Учебный план 1-4 классов на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности (п. 22 статьи 2
Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 64 на 2025/2026
учебный год (далее – учебный план) разработан на основе нормативных правовых
документов:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (далее - № 273 – ФЗ);
2.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №

286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями);
3.

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении

федеральной

образовательной

программы

начального

общего

образования»

(с

изменениями);
4.

Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений

в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных
образовательных

программ

начального

общего

образования,

основного

общего

образования и среднего общего образования»;
5.

Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений

в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных
образовательных

программ

начального

общего

образования,

основного

общего

образования и среднего общего образования»;
6.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее Санитарно-эпидемиологические требования).
Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО, определяет общие
рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и
организации образовательной деятельности.
Учебный план реализуется в режиме 5-дневной учебной недели, в течение 2025/2026
учебного года, продолжительность которого составляет для обучающихся 1 классов 33
недели, для обучающихся 2-4 классов – 34 недели.
2

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, и реализуется в рамках пятидневной учебной
недели.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных для изучения
учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения (не менее 80% учебного времени).
Часть

учебного

плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное
изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании. На часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений, отводится не более 20 %
учебного времени.
В качестве основы для разработки учебного плана взят вариант № 1 Федерального
недельного учебного плана начального общего образования для 5-дневной учебной недели
(утвержден приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»).
Учебный план содержит 10 обязательных учебных предметов: «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир»,
«Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство»,
«Музыка», «Труд (технология)», «Физическая культура».
Учебный предмет «Иностранный язык» (английский) изучается со 2 класса. При
изучении иностранного языка обучающиеся делятся на подгруппы.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
изучается в 4 классе. Выбор модуля ОРКСЭ осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся по завершении обучения детей в 3 классе посредством
анкетирования.
Согласно действующим нормативным правовым документам, время, отводимое на
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, может
быть использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, или на введение специально разработанных
учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных
отношений.
3

По согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся в 1
классах часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, переданы на освоение курса «Подвижные игры», обеспечивающего
дополнительную двигательную активность обучающимся в целях профилактики их
переутомления от аудиторной учебной нагрузки в период адаптации в школе.
Во 2 - 3 классах часы части, формируемой участниками образовательных
отношений, направлены на увеличение учебных часов по учебному предмету
«Математика», в 4 классе – на изучение учебного предмета ОРКСЭ.
Культурологическая направленность предмета «ОРКСЭ» способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес
к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать

на

окружающую

действительность,

остро

реагировать

как

на

доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Недельная и годовая сетки часов учебного плана 1-4 классов 2025/2026 учебного
года представлены в приложениях 1-2.
Количество учебных часов учебного плана не превышает максимально допустимой
учебной нагрузки, которая составляет при 5-дневной учебной неделе:
в 1 классе – 21 час;
во 2 классе – 23 часа;
в 3 классе – 23 часа;
в 4 классе – 23 часа.

4

Особенности организации учебной деятельности
Основными формами организации учебных занятий для обучающихся 1-4 классов
являются уроки и занятия внеурочной деятельности, которые проводятся в целях создания
условий для проявления и развития ребенком его интересов на основе свободного выбора,
постижения

духовно-нравственных

ценностей

и

культурных

традиций,

учебная

деятельность на уровне начального общего образования дополняется внеурочной
деятельностью.
На уровне начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО
реализуются различные типы уроков:
уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;
уроки отработки умений и рефлексии;
уроки систематизации знаний; развивающего контроля;
урок-исследование;
комбинированный урок;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля и др.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», при выполнении учебного плана допускается
применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами школы. Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Срок получения начального общего образования составляет 4 года. Для лиц,
обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего
образования может быть сокращён.
Образовательная деятельность при реализации ООП НОО предусматривает учет
требований к организации образовательного процесса согласно СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Занятия для обучающихся 1-4 классов начинаются в 8.00 (первая смена) и в 13.20
(вторая смена). Окончание занятий – не позднее 18.00.
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных /
дополнительных занятий составляет не менее 20 минут – для отдыха обучающихся от
учебной деятельности. Исключение – перерыв в понедельник между первым уроком и
5

внеурочным занятием курса «Разговоры о важном», которое проводится еженедельно по
понедельникам до начала учебной деятельности. Данный перерыв составляет 10 минут.
Показатель
Организация, возраст
Продолжительность
1 класс (сентябрь – декабрь)
учебного
занятия
для 1 класс (январь-май)
обучающихся, не более
классы,
в
которых
обучаются дети с ОВЗ
2-4 классы
Продолжительность
1 класс
дневной
суммарной
образовательной нагрузки
для обучающихся, не более 2-4 классы

