Учебный план 5-9 классов на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка
Учебный план - документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности (п. 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря
2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Учебный план основного общего образования МАОУ СОШ № 64 на 2025/2026 учебный
год (далее – учебный план) разработан на основе нормативных правовых документов:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (далее - № 273 – ФЗ);
2.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями);
3.

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении

федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями);
4.
некоторые

Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в
приказы

Министерства

просвещения

РФ,

касающиеся

федеральных

образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования»;
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее Санитарно-эпидемиологические требования).
Учебный план обеспечивает реализацию требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и реализуется
в соответствии с Календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 64 на 2025/2026 учебный
год (далее – КУГ) в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность учебного года для
обучающихся 5-8 классов составляет 34 учебные недели. Продолжительность учебного года
составляет для обучающихся 9 классов не менее 34 учебных недель, так как учебный год в
выпускных классах завершается после проведения основного периода государственной
итоговой аттестации.
С целью профилактики переутомления в КУГ предусмотрено чередование периодов
учебного времени (учебных четвертей) и каникул. Продолжительность каникул составляет не
менее 7 календарных дней.
При возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, в том числе военных действий,
на отдельных территориях могут вводиться дополнительные каникулы в течение учебного года

2

с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы (приказ Минпросвещения
России от 9 октября 2024 г. № 704).
Содержание учебного плана
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных для изучения
учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения
(не менее 70% учебного времени).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании.

На часть учебного плана, формируемую участниками

образовательных отношений, отводится не более 30 % учебного времени.
В качестве основы для разработки учебного плана взят вариант № 1 Федерального
недельного учебного плана основного общего образования для 5-дневной учебной недели
(утвержден приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного

общего

образования

и

среднего

общего

образования»).

При

этом

при

проектировании учебного плана учитывалась ориентация на будущую сферу профессиональной
деятельности обучающихся с учётом предполагаемого продолжения образования обучающихся
в классах профильного обучения. Кроме того, были изучены намерения и предпочтения
обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся и учтены возможности
МАОУ СОШ № 64.
Учебный план содержит обязательные учебные предметы (учебные курсы): «Русский
язык»,

«Литература»,

«Иностранный

язык»,

«Математика»,

«Алгебра»,

«Геометрия»,

«Вероятность и статистика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География»,
«Биология», «Физика», «Химия», «Изобразительное искусство» (ИЗО), «Музыка», «Труд
(технология)», «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), «Физическая культура».
В 7 классе начинается изучение учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность
и статистика», которые являются отдельными модулями учебного предмета «Математика», а
также вводятся учебные предметы «Физика» и «Информатика»; с 8 класса обучающиеся

3

осваивают учебный предмет «Химия». Таким образом обеспечивается постепенное увеличение
учебной нагрузки и постепенное усложнение содержания изучаемого программного материала.
В качестве иностранного языка изучается английский язык.
Для изучения предметов «Труд (технология)», «Информатика», «Иностранный язык»
(английский) обучающиеся делятся на подгруппы. При формировании подгрупп для изучения
иностранного

языка

распределение

обучающихся

происходит

с

учетом

уровня

их

образовательной подготовки по данному учебному предмету за 2-4 класс, а также таким
образом, чтобы количество обучающихся в подгруппах было одинаковым.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует знания по разным
учебным предметам и обеспечивает формирование и развитие у обучающихся техникотехнологического,

проектного,

креативного

и

критического

мышления

на

основе

практикоориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации
содержания, воспитания осознанного отношения к труду как созидательной деятельности
человека по созданию материальных и духовных ценностей. На уроках по учебному предмету
«Труд (технология)» обучающиеся знакомятся с различными технологиями, в том числе
материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В
рамках изучения предмета происходит приобретение базовых навыков работы с современным
технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром
профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Основной целью освоения содержания программы по учебному предмету «Труд
(технология)» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций,
творческого мышления. Задачами учебного предмета «Труд (технология)» являются:
подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на
мотивационном уровне – формирование потребности и уважительного отношения к труду,
социально ориентированной деятельности; овладение знаниями, умениями и опытом
деятельности в предметной области «Технология»; овладение трудовыми умениями и
необходимыми

технологическими

знаниями

по преобразованию

материи, энергии и

информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных,
экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной
безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской
деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий; развитие
умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к
будущей

