Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Приказ № 370-о от 30.08.2023г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кем быть?» 1-4 классы Составитель: МО учителей начальных классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Программа «Кем быть?» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств. Программа курса «Кем быть?» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., СухаревскаяЕ.Ю. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебноисследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа». Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем. Задачи: Образовательные: – расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); – расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; 2 – активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. Воспитательные: – воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых. – расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; – воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: -когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; -мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; -поведенческиенавыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Кем быть?» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: -Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. -Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. -Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: - Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и 3 следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Общая характеристика программы Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Программа состоит из четырёх частей «Труд в жизни человека» (1 класс); «Профессии наших родителей» (2 класс); «Мир профессий» (3 класс); «Я в мире профессий» (4 класс). Место программы Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год. Формы контроля: 1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. 2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое задание по теме: «Кем и каким я хочу стать» 4 Тематическое планирование (1 класс - 33 часа) Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе: - формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; - расширение знаний о производственной деятельности людей; - воспитание уважения к людям труда. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Наименование разделов и тем Всего часов Профессии, связанные с природой. Путешествие в мир профессий 1 сельского хозяйства У бабушки в деревне 1 Ловись рыбка 1 Труженики леса 1 Хлеб – всему голова 1 Профессия овощевод 1 Знакомьтесь. агроном 1 Профессия цветовод 1 Все работы хороши, выбирай на вкус 1 Профессии наших мам. В магазине 1 В библиотеке 1 Весёлая портняжка 1 Расти здоровым 1 Я в учителя пойду 1 Кухонный переполох 1 Причёски такие разные 1 Профессии наших мам. Кем быть? 1 Профессии наших пап. Строим дом 1 У кого мастерок, у кого молоток 1 Весёлый мастерок 1 Профессия водитель 1 Осторожно огонь 1 Я б в спасатели пошёл пусть меня 1 научат Профессия шахтёр 1 Все профессии нужны, все профессии 1 важны Профессии, связанные с путешествиями. Куда уходят поезда 1 Высоко в облаках 1 Космическое путешествие 1 Морское путешествие 1 На арене цирка 1 Профессии наших родителей 1 Кем быть? Каким быть? 1 Профессиоведческий турнир 1 5 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование (2 класс-34 часа) Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека. № п\п 1-2 3-4 5 6-7 8-9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19-20 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34 Наименование разделов и тем Всего часов Профессии, связанные с природой. Многообразие мира профессий. 2 Исследование «Многообразие рабочих профессий» Садовник, дворник. 2 Мастер-цветовод 1 Профессия продавец 2 Почтальон 2 Профессии, которые нас охраняют. Охранник 1 Полицейский 1 Пожарный 1 Военный 1 Профессия «Следователь» 1 Следствие ведут второклассники! 1 Разведчик 1 Летчик 1 Водолаз 1 Профессии, которые нас лечат. Врач скорой помощи 2 Детский врач - педиатр 2 Зубной врач 2 Кто лечит наши глаза 2 Профессии в школе. Профессия – учитель. 2 Профессия - воспитатель 2 Как помогает логопед 2 Профессия - библиотекарь Создание странички портфолио – «Труд в почете любой» 6 2 1 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование (3 класс-34 часа) Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях. № п\п 1-2 3-4 5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24 25 26-27 28-29 30 31-34 Наименование разделов и тем Всего часов Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама – лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы» Кем работают мои родные? Кем работают (ли) бабушки и дедушки Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. Семейные династии 2 2 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии» Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии. 2 1 1 2 1 1 1 1 Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?» Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» 1 2 1 1 1 2 1 1 7 1 4 1 1 3 Тематическое планирование (4 класс-34 часа) Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе - обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда; - расширять и углублять представления о различных профессиях. № п\п 1 2 3 4-5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34 Наименование разделов и тем Всего часов В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я» Великая радость – работа « Быть нужным людям…» Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» Характер и выбор профессии Правила выбора профессии 1 1 1 2 1 Творческий проект «Моя будущая профессия» Представление о себе и проблема выбора профессии «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») Как готовить себя к будущей профессии 2 Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» Сочинение « … - это призвание!» Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая профессия» Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» Проект « Я и мир профессий» «Мое профессиональное портфолио» Защита «Профессионального портфолио» Итоговая конференция «Мир профессий» 2 2 8 2 Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1) Критерии Показатели деятельностью Поведенческий Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде сознания 3.Знания об основных профессиях, профессия?») их особенностях. активности Мотивационноличностный отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной Тестирование дл 2.Понимание значения труда я (Тесты «Зачем жизни общества и каждого нужен труд?», человека. «Какая это Уровень о Уровень трудовой знания учащихся труде, о мире профессий 1.