Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ № 370-о от 30.08.2023г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Кем быть?»
1-4 классы
Составитель: МО учителей начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает
важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,
внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь
предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет
избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных
детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к
определенному
виду
деятельности:
изобразительной,
музыкальной,
конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно
рассматривать
как
подготовительный,
закладывающий
основы
для
профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у
ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа
мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика,
милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети
знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире
существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане
человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации
ребенка. Программа «Кем быть?» направлена на расширение кругозора младших
школьников по профориентации и создание условий для формирования
личностных качеств.
Программа курса «Кем быть?» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией
духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы
развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В.,
СухаревскаяЕ.Ю. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными
сферами
человеческой
деятельности
через
организацию
учебноисследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер
основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А.
Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих
профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от
объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника»,
«человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание
условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе
характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре
труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в
семье и обществе;
2
– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные
с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире,
создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых
для полноценного развития личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать
специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
-мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческиенавыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
«Кем быть?» является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы
на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
3
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общая характеристика программы
Содержание
определяется
возрастными особенностями
младших
школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое
наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся
имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а
также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии. Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» построена таким
образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды
своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии
своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии,
конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска
знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов,
потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Программа состоит из четырёх частей
«Труд в жизни человека» (1 класс);
«Профессии наших родителей» (2 класс);
«Мир профессий» (3 класс);
«Я в мире профессий» (4 класс).
Место программы
Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» предназначена для
обучающихся 1-4 классов. Программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Формы контроля:
1.
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.
2.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу —
творческое задание по теме: «Кем и каким я хочу стать»
4
Тематическое планирование
(1 класс - 33 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе:
- формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в
жизни людей;
- расширение знаний о производственной деятельности людей;
- воспитание уважения к людям труда.
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Наименование разделов и тем
Всего часов
Профессии, связанные с природой.
Путешествие в мир профессий
1
сельского хозяйства
У бабушки в деревне
1
Ловись рыбка
1
Труженики леса
1
Хлеб – всему голова
1
Профессия овощевод
1
Знакомьтесь. агроном
1
Профессия цветовод
1
Все работы хороши, выбирай на вкус
1
Профессии наших мам.
В магазине
1
В библиотеке
1
Весёлая портняжка
1
Расти здоровым
1
Я в учителя пойду
1
Кухонный переполох
1
Причёски такие разные
1
Профессии наших мам. Кем быть?
1
Профессии наших пап.
Строим дом
1
У кого мастерок, у кого молоток
1
Весёлый мастерок
1
Профессия водитель
1
Осторожно огонь
1
Я б в спасатели пошёл пусть меня
1
научат
Профессия шахтёр
1
Все профессии нужны, все профессии
1
важны
Профессии, связанные с путешествиями.
Куда уходят поезда
1
Высоко в облаках
1
Космическое путешествие
1
Морское путешествие
1
На арене цирка
1
Профессии наших родителей
1
Кем быть? Каким быть?
1
Профессиоведческий турнир
1
5
Количество часов
теория
практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
(2 класс-34 часа)
Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора
профессии в жизни человека.
№ п\п
1-2
3-4
5
6-7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19-20
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Наименование разделов и тем
Всего часов
Профессии, связанные с природой.
Многообразие мира профессий.
2
Исследование «Многообразие рабочих
профессий»
Садовник, дворник.
2
Мастер-цветовод
1
Профессия продавец
2
Почтальон
2
Профессии, которые нас охраняют.
Охранник
1
Полицейский
1
Пожарный
1
Военный
1
Профессия «Следователь»
1
Следствие ведут второклассники!
1
Разведчик
1
Летчик
1
Водолаз
1
Профессии, которые нас лечат.
Врач скорой помощи
2
Детский врач - педиатр
2
Зубной врач
2
Кто лечит наши глаза
2
Профессии в школе.
Профессия – учитель.
2
Профессия - воспитатель
2
Как помогает логопед
2
Профессия - библиотекарь
Создание странички портфолио – «Труд
в почете любой»
6
2
1
Количество часов
теория
практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
(3 класс-34 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе:
знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей,
знакомых), расширение их представлений о разных профессиях.
№ п\п
1-2
3-4
5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24
25
26-27
28-29
30
31-34
Наименование разделов и тем
Всего часов
Представление о труде взрослых.
Вот у Коли, например, мама –
милиционер.
«Мама – лётчик? Что ж такого?»