профессиональной

деятельности,

профессиональных предпочтений.
4

владение

методиками

оценки

своих

Технологическое образование носит интегративный характер и строится на неразрывной
взаимосвязи с трудовым процессом, создает возможность применения научно-теоретических
знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные
трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности
во

всех

ее

проявлениях

технологической

и

других

(культуры
ее

труда,

эстетической,

проявлениях),

правовой,

самостоятельности,

экологической,
инициативности,

предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды
труда и сферы профессиональной деятельности.
Учебный предмет «Труд (технология)» изучается с 5 по 9 класс и включает следующие
инвариантные учебные модули: «Производство и технологии» (5-9 класс); «Компьютерная
графика, черчение» (5-9 класс); «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» (7-9
класс); «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» (5-7 класс); «Робототехника»
(5-9 класс).
С учетом имеющихся в образовательной организации ресурсов, а также в целях
предпрофильной

подготовки

обучающихся

в

содержание

учебного

предмета

«Труд

(технология)» включены вариативные модули «Растениеводство» и «Животноводство» (7-8
класс)
Содержание различных модулей представлено в рабочих программах педагогов,
разработанных на основе Федеральной рабочей программы основного общего образования по
предмету «Труд (технология)» для 5-9 классов.
Распределение учебных часов в течение учебного года осуществлено с учетом
продолжительности учебных периодов.
Класс

Количество
часов по
учебному
плану в неделю

5
класс

2

Количество
часов по
учебному
плану за
период
68

Количество
часов по
модулям
4
8
20
36

6
класс

2

68

4
8
20
36
5

Названия модулей

Форма
обучения

Производство и
технологии
Компьютерная
графика, черчение
Робототехника
Технологии обработки
материалов, пищевых
продуктов
Производство и
технологии
Компьютерная
графика, черчение
Робототехника
Технологии обработки

Групповая
форма

Групповая
форма

материалов, пищевых
продуктов
1
7
2
68
6
Производство и
Групповая
класс
технологии
форма
8
Компьютерная
графика, черчение
4
3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование
14
Робототехника
26
Технологии обработки
материалов, пищевых
продуктов
10
Животноводство
8
1
34
2
Производство и
Групповая
класс
технологии
форма
4
Компьютерная
графика, черчение
10
Робототехника
8
3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование
10
Растениеводство
9
1
34
4
Производство и
Групповая
класс
технологии
форма
12
3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование
4
Компьютерная
графика, черчение
14
Робототехника
С 01.09.2025 приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 внесены изменения
в организацию и содержание учебной деятельности по предмету «История» с 5 по 9 класс. В 5-7
классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет:
5 класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края);
6 класс – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история
нашего края);
7 класс – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история
нашего края);
8 класс – без изменений;
9 класс – без изменений.
Количество учебных часов, отведенное учебным планом на изучение обязательной части
учебного плана, не превышает максимально допустимой недельной нагрузки, которая
составляет при 5-дневной учебной неделе:
Количество часов на 2 часа больше, чем в Федеральной рабочей программе, т.к. перенесены 2 часа по данному
модулю из программы 8 класса. В 8 классе, соответственно, на 2 часа меньше.

1

6

в 5 классе – 29 часов;
в 6 классе – 30 часов;
в 7 классе – 32 часа;
в 8 классе – 33 часа;
в 9 классе – 33 часа.
Все предметы изучаются на базовом уровне. Предпрофильная подготовка обучающихся
осуществляется через внеурочную деятельность.
Годовая и недельная сетка часов учебного плана основного общего образования на
2025/2026 учебный год представлены в приложениях 1 и 2.
Согласно действующим нормативным правовым документам, время, отводимое на часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, может быть
использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, или на введение специально разработанных учебных курсов,
обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.
По согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, в 5-6 классах
включен учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР), до 2025 года входивший в перечень дисциплин, обязательных для изучения.
Освоение содержания учебного предмета ОДНКНР расширяет культурный кругозор
обучающихся, формирует российскую гражданскую идентичность, приобщает детей к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
В 7 и 8 классах один час из части, формируемой участниками образовательных
отношений, использован на изучение учебного предмета «Обществознание», в связи с тем что
обучающиеся данных возрастных параллелей начали изучение обществознания в 6 классе и
продолжают его освоение по ранее утвержденным рабочим программам. В 8 классе по
согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся 1 час из части,
формируемой участниками образовательных отношений, использован на увеличение учебных
часов по предмету «История». Остальные часы из части, формируемой участниками
образовательных отношений, использованы на введение на уровне основного общего
образования курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни», изучаемого по
федеральной рабочей программе внеурочной деятельности для 5-9 классов.
Основной целью курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» является
формирование

