Адаптированная рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Приказ № 5/1-о от 10.01.2020 г.

Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»

Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации: 5 лет
Год (класс) обучения: 1,1доп.-4
Общее количество часов на реализацию программы: 168 часов
Составитель: методическое объединение учителей начальных классов

1. Планируемые результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) по
предмету «Изобразительное искусство»
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение
обучающимися
с
ЗПР
трех
видов
результатов:
личностных,
метапредметных и предметных.
Личностные результаты:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в
жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; оценивать
жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события),
-в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и
окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо
себе, либо окружающим); называть и объяснять свои чувства и ощущения от
созерцаемых произведений искусства,
- объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей; проявлять интерес к отдельным видам предметнопрактической, творческой, изобразительной деятельности;
- определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для
всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей);
-знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности; в
предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:
-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от
неверного;
-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке;
-определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных
ситуациях под руководством учителя; понимать смысл инструкции учителя и
принимать учебную задачу;
-определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под
руководством учителя;
-учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом
результате действий на основе работы;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания способов; учиться готовить рабочее место и выполнять
практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на
пошаговую инструкцию, образцы, рисунки; оценивать совместно с учителем
или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний:
-отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в
пространстве класса и на плоскости; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных
источников;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса; сравнивать и группировать произведения
изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.);
- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые
будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе
изучения данного раздела;
-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
пространстве;
- сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
-анализировать объекты творчества с выделением их существенных
признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- пользоваться языком изобразительного искусства;
- слушать и понимать высказывания собеседников;
- согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить
к общему решению;

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге
на уроке; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить, извиняться; принимать участие в коллективных
работах, работах парами и группами; контролировать свои действия при
совместной работе;
- осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить,
делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании,
способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических
действий).
Предметные результаты, которые в целом оцениваются при
завершении уровня начального образования:
-формирование первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
-развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,
дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного
эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);
- воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в
социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по
отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
-овладевать практическими умениями самовыражения средствами
изобразительного искусства.
Предметные результаты изучения по годам обучения:
1 класс.
К концу учебного года учащиеся научатся:
-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом),
-правильно держать тетрадь для рисования и карандаш, фломастер, кисть,
пользоваться баночкой для воды;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки,
проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые
(замкнутые) линии;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги; закрашивать рисунок
цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов
(сверху вниз, слева направо, наискось);
-составлять простые узоры из геометрических фигур и других элементов
орнамента; изображать предметы окружающей действительности;
К концу учебного года учащиеся получат возможность научиться:

-понимать три способа художественной деятельности: изобразительную,
декоративную и конструктивную;
- правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную
поверхность; владение элементарными правилами смешивания цветов
(красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм
растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее
пространственное положение, основной цвет предметов; применять
элементы декоративного рисования.
1 дополнительный класс.
К концу учебного года учащиеся научатся:
- организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной
работы с красками (гуашь), фломастерами, пластилином, бумагой,
ножницами;
-высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства
(нравится - не нравится с элементарной аргументацией);
- изображать пятна, опредмечивать их, использовать геометрические формы
в качестве основы изображения;
К концу учебного года учащиеся получат возможность научиться:
- рисовать украшающие орнаменты, раскрашивать изображения;
-использовать монотипию, отражать в рисунке симметрию; конструировать
домики из бумаги;
-лепить способом вытягивания и вдавливания;
-называть оттенки главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный,
фиолетовый, оранжевый, голубой);
-создавать панно и коллаж, работая в группе.
2 класс.
К концу учебного года учащиеся научатся:
- работать с разными видами материалов (гуашь, акварель, простые и
цветные карандаши, пастель)
- различать разные виды художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства)
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства
К концу учебного года учащиеся получат возможность научиться:
-эстетически оценивать явлений природы, событий окружающего мира;
-применять художественные умения, знания и представления в процессе
выполнения художественно-творческих работ;

3 класс
К концу учебного года учащиеся научатся:
-обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
-компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
К концу учебного года учащиеся получат возможность научиться:
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;

4 класс
К концу учебного года учащиеся научатся:
-рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
-изображать в творческих работах особенности художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передавать особенности понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;

К концу учебного года учащиеся получат возможность научиться:
-узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
-выражать в изобразительной деятельности свое отношения к архитектурным
и историческим ансамблям древнерусских городов;