Норматив
35 мин
40 мин
40 мин

40 мин
4 урока и 1 раз в неделю – 5
уроков (за счет урока
физической культуры)
5 уроков и 2 раза в неделю 4
урока
Во время занятий предусматривается перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Внеурочная

деятельность

–

это

образовательная

деятельность,

которая

осуществляется в формах, отличных от классно-урочной формы, и направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Внеурочная деятельность в 1-4 классах помогает решить ряд педагогических задач,
в том числе:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное.
Некоторые формы внеурочной деятельности в 1-4 классах: экскурсии, кружки,
секции, конференции, олимпиады, соревнования, проекты, общественно полезные
практики и другие.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности - создание оптимальных
условий для развития и отдыха детей, творческая самореализация, детей, формирование
навыков коллективной и организаторской деятельности, психологический комфорт и
социальная защищенность каждого ребенка.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года составляет
3039 академических часа в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общий объем внеурочных занятий обучающихся начальных классов в 2025/2026
учебном году представлен в плане внеурочной деятельности (приложение 3) и составляет
6

за четыре года обучения 642 часа, что не превышает установленного для обучающихся по
ФГОС НОО гигиенического норматива в 1350 часов.
Духовно-нравственное и общекультурное направления внеурочной деятельности в
1-4 классах реализуются через занятия курса «Разговоры о важном».
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в 1 - 2 классах
представлено курсом «Разговор о правильном питании», во 2-4 классах - мероприятиями,
реализуемыми в соответствии с программой школьного спортивного клуба «Олимп».
Социальное и общекультурное направления – курсы «Орлята России» и «Урок
цифры» (3-4 класс).
Общеинтеллектуальное направление представлено курсом «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» (1-4 класс).
Основной целью курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» является
формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Курс создает условия для
формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой
в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям
функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной,
финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках
каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам
выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для
решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий
позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают

активность

и

самостоятельность

обучающихся,

сочетание

индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность
школьников в данную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить
зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои
связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы
вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим
обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки
функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы
7

(РЭШ,

https://fg.resh.edu.ru/),

портале

ФГБНУ

ИСРО

РАО

(http://skiv.instrao.ru/),

электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/
func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17
сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические
материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего
коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
«Урок цифры» - это всероссийский образовательный проект в сфере цифровых
технологий, представленный на портале https://урокцифры.рф/ и дающий обучающимся
возможность сформировать и развить ИКТ-компетентность и получить знания от ведущих
технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», Фирмы «1С»,
госкорпорации Росатом, VK, Благотворительного фонда «Вклад в будущее», Авито и
Группы Астра. При проведении занятий курса «Урок цифры» используется оборудование,
предоставленное МАОУ СОШ № 64 в рамках проекта «Цифровая образовательная среда»
Министерства просвещения РФ.
Все курсы внеурочной деятельности, реализуемые в 2025/2026 учебном году на
уровне начального общего образования, представлены в плане внеурочной деятельности.
При этом курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» является обязательным для
всех обучающихся 1-4 классов. Освоение программ других курсов внеурочной
деятельности во избежание излишней психоэмоциональной нагрузки и переутомления
обучающихся осуществляется по желанию детьми, посещающими во внеурочное время
объединения дополнительного образования. При этом родителям рекомендуется при
принятии решения о целесообразности посещения ребенком курсов внеурочной
деятельности учитывать направленность программы (программ) его дополнительного
образования и их объём, так как общий объем внеурочной деятельности для одного
обучающегося по гигиеническим нормативам не должен превышать 10 часов в неделю.
С

целью профилактики переутомления в календарном учебном графике

предусматривается

чередование

периодов

учебного

времени

и

каникул.

Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2-3
классов, 2 часа – для 4 класса.
Администрацией

школы осуществляется

координация и

контроль

объёма

домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
санитарными нормами. Учебный план определяет формы проведения промежуточной
8

