Положение об использовании устройств мобильной связи в учебном процессе

- созданию психологически комфортных условий учебного процесса;
- защите школьного пространства от попыток пропаганды культа насилия
и жестокости;
- формированию здоровьесберегающей образовательной среды
посредством уменьшения вредного воздействия радиочастотного и
электромагнитного излучения от устройств мобильной связи на обучающихся;
- повышению уровня дисциплины.
1.1. Соблюдение Положения направлено на профилактику:
- пропаганды культа насилия и жестокости посредством мобильной связи;
- сознательного нанесения несовершеннолетними обучающимися вреда
имиджу школы;
вовлечения
участников
образовательных
отношений
в
террористическую, экстремистскую, мошенническую деятельность.
1.2. Мобильный телефон и иные устройства коммуникации являются
личной собственностью обучающихся. Администрация школы не несет
ответственности за личные вещи учащихся – сохранность мобильного телефона
и иных средств коммуникации лежит только на их владельцах, а также на
родителях (законных представителях) несовершеннолетних обучающихся.
1.3. В каждом учебном кабинете школы на стенде для документации или
на другом видном месте должен находиться знак на листе формата А4,
запрещающий использование устройств мобильной связи во время учебного
процесса.
1.4. Настоящее Положение обязательно для изучения и соблюдения
всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами).
Порядок использования устройств мобильной связи должен ежегодно
доводиться под подпись до родителей (законных представителей) обучающихся.
Ознакомление обучающихся с правилами мобильного этикета, с учетом возраста
обучающихся, является обязательной составляющей воспитательной работы
классных руководителей.
1.5. При нарушении или неисполнении данного Положения в школе все
участники образовательного процесса могут быть привлечены к
дисциплинарной ответственности.
2.

Основные понятия

2.1. Мобильный (сотовый) телефон – средство коммуникации и
составляющая имиджа современного человека, которую не принято активно
демонстрировать.
2.2. Мобильный этикет – это правила общения по мобильному
телефону в общественных местах, в деловой среде и в частной жизни.
2.3. Пользователь – субъект образовательного процесса, пользующийся
мобильным (сотовым) телефоном или иными устройствами мобильной связи.
2.4. Пропаганда культа насилия и жестокости посредством телефона
– демонстрация и распространение окружающим видео- или фотосюжетов
соответствующего содержания.
2.5. Сознательное нанесение вреда имиджу школы – съемка в стенах
школы режиссированных (постановочных) сцен насилия, вандализма с целью

дальнейшей демонстрации сюжетов окружающим.
2.6. Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на
принятие решения органами государственной власти, органами публичной
власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или
международными организациями, связанные с устрашением населения и (или)
иными формами противоправных насильственных действий.
2.7. Террористическая деятельность – это деятельность, включающая
в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию
террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного
сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации
террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке
или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или
информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности
либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления
такой деятельности.
2.8. Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
а) насильственное изменение основ конституционного строя и (или)
нарушение территориально целостности Российской Федерации;
б) публичное оправдание терроризма и иная террористическая
деятельность;
в) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной
розни;
г) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности
человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности или отношения к религии;
д) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в
зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности или отношения к религии;
е) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав
и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования,
соединенные с насилием либо угрозой его применения;
ж) воспрепятствование законной деятельности государственных органов,
органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и
религиозных объединений или иных организаций, соединенной с насилием либо
угрозой его применения;
з) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части
первой статьи 63 Уголовного кодекса российской Федерации;
и) использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики
или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени
смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за

исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики,
либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или
символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики
экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение
к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или
оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
к) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое
распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление
или хранение в целях массового распространения;
л) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего
государственную должность Российской Федерации или государственную
должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период
исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей
статье и являющихся преступлением;
м) организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство
к их осуществлению;
н) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их
организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления
учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных
видов связи или оказания информационных услуг.
3. Условия применения устройств мобильной связи во время учебного
процесса
3.1. Не допускается пользование устройствами мобильной связи во
время ведения образовательной деятельности (урочная деятельность,
внеклассные мероприятия) в школе. Исключение составляют случаи
пользования устройствами мобильной связи в учебных целях, с разрешения
учителя и под его контролем, а также разрешается пользоваться устройствами
мобильной связи на переменах.
3.2. В процессе образовательной деятельности (урочная деятельность,
внеклассные мероприятия) пользователи должны отключить устройства
мобильной связи или перевести в беззвучный режим.
3.3. Устройства
мобильной
связи
обучающихся
во
время
образовательного процесса в школе должны находиться в портфелях (рюкзаках,
сумках и т.п.); обучающимся запрещается держать устройства мобильной связи
во время уроков на партах, доставать устройства мобильной связи во время
уроков, внеклассных мероприятий без разрешения учителя.
3.4. Ответственность за сохранность устройств мобильной связи лежит
на пользователях (владельцах) либо родителях (законных представителях)
несовершеннолетних обучающихся. Все случаи порчи, хищения устройств
мобильной связи рассматриваются и преследуются в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
3.5. При использовании, с разрешения учителя и под его контролем, на
уроках и внеклассных мероприятиях устройств мобильной связи, планшетов,
электронных книг и т.п. должны соблюдаться нормы, установленные СанПиН
2.4.3648-20 для использования электронных средств обучения (далее – ЭСО), в

том числе:
а) при использовании ЭСО во время занятий и перемен должна
проводиться гимнастика для глаз;
б) при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов,
программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях
воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного
использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для
учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов -15 минут;
в) общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна
превышать - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут, 10-11
классов - 35 минут;
г) занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не
проводятся.
3.6. На переменах обучающимся не рекомендуется использовать
устройства мобильной связи для игры, так как перемены предназначены для
общения, активного отдыха, восполнения физиологической потребности в
двигательной активности. Устройства мобильной связи во время перемены
рекомендуется использовать только по их прямому назначению – для звонка,
SMS-сообщения).
3.7. Родителям
(законным
представителям)
обучающихся
не
рекомендуется звонить обучающимся во время учебного процесса. В случае
экстренной необходимости позвонить ребенку родителям следует
ориентироваться на расписание учебных занятий, размещенное на официальном
сайте школы в сети Интернет и записанное в дневниках обучающихся, и на
расписание звонков:
Урок
Начало
Окончание
Продолжительность перемены*
I смена
1
08.00
08.40
10 минут
2
08.50
09.30
20 минут
3
09.50
10.30
20 минут
4
10.50
11.30
20 минут
5
11.50
12.30
10 минут
6
12.40
13.20
10 минут
II смена
1
13.30
14.10
20 минут
2
14.30
15.10
20 минут
3
15.30
16.10
20 минут
4
16.30
17.10
10 минут
5
17.20
18.00
10 минут
6
18.10
18.50
10 минут
* На переменах продолжительностью 20 минут для обучающихся
организовано горячее питание – звонить детям не рекомендуется.
3.8. В случае форс-мажорных обстоятельств для связи с детьми во время
образовательного
процесса
родителям
(законным
представителям)
рекомендуется звонить секретарю учебной части по телефону 240-95-76.
3.9. В случае форс-мажорных обстоятельств учащиеся могут

воспользоваться устройством мобильной связи во время образовательного
процесса с разрешения учителя или администрации школы.
3.10. Педагогическим и иным работникам школы также запрещено
пользоваться мобильными устройствами связи во время учебных занятий (за
исключением экстренных случаев). Во внеурочное время в школе в присутствии
обучающихся педагогические и иные работники должны ограничивать себя в
пользовании устройствами мобильной связи. Во время урока учителям
разрешается пользоваться одной функцией мобильного телефона – часами.
3.11. В любое время пользователям устройств мобильной связи
необходимо соблюдать правила мобильного этикета, в том числе следующие
этические нормы:
- не использовать в качестве звонка мелодии и звуки, которые могут
оскорбить или встревожить окружающих;
- не вести приватные разговоры в присутствии других людей;
- разговаривать с собеседником максимально тихим голосом;
- не использовать чужие устройства мобильной связи;
- не сообщать чужие номера третьим лицам без разрешения владельцев.
4. Права пользователей
4.1. Вне уроков и иного образовательного процесса пользователь имеет
право применять устройства мобильной связи в здании школы как современное
средство коммуникации: осуществлять и принимать звонки и SMS-сообщения,
обмениваться информацией, слушать радио и музыку через наушники в тихом
режиме, играть, делать открытую фото- и видеосъемку с согласия окружающих.
5. Обязанности и ответственность пользователей
5.1. Пользователь обязан помнить о том, что использование устройств
мобильной связи, в том числе смарт-часов, во время образовательного процесса
является нарушением конституционного принципа: «осуществление прав и
свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (п. 3 ст. 17
Конституции РФ).
5.2. Реализация пользователями (обучающимися) во время урочной
деятельности и внеурочных занятий посредством мобильной связи права на
получение информации (п. 4 ст. 29 Конституции РФ) является одновременно
нарушением права других обучающихся на получение образования (п. 1 ст. 43
Конституции РФ).
5.3. Пользователь обязан помнить, что использование устройств
мобильной связи для сбора, хранения, использования и распространения
информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (п. 1 ст. 24
Конституции РФ).
5.4. В целях обеспечения сохранности устройств мобильной связи
пользователь обязан не оставлять их без присмотра, в том числе в карманах
верхней одежды.
5.5. Пользователям (обучающимся) запрещается:
а) использовать мобильный телефон, смарт-часы во время