функционально

грамотной

личности,

ее

готовности

и

способности

«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений. Курс создает условия для формирования
7

функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах,
отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также
глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в
соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой
распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации,
рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта,
приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование
стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и
креативного мышления.
Реализация программы «Функциональная грамотность: учимся для жизни» обеспечивает
преемственность уровней основного общего образования и начального общего образования, где
данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на
пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы предполагает
использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся,

сочетание

индивидуальной

и

групповой

работы,

проектную

и

исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким
образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить
их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных
знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом
реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования
и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/),
электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/
func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17
сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в
помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников,
их индивидуальную и групповую работу.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся 5-9
классов для них могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего образования в
соответствии с Порядком обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренному обучению». Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается
тьюторской поддержкой.

8

Срок получения основного общего образования составляет 5 лет. Для обучающихся по
индивидуальным учебным планам срок получения основного общего образования может быть
сокращён. Для обучающихся по адаптированным образовательным программам срок получения
основного общего образования может быть пролонгирован в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии.
Особенности организации учебной деятельности
Основной формой организации учебных занятий для обучающихся является урок. Для
освоения содержания образовательной программы в соответствии с ФГОС ООО на уровне
основного общего образования реализуются различные типы уроков.
При

проведении

уроков

используются

учебники

из

федерального

перечня,

утвержденного приказом Минпросвещения России № 495 от 26.06.2025 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», при выполнении учебного плана допускается
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО
и ДОТ). Обучение с применением ЭО и ДОТ осуществляется с использованием электронных
образовательных ресурсов из федерального перечня, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
В 2025/2026 учебном году применение ЭО и ДОТ организовано по учебному предмету
«Физика» в 7-9 классах. В тематическом планировании рабочей программы по физике
произведено перераспределение учебного материала.
Класс
7
8
9

Количество часов в неделю
Всего
Очно
С применением ЭО и ДОТ
2
1
1
2
1
1
3
2
1
Также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере

образования при отсутствии необходимого материально-технического обеспечения содержание
образовательных программ, или части образовательных программ, или отдельных дисциплин,
курсов, модулей может реализовываться с применением сетевой формы взаимодействия. Так, в
частности, допускается реализация модуля «Робототехника» учебного предмета «Труд
9

(технология) на базе организаций дополнительного образования детей, других организаций,
имеющих необходимое оборудование.
Образовательная деятельность при реализации ООП ООО предусматривает учет
требований к организации образовательного процесса согласно СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Занятия для обучающихся 5-9 классов начинаются в 8.00 (первая смена), в 13.20 (вторая
смена). Окончание занятий – не позднее 18.50. Во время занятий предусматривается перерыв
для гимнастики / гимнастики для глаз не менее 2 минут.
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных / дополнительных
занятий не менее 20 минут. Исключение составляет десятиминутный перерыв между первым
уроком и внеурочным занятием курса «Разговоры о важном», которое проводится еженедельно
по понедельникам до начала учебной деятельности.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в
соответствии

с

Санитарно-эпидемиологическими

требованиями

и

гигиеническими

нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при
наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания
учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например,
подготовка

доклада,

реферата,

оформление

презентации,

заучивание

стихотворений),

рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем
предметам в соответствии с санитарными нормами осуществляется заместителем директора по
учебно-воспитательной работе. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для
каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5
часа – для 6-8 классов, 3,5 часа – для 9 класса.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет составляет 5338
академических часа в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
С

целью

профилактики

переутомления

в

календарном

учебном

графике

предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность
каждого каникулярного периода составляет не менее 7 календарных дней.
Особенности организации внеурочной деятельности

10

Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования – это занятия,
которые не входят в основную учебную программу и проводятся в свободное от уроков время.
Основная цель внеурочной деятельности – помощь обучающемуся в гармоничном
развитии, раскрытии его творческого и учебного потенциала, формировании интереса к
получению новых знаний.
Внеурочная деятельность решает ряд педагогических задач, в том числе:
-