аттестации отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) образовательной программы.
Формы промежуточной аттестации
Реализация учебного плана во 2-4 классах завершается промежуточной аттестацией,
которая проводится по всем учебным предметам, учебным курсам, модулям и
регламентируется локальным нормативно-правовым актом «Положение о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МАОУ СОШ № 64».
Промежуточная аттестация в 1 классе является годовой и представляет собой
комплексную работу и заключение учителя (классного руководителя) об освоении
учащимися соответствующей части основной образовательной программы начального
общего образования в конце учебного года, которое заслушивается и утверждается на
педагогическом совете.
Промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится в конце каждой учебной
четверти и учебного года.
Четвертная промежуточная аттестация проводится для обучающихся 2-4
классов по результатам накопленной отметки текущего контроля успеваемости.
Отметка при промежуточной (четвертной) аттестации не может быть средним
арифметическим отметок текущего контроля. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося. Определяющее значение в этом
случае имеют отметки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось
образовательной программой больше времени, а также отметка за выполнение
контрольных, самостоятельных работ.
Учитель вправе поставить положительную отметку по предмету при наличии у
обучающегося неудовлетворительных текущих отметок, если учащийся при выполнении
итоговой и (или) контрольных работ в течение четверти получил положительную отметку.
Для объективной промежуточной аттестации обучающихся необходимо не менее трех
отметок (при одночасовой недельной учебной нагрузке) и более 5 (при учебной нагрузке
более двух часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по
письменным, лабораторным, практическим, контрольным работам.
Годовая промежуточная аттестация проводится для обучающихся 2-4 классов на
основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее
арифметическое результатов четвертных аттестаций.
Округление результата проводится в соответствии с правилами математики.
9

Приложение 1
Годовая сетка часов учебного плана начального общего образования
на 2025/2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные предметы /
Количество часов в
Всего
классы
неделю / в год
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5/
5/
5/
5/
675
литературное чтение
165 170 170 170
Литературное чтение
4/
4/
4/
4/
540
132 136 136 136
Иностранный язык
Иностранный язык
2/
2/
2/
204
(английский)
68
68
68
Математика и
Математика
4/
5/
5/
4/
608
информатика
132 170 170 136
Обществознание и
Окружающий мир
2/
2/
2/
2/
270
естествознание
66
68
68
68
(окружающий мир)
Основы религиозных
Основы религиозных
1/
34
культур и светской этики культур и светской этики
34
Искусство
Изобразительное
1/
1/
1/
1/
135
искусство
33
34
34
34
Музыка
1/
1/
1/
1/
135
33
34
34
34
Труд (технология)
Труд (технология)
1/
1
1/
1/
135
33
/34
34
34
Физическая культура
Физическая культура
2/
2/
2/
2/
270
66
68
68
68
Итого: 20 / 23 / 23 / 23 / 3006
660 782 782 782
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Подвижные игры 1 /
33
Количество учебных недель 33
34
34
34
Всего часов: 21 / 23 / 23 / 23 / 3039
693 782 782 782
Нагрузка при 5-дневной учебной неделе 21
23
23
23
Максимально допустимая недельная нагрузка 21
23
23
23

10

Приложение 2
Недельная сетка часов учебного плана начального общего образования на 2025/2026 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
1А
1Б
1В
1Г
1Д
2А
2Б
2В
2Г 3А 3Б 3В 3Г 3Д 4А 4Б 4В 4Г 4Д

Предмет
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
5
5
5
5
Литературное
4
4
4
4
4
4
4
4
чтение
Иностранный
2
2
2
язык
(английский)
Математика
4
4
4
4
4
5
5
5
Окружающий
2
2
2
2
2
2
2
2
мир
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Изобразительное 1
1
1
1
1
1
1
1
искусство
Музыка
1
1
1
1
1
1
1
1
Труд
1
1
1
1
1
1
1
1
(технология)
Физическая
2
2
2
2
2
2
2
2
культура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Подвижные
1
1
1
1
1
игры
Итого по классу 21
21
21
21
21
23
23
23
Итого с
делением на
группы

Всего

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

95
76

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

28

5
2

5
2

5
2

5
2

5
2

5
2

4
2

4
2

4
2

4
2

4
2

85
38

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

19
19

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

38

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

23

23

23

23

23

23

23

23

23

23

23

427
455

28

Приложение 3
План внеурочной деятельности начального общего образования
на 2025/2026 учебный год
Обязательная часть учебного плана
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений
Итого
Итого с делением на группы
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
Орлята России
Функциональная грамотность
Разговор о правильном питании
ШСК «Олимп»
Урок цифры
Итого

1А 1Б 1В 1Г 1Д 2А 2Б 2В 2Г 3А 3Б 3В 3Г 3Д 4А 4Б 4В 4Г 4Д Всего
20 20 20 20 20 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23
422
1
1 1
1 1
5
21

21 21

21 21

22

23 23

23 23

23 23

23 23

23

23 23

23 23

427
455

1
1
1
1
4

1
1
1
1
4

1
1
1
1
4

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

19
19
19
9
14
10
90

1
1
1
1
4

1
1
1
1
4

12

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».