Адаптированная рабочая программа учебного предмета Окружающий мир

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга

Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Приказ № 5/1-о от 10.01.2020 г.

Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»

Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации: 5 лет
Год (класс) обучения: 1,1доп.-4
Общее количество часов на реализацию программы: 336 часов
Составитель: методическое объединение учителей начальных классов

1. Планируемые результаты
«Окружающий мир»

освоения

учебного

предмета

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание
и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии
с АООП позволяет получить:
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и
культуру;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов
России и народов мира, выступающей в
разнообразных культурных формах семейных традиций;
осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в
семье);
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой
природе, окружающим людям;
личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых
для будущего России;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в
символических образах народного творчества;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания
первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование
лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные
результаты
складываются
из
познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД),
которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются
следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
оперировать со знаково-символическими изображениями;
находить по требованию учителя необходимую дополнительную
информацию;
понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением
отличительных признаков и классифицировать их;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную
учителем;
планировать
своё
высказывание
(выстраивать
последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей

работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных
правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии
с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) проявляются в перечисленных
ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
Овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об
устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел,
понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации проявляется:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося
с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении
адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей
предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком.
Предметные результаты, которые в целом оцениваются при завершении
уровня начального образования:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение
основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром
живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных
действий и действий, совершаемых другими людьми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО КЛАССАМ.
1 класс.
В конце 1 класса обучающийся научится:
 различать флаг и герб России, называть место своего проживания,
столицу, фамилию Президента;
 понимать сигналы светофора, правила перехода улицы, будет знать
простейшие правила поведения в общественном транспорте,
противопожарной безопасности, безопасности на воде, на льду, на
скользкой дороге, получит представление о существовании ядовитых
грибов и растений, знания о предупреждении простудных заболеваний,
номеров телефонов экстренной помощи;
 различать лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники, грибы,
расширит перечень названий овощей и фруктов (10-12), понятие о
ядовитых ягодах и грибах;
 различать насекомых, рыб, птиц, зверей, диких и домашних зверей и
птиц. Элементарные обобщающие признаки, некоторые конкретные
знания, расширение перечня названий различных зверей и птиц;

 закрепит знания о временах года (последовательность) и их основных
признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и
отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь, радуга).





Обучающийся получит возможность научиться:
рассказывать о правилах безопасного поведения;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
составлять рассказ о временах года и их основных признаках;
ухаживать за домашними питомцами (кошками, собаками)

1 дополнительный класс.
В конце 1 дополнительного класса обучающийся научится:
 понимать смысл слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина»;
 знать профессии, в том числе профессий близких людей;
 выделять и называть части растений;
 обобщать признаки для выделения классов животных (насекомые,
птицы, рыбы);
 различать зимующих животных и птиц;
 понимать правила безопасного поведения, обозначенных в учебнике;
 получит знания о материальных изученных объектах.
 различать прошлое, настоящее и будущее;
 соотносить времена года и месяцы;
 называть дни недели и времена года в правильной последовательности;












Обучающийся получит возможность научиться:
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца
(кошку, собаку);
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.

2 класс.
В конце 2 класса обучающийся научится:
 находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

 называть субъект Российской Федерации, в котором находится город
(село), где живут учащиеся;
 различать государственные символы России — флаг, герб,гимн;
 приводить примеры народов России;
 сравнивать город и село, городской и сельский дома;
 различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
 оценивать отношение людей к окружающему миру;
 различать объекты и явления неживой и живой природы;
 измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
 определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
 сравнивать объекты природы, делить их на группы;
 ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
 соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать
экологические знаки;
 различать виды транспорта;
 определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
 различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
 правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и
в лесу;
 различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
 соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
 правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
 оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
 приводить примеры семейных традиций;
 соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и
сверстниками, правила культурного поведения в школе и других
общественных местах;
Обучающийся получит возможность научиться:
 находить связи в природе, между природой и человеком;
 проводить наблюдения и ставить опыты;
 различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
 ориентироваться на местности разными способами;
 различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
 различать водные объекты, узнавать их по описанию;
 читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
 находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
 различать физическую и политическую карты, находить и
показывать на политической карте мира разные страны.

