Рабочая программа курса внеурочной деятельности Кем быть

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ № 370-о от 30.08.2023г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Кем быть?»
1-4 классы

Составитель: МО учителей начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает
важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,
внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь
предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет
избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных
детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к
определенному
виду
деятельности:
изобразительной,
музыкальной,
конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно
рассматривать
как
подготовительный,
закладывающий
основы
для
профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у
ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа
мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика,
милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети
знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире
существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане
человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации
ребенка. Программа «Кем быть?» направлена на расширение кругозора младших
школьников по профориентации и создание условий для формирования
личностных качеств.
Программа курса «Кем быть?» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией
духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы
развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В.,
СухаревскаяЕ.Ю. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными
сферами
человеческой
деятельности
через
организацию
учебноисследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер
основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А.
Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих
профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от
объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника»,
«человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание
условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе
характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре
труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в
семье и обществе;
2

– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные
с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире,
создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых
для полноценного развития личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать
специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
-мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческиенавыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
«Кем быть?» является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы
на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
3

следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общая характеристика программы
Содержание
определяется
возрастными особенностями
младших
школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое
наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся
имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а
также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии. Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» построена таким
образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды
своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии
своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии,
конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска
знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов,
потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Программа состоит из четырёх частей
«Труд в жизни человека» (1 класс);
«Профессии наших родителей» (2 класс);
«Мир профессий» (3 класс);
«Я в мире профессий» (4 класс).
Место программы
Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» предназначена для
обучающихся 1-4 классов. Программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Формы контроля:
1.
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.
2.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу —
творческое задание по теме: «Кем и каким я хочу стать»

4

Тематическое планирование
(1 класс - 33 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе:
- формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в
жизни людей;
- расширение знаний о производственной деятельности людей;
- воспитание уважения к людям труда.
№ п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33

Наименование разделов и тем

Всего часов

Профессии, связанные с природой.
Путешествие в мир профессий
1
сельского хозяйства
У бабушки в деревне
1
Ловись рыбка
1
Труженики леса
1
Хлеб – всему голова
1
Профессия овощевод
1
Знакомьтесь. агроном
1
Профессия цветовод
1
Все работы хороши, выбирай на вкус
1
Профессии наших мам.
В магазине
1
В библиотеке
1
Весёлая портняжка
1
Расти здоровым
1
Я в учителя пойду
1
Кухонный переполох
1
Причёски такие разные
1
Профессии наших мам. Кем быть?
1
Профессии наших пап.
Строим дом
1
У кого мастерок, у кого молоток
1
Весёлый мастерок
1
Профессия водитель
1
Осторожно огонь
1
Я б в спасатели пошёл пусть меня
1
научат
Профессия шахтёр
1
Все профессии нужны, все профессии
1
важны
Профессии, связанные с путешествиями.
Куда уходят поезда
1
Высоко в облаках
1
Космическое путешествие
1
Морское путешествие
1
На арене цирка
1
Профессии наших родителей
1
Кем быть? Каким быть?
1
Профессиоведческий турнир
1
5

Количество часов
теория
практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
(2 класс-34 часа)
Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора
профессии в жизни человека.
№ п\п

1-2

3-4
5
6-7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19-20
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Наименование разделов и тем

Всего часов

Профессии, связанные с природой.
Многообразие мира профессий.
2
Исследование «Многообразие рабочих
профессий»
Садовник, дворник.
2
Мастер-цветовод
1
Профессия продавец
2
Почтальон
2
Профессии, которые нас охраняют.
Охранник
1
Полицейский
1
Пожарный
1
Военный
1
Профессия «Следователь»
1
Следствие ведут второклассники!
1
Разведчик
1
Летчик
1
Водолаз
1
Профессии, которые нас лечат.
Врач скорой помощи
2
Детский врач - педиатр
2
Зубной врач
2
Кто лечит наши глаза
2
Профессии в школе.
Профессия – учитель.
2
Профессия - воспитатель
2
Как помогает логопед
2
Профессия - библиотекарь
Создание странички портфолио – «Труд
в почете любой»

6

2
1

Количество часов
теория
практика
1

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

1
1

Тематическое планирование
(3 класс-34 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе:
знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей,
знакомых), расширение их представлений о разных профессиях.
№ п\п
1-2
3-4
5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17

