1.Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана с учетом документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
-Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
-Стратегия развития
воспитания в
РФ на
период до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
-«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№
196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
-Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
-Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
-Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
-Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на
территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация
дополнительных образовательных программ (за исключением
дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)».
-Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 64; локальных нормативных актов
МАОУ СОШ №64.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества
требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие
средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио,
мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные
технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в
нём, а не просто средством для получения удовольствия. Необходимо
одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного
слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих
событиях, высказаться о своём социальном окружении.
Отличительные особенности программы. Обучающиеся освоят
современные информационные технологий, усовершенствуют основные виды
речевой деятельности, разовьют творческие способности. Создание
творческого продукта (слайд-фильма, видеоролика, телевизионного сюжета),
активное включение ребенка в художественную деятельность, принесет ему
удовлетворение, что, несомненно, будет способствовать становлению его
личности как творческого субъекта.
Адресат программы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Объектив»
предусматривает обучение детей от 11 до 17 лет. Возможно формирование
разновозрастных групп от 15 до 25 человек.Специального отбора не
проводится.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 учебных часа.
Объём общеразвивающей программы: объём учебного времени
предусмотренный учебным планом – общее количество часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 162 учебных часа.
Срок освоения программы: срок реализации и освоения программы: 1 год
(36 недель).
Уровневость программы: программа стартового уровня, используются
общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
Формы обучения- групповая, фронтальная, индивидуально групповая.
Групповые занятия предполагают:
- участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых
педагогом;
- анализ творческих работ;
-сдача творческих зачётов;
-выполнение тренировочных упражнений;
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий:
-творческие тренировочные упражнения;
-ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров
журналистики;
-свободная творческая дискуссия;
-практикумы;
-экспресс – презентации;
-сюжетно-ролевые деловые игры;
-конкурсы;
-встречи с журналистами, с писателями и поэтами; с интересными людьми
города;
-экскурсии.
Формы подведения результатов: при проведении промежуточных
аттестаций используются следующие формы и методы:
-устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение),
-метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение
ошибок, анализ причины неправильного написания текста, устранение
обнаруженных ошибок),
-дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель: создание в образовательном пространстве школы условий для
реализации творческих качеств личности, создание школьного печатного
органа, творческих видеопроектов, развитие устной и письменной речи
учащихся во всех областях применения.
Задачи:
Обучающие:
- изучение основ журналистского творчества;
- получение знаний и умений по созданию печатного издания;
- освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационнокомпьютерных технологий;
-обучение основным правилам фото и видеосъёмки;
-обучение правилам подбора сюжетов к теме;
-обучение работе с редактором MicrosoftOfficeWord, программой для
просмотров слайд шоу MicrosoftOfficePowerPoint, графическим редактором
Movavi, видео-редактором Movavi.
Развивающие:
- развитие умений решать проблемы действительности совместными
усилиями;
- развитие творческих способностей обучающихся, их творческой
индивидуальности;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной
речью;
- развитие навыков установления межпредметных связей;
- развитие навыка работы со справочной литературой;
- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с
применением приобретенных знаний на практике;
- развитие интереса к изучению школьных предметов: русского языка,
литературы, истории, компьютерных технологий;
-освоение базовых понятий и методов фото и видеосъемки на основе
программ для редактирования фото-видео материалов, звука;
-активизация мыслительного процесса, познавательного интереса,
интеллектуальных качеств личности и сознательного выбора профессии.
Воспитательные:
- создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда
востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
- формирование основных этических норм и понятий как условия правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;
- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения,
сотрудничества;
- формирование практических навыков создания школьного печатного
издания.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический)план
№ Раздел
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение
Основы
фотографии:
история, устройство камеры,
композиция, безопасность
Практика фотосъёмки. Тема:
«Осенний пейзаж»
Стили речи и журналистский
язык
Газетные и журнальные
публикации. Заметка, статья
Интервью: цели, подготовка,
практика.
Видеосъёмка
интервью
Репортаж:
печатный
и
телевизионный
Очерк и творческая заметка
Всего Теория Практика Форма контроля
6
12
6
6
0
6
Наблюдение
Опрос,
наблюдение
10
2
8
8
6
2
16
8
8
Создание
фотопроекта
Мини-тест,
буклет
Выпуск газеты
12
4
8
Практика
интервью
14
6
8
Репортаж
10
4
6
Основы видеосъёмки: кадр, 12
композиция, звук
ОсновывидеомонтажаMovavi 16
4
8
Анализ
написание
очерка
Наблюдение
6
10
Журналистские жанры и 10
современные медиа: соцсети,
4
6
+
Контрольное
практическое
задание
Создание минивидеоблога
12
13
14
блог, видеоканал
Авторское
право, 6
медиаграмотность,
фактчекинг
Подготовка и реализация 14
проекта «Моя школа в
медиа» (групповой)
Итоговые занятия
6
Итого
162
6
0
Собеседование
2
12
Подготовка
и
защита проекта
6
0
Представление
мини-проектов
и презентаций
70
92
2.Содержание учебного (тематического) плана.
Раздел 1. Введение (6 часов)
Теория (6 ч.). Цели и задачи курса. Знакомство с тематикой занятий.
Распределение ролей в медиа-группе. Основные правила работы журналиста.
Инструктаж по технике безопасности при работе с фото- и
видеооборудованием.
Формы организации занятий: беседа, дискуссия.
Форма контроля: наблюдение.
Раздел 2. Основы фотографии: история, устройство камеры,
композиция, безопасность (12 часов)
Теория (6 ч.). Краткая история фотографии. Основные виды фотокамер и их
устройство. Понятия: экспозиция, фокусировка, глубина резкости. Правила
композиции (золотое сечение, правило третей, свет и тень). Техника
безопасности при работе с фотооборудованием.
Практика (6 ч.). Настройка камеры и съёмка простых кадров. Изучение
режимов съёмки.
Формы организации занятий: беседа, практикум.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
Раздел 3. Практика фотосъёмки. Тема «Осенний пейзаж» (10 часов)
Теория (2 ч.). Особенности жанра пейзажной фотографии. Работа с
естественным освещением. Композиционные приёмы в пейзажной съёмке.
Практика (8 ч.). Индивидуальная фотосессия на природе. Отбор удачных
кадров, их минимальная обработка в редакторе. Подготовка серии снимков.
Формы организации занятий: практикум, проектная работа.
Форма контроля: создание фотопроекта.
Раздел 4. Стили речи и журналистский язык (8 часов)
Теория (6 ч.). Понятие стиля речи. Основные стили и их особенности.
Журналистский язык и его отличия. Жанры публицистики. Особенности
работы с заголовками.
Практика (2 ч.). Подготовка текстов для буклета. Отработка навыка
лаконичности и выразительности.
Формы организации занятий: беседа, практикум.
Форма контроля: мини-тест, буклет.
Раздел 5. Газетные и журнальные публикации. Заметка, статья (16
часов)
Теория (8 ч.). Виды газетных публикаций. Заметка как жанр: краткость,
фактичность, структура. Статья: цель, структура, приёмы аргументации.
Отличие статьи от заметки.
Практика (8 ч.). Написание заметок и статей. Совместное обсуждение и
редактирование текстов. Подготовка к выпуску школьной газеты.
Формы организации занятий: беседа, работа с ПК, практикум.
Форма контроля: выпуск газеты.
Раздел 6. Интервью: цели, подготовка, практика. Видеосъёмка интервью
(12 часов)
Теория (4 ч.). Интервью как способ получения информации. Виды интервью:
монолог, диалог, интервью-зарисовка. Правила подготовки вопросов.
Особенности видеозаписи интервью.
Практика (8 ч.). Составление списка вопросов. Проведение интервью с
одноклассниками и педагогами. Видеосъёмка интервью.
Формы организации занятий: проект, работа с техникой, практикум.
Форма контроля: практика интервью.
Раздел 7. Репортаж: печатный и телевизионный (14 часов)
Теория (6 ч.). Репортаж как жанр. Отличительные черты: оперативность,
образность, детализация. Виды репортажа: событийный, тематический,
спортивный. Особенности телевизионного репортажа.
Практика (8 ч.). Подготовка печатного репортажа о школьном событии.
Съёмка видеорепортажа. Обсуждение материалов.
Формы организации занятий: беседа, практикум, проект.
Форма контроля: репортаж.