2. Содержание учебного предмета
1 класс.
«Виды художественной деятельности» Особенности художественного
творчества: художник и зритель. Отношение к природе, человеку и обществу
в художественных произведениях. Представления о богатстве и разнообразии
художественной культуры. ( на примере культуры народов России).
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского
и мирового искусства.
«Азбука искусства». Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер,
мелки, кисти, краски. Приемы работы с различными графическими
материалами. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных, их общие и характерные черты. Владение цветом, как основой
языка живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Истоки декоративно
прикладного искусства. Орнаменты в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль, диагональ, линия горизонта, ближе - больше,
дальше- меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и
маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое. Практическое овладение
основами цветоведения, изучение основных и составных цветов, теплых и
холодных смешанных оттенков. Понимание приемов изображения линий (
(тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные
спиралью, летящие, штрих, пятно) как средства передачи эмоционального
состояния природы, человека, животного.
Освоение приемов изображения разнообразных простых форм
предметного мира и передачи их на плоскости.
«Значимые темы искусства» («Земля – наш общий дом»). Наблюдение
природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных
состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в
различную погоду. Жанр пейзажа. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского зарубежного искусства, изображающих природу.
«Опыт художественно - практической деятельности». Выбор и
применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
1 дополнительный класс.
«Восприятие произведений искусства» Особенности художественного
творчества: художник и зритель.
Рисунок. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами
рисунка.

Живопись. Цвет – основа языка живописи. Скульптура. Элементарные
приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, вытягивание формы). Объём — основа
языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, 381
картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для
создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек).
«Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение
основами цветоведения.
Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и
в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи
объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и
рисунке. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
«Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов.
Опыт художественно - творческой деятельности.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и
применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в
творческой работе. Использование техники коллажа.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
2 класс
«Как и чем работает художник?»
Три основные краски, строящие многоцветие мира.
Изображение цветов по памяти и впечатлению (заполнить крупными
изображениями весь лист.)

Развитие наблюдательности при восприятии цвета. Изображение
природных стихий: гроза, дождь, солнечный день. Уметь получать новые
цвета путем смешивания.
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.
Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).Уметь изображать
осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать
пастелью, мелками, акварелью.
Выразительные возможности аппликации. Коврик на тему осенней земли
с опавшими листьями. Работа по памяти и представлению. Уметь создавать
коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию.
Выразительные возможности графических материалов. Изображение
зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение
животных по впечатлению и по памяти. Уметь работать с целым куском
пластилина, создавать объемное изображение.
Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки.
Уметь конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
Для художника любой материал может стать выразительным.
Изображение ночного праздничного города с помощью с помощью
различных материалов. Уметь создавать образ ночного города с помощью
разнообразных неожиданных материалов.
Изображение и реальность. Изображение животных. Рисование по памяти.
«Реальность и фантазии»
Изображение и фантазия. Изображение сказочных зверей и птиц. Уметь
передавать в изображении характер животного.
Украшение и реальность. Изображение сказочных необычных украшений.
Уметь изображать сказочные украшение, работать с гуашью.
Украшение и фантазия. Украшение заданной формы (воротничок,
кокошник, закладка.)Уметь создавать с помощью графических материалов
изображения различных украшений в природе, работать тушью, углем,
мелом.
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги «подводного мира»:
медузы, водоросли, рыбы. Уметь преображать реальные формы в
декоративные, работать с графическими материалами.
Постройка и фантазия. Создание макета фантастических зданий,
конструкций, фантастического города. Уметь конструировать из бумаги
формы подводного мира, работать в группе.
«Братья мастера» всегда работают вместе (обобщение темы).
Конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек,
изображающих людей, зверей, растений. Уметь сравнивать природные
формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических
зданий, фантастического города.
Выражение характера изображаемых животных. Изображение весёлых,
стремительных, угрожающих животных гуашью (один – три цвета).Уметь

обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную
деятельность.
«О чём говорит искусство»
Выражение характера человека в изображении: мужской образ. «Сказка
о царе Салтане» А.Пушкина. Изображение доброго и злого героя сказки.
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна
Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и мачеха).
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме
образов с ярко выраженным характером. Царевна Лебедь, Баба Яга,
Богатырь, Кощей Бессмертный. Уметь создавать живописными материалами
выразительные, контрастные образы доброго и злого героя.
Изображение природы в разных состояниях. Изображение контрастных
состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное).Иметь
представление: о способах передачи характера в объемном изображении
человека. Уметь работать с пластилином.
Выражение характера человека через украшение. Украшение,
вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь
использовать цвет для передачи характера изображения.
Выражение намерений человека через украшения. Украшение двух
противоположных по намерениям сказочных флотов: злого пиратского и
доброго праздничного. Иметь представление: о декоре, декоративноприкладном искусстве. Уметь использовать цвет для передачи характера
изображения.
«Как говорит искусство»
Экскурсия по выставке репродукций с картин известных художников. Уметь
составлять теплые и холодные цветовые гаммы.
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета, борьба тёплого
и холодного. Изображение пера Жар – птицы» - работа по представлению
(заполняется весь лист, свободно смешивая краски между собою).
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Изображение весенней земли (добиться колористического богатства внутри
одной цветовой гаммы).Иметь представление: о ритме как выразительном
средстве изображения. Уметь работать с пастелью и восковыми мелками.
Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение извивающихся
змейками, задумчивых, тихих, весенних ручьев.
Линии как средства выражения: характер линий. Изображение весеннего
дерева. Уметь изображать ветки деревьев с определенным характером
Коллективная работа. Здравствуй, лето. Солнечный пейзаж, работа
восковыми мелками.

3 класс
«Искусство на улице города»
Мамин платок. Проводить наблюдения, оформлять результаты. Эскиз
праздничного платка для мамы. Твои игрушки. Умение преобразиться в
мастера. Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и
расписывать игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины с
последующей росписью.
Посуда у тебя дома. Умение изобразить посуду по своему образцу. Лепка
посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Обои и шторы у тебя дома. Обрести опыт творчества и художественнопрактические навыки в создании эскиза росписи платка. Эскизы обоев и
штор для комнаты.
Твои книжки. Обрести опыт творчества и художественно-практические
навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.
Поздравительная
открытка.
Овладевать
основами
графики.
Организовывать рабочее место, соблюдать
правила безопасного
использования инструментов.
Эскиз открытки или декоративной закладки.
Труд художника для твоего дома. Понимать роль художника и Братьев –
Мастеров
в создании форм открыток изображений на них. Игра в
экскурсоводов на выставке детских работ.
Памятники архитектуры -наследие веков. Участвовать в творческой
обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников,
экскурсоводов. Изучение и изображение архитектурного памятника.
Парки, скверы и бульвары. Участвовать в творческой обучающей игре,
организованной на уроке в роли зрителей, художников, экскурсоводов.
Изображение парка, сквера.
«Искусство на улицах твоего города»
Ажурные ограды. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по
шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и
бумаги) при помощи клея. Проект ажурной ограды или ворот.
Волшебные фонари. Особенности формы и украшений. Конструирование
формы фонаря.
Витрины магазинов. Проект выполнения витрины магазинов. Создание
образа витрины.
Транспорт в городе. Фантазировать, создавать творческие проекты
фантастических машин, конструирование из бумаги.
Что сделал художник на улицах твоего города. Коллективная работа.
Художник в цирке. Дети научатся понимать и объяснять важную роль
художника в цирке, театре. Изображение циркового представления.
«Художник и зрелище»
Художник в театре. Создание макета театра.
Театральные маски. Проектировать изделие: создавать образ в
соответствии с замыслом и реализовывать его. Конструирование масок из
бумаги.

Театр кукол. Овладение навыками коллективного художественного
творчества. Создание куклы к кукольному спектаклю.
Афиша, плакат. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного
изображения. Эскиз плаката.
Праздник в городе. Выполнение коллажа для украшения праздничного
города.
Школьный праздник карнавал. «Мастера Изображения, Украшения и
Постройки» помогают создавать праздник.
«Художник и музей»
Музей в жизни города. Роль художественного музея и музея ДПИ, их
исторического значения. «Мы в музее» - изображение музейного интерьера.
Картина-пейзаж. Представление о разных жанрах изобразительного
искусства. Изображение пейзажа по представлению.
Картина-портрет. Формировать представление о жанре портрета.
Знакомство с жанром портрета.
Картина-натюрморт. Рассматривать и сравнивать картины – натюрморт.
Изображение натюрморта по представлению.
Картины исторические и бытовые. Изображения в смешанной технике.
Знакомство с произведениями бытового и исторического жанра.
Скульптура в музее и на улице. Лепить фигуру человека или животного,
передавая выразительную пластику движения.
Летние виды спорта. Изготовление людей из пластилина, занимающихся
спортом.
Художественная выставка. Крупнейшие музеи страны. Понимания роли
художника в жизни каждого человека. Экскурсия по выставке лучших работ.
4 класс.
«Истоки родного искусства»
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа
нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы).Знакомство с конструкцией
избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы.
Индивидуально-коллективная работа.
Деревня - деревянный мир. Знакомство с русской деревянной
архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Изображение деревни —
коллективное панно или индивидуальная работа.
Деревянная храмовая архитектура
Знакомство
с
деревянным
церковным зодчеством.
Образ красоты человека.
У каждого народа складывается свой образ красоты человека.
Образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная
одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены

представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе
женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление
преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко
связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).Изображение женских и
мужских народных образов индивидуально или панно. Фигуры вклеивает в
панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в
детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку
одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по
типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Образ труда в народной культуре. Знакомство с трудом наших предков. С
образом жизни, орудиями труда и их применением в быту.
Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные
праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ
идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с
обобщением материала темы.
«Древние города нашей земли»
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер.
Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели
исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от
слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах,
отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов,
перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.Нужно раскрыть
красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций
крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги
или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу
государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это
были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция,
символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная
работа.
Древний город и его жители.
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки»
древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие
воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов - Москвы, Новгорода, Пскова,
Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой.
Изображение разных характеров русских городов.
Узорочье теремов
Знакомство с красотой деревянных резных славянских теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение
интерьера палаты - подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
«Каждый народ – художник»
Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле
чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к
мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это
нужно формировать на таких уроках. Есть удобный методический игровой
прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного
героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.
д.).
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека - мужской и женской - на
примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек
является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов
гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным,
спортивно развитым человеком - особенность Древней Греции. Изображение
фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия
(фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и
архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической
(«женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении
греческого храма. Создание образов греческих храмов (полу объемные или
плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Древнегреческие праздники. Создание панно. Праздник Великих
Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его
физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Олимпийские игры
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали:
ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами;
ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей
характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
«Праздник цветения сакуры» или
Праздник
хризантем».
Коллективное
панно. Отдельные
фигуры
выполняются
индивидуально и вклеиваются
затем
в
общее
панно.
Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры
средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех
имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим
мастерством, своей общностью.
«Праздник цехов ремесленников на городской площади» с
подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его
окружения (предметный мир). Работа над панно. Гармония человека с

окружающей средой и архитектурой.Многообразие художественных
культур в мире (обобщение темы).Выставка детских работ. Проведение
беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ - художник»
как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что
постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
«Искусство объединяет народы»
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве
разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь.
Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем
людям.Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить
их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя - красота душевной жизни, красота, в
которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.Изображение
любимого пожилого человека. Главное - это стремление выразить
еговнутренний мир.
Сопереживание - великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя.
Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в
искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие
страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной
красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие
произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы
посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз
памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты
ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Изображение
юношей и девушек в будущей профессии.
Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговое занятие, выставка
работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы.
Учебно-тематический план.
1 класс
№

Наименование разделов

Всего часов

1.

Виды художественной деятельности

8ч.

2.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

7ч.

3.

Значимые темы искусства. О чем говорит
искусство?

10ч.

4.

Опыт художественно-творческой деятельности

8ч.

Итого:

33часа

1 дополнительный класс
№

Наименование разделов

Всего часов

1.

Виды художественной деятельности

8ч.

2.

Азбука искусства. Как говорит искусство

7ч.

3.

Значимые темы искусства. О чем говорит
искусство?

10ч.

4.

Опыт художественно-творческой деятельности

8ч.

Итого;

33часа

2класс
№

Наименование разделов

Всего часов

1.

Как и чем работает художник?

9ч.

2.

Реальность и фантазии

8ч.

3.

О чём говорит искусство

9ч.

Как говорит искусство

8ч.

Итого:

34часа

3 класс
№

Наименование разделов

Всего часов

1.

Искусство на улице нашего города

9ч.

2.

Искусство на улицах твоего города

6ч.

3.

Художник и зрелище

10ч.

4.

Художник и музей

9ч.

Итого:

34часа

4 класс
№

Наименование разделов

Всего часов

1.

Истоки родного искусства

8ч.

2.

Древние города нашей земли

7ч.

3.

Каждый народ – художник

11ч.

4.

Искусство объединяет народы

8ч.

Итого:

34часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».