18-19
20-21

22-23

24
25
26-27

28-29

30
31-34

Наименование разделов и тем

Всего часов

Представление о труде взрослых.
Вот у Коли, например, мама –
милиционер.
«Мама – лётчик? Что ж такого?»
Имеет ли значение пол человека для
выбора и обретения профессии.
Оформление странички портфолио
«Профессия мамы и папы»
Кем работают мои родные?
Кем работают (ли) бабушки и дедушки
Сочинение «Трудовая гордость моей
семьи».
Исследование трудовой истории моей
семьи. Оформление страницы
портфолио.
Семейные династии

2
2

Количество часов
теория
практика
1
1
1
1

1
2

1
1

1

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2

1

1

Оформление фото-картиночной
странички портфолио по теме:
«Семейные династии»
Эволюция профессий – как меняются
условия труда и трудовые обязанности
в век прогресса.
Как рождаются новые профессии.

2

1

1

2

1

1

1

1

Исчезают ли профессии?
Как приобрести профессию?
«Я бы в летчики пошел – пусть меня
научат…»
Сложности выбора профессии.
Книгу переворошив, намотай себе на ус
- все работы хороши, выбирай на вкус!
В.Маяковский «Кем быть?»
Сочинение-эссе «Какой профессией я
смог(ла) бы овладеть?»
Подготовка презентации «Все
профессии важны – все профессии
нужны!»

1
2

1
1

1

2

1

1

7

1
4

1
1

3

Тематическое планирование
(4 класс-34 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе
- обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3
классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;
- расширять и углублять представления о различных профессиях.
№ п\п
1
2
3
4-5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Наименование разделов и тем

Всего часов

В гостях у своего «Я».
Мое «Я» в гостях у других «Я»
Великая радость – работа
« Быть нужным людям…»
Сочинение-рассуждение «Самая
нужная профессия»
Характер и выбор профессии
Правила выбора профессии

1
1
1
2
1

Творческий проект «Моя будущая
профессия»
Представление о себе и проблема
выбора профессии
«Секреты» выбора профессии («хочу»,
«могу», «надо»)
Как готовить себя к будущей профессии

2

Оформление странички портфолио
«Кем быть?», «Каким быть?»
Сочинение « … - это призвание!»
Профессии, без которых не обойтись.
Исследование «Необычная творческая
профессия»
Исследование «Мои земляки в мире
творческих профессий»
Проект « Я и мир профессий»
«Мое профессиональное портфолио»
Защита «Профессионального
портфолио»
Итоговая конференция «Мир
профессий»

2
2

8

2

Количество часов
теория
практика
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
2

1

1

1

1

2

2

2

2

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2
2
2

1
1

1
1
2

1

1

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице
(таблица 1)
Критерии

Показатели

деятельностью
Поведенческий
Навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность,
самостоятельность в
труде

сознания

3.Знания об основных профессиях, профессия?»)
их особенностях.

активности

Мотивационноличностный
отношение к труду,
интерес к профессиям,
желание
овладеть
какой-либо
профессиональной

Тестирование

дл
2.Понимание значения труда я (Тесты
«Зачем
жизни общества
и каждого нужен труд?»,
человека.
«Какая
это

Уровень

о

Уровень трудовой

знания учащихся
труде,
о мире
профессий

1.Знания о труде.
сформированност
и
трудового

Когнитивный

Таблица 1
Методики
диагностики

1.Отношение к труду и людям
Наблюдение
труда
Методика
2.
Интерес к
трудовой и «Продолжи
профессиональной деятельности.
предложение»
3. Желание овладеть какой-либо
Беседа
«Кем
профессией.
быть?»

1.Навыки трудовой деятельности.
2.Проявлегие
трудолюбия,
старательности.
3.Добросовестность,
активность,
ответственность в учебном труде.

Наблюдение.
Анализ
продуктов
трудовой
деятельности.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных
учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений,
опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования
творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научнопрактическая конференция.

9

Методическое обеспечение программы.
Литература для учителя:
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРОПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.
Дополнительно:
1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей
развития личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. №1. С.6-13.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович.
– М., 1968.
3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
4. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими
рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский
центр «Академия» (2011)
5. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие.
А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
6. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
7. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб.
пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
8. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы.
Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
9. Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.;
«Педагогика-Пресс», 1981.
10. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей. Т.Н. Образцова. - М.: ООО
“Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
11. Психология развивающейся личности. сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
12. Разумихина. Г. Будь, пожалуйста, счастлив! Г. Разумихина. – М., 1990.
13. Федин. С. Игры в пути. Учебное пособие. С. Федин. - М.; 2000.
14. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте .
А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.
15. Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс Л. Н.
Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004