вовлечение

детей

в

творческую

работу,

соответствующую

их

возрасту

и

индивидуальным характеристикам;
- применение на практике знаний по учебным предметам;
- определение и развитие детских способностей и талантов;
- привлечение школьников к общению в неформальной обстановке, сплочение
коллектива;
- помощь в профориентации и выборе будущей профессии;
- вовлечение учащихся в социальную активность и общественно полезную деятельность;
- формирование культуры здорового образа жизни.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более ½
количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации

или

на

базе

загородных

детских

центров,

в

туристско-краеведческих

мероприятиях, в том числе проводимых в природной среде, поездках и другие).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
могут отличаться:
- на внеурочную деятельность по развитию личности, её способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации и профориентации обучающихся,
еженедельно от 1 до 2 часов;
- на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно
еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении
коллективных мероприятий в классе или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может
быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной
деятельности);

11

-

на

организационное

обеспечение

учебной

деятельности,

осуществление

педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия
еженедельно – от 2 до 3 часов.
В 5 классе внеурочная деятельность также направлена на адаптацию выпускников
начальной школы к обучению на уровне основного общего образования, знакомство с разными
видами деятельности.
ФГОС выделяет пять направлений внеурочной деятельности:
1.

Социальное – совместная работа над проектами и другие виды групповой

деятельности;
2.

Общекультурное – изучение культур разных стран и народов, посещение музеев,

театров, галерей;
3.

Общеинтеллектуальное – создание кружков интеллектуальной направленности

(физики, химии, математики, иностранного языка и т.д.), проведение тематических викторин;
4.

Спортивно-оздоровительное – проведение спортивных соревнований, эстафет,

командных игр, походов и отдыха на природе;
5.

Духовно-нравственное – разговоры о семье, моральных ценностях, социальных

нормах; воспитание патриотизма, заботливого отношения к природе.
1.

Внеурочная деятельность строится на определенных принципах:

2.

Принцип социальной значимости - дети должны заниматься деятельностью,

которая не только нравится им, но и приносит пользу окружающим;
3.

Принцип креативности - развитие творческих способностей обучающихся и их

интереса к творчеству;
4.

Принцип вариативности – каждый ребенок должен иметь возможность выбрать

наиболее привлекательный для себя вид деятельности;
5.

Принцип гуманистической направленности - внеурочная деятельность должна

соответствовать интересам, потребностям и индивидуальным особенностям детей;
6.

Принцип системности - внеурочная деятельность должна устанавливать и

усиливать взаимосвязи между всеми участниками школьной системы — учениками, педагогами
и родителями.
Важную роль в реализации принципов и достижении задач внеурочной деятельности
играют формы проведения внеурочных занятий, отличающиеся от традиционных уроков.
Учебно-воспитательные мероприятия проводятся в форме бесед, дискуссий с учителями
и учениками на различные темы, экскурсии в музеи, к историческим местам, викторины и
квизы.
Досугово-развлекательные мероприятия – встречи клубов и кружков по интересам,
мастер-классы, деловые игры, КВНы, творческие выступления и выставки.
12

Праздничные мероприятия – линейка на День знаний, праздник на День учителя,
школьные концерты и другие выступления.
Спортивно-оздоровительные мероприятия – физкультурные праздники, спортивные
соревнования, подвижные игры, детские спортивные секции в школе, походы и другое.
Обязательными для всех обучающихся на уровне основного общего образования
являются:
- курс «Семьеведение» (5 класс);
- курс «Разговоры о важном» (5 – 9 класс);
- курс «Россия – мои горизонты» (6 – 9 класс).
Освоение программ других курсов внеурочной деятельности во избежание излишней
психоэмоциональной нагрузки и переутомления обучающихся осуществляется по желанию.
При этом родителям детей, посещающих во внеурочное время объединения дополнительного
образования, рекомендуется при принятии решения о целесообразности посещения ребенком
курсов внеурочной деятельности учитывать направленность программы (программ) его
дополнительного образования и их объём, так как общий объем внеурочной деятельности для
одного обучающегося по гигиеническим нормативам не должен превышать 10 часов в неделю.
Особое место в плане внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования занимают курсы «Вопросы общей психологии», «Основы педагогики», «Основы
права», предназначенные для обучающихся предпрофессиональных классов, сформированных
на 8 и 9 параллелях.
Содержание внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработан Министерством
просвещения Российской Федерации и Институтом изучения детства, семьи и воспитания и
направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
воспитание патриотизма.
Курс «Россия – мои горизонты» - инициатива Министерства просвещения Российской
Федерации, реализуемая Фондом Гуманитарных проектов, федеральным оператором Единой
модели профориентации «Билет в будущее» в России. «Россия – мои горизонты» профориентационный

