часа Лёгкая атлетика. Уметь - владеть мячом во время игры в мини-баскетбол. Уметь - владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски). Уметь владеть мячом Уметь владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски). Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. Прыжки в высоту с прямого разбега, В прыжке в высоту отталкивание прыжки через длинную вращающуюся должно быть кратковременным, скакалку. Игра «Золотая рыбка» 2часа быстрым, энергичным, резким. Выявляют и устраняют характерные ошибки. Прыжки в высоту с прямого разбега, Уметь – сочетать прыжок с вращением прыжки через длинную вращающуюся скакалки. Пробегать, когда скакалка скакалку. Эстафета с использованием находится на уровне груди. В прыжке в длинной скакалки. 2 часа высоту отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Бега с высокого старта - 20 м Бегать с максимальной скоростью. Метание мяча на дальность, Правильно выполнять основные отскока от стены. Игра «Шишки, движения, следить за рукой в метании. желуди, орехи» 2 часа Повторить технику метания мяча с Уметь - правильно выполнять движения места на дальность полёта. Линейные при метании различными способами. эстафеты. Игра «Пустое место» 2 часа Преодоление 2-3 х препятствий. Уметь – бегать с максимальной Метание мяча с места на дальность скоростью; правильно выполнять полёта. Встречная эстафета основные движения в метании. (расстояние 10-15м.) 2 часа Преодолевать различные препятствия, в быстром и рациональном решении двигательных задач. «Веселые старты». Подвижные игры. 2 Развитие ловкости, координационных часа способностей. Перечень информационного обеспечения программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1—11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича.