Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Приказ № 5/1-о от 10.01.2020 г. Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский язык)» Уровень образования: начальное общее образование Срок реализации: 2 года Год (класс) обучения: 3-4 Общее количество часов на реализацию программы: 68 часов Составитель: методическое объединение учителей иностранного языка 1. Планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) по предмету «Иностранный язык (английский язык)» Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР определяется полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Общим результатом освоения основной образовательной программы НОО является осознание предмета «иностранный язык» как возможности личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития. При этом результаты следует оценивать с учетом того, что НОО закладывает лишь основы указанных сторон развития учащегося: - сформированность основ гражданской идентичности, т.е. осознания себя как гражданина России, знакомого с духовными ценностями народов России, испытывающего гордость за свой народ, свой край, свою страну и готового и умеющего бесконфликтно сотрудничать с представителями других культур, конфессий и взглядов; - сформированность мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком как средством межкультурного общения, инструментом познания мира других языков и культур, а также обогащения родного языка, средством личностного интеллектуального развития и обретения духовно-нравственного опыта; - знание определенного набора фактов иностранной культуры: доступные образцы детской художественной литературы, детский фольклор, стихи и песни, герои сказок и фильмов, условия и образ жизни зарубежных сверстников и т.п., общечеловеческие ценности, знание корреспондирующих ценностей родной культуры, умение их назвать и описать; - наличие начальных лингвистических представлений о системе и структуре английского языка, необходимых для овладения речевыми навыками и основами речевых умений; - владение на элементарном уровне умением общаться с носителями английского языка в устной и письменной формах, знание правил речевого и неречевого поведения в общении; - сформированность основных (соответствующих возрасту и особенностям предмета «иностранный язык») УУД, обеспечивающих успешность учебной деятельности и способствующих процессам познания, воспитания и развития учащегося в процессе иноязычного образования; - сформированность желания, готовности и умения сотрудничать в процессе учебной деятельности в парах, группах и коллективе, соблюдая дружелюбную, демократичную и творческую атмосферу. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России элементарные представления о культурном достоянии малой Родины; первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры; первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру; начальные представления о правах и обязанностях человека и товарища; 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур; первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь; стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами; доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм; 3. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран. элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран; первоначальный опыт межкультурной коммуникации; уважение к иному мнению и культуре других народов; 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных стран; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи; отношение к учебе как творческой деятельности; 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. ценностное отношение к труду, учебе и творчеству, трудолюбие; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание ее значимости для личности учащегося; первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности; любознательность и стремление расширять кругозор 6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; 7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. Метапредметные результаты В процессе воспитания у ученика начальной школы будут достигнуты определённые метапредметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» в начальной школе главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования. 1. Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком: У младших школьников будут развиты: - элементарное представление об иностранном языке как средстве познания мира и других культур; - первоначальный опыт межкультурного общения; - познавательный интерес и личностный смысл изучения иностранного языка. У выпускников будет возможность развивать: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления. 2. Языковые и речемыслительные способности, психические функции и процессы: У выпускника будут развиты: языковые способности - слуховая дифференциация (фонематический и интонационный слух) - зрительная дифференциация (транскрипционных знаков, букв, буквосочетаний, отдельных слов, грамматических конструкций и т.п.) - имитация (речевой единицы на уровне слова, фразы) - догадка (на основе словообразования, аналогии с родным языком, контекста, иллюстративной наглядности и др.); - выявление языковых закономерностей (выведению правил). способности к решению речемыслительных задач - соотнесение/сопоставление (языковых единиц, их форм и значений); - осознание и объяснение (правил, памяток и т.д.); - построение высказывания в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); - трансформация (языковых единиц на уровне словосочетания, фразы); психические процессы и функции - восприятие (расширение единицы зрительного и слухового восприятия); - мышление (развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение); - внимание (повысится устойчивость, разовьется способность к распределению и переключению, увеличится объем). У выпускника будет возможность развить: языковые способности - выявление главного (основной идеи, главного предложения в абзаце, в тексте); - логическое изложения (содержания прочитанного письменно зафиксированного высказывания, короткого текста); способности к решению речемыслительных задач: - формулирование выводов (из прочитанного, услышанного); - иллюстрирование (приведение примеров); - антиципация (структурной и содержательной); - выстраивание логической/хронологической последовательности (порядка, очередности); - оценка/самооценка (высказываний, действий и т.д.); психические процессы и функции: - такие качества ума как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность; - память (расширение объема оперативной слуховой и зрительной памяти); - творческое воображение. 3. Специальные учебные умения и универсальные учебные действия: специальные учебные умения Выпускник научится: - работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями английского языка; - работать со справочным материалом: англо-русским и русско-английским словарями, грамматическим и лингвострановедческим справочниками; - пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планом и др. для построения собственных высказываний; - оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности. Выпускник получит возможность научиться: - рационально организовывать свою работу в классе и дома (выполнять различные типы упражнений и т.п.); - пользоваться электронным приложением; универсальные учебные действия Выпускник научится: - работать с информацией (текстом/аудиотекстом): извлекать нужную информацию, читать с полным пониманием содержания, понимать последовательность описываемых событий, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы; - сотрудничать со сверстниками, работать в паре/ группе, а также работать самостоятельно; - выполнять задания в различных тестовых форматах. Выпускник получит возможность научиться: - работать с информацией (текстом/аудиотекстом): прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту, определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от второстепенной; - вести диалог, учитывая позицию собеседника; - планировать и осуществлять проектную деятельность; - работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий); - контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами; - осуществлять логические действия: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений. Предметные результаты познавательным (социокультурным) В процессе овладения аспектом выпускник: 1) приобретение начальных элементарных навыков восприятия устной и письменной речи на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для восприятия на элементарном уровне устной и письменной речи на иностранном языке, 3) сформированность основ дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Выпускник получит возможность: - сформировать представление о государственной символике стран изучаемого языка; - сопоставлять реалии стран изучаемого языка и родной страны; - представлять реалии своей страны средствами английского языка. - познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения; В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности. В говорении выпускник научится: Правильно произносить все звуки; Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, благодарность, приветствие), объем 2-3 фразы с каждой стороны; кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж (1-2 фразы); рассказывать о себе, своей семье, друге по образцу (2-3 фразы). Выпускник получит возможность научиться: воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни; кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста; выражать отношение к прочитанному/услышанному. В аудировании выпускник научится: понимать на слух: - речь учителя по ведению урока; - связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и\или содержащие некоторые незнакомые слова; - выказывания одноклассников; - понимать основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность; - извлекать конкретную информацию из услышанного; · понимать детали текста; · вербально или невербально реагировать на услышанное; Выпускник получит возможность научиться: понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 1 минуты; использовать контекстуальную или языковую догадку; не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. В чтении выпускник научится: читать по транскрипции; читать с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением; читать вслух, соблюдая правила произношения и интонации; пользоваться англо-русским словарем; читать с полным пониманием короткие тексты. Выпускник получит возможность научиться: читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов; понимать внутреннюю организацию текста и определять: - главную идею текста и предложения, подчиненные главному предложению; - хронологический/логический порядок; причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств; читать и понимать содержание текста на уровне смысла и: - делать выводы из прочитанного; - выражать собственное мнение по поводу прочитанного; - выражать суждение относительно поступков героев; - соотносить события в тексте с личным опытом. В письме выпускник научится: - правильно списывать, - выполнять лексико-грамматические упражнения (списывать текст, вставляя в него пропущенные слова), - делать записи (выписки из текста), - делать подписи к рисункам, Выпускник получит возможность научиться: писать русские имена и фамилии по-английски; писать записки друзьям; составлять правила поведения/инструкции; заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе; в личных письмах запрашивать интересующую информацию; писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 50-60 слов); правильно оформлять конверт (с опорой на образец). 2. Содержание учебного предмета «Иностранный язык (английский язык)» Предметное содержание речи Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание, поздравление, ответ на поздравление, благодарность, извинения (с использованием типичных фраз речевого этикета). Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, характер. Мой день (распорядок дня). Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Мои любимые сказки. Выходной день, каникулы. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер. Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Коммуникативные умения по видам речевой деятельности В русле говорения 1. Диалогическая форма Уметь вести: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и учебнотрудового общения; диалограсспрос (запрос информации и ответ на него) с опорой на картинку и модель, объем диалогического высказывания 2-3 реплики с каждой стороны; диалог — побуждение к действию. 2. Монологическая форма Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей) с опорой на картинку (небольшой объем). В русле аудирования Воспринимать на слух и понимать: речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное. В русле чтения Читать (использовать метод глобального чтения): вслух читать слова изучаемой лексики и понимать небольшие диалоги, построенные на изученном языковом материале; находить необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). В русле письма Знать и уметь писать буквы английского алфавита. Владеть: умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения. Языковые средства и навыки пользования ими Английский язык Графика, каллиграфия, орфография. Буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Апостроф. Фонетическая сторона речи. Произношение и различение на слух звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «r» (there is/there are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, в пределах тематики начальной школы, в объёме 300 лексических единиц для усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well.) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s five o’clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Глагольные конструкции I’d like to… Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем. Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those), неопределённые (some, any — некоторые случаи употребления). Наречия времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes). Наречия степени (much, little, very). Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 10). Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with. Социокультурная осведомлённость В процессе обучения иностранному языку в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка. Распределение предметного содержания речи по годам обучения представлено в Таблице №1. Таблица №1 Содержание учебного предмета Предметное содержание 3 класс 4 класс Я и моя семья. Члены семьи, их имена и черты характера. Любимые занятия членов семьи. Обязанности членов семьи, их взаимоотношения и работа по дому. Любимая еда. Покупки. Подарки. Мой день. Распорядок дня. Обычные занятия в Распорядок дня школьника. будние и выходные дни. Распорядок дня в семье. Обозначение времени. Занятия в будние и выходные дни. Мой дом. Работа по дому и в саду. Дом/квартира: комнаты и предметы мебели и интерьера. Моя комната. Работа по дому. Я и мои друзья. Мои лучшие друзья. Черты характера. Внешность, одежда. Совместные игры и занятия. Письмо зарубежному другу. Знакомство. Отдых с семьей. Профессии, занятия людей различных профессий. Выбор профессии. Письмо зарубежному другу. Мир моих увлечений. Игрушки, песни. Любимые игры и Магазин игрушек. занятия. Зимние и летние виды спорта, занятия различными видами спорта. Моя школа. Летний лагерь. Занятия в нем, занятия детей летом. Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня в школе. Занятия детей на уроке и на перемене. Школьные ярмарки. Мир вокруг меня. Домашние питомцы. Любимые животные. Что умеют делать животные. Домашние питомцы и уход за ними. Животные, описание животных. Животные в цирке, на ферме и в зоопарке. Погода. Времена Виды транспорта. Любимое время года. Погода: занятия в различную года. погоду. Путешествия. Страна/страны изучаемого языка и родная Названия континентов, стран и городов. Описание местности. Столицы. Город и сельская Путешествия по странам изучаемого языка/родной стране. Мой город/деревня: общественные места, места отдыха. Развлечения в городе. страна. местность, общественные места, Достопримечательности стран описание местности. Любимые изучаемого языка и родной места в городе. страны. Достопримечательности стран изучаемого языка и родной страны. Праздники: детские праздники, День Дружбы, день рожденья, Рождество и Новый год: подготовка и празднование, маскарадные костюмы. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 3 класс № Тема блока Кол-во часов 1 2 Вводно–фонетический курс Я и моя семья. Члены семьи, их имена и черты характера. Любимые занятия членов семьи. Обязанности членов семьи, их взаимоотношения и работа по дому. Любимая еда. Покупки. Подарки. 3 2 3 Мой день. Распорядок дня. Обычные занятия в будние и выходные дни. 2 4 Мой дом. Работа по дому и в саду. 2 5 Я и мои друзья. Знакомство. Мои лучшие друзья. Черты характера. Внешность, одежда. Совместные игры и занятия. Письмо зарубежному другу. Мир моих увлечений. Игрушки, песни. Любимые игры и занятия. Зимние и летние виды спорта, занятия различными видами спорта. Моя школа. Летний лагерь. Занятия в нем, занятия детей летом. 4 Мир вокруг меня. Домашние питомцы. Любимые животные. Что умеют делать животные. Домашние питомцы и уход за ними. Погода. Времена года. Путешествия. Виды транспорта. Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду. 3 6 7 8 9 3 3 4 10 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Названия континентов, стран и городов. Описание местности. Столицы. Город и сельская местность, общественные места, описание местности. Любимые места в городе. Достопримечательности стран изучаемого языка и родной страны. Праздники: детские праздники, День Дружбы, день рожденья, Рождество и Новый год: подготовка и празднование, маскарадные костюмы. 5 Резервные уроки 3 34 Всего: 4 класс № Тема блока Кол-во часов 1 2 Вводно–фонетический курс Я и моя семья. Отдых с семьей. Профессии, занятия людей различных профессий. Выбор профессии. Мой день. Распорядок дня школьника. Распорядок дня в семье. Обозначение времени. Занятия в будние и выходные дни.. 3 2 Мой дом. Дом/квартира: комнаты и предметы мебели и интерьера. Моя комната. Работа по дому. Я и мои друзья. Письмо зарубежному другу. 2 6 Мир моих увлечений. Магазин игрушек. 3 7 Моя школа. Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня в школе. Занятия детей на уроке и на перемене. Школьные ярмарки. 3 8 Мир вокруг меня. Животные, описание животных. Животные в цирке, на ферме и в зоопарке. 3 9 Погода. Времена года. Путешествия. Путешествия по странам изучаемого языка/родной стране. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Мой город: общественные места, места отдыха. Развлечения в городе. Достопримечательности стран изучаемого языка и родной страны. Резервные уроки Всего: 4 3 4 5 10 2 4 5 3 34