Раздел 8. Очерк и творческая заметка (10 часов)
Теория (4 ч.). Очерк как жанр публицистики. Отличие от статьи и рассказа.
Виды очерков: портретный, событийный, путевой. Художественные приёмы
в очерке.
Практика (6 ч.). Создание очерка о человеке или событии школьной жизни.
Подготовка творческой заметки.
Формы организации занятий: проект, практикум.
Форма контроля: анализ и написание очерка.
Раздел 9. Основы видеосъёмки: кадр, композиция, звук (12 часов)
Теория (4 ч.). Основы постановки кадра: планы, ракурсы, движение камеры.
Работа со звуком. Роль света в видеосъёмке.
Практика (8 ч.). Съёмка небольших видеосюжетов. Отработка композиции и
правильной записи звука.
Формы организации занятий: практикум, работа с техникой.
Форма контроля: наблюдение.
Раздел 10. Основы видеомонтажа (Movavi) (16 часов)
Теория (6 ч.). Принципы видеомонтажа. Использование переходов, титров,
наложение звука. Организация видеоряда.
Практика (10 ч.). Монтаж отснятых видеосюжетов. Создание коротких
фильмов.
Формы организации занятий: практикум, работа с ПК.
Форма контроля: контрольное практическое задание.
Раздел 11. Журналистские жанры и современные медиа: соцсети, блог,
видеоканал (10 часов)
Теория (4 ч.). Журналистика в цифровой среде. Отличие блогов от
традиционных СМИ. Основы ведения соцсетей и видеоканалов. Этические
правила интернет-коммуникации.
Практика (6 ч.). Создание мини-видеоблога или школьного поста в соцсетях.
Формы организации занятий: проект, практикум.
Форма контроля: мини-видеоблог.
Раздел 12. Авторское право, медиаграмотность, фактчекинг (6 часов)
Теория (6 ч.). Основы авторского права. Правила использования
изображений, текстов и музыки. Медиаграмотность и критическое
мышление. Методы проверки достоверности информации. Фейковые новости
и их признаки.
Формы организации занятий: беседа, дискуссия, разбор кейсов.
Форма контроля: собеседование.
Раздел 13. Подготовка и реализация проекта «Моя школа в
медиа»(групповой) (14 часов)
Теория (2 ч.). Планирование проекта. Распределение ролей. Этапы работы.
Практика (12 ч.). Создание медиапродукта (газета, видеоролик, блог или
серия заметок). Работа в командах. Подготовка защиты проекта.
Формы организации занятий: проектная работа, групповая деятельность.
Форма контроля: подготовка и защита проекта.
Раздел 14. Итоговые занятия (6 часов)
Практика (6 ч.). Представление итоговых проектов и мини-презентаций.
Подведение итогов курса. Рефлексия и обсуждение.
Формы организации занятий: защита, круглый стол, презентация.
Форма контроля: проекты и презентации.
Итого: 162 часа (70 ч. теория, 92 ч. практика).
Планируемые результаты.
Метапредметные.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть рабаты с общим замыслом.
Предметные.
-овладение практическими умениями и навыками работы цифровым
фотоаппаратом;
средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации, овладение методами
чтения технической, технологической и инструктивной информации;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ.
3.Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
-Учебный кабинет (включая типовую мебель),компьютер персональный
(ноутбук); принтер (черно-белая печать); стол письменный.
-Фотоаппарат, штатив, фотовспышка, видеокамера (цифровая)
-Кабинет информатики: компьютеры, обеспечивающие возможность работы
с мультимедийным контентом: воспроизведение видео- и фотоизображений,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.;
проектор с экраном (мультимедиа);
-Ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры, бумага писчая.
Информационное обеспечение.
-Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
-Программное обеспечение компьютера: текстовый редактор и т.д.
-Цифровая фотокамера с объективом.
-Цифровая видеокамера.
-Карта памяти для фотоаппарата/видеокамеры.
-Штатив.
-СD диски с записью музыки. Видеозаписи телевизионных программ.
Кадровое обеспечение:
Педагог Малышева Оксана Дмитриевна. Без квалификационной категории.
Методические материалы.
Основными методами обучения на занятиях являются:
- практический (работа на фото-видео технике);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, просмотр видеоматериалов);
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия);
- работа с литературой (чтение, изучение, конспектирование).