10

Приложение
Развернутое содержание программы 1 класс:
Профессии, связанные с природой.
1.Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. 1ч
Вводное занятие. Введение понятия профессия.
Профориентационные игры.
2.У бабушки в деревне. 1ч.
Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог.
Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит»
3.Ловись рыбка. 1ч
Профессия рыболов.
Введение понятий рыболовная сеть, рыболовная снасть, айсберг, маяк.
Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака», «Кашалот»
4.Труженики леса . 1ч.
Профессии лесник, лесничий, лесовод.
Введение понятия кокарда.
Игры: «Что изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка»
5.Хлеб – всему голова. 1ч
Профессии хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник.
Игры: «Угадай хлеб», «Испеки хлеб», «Путаница»
6. Профессия овощевод. 1ч.
Профессия овощевод
Игры: «Разложи вслепую», «Увернись»
7.Знакомьтесь. Агроном . 1ч
Профессия агроном.
Игры: «рассказ по кругу», «Кто использует в работе».
8.Профессия цветовод. 1ч
Профессия цветовод.
Игры: «Анаграммы», «Склеенные слова», «Из семени в цветок», «Добрые слова».
9.Все работы хороши, выбирай на вкус. 1ч
Конкурсная программа по теме : «Профессии связанные с природой»
Профессии наших мам.
1.
В магазине 1ч.
Профессии продавец, кассир, товаровед.
Игры : «Умей промолчать», «Магазин»
2.
В библиотеке 1ч.
Профессия библиотекарь.
Введение понятий стеллаж, каталог, формуляр, аннотация.
Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось».
3.Портной. 1ч.
Профессии портной, швея, закройщик, модельер.
Введение понятий: специализация, лекало, выкройка, заказчик.
4.Расти здоровым .1ч.
11

Профессия врач.
Игры: «Неоконченные предложения», «Учимся оказывать первую медицинскую
помощь»
«Вызов врача»
5. Я в учителя пойду.1ч.
Профессия учитель.
Разыгрывание ситуаций из школьной жизни.
6.Кухонный переполох.1ч
Профессия повар.
Введение понятий: кухонная утварь, ступка, кокотница, дуршлаг и др.
Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки
на кухне».
7. Такие разные причёски.1ч.
Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог.
Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри.
Практическая работа: эскиз причёски
8.Профессии наших мам.1ч.
Профессии родителей.
Выступление родителей по специальному плану.
Игротека: «Кто это создал», «Пантомима», «Чёрный ящик»
Кем быть?
Конкурсная программа по теме: «Профессии наших мам»
Профессии наших пап.
1

Строим дом. 1ч
Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист,
крановщик, стропальщик.
Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка

2 У кого мастерок, у кого молоток. 1ч
Рабочие инструменты.
Игры: «Назови мастера». Разгадывание кроссвордов.
3 Весёлый мастерок.. 1ч
Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор.
Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина.
4 Профессия водитель. 1ч
Профессия водитель.
Игры: «Глазомер», «Неуловимый шнур», «Самый внимательный».
5 Осторожно огонь. 1ч
Профессия пожарного.
Введение понятия: огнетушитель.
Игры: «В дыму», «Вызов по телефону пожарной команды»
6 Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. 1ч
12

Профессия спасатель, оперативный дежурный.
7 Профессия шахтёр. 1ч
Профессия шахтёр.
Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта.
8 Все профессии нужны, все профессии важны. 1ч
Конкурсная программа по теме: «Профессии наших пап»
Профессии, связанные с путешествиями.
1 Куда уходят поезда. 1ч.
Профессии машинист, проводник.
Введение понятий рельсы, шпалы, электровоз, семафор.
Просмотр фильма «Железный конь»
Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не пропусти свою букву», «Кассир»,
«Проводник»
2 Высоко в облаках. 1ч.
Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса.
Введение понятия авиация.
Игры: «Летает -не летает», «Приведи самолёт в порт»
3 Космическое путешествие.1ч.
Профессия космонавт.
Введение понятий скафандр, инвентаризация
Конкурсная программа.
4 Морское путешествие.1ч.
Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой электромеханик, судоводитель.
Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство.
Игротека.
5 На арене цирка.1ч.
Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик.
Театрализация. «На арене цирка»
6 Профессии наших родителей.1ч.
Профессии связанными с путешествиями.
Выступление родителей по заранее подготовленному плану.
Игротека: «Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе»,
«Противоположные качества», «Угадай профессию»
7 Кем быть? Каким быть?1ч.
Игровая программа.
Введение понятий должность, профессия.
Игры: «Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери пословицу»,
«Подскажи профессию»
8 Профессиоведческий турнир.1ч.
Конкурсная программа. Профессии агроном, маляр, штукатур, режиссёр.
Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия», «Конкурс пантомимы»

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».