Имеет ли значение пол человека для
выбора и обретения профессии.
Оформление странички портфолио
«Профессия мамы и папы»
Кем работают мои родные?
Кем работают (ли) бабушки и дедушки
Сочинение «Трудовая гордость моей
семьи».
Исследование трудовой истории моей
семьи. Оформление страницы
портфолио.
Семейные династии
2
2
Количество часов
теория
практика
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
Оформление фото-картиночной
странички портфолио по теме:
«Семейные династии»
Эволюция профессий – как меняются
условия труда и трудовые обязанности
в век прогресса.
Как рождаются новые профессии.
2
1
1
2
1
1
1
1
Исчезают ли профессии?
Как приобрести профессию?
«Я бы в летчики пошел – пусть меня
научат…»
Сложности выбора профессии.
Книгу переворошив, намотай себе на ус
- все работы хороши, выбирай на вкус!
В.Маяковский «Кем быть?»
Сочинение-эссе «Какой профессией я
смог(ла) бы овладеть?»
Подготовка презентации «Все
профессии важны – все профессии
нужны!»
1
2
1
1
1
2
1
1
7
1
4
1
1
3
Тематическое планирование
(4 класс-34 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе
- обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3
классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;
- расширять и углублять представления о различных профессиях.
№ п\п
1
2
3
4-5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Наименование разделов и тем
Всего часов
В гостях у своего «Я».
Мое «Я» в гостях у других «Я»
Великая радость – работа
« Быть нужным людям…»
Сочинение-рассуждение «Самая
нужная профессия»
Характер и выбор профессии
Правила выбора профессии
1
1
1
2
1
Творческий проект «Моя будущая
профессия»
Представление о себе и проблема
выбора профессии
«Секреты» выбора профессии («хочу»,
«могу», «надо»)
Как готовить себя к будущей профессии
2
Оформление странички портфолио
«Кем быть?», «Каким быть?»
Сочинение « … - это призвание!»
Профессии, без которых не обойтись.
Исследование «Необычная творческая
профессия»
Исследование «Мои земляки в мире
творческих профессий»
Проект « Я и мир профессий»
«Мое профессиональное портфолио»
Защита «Профессионального
портфолио»
Итоговая конференция «Мир
профессий»
2
2
8
2
Количество часов
теория
практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
2
1
1
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице
(таблица 1)
Критерии
Показатели
деятельностью
Поведенческий
Навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность,
самостоятельность в
труде
сознания
3.Знания об основных профессиях, профессия?»)
их особенностях.
активности
Мотивационноличностный
отношение к труду,
интерес к профессиям,
желание
овладеть
какой-либо
профессиональной
Тестирование
дл
2.Понимание значения труда я (Тесты
«Зачем
жизни общества
и каждого нужен труд?»,
человека.
«Какая
это
Уровень
о
Уровень трудовой
знания учащихся
труде,
о мире
профессий
1.Знания о труде.
сформированност
и
трудового
Когнитивный
Таблица 1
Методики
диагностики
1.Отношение к труду и людям
Наблюдение
труда
Методика
2.
Интерес к
трудовой и «Продолжи
профессиональной деятельности.
предложение»
3. Желание овладеть какой-либо
Беседа
«Кем
профессией.
быть?»
1.Навыки трудовой деятельности.
2.Проявлегие
трудолюбия,
старательности.
3.Добросовестность,
активность,
ответственность в учебном труде.
Наблюдение.
Анализ
продуктов
трудовой
деятельности.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных
учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений,
опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования
творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научнопрактическая конференция.
9
Методическое обеспечение программы.
Литература для учителя:
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРОПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.
Дополнительно:
1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей
развития личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. №1. С.6-13.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович.
– М., 1968.
3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
4. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими
рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский
центр «Академия» (2011)
5. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие.
А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
6. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
7. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб.
пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
8. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы.
Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
9. Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.;
«Педагогика-Пресс», 1981.
10. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей. Т.Н. Образцова. - М.: ООО
“Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
11. Психология развивающейся личности. сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
12. Разумихина. Г. Будь, пожалуйста, счастлив! Г. Разумихина. – М., 1990.
13. Федин. С. Игры в пути. Учебное пособие. С. Федин. - М.; 2000.
14. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте .
А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.
15. Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс Л. Н.
Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004
10
Приложение
Развернутое содержание программы 1 класс:
Профессии, связанные с природой.
1.Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. 1ч
Вводное занятие. Введение понятия профессия.
Профориентационные игры.
2.У бабушки в деревне. 1ч.
Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог.
Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит»
3.Ловись рыбка. 1ч
Профессия рыболов.
Введение понятий рыболовная сеть, рыболовная снасть, айсберг, маяк.
Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака», «Кашалот»
4.Труженики леса . 1ч.
Профессии лесник, лесничий, лесовод.
Введение понятия кокарда.
Игры: «Что изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка»
5.Хлеб – всему голова. 1ч
Профессии хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник.
Игры: «Угадай хлеб», «Испеки хлеб», «Путаница»
6. Профессия овощевод. 1ч.
Профессия овощевод
Игры: «Разложи вслепую», «Увернись»
7.Знакомьтесь. Агроном . 1ч
Профессия агроном.
Игры: «рассказ по кругу», «Кто использует в работе».
8.Профессия цветовод. 1ч
Профессия цветовод.
Игры: «Анаграммы», «Склеенные слова», «Из семени в цветок», «Добрые слова».
9.Все работы хороши, выбирай на вкус. 1ч
Конкурсная программа по теме : «Профессии связанные с природой»
Профессии наших мам.
1.
В магазине 1ч.
Профессии продавец, кассир, товаровед.
Игры : «Умей промолчать», «Магазин»
2.
В библиотеке 1ч.
Профессия библиотекарь.
Введение понятий стеллаж, каталог, формуляр, аннотация.
Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось».
3.Портной. 1ч.
Профессии портной, швея, закройщик, модельер.
Введение понятий: специализация, лекало, выкройка, заказчик.
4.Расти здоровым .1ч.
11
Профессия врач.
Игры: «Неоконченные предложения», «Учимся оказывать первую медицинскую
помощь»
«Вызов врача»
5. Я в учителя пойду.1ч.
Профессия учитель.
Разыгрывание ситуаций из школьной жизни.
6.Кухонный переполох.1ч
Профессия повар.
Введение понятий: кухонная утварь, ступка, кокотница, дуршлаг и др.
Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки
на кухне».
7. Такие разные причёски.1ч.
Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог.
Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри.
Практическая работа: эскиз причёски
8.Профессии наших мам.1ч.
Профессии родителей.
Выступление родителей по специальному плану.
Игротека: «Кто это создал», «Пантомима», «Чёрный ящик»
Кем быть?
Конкурсная программа по теме: «Профессии наших мам»
Профессии наших пап.
1
Строим дом. 1ч
Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист,
крановщик, стропальщик.
Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка
2 У кого мастерок, у кого молоток. 1ч
Рабочие инструменты.
Игры: «Назови мастера». Разгадывание кроссвордов.
3 Весёлый мастерок.. 1ч
Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор.
Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина.
4 Профессия водитель. 1ч
Профессия водитель.
Игры: «Глазомер», «Неуловимый шнур», «Самый внимательный».
5 Осторожно огонь. 1ч
Профессия пожарного.
Введение понятия: огнетушитель.
Игры: «В дыму», «Вызов по телефону пожарной команды»
6 Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. 1ч
12
Профессия спасатель, оперативный дежурный.
7 Профессия шахтёр. 1ч
Профессия шахтёр.
Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта.
8 Все профессии нужны, все профессии важны. 1ч
Конкурсная программа по теме: «Профессии наших пап»
Профессии, связанные с путешествиями.
1 Куда уходят поезда. 1ч.
Профессии машинист, проводник.
Введение понятий рельсы, шпалы, электровоз, семафор.
Просмотр фильма «Железный конь»
Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не пропусти свою букву», «Кассир»,
«Проводник»
2 Высоко в облаках. 1ч.
Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса.
Введение понятия авиация.
Игры: «Летает -не летает», «Приведи самолёт в порт»
3 Космическое путешествие.1ч.
Профессия космонавт.
Введение понятий скафандр, инвентаризация
Конкурсная программа.
4 Морское путешествие.1ч.
Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой электромеханик, судоводитель.
Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство.
Игротека.
5 На арене цирка.1ч.
Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик.
Театрализация. «На арене цирка»
6 Профессии наших родителей.1ч.
Профессии связанными с путешествиями.
Выступление родителей по заранее подготовленному плану.
Игротека: «Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе»,
«Противоположные качества», «Угадай профессию»
7 Кем быть? Каким быть?1ч.
Игровая программа.
Введение понятий должность, профессия.
Игры: «Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери пословицу»,
«Подскажи профессию»
8 Профессиоведческий турнир.1ч.
Конкурсная программа. Профессии агроном, маляр, штукатур, режиссёр.
Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия», «Конкурс пантомимы»
13