Знания о труде. сформированност и трудового Когнитивный Таблица 1 Методики диагностики 1.Отношение к труду и людям Наблюдение труда Методика 2. Интерес к трудовой и «Продолжи профессиональной деятельности. предложение» 3. Желание овладеть какой-либо Беседа «Кем профессией. быть?» 1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявлегие трудолюбия, старательности. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научнопрактическая конференция. 9 Методическое обеспечение программы. Литература для учителя: 1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРОПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г. Дополнительно: 1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. №1. С.6-13. 2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М., 1968. 3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985. 4. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия» (2011) 5. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие. А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996. 6. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003. 7. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб. пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994 8. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы. Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004. 9. Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.; «Педагогика-Пресс», 1981. 10. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей. Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005. 11. Психология развивающейся личности. сост. А.В. Петровский. – М., 1987. 12. Разумихина. Г. Будь, пожалуйста, счастлив! Г. Разумихина. – М., 1990. 13. Федин. С. Игры в пути. Учебное пособие. С. Федин. - М.; 2000. 14. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте . А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993. 15. Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004 10 Приложение Развернутое содержание программы 1 класс: Профессии, связанные с природой. 1.Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. 1ч Вводное занятие. Введение понятия профессия. Профориентационные игры. 2.У бабушки в деревне. 1ч. Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог. Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит» 3.Ловись рыбка. 1ч Профессия рыболов. Введение понятий рыболовная сеть, рыболовная снасть, айсберг, маяк. Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака», «Кашалот» 4.Труженики леса . 1ч. Профессии лесник, лесничий, лесовод. Введение понятия кокарда. Игры: «Что изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка» 5.Хлеб – всему голова. 1ч Профессии хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник. Игры: «Угадай хлеб», «Испеки хлеб», «Путаница» 6. Профессия овощевод. 1ч. Профессия овощевод Игры: «Разложи вслепую», «Увернись» 7.Знакомьтесь. Агроном . 1ч Профессия агроном. Игры: «рассказ по кругу», «Кто использует в работе». 8.Профессия цветовод. 1ч Профессия цветовод. Игры: «Анаграммы», «Склеенные слова», «Из семени в цветок», «Добрые слова». 9.Все работы хороши, выбирай на вкус. 1ч Конкурсная программа по теме : «Профессии связанные с природой» Профессии наших мам. 1. В магазине 1ч. Профессии продавец, кассир, товаровед. Игры : «Умей промолчать», «Магазин» 2. В библиотеке 1ч. Профессия библиотекарь. Введение понятий стеллаж, каталог, формуляр, аннотация. Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось». 3.Портной. 1ч. Профессии портной, швея, закройщик, модельер. Введение понятий: специализация, лекало, выкройка, заказчик. 4.Расти здоровым .1ч. 11 Профессия врач. Игры: «Неоконченные предложения», «Учимся оказывать первую медицинскую помощь» «Вызов врача» 5. Я в учителя пойду.1ч. Профессия учитель. Разыгрывание ситуаций из школьной жизни. 6.Кухонный переполох.1ч Профессия повар. Введение понятий: кухонная утварь, ступка, кокотница, дуршлаг и др. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». 7. Такие разные причёски.1ч. Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски 8.Профессии наших мам.1ч. Профессии родителей. Выступление родителей по специальному плану. Игротека: «Кто это создал», «Пантомима», «Чёрный ящик» Кем быть? Конкурсная программа по теме: «Профессии наших мам» Профессии наших пап. 1 Строим дом. 1ч Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист, крановщик, стропальщик. Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка 2 У кого мастерок, у кого молоток. 1ч Рабочие инструменты. Игры: «Назови мастера». Разгадывание кроссвордов. 3 Весёлый мастерок.. 1ч Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор. Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина. 4 Профессия водитель. 1ч Профессия водитель. Игры: «Глазомер», «Неуловимый шнур», «Самый внимательный». 5 Осторожно огонь. 1ч Профессия пожарного. Введение понятия: огнетушитель. Игры: «В дыму», «Вызов по телефону пожарной команды» 6 Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. 1ч 12 Профессия спасатель, оперативный дежурный. 7 Профессия шахтёр. 1ч Профессия шахтёр. Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта. 8 Все профессии нужны, все профессии важны. 1ч Конкурсная программа по теме: «Профессии наших пап» Профессии, связанные с путешествиями. 1 Куда уходят поезда. 1ч. Профессии машинист, проводник. Введение понятий рельсы, шпалы, электровоз, семафор. Просмотр фильма «Железный конь» Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не пропусти свою букву», «Кассир», «Проводник» 2 Высоко в облаках. 1ч. Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Игры: «Летает -не летает», «Приведи самолёт в порт» 3 Космическое путешествие.1ч. Профессия космонавт. Введение понятий скафандр, инвентаризация Конкурсная программа. 4 Морское путешествие.1ч. Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой электромеханик, судоводитель. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство. Игротека. 5 На арене цирка.1ч. Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик. Театрализация. «На арене цирка» 6 Профессии наших родителей.1ч. Профессии связанными с путешествиями. Выступление родителей по заранее подготовленному плану. Игротека: «Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе», «Противоположные качества», «Угадай профессию» 7 Кем быть? Каким быть?1ч. Игровая программа. Введение понятий должность, профессия. Игры: «Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери пословицу», «Подскажи профессию» 8 Профессиоведческий турнир.1ч. Конкурсная программа. Профессии агроном, маляр, штукатур, режиссёр. Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия», «Конкурс пантомимы» 13