Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Приказ № 5/1-о от 10.01.2020 г. Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации: 5 лет Год (класс) обучения: 1,1доп.-4 Общее количество часов на реализацию программы: 672 часа Составитель: методическое объединение учителей начальных классов 1. Планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) по предмету «Математика» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Изучение курса «Математика» направлено на получение следующих личностных результатов. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Регулятивные УУД: способность принимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения; сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (два-три шага) в соответствии с поставленной задачей; начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные УУД: осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введённых математических символов, знаков, терминов математической речи; первоначальные методы нахождения и чтения информации, представленной разными способами (текст, таблица) в разных носителях ( учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и р.) начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; первоначальные умения использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач; начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале; способность излагать своё мнение и аргументировать его; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения межу объектами и процессами. Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Способность определять общую цель и пути её достижения; Способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, выполнениее и построение алгоритмов и стратегий в игре, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представление, анализ и интерпретация данных. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирание текста на клавиатуре). 1-й класс Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений. В конце 1 класса обучающийся: знает все цифры. Обучающийся научится: сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: сколько? который?; знает названия и обозначения действий сложения и вычитания; читает и записывает арифметические действия; решает простые задачи с помощью сложения и вычитания; измеряет с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строить отрезок заданной длины; распознает простейшие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, отрезок. Обучающийся получит возможность научиться: делать краткую запись простой задачи, используя схематический рисунок; пользоваться таблицей сложения в пределах 10 и соответствующими случаями вычитания; 1 дополнительный класс. В конце 1 дополнительного класса обучающийся: знает названия и последовательность чисел от 0 до 20; знает названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); умеет различать фигуры независимо от их формы, цвета, расположения. Обучающийся научится: решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20, основанные а знании последовательности чисел и десятичного состава; схематически представлять условие задачи; решать составные задачи на сложение и вычитание; измерять длину отрезка в сантиметрах и дециметрах, строить отрезок заданной длины; выполнять построение других геометрических фигур на листе в клетку (квадрат, прямоугольник) с заданными измерениями с помощью линейки; Получит возможность научиться: выделять неизвестный компонент арифметического действия и умеет находить его значение. 2-й класс Обучающийся научится: - использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100; - использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления; - осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них; - использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100; - решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи: а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления; б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»; в) на разностное и кратное сравнение; - измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; - узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты; - находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника). Получит возможность научиться: - использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20. 3 класс. Обучающийся научится: - использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду); - объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица; - использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин; - использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата); - пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000; - представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком); - выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100; - осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях; - осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений; - читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов; - решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); - находить значения выражений в 2–4 действия; - использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач; - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а±х= b; а х х= b;: а / х= b; - строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон; - сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения; - определять время по часам с точностью до минуты; Получит возможность научиться: использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений; сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму. 4 класс. Обучающийся научится: - использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду); - объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица; - использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа; - использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов; - рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе; - объяснять соотношение между разрядами; - использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе; - использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится записи числа; - использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления; - использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними; - использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа); - выполнять умножение и деление с 1 000; - решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа); - решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях; - осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий; - осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных; - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ;a · x = b; a : x = b; x : a = b; - уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонентов - выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники; - строить окружность по заданному радиусу; - распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус). Получит возможность научиться: - выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений; решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). 2. Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин (см). Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Алгоритмы письменного сложения. Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, рисунок). Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.).Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см). Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Чтение и заполнение таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема). 1 дополнительный класс Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр). Арифметические действия (сложение, вычитание). Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением, вычитанием. Алгоритмы письменного сложения, вычитания. Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.).Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Геометрические величины. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. 2-4 классы Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, куплипродажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (вышениже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). 5 Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение. 3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы. 1 класс № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на контрольные работы 1 Оценка сформированности 10 элементарных математических представлений 2 Подготовительный период 8 3 Изучение геометрических фигур 14 4 Числа от 1 до 10, нумерация 28 5 Повторение: числа и величины. Счет 5 предметов 6 Арифметические действия 35 7 Работа с текстовыми задачами. Работа с 18 информацией Итого 132 1 дополнительный № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на контрольные работы 1 Повторение. Числа от 1 до10. Число 0. 8 1 Нумерация (Входная диагностическая работа) 2 Сложение и вычитание 10 3 Компоненты сложения и вычитания. 14 1 Связь между сложением и вычитанием 4 Числа от 11 до 20. Нумерация 28 1 5 Арифметические действия в пределах 40 1 32 1 132 5 20 6 Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 20 Итого 2 класс № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на контрольные работы 1 Числа от 1 до 100. Нумерация 19 2 (1 входная к/р) 2 Сложение и вычитание 60 5 3 Умножение и деление 21 1 4 Умножение и деление. Табличное 24 2 умножение и деление 5 Повторение 10 Резерв 2 Итого 136 1 11 3 класс № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на контрольные работы 1 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 8 2 (1 входная диагностическая) 2 Табличное умножение и деление 54 4 3 Внетабличное умножение и деление (27 27 1 часов) 4 Числа от 1 до 1000. Нумерация 12 1 5 Числа от 1 до 1000. Сложение и 11 1 6 Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 16 1 7 Итоговое повторение 8 Итого 136 вычитание 8 4 класс № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на контрольные работы 1 Числа от 1 до 1000. Сложение и 12 вычитание. Повторение 1 (входная диагностическая) 2 Числа, которые больше 1000. Нумерация 10 1 3 Величины 16 1 4 Сложение и вычитание 12 1 5 Умножение и деление 71 5 6 Итоговое повторение 15 1 136 10