3 класс.
В конце 3 класса обучающийся научится:
 находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
 осознавать необходимость бережного отношения к памятникам
истории и культуры;
 находить на карте страны — соседи России и их столицы;
 различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
 проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное
оборудование;
 исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;
 классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым
царствам и другим изученным группам;
 пользоваться атласом-определителем для распознавания природных
объектов;
 обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком,
изображать их с помощью схем, моделей и использовать для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
 приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
 оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
 вырабатывать правильную осанку;
 выполнять
правила
рационального
предупреждения болезней;

питания,

закаливания,

 понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать
соответствующие правила;
 правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
 соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать
дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
 понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны,
предвидеть скрытую опасность и избегать её;
 соблюдать правила безопасного поведения в природе;
 понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
 понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы
некоторых стран;
 объяснять, что такое государственный бюджет,
необходимость уплаты налогов гражданами страны;
 понимать, как ведётся хозяйство семьи;

осознавать

 рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения
информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации
учебника);
 приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и
народами;
Обучающийся получит возможность научиться:
 определять и кратко характеризовать место человека в окружающем
мире;
 осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;
 различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и
описывать проявления внутреннего мира человека;
 использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники
информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки
собственных сообщений о природе;
 устанавливать связь между строением и работой различных органов и
систем органов человека;
 использовать знания о строении и жизнедеятельности организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
 раскрывать роль экономики в нашей жизни;
 осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость бережного отношения к природным
богатствам;
 различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
 использовать различные справочные издания, детскую литературу для
поиска информации о человеке и обществе.
4 класс
В конце 4 класса обучающийся научится:
 понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о
национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство
гордости за свою страну;
 находить и показывать на карте России государственную границу,
субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город,
другие города современной России, узнавать по фотографиям и
описывать достопримечательности регионов и городов России;
 называть имя действующего Президента Российской Федерации и его
полномочия как главы государства;

 объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый
главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают
наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
 раскрывать значение государственных символов России, находить их
среди государственных символов других стран;
 называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни
страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
 использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
 анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы
их решения;
 приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
международной Красной книги;
 находить и показывать на физической карте России различные
географические объекты, на карте природных зон России — основные
природные зоны;
 объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране,
давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать
различные природные зоны;
 приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том
числе внесённых в Красную книгу России;
 выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать
эти связи с помощью моделей;
 оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения,
приводить примеры заповедников и национальных парков России;
 давать краткую характеристику своего края;
 различать и описывать изученные природные объекты своего края,
пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения)
объектов неживой и живой природы;
 давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
 выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать
эти связи с помощью моделей;
 оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных
природных сообществах;
 рассказывать об охране природы в своём крае;
 различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в
экономике своего края;
 приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать
источники информации о прошлом;

 соотносить дату исторического события с веком, находить место
события на «ленте времени»;
 читать историческую карту;
 перечислять
эпохи
истории
человечества
в
правильной
последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать
историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого,
сохранившимся до наших дней;
 с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
 показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города
России в разные периоды истории, места некоторых важных
исторических событий;
 рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об
изученных событиях истории России;
 соотносить даты и события, определять последовательность и значение
некоторых важных событий в истории России;
 описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать
их достопримечательности;
 называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и
культуры России;
 раскрывать связь современной России с её историей;
Обучающийся получит возможность научиться:
 понимать, в чём различия между государственным устройством
современной России и государственным устройством нашей страны в
другие периоды её истории;
 рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка,
эколога;
 проводить несложные астрономические наблюдения;
 изготавливать модели планет и созвездий;
 описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей
прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в
истории человечества;
 составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого,
высказывать суждения о них;
 использовать дополнительную литературу, Интернет для получения
информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли,
России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты
птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о
форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и
план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и
ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края.
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни

растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные
и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере
насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет,
воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи
в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных;
животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на
основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда
и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
(в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы
и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная
книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная
ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные
экологические организации (2-3 примера). Международные экологические
дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья

окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности
общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание
того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и
религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре
народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение
к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь
им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в
экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические
последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические
прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач
общества.
Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда
в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный,

воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие
граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8
Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей,
День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр
и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и
др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии
народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края,
их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности,
их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося
земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и
культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека
за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества - долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня;
личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной
помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в
лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник,
лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах
с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при
обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих
людей - нравственный долг каждого человека.

3. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс.
Тема раздела.

Человек и общество.
«Мы теперь ученики».
Правила безопасной
жизни.
«Правила поведения в
школе и по дороге в
школу»
Человек и природа.
Осенние изменения.
Человек и общество.
Общественный
транспорт.
Праздники.
Правила безопасной
жизни.
Пожар. Электричество.
Человек и природа.
«Чудесный мир
растений и грибов».
Человек и природа.
«Человек».
«Сезонные изменения
в природе»
«Животные и птицы
зимой»
«Домашние животные»
«Сезонные изменения в
природе. Весна.»
Человек и общество.
Наша Родина.
Правила безопасной
жизни.
Правила поведения в
общественных местах.
Человек и природа .
Труд людей весной.
Растения, птицы
весной.
Итоговое повторение
изученного.
Итого

Количе
ство
часов

Практические
работы

5 ч.

Практическая часть.
Проверочные, Экскурсии
тесты и
диагностичес
кие работы
1

2ч

1

3ч

1

2 ч.

4ч
9 ч.

3

5 ч.
4 ч.

1

6 ч.
6 ч.
4 ч.
5ч

1

3 ч.

6 ч.

2 ч.
66 ч

3

5

Проект

1 дополнительный класс.
Тема раздела.

Количе
ство
часов

Человек и общество.
Что такое Родина?
Человек и природа.
«В мире растений»
«Законы природы».
«В мире животных»
Человек и общество .
Правила безопасной
жизни
Человек и природа
Итого

5 ч.

Тема раздела.

Колич
ество
часов

Практические
работы

Практическая часть.
Проверочные, Экскурсии
тесты и
диагностичес
кие работы

Проект

1

8 ч.

1

1

9 ч.
17 ч.
10 ч
9 ч.

1
2

1

1

1

1

2
5

3

8ч.
66ч

1
1

4

2 класс.

Где мы живём?
Природа
Жизнь города и села
Здоровье и
безопасность
Общение
Путешествия
Повторение
Итого

4
20
9
10
6
18
2
68

Практическая часть.
Практические Проверочные, Экскурсии
работы
тесты и
диагностическ
ие работы
1
1
5
2
1
1
1
1
1
1
2

1
3

2

9

9

5

Проект

1
1

1
1
4

3 класс
Тема раздела.

Как устроен мир.
Эта удивительная
природа.
Мы и наше здоровье.
Наша безопасность.
Чему учит экономика.
Путешествие по
городам и странам.
Итоговое повторение
Итого.

Количе
ство
часов

6
18
10
7
11
15
1
68

Практическая часть.
Практические Проверочные, Экскурсии
работы
тесты и
диагностическ
ие работы
2
7
3
1
2
1
3

13

2
2
3
2

14

Проект

1
1

1
1

2

3

4 класс.
Тема раздела.

Земля и человечество
Природа России
Родной край – часть
большой страны
Страницы Всемирной
истории
Страницы истории
Отечества.
Современная Россия
Итого.

Количес
тво
часов

Практические
работы

10 ч
11 ч
13 ч.

4
9
6

Практическая часть.
Проверочные, Экскурсии
тесты и
диагностическ
ие работы
2
1
2
1
2
1

5ч

1

20 ч

2

9ч
68 ч

1
10

19

Проект

1

1

4

1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».