курс,

предназначенный

для

учеников

6-11

классов,

с

целью

формирования у них готовности к выбору профессии, ознакомления обучающихся с
федеральным

и

региональным

рынками

труда,

с

разнообразием

профессий,

их

перспективностью и востребованностью. В курс входят:
- профориентационные уроки по темам: приоритетные для развития страны отрасли
экономики, спрос на кадры, стратегия экономического развития России, ценностные ориентиры
при выборе профессии;
13

-

профориентационные

диагностики:

тестирование

склонностей,

определение

способностей, выявление личностных особенностей, оценка готовности к профессиональному
самоопределению;
- рефлексивные занятия: уроки, на которых ученики не только оценивают свои эмоции,
но и вместе с учителем разбираются, как выбрать профессию и построить свою
профессионально-образовательную траекторию;
- онлайновые профпробы в контентно-информационном комплексе «Конструктор
будущего».
Курс внеурочной деятельности «Семьеведение» - школьный учебный курс, который даёт
обучающимся полное представление о семье как ячейке общества. Цель «Семьеведения» формирование у молодых людей традиционной для России системы семейных ценностей и
смысловых установок брачности, многодетности, целомудрия.
Некоторые задачи семьеведения:
- знакомство учащихся с основными понятиями, раскрывающими ценности и смыслы
семейной жизни;
- формирование у подрастающего поколения представлений о семье с позиций этики и
психологии;
- освоение школьниками системы российских семейных ценностей, ориентация их на
создание крепкой и счастливой семьи;
- знакомство с основными средствами решения семейных проблем.
«Путешествие по Уралу» и «Наш Екатеринбург – Город трудовой доблести» - туристскокраеведческие

программы,

предназначенные

для

формирования гражданственности

и

патриотизма, а также для получения обучающимися дополнительных знаний по истории
родного края. Курсы реализуются как в учебные периоды, так и в каникулярное время в рамках
деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «Содружество 64».
Удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом
развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов
осуществляется на уровне основного общего образования через внеурочную деятельность
«Спортивные игры» и «Музыкальный театр».
Музыкальный театр – популярное направление внеурочной деятельности, которое
объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в школе особую художественноэстетическую атмосферу. Данный вид творческого развития обучающихся является одним из
наиболее эффективных способов и форм самопознания, самораскрытия, самореализации
личности. Деятельность школьного музыкального театра вносит большой вклад в реализацию
программы воспитательной работы, открывает широкие возможности для самоорганизации
обучающихся, проявления их активной социальной позиции. Внеурочные театральные занятия
14

содержат в себе глубокий психотерапевтический потенциал, они способны выполнять функцию
арт-пропедевтики, предупреждения причин делинкветного поведения обучающихся. Дух
сотрудничества, активные формы совместной проектной деятельности старших и младших
школьников, разнообразные способы привлечения родительской аудитории позволяют сделать
школьный театр «точкой сборки» межпоколенных отношений, укреплять гуманистические,
нравственные, семейные ценности.
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся – «Урок цифры», «Школа подготовки к олимпиаде».
«Урок цифры» - это всероссийский образовательный проект в сфере цифровых
технологий, представленный на портале https://урокцифры.рф/ и дающий обучающимся
возможность сформировать и развить ИКТ-компетентность и получить знания от ведущих
технологических компаний: Яндекс, «Лаборатория Касперского», Фирма «1С», госкорпорация
Росатом, VK, Благотворительный фонд «Вклад в будущее», Авито и Группа Астра. При
проведении занятий курса «Урок цифры» используется оборудование, предоставленное МАОУ
СОШ № 64 в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» Министерства просвещения
РФ.
«Школа подготовки к олимпиаде» - курс, включающий модули по различным учебным
предметам и предназначенный для получения обучающимися знаний, выходящих за рамки
школьной программы. На занятиях школы подготовки к олимпиаде обучающиеся учатся
выполнять задания повышенного уровня сложности. Таким образом, начиная с 5 класса,
осуществляется выявление интеллектуально одаренных и талантливых детей, а также
предпрофильная подготовка обучающихся по математике, обществознанию, географии,
биологии, химии, физике, английскому языку.
Цель введения в план внеурочной деятельности курсов «Основы педагогики», «Вопросы
общей психологии» и «Основы права» - выполнение требований к реализации единой модели
профориентации обучающихся на основном уровне. Данные курсы входят в число
обязательных для обучающихся, выбравших в 2025/2026 учебном году обучение в
предпрофессиональных классах – психолого-педагогическом и правоохранительном.
Курсы внеурочной деятельности, реализуемые в 2025/2026 учебном году на уровне
основного общего образования, представлены в приложении 3.
Особенности учебного процесса в предпрофессиональных классах
На

параллелях

8-9

классов

2025/2026

учебного

года

сформированы

предпрофессиональные классы - психолого-педагогический и правоохранительный. Для
предпрофессиональных классов выбрана модель организации – группа обучающихся на
возрастную

параллель.

Учебная

и

внеурочная
15

деятельность

обучающихся

предпрофессиональных

классов

организована

в

соответствии

с

Положением

о

предпрофессиональных классах МАОУ СОШ № 64.
Обучающиеся предпрофессионального психолого-педагогического класса осваивают
основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС
ООО, программу (программы) внеурочной деятельности по овладению конкретными
знаниями/навыками в рамках узкой направленности профессиональной деятельности, могут
осваивать программы профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям
служащих в формате сетевого взаимодействия МАОУ СОШ № 64 с организациями среднего
профессионального образования, готовят и защищают проекты педагогической и социальной
тематики, в рамках программы обучения и воспитания посещают учреждения социальной
сферы, участвуют в социальных акциях и волонтерской деятельности, программах
наставничества.
Обучающиеся

предпрофессионального

правоохранительного

класса

осваивают

основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС
ООО, программу внеурочной деятельности «Основы права», программу профессионального
обучения «Секретарь-администратор», реализуемую на базе Екатеринбургского экономикотехнологического колледжа, готовят и защищают проекты правовой, юридической тематики, в
рамках программы обучения и воспитания посещают учреждения МВД, МЧС, ФСБ, участвуют
в социальных акциях и волонтерской деятельности.
Обучающиеся предпрофессионального психолого-педагогического класса осваивают
основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС
ООО, программы внеурочной деятельности «Вопросы общей психологии», «Основы
педагогики», проходят вожатскую практику в лагере с дневным пребыванием детей
«Содружество 64» и профпробы по должности помощник воспитателя в дошкольных
образовательных организациях.
Формирование предпрофессиональных классов осуществляется на основании заявлений
родителей (законных представителей) обучающихся об участии в индивидуальном отборе в
предпрофессиональные классы, который проводится в соответствии с Положением о
предпрофессиональных классах МАОУ СОШ № 64.
Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Реализация учебного плана 5-9 классах сопровождается текущим контролем успеваемости
обучающихся и завершается в 5-8 классах промежуточной аттестацией, в 9 классах –
промежуточной аттестацией и государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА).
Оба вида аттестации являются обязательными для обучающихся. Промежуточная
аттестация подтверждает освоение части образовательной программы соответствующего
16

уровня обучения и проводится по всем учебным предметам, учебным курсам, модулям
обязательной части учебного плана в соответствии с Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ
СОШ № 64. Государственная итоговая аттестация подтверждает освоение всей образовательной
программы соответствующего уровня обучения и проводится в соответствии с Порядком
проведения государственной итоговой аттестации, утвержденным приказами Минпросвещения
России и Рособрнадзора от 4 апреля 2023 года № 232/551.
По программам внеурочной деятельности промежуточная аттестация не проводится.
Решение о проведении промежуточной аттестации по учебным предметам, входящим в
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, принимается
педагогическим советом.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой учебной четверти и учебного года
по пятибалльной системе оценивания и является обязательным элементом внутренней системы
оценки качества образования МАОУ СОШ № 64 (ВСОКО), включающей также такие
элементы, как стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, итоговая оценка,
психолого-педагогическое наблюдение, внутренний мониторинг образовательных достижений
обучающихся.
Четвертная промежуточная аттестация проводится для обучающихся 5-9 классов по
результатам накопленной отметки текущего контроля успеваемости.
Оценка при промежуточной (четвертной) аттестации фиксируется в электронном журнале
в виде отметки по пятибалльной шкале («5», «4», «3», «2») и не может быть средним
арифметическим отметок текущего контроля. Она является единой и отражает в обобщенном
виде все стороны подготовки обучающегося. Определяющее значение в этом случае имеют
отметки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось образовательной
программой больше времени, а также отметка за выполнение контрольных, самостоятельных
работ.
Учитель вправе поставить положительную отметку по предмету при наличии у
обучающегося неудовлетворительных текущих отметок, если учащийся при выполнении
итоговой и (или) контрольных работ в течение четверти получил положительную отметку.
Для объективной промежуточной аттестации обучающихся необходимо не менее трех
отметок (при одночасовой недельной учебной нагрузке) и более 5 (при учебной нагрузке более
двух часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным,
контрольным работам.

17

Контрольные и практические работы проводятся для обучающихся 5-9 классов в
соответствии с требованиями, установленными приказом Минпросвещения России от 09
октября 2024 года № 704, а именно:
1)

длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки

результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или) метапредметных
результатов, составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый);
2)

длительность практической работы, являющейся формой организации учебного

процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая
лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет
один урок (не более чем 45 минут);
3)

объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не

должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного
учебного предмета в данном классе в текущем учебном году.
Годовая промежуточная аттестация проводится для обучающихся 5-9 классов на
основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее
арифметическое результатов четвертных аттестаций. Округление результата проводится в
соответствии с правилами математики.
Результаты годовой промежуточной аттестации не ниже удовлетворительных являются
обязательным условием допуска обучающихся 9 класса к участию в государственной итоговой
аттестации.
Заключения учителей-предметников и классных руководителей 5-9 классов об освоении
соответствующей части основной образовательной программы основного общего образования
заслушиваются и утверждаются на педагогическом совете.
По решению педагогического совета результаты освоения образовательной программы
обучающихся 5-7 классов, не освоивших или не в полном объеме освоивших соответствующую
часть основной образовательной программы основного общего образования, представляются на
рассмотрение в школьный психолого-педагогический консилиум (далее – ППК). Решением
ППК родителям (законным представителям) обучающихся может быть рекомендовано
обращение в психолого-медико-педагогическую комиссию с целью получения консультации по
определению дальнейшей образовательной траектории обучающегося.
Особой формой промежуточной аттестации обучающихся 9 классов является итоговое
собеседование по русскому языку (далее – итоговое собеседование). Итоговое собеседование
проводится во вторую среду февраля (основная дата проведения), вторую среду марта и первый
понедельник

апреля

(резервные

даты

проведения).

Результат

«зачет»,

полученный

обучающимся 9 класса на итоговом собеседовании, является обязательным условием допуска к
ГИА.
18

Приложение 1
Годовая сетка часов учебного плана основного общего образования
на 2025/2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика

Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Труд (технология)
Основы безопасности и
защиты Родины
Физическая культура

Учебные предметы
(модули) / классы

Количество часов в неделю / в год
V
VI
VII
VIII
IX

Русский язык

5 / 170

Литература

3 / 102

Иностранный язык
(английский)
Математика

3 / 102

714

3/
102
-

3/
102
3/
102
3/
102
-

Алгебра

-

3/
102
2 / 68
1 / 34
1 / 34
2 / 68

3/
102
2 / 68
1 / 34
1 / 34
2 / 68

306

1 / 34
-

3/
102
1 / 34
-

3/
102
2 / 68
1 / 34
1 / 34
3/
102
1 / 34
2 / 68
2 / 68

Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История

3 / 102

Обществознание
География
Физика

1 / 34
2 / 68
2 / 68

102
272
238

1 / 34
1 / 34

1 / 34
1 / 34

1 / 34
1 / 34

2 / 68
2 / 68
-

1 / 34
2 / 68
3/
102
2 / 68
2 / 68
-

Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности и
защиты Родины
Физическая культура
Итого:

1 / 34
2 / 68
-

1 / 34
2 / 68
-

1 / 34
2 / 68
-

1 / 34
1 / 34
1 / 34

1 / 34
1 / 34

136
272
68

2 / 68
28 /
952

2 / 68
31 /
1054

2 / 68
31 /
1054

2 / 68
32 /
1088

340
5066

1 / 34

-

-

-

68

1 / 34

1 / 34

1 / 34

1 / 34

170

2 / 68
30 /
1020
34
30
30

1 / 34
32 /
1088
34
31
31

1 / 34
32 /
1088
34
32
33

1 / 34
33 /
1122
34
33
33

238
5304

5 / 170

2 / 68
27 /
918
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы духовно1 / 34
нравственной культуры
России
Функциональная
1 / 34
грамотность
Итого: 2 / 68
Всего часов: 29 /
986
Количество учебных недель 34
Нагрузка при 5-дневной учебной неделе 29
Максимально допустимая недельная нагрузка 29

19

6/
204
3/
102
3/
102
5/
170
-

4/
136
2 / 68

3/
102
2 / 68

3/
102
-

Всего

442
510
340

204
102
102
442

136
238
102

Приложение 2
Недельная сетка часов учебного плана основного общего образования на 2025/2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Учебные предметы (модули) / классы 5А 5Б 5В 5Г 5Д
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
5
Литература
3
3
3
3
3
Иностранный язык (английский)
3
3
3
3
3
Математика
5
5
5
5
5
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
3
3
3
3
3
Обществознание
География
1
1
1
1
1
Физика
Химия
Биология
1
1
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
Труд (технология)
2
2
2
2
2
Основы безопасности и защиты
Родины
Физическая культура
2
2
2
2
2
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы духовно-нравственной
1
1
1
1
1
культуры России
Функциональная грамотность
1
1
1
1
1
Итого по классу 29 29 29 29 29
Итого с делением на группы

6А

6Б

6В

6Г

6Д

7А

7Б

7В

7Г

8А

8Б

8В

8Г

8Д

9А

9Б

9В

9Г

9Д

Всего

6
3
3
5
3
1
1
1
1
2
-

6
3
3
5
3
1
1
1
1
2
-

6
3
3
5
3
1
1
1
1
2
-

6
3
3
5
3
1
1
1
1
2
-

6
3
3
5
3
1
1
1
1
2
-

4
2
3
3
2
1
1
3
1
2
2
1
1
1
2
-

4
2
3
3
2
1
1
3
1
2
2
1
1
1
2
-

4
2
3
3
2
1
1
3
1
2
2
1
1
1
2
-

4
2
3
3
2
1
1
3
1
2
2
1
1
1
2
-

3
2
3
3
2
1
1
2
1
3
2
2
2
1
1
1

3
2
3
3
2
1
1
2
1
3
2
2
2
1
1
1

3
2
3
3
2
1
1
2
1
3
2
2
2
1
1
1

3
2
3
3
2
1
1
2
1
3
2
2
2
1
1
1

3
2
3
3
2
1
1
2
1
3
2
2
2
1
1
1

3
3
3
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
1
1

3
3
3
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
1
1

3
3
3
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
1
1

3
3
3
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
1
1

3
3
3
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
1
1

101
63
72
50
42
28
14
14
62
14
43
33
20
34
14
19
38
10

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

48

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

1
30

1
30

1
30

1
30

1
30

1
32

1
32

1
32

1
32

1
32

1
32

1
32

1
32

1
32

1
33

1
33

1
33

1
33

1
33

24
748

72

14

38

872

Приложение 3
План внеурочной деятельности 5-9 классов на 2025/2026 учебный год
Наименования курсов (программ) /
классы
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Семьеведение
Вопросы общей психологии*
Основы педагогики*
Основы права **
Обучение служением. Первые
Путешествие по Уралу
Наш Екатеринбург – Город трудовой
доблести
Урок цифры
Школа подготовки к олимпиаде.
Математика
Школа подготовки к олимпиаде. Русский
язык
Школа подготовки к олимпиаде.
Английский язык
Школа подготовки к олимпиаде. Физика
Школа подготовки к олимпиаде. Химия
Школа подготовки к олимпиаде.
Биология
Школа подготовки к олимпиаде.
География
Школа подготовки к олимпиаде.
Обществознание
Музыкальный театр
Спортивные игры. Футбол
Спортивные игры. Волейбол

5А

5Б

5В

5Г

1

1

1

1

1

1

1

1

5Д

6А

6Б

6В

6Г

6Д

7А

7Б

7В

Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Вариативная часть
1

1

7Г

8А

8Б

8В

8Г

8Д

9А

9Б

9В

9Г

9Д

Всего

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

24
19
5
2
2
2

1
1
1

1
1
1

1

1

1

4
1
1

1
1

1
2

1
2

4
7

1

2

3

1

2

5

1
1

1
1
2

1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

2
2

2

1
Итого часов внеурочной деятельности в 5-9 классах:
* Курсы внеурочной деятельности, являющиеся обязательными для обучающихся предпрофессиональных психолого-педагогических классов
* *Курс внеурочной деятельности, являющийся обязательным для обучающихся предпрофессиональных правоохранительных классов

21

2
4
1
92


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».