Основные принципы обучения:
- доступность:
- научность;
- наглядность;
- последовательность и системность;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Теоретические занятия предполагают варианты:
− лекционная форма;
− уроки-беседы;
− демонстрационная форма; − и другие.
Практические занятия предполагают:
− самостоятельную работу обучающихся (основа практических занятий);
− работа с материалом лекций, дополнительным источником информации по
обсуждаемым проблемам;
− анализ собственных работ;
− индивидуальное консультирование;
− подготовка и защита индивидуальных проектов.
Интернет-ресурсы:
-Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в
развитии педагогических технологий».
http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
-http://www.lib.ru - Электронная библиотека
- www.virlib.ru - Виртуальная библиотека
-www.rvb.ru -Русская виртуальная библиотека
3.2.
Формы аттестации\контроля и оценочные материалы.
Вводный контроль проводится перед началом обучения в виде опросов,
собеседований, педагогических наблюдений. Он предназначен для проверки
имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков.
Текущий контроль осуществляется в форме беседы, устного опроса (в форме
вопрос – ответ), анализа продуктов творческой деятельности обучающихся и
тестирования.
Промежуточная аттестация. При полной или частичной реализации
Программы, при подведении итогов отдельных разделов Программы и
общего итога используются следующие формы работы: презентации
творческих работ, защита проектов, выставки фотографий, плакатов,
коллажей и конкурсные программы.
Формой итогового контроля является творческая работа и представление
портфолио из лучших работ. Учитывается участие обучающихся в
индивидуальных, межпредметных и общешкольных проектах, конкурсах,
выставках.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие
формы и методы:
-устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение),
-метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение
ошибок, анализ причины неправильного написания текста, устранение
обнаруженных ошибок),
-дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Формы
проведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьная газета» выпуск школьной газеты 1 раз в четверть, участие в конкурсах и фестивалях
школьных СМИ разного уровня.
Критерии качественной оценки учащихся:
Ученик:
-что делал?
-в чём участвовал?
-каковы успехи?
-чему научился?
-планы на будущее
-индивидуальные творческие достижения.
-Я узнал…
-Я понял…
-Я научился…
-Лучше всего у меня получается…
-Я изменился в …сторону.
Критерии оценивания созданных творческих работ:
-оригинальность;
-новизна;
-полезность для автора и других людей;
-трудоёмкость работы;
-качество оформления работы.
4. Список литературы для педагога и учащихся.
1.
Барманкулов М. Жанры печати, телевидения и радиовещания.
Сравнительный анализ. Учебник, Алма-Ата, КазГУ, 1974.
2.
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В.,
Станько А.И. Иcтория мировой журналистики. - Москва – Ростов-на-Дону:
Издательский центр «МарТ», 2003. 432 с.
3.
Борис Есин «История русской журналистики (1703—1917)» (скачано)
4.
Лаврентьев Α.Η. История дизайна. Учебное пособие. — М.: Гардарики,
2007. — 303 с.
5.
Майк Роуди. Визуальные заметки на практике.
6.
Свитич Л.Г. «Профессия: журналист», учебное пособие, Аспект Пресс,
2011.
7.
CSS3 для веб-дизайнеров / Дэн Сидерхолм: Манн, Иванов и Фербер;
Москва; 2013.
8.
Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического
воспитания и художественного развития школьников//(на правах рукописи)
edu.of.ru
9.
Образовательные и информационные ресурсы:
1.Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации
3.СагманС. Microsoft Office 2000. – М.:ДМКПресс, 2002. – 672 с.:ил. (Серия
Самоучитель). Эл.вариант.
Интернет- ресурсы:
- http://www.ed.gov.ru/ - сайт Министерства образования РФ
- http://www.edu.ru/ – каталог образовательныхинтернет-ресурсов;
- http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
- http://1september.ru
- Сайт газеты "Первое сентября" /методические
материалы/
- http://www.lib.ru - Электронная библиотека
- www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
- www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
- http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета.
- http://school-collection.edu.ru
- единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
- http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов
- http://www.openclass.ru - Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества
- http://www.vidod.edu.ru
- Федеральный портал «Дополнительное
образование детей»