образовательного процесса в любом режиме, в том числе как калькулятор,
записную книжку, часы и т.п.;
б) использовать мобильный телефон, планшет как фото- видеокамеру на
уроках, нарушая тем самым права участников образовательных отношений на
неприкосновенность частной жизни;
в) прослушивать радио и музыку без наушников в здании школы;
г) демонстрировать фотографии, видео- и аудиозаписи, оскорбляющие
достоинство человека, пропагандировать посредством устройств мобильной
связи жестокость и насилие, сознательно наносить вред имиджу школы;
д) подключать устройства мобильной связи к электрическим сетям школы
для зарядки.
5.6. За нарушение настоящего Положения для пользователей
(обучающихся)
предусматривается
следующая
дисциплинарная
ответственность:
5.6.1. В случае отказа обучающегося отключать / убирать средство
мобильной связи во время урока или внеклассного мероприятия по требованию
учителя классный руководитель вызывает обучающегося после окончания
уроков для беседы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе
и ставит в известность родителей (законных представителей).
5.6.2. За неоднократное нарушение настоящего Положения на
обучающегося оформляется докладная от классного руководителя на имя
директора, с обучающимся проводится разъяснительная беседа при классном
руководителе или заместителе директора по учебно-воспитательной работе в
присутствии родителей (законных представителей).
5.6.3. При повторных фактах нарушения пользователем (обучающимся)
настоящего Положения (с предоставлением объяснительной записки) с
обучающимся проводится беседа при директоре школы в присутствии родителей
(законных
представителей),
к
обучающемуся
применяются
меры
дисциплинарного взыскания в соответствии с п. 4 ст. 43 Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
школы, Положением о поощрениях и взысканиях.
5.7. К пользователю (сотруднику), нарушившему настоящее Положение,
применяется дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 192 Трудового
кодекса РФ.

Приложение 1
ПАМЯТКА
для участников образовательных отношений по профилактике
неблагоприятных для здоровья и обучения эффектов от воздействия
устройств мобильной связи
1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в
карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами
мобильной связи.
3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в
момент соединения и разговора (использование громкой связи и
гарнитуры).
4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в
условиях неустойчивого приема сигнала мобильной связи (автобус,
метро, поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2
метров от головы.

Приложение 2
Правила мобильного этикета
1.
Необходимо выключать мобильный телефон в тех местах, где этого
требуют нормы безопасности (например, самолет, больница, где использование
устройств мобильной связи может помещать работе оборудования).
2.
Нельзя разговаривать по мобильному телефону, передвигаясь в
автомобиле за рулем.
3.
В театрах, кино, музеях, храмах, библиотеках, кинотеатрах телефон
нужно выключать или переводить в беззвучный режим.
4.
Не следует устанавливать грубые, резкие, скабрезные рингтоны на
мобильном, особенно если они содержат ненормативную лексику.
5.
Заменять звонки на различные розыгрыши – дурной тон. Дурным
тоном также является хвастаться своими мобильными устройствами.
6.
Находясь в кафе, ресторанах, магазинах, общественном транспорте,
нужно использовать телефон с как можно более низким уровнем громкости
динамика. Не следует также в общественных местах слушать музыку через
динамик – используйте наушники.
7.
Нельзя давать номер мобильного телефона человека третьим лицам
без его разрешения. Исключение составляют случаи, когда номер написан на
визитках человека, тогда он считается открытым для всех.
8.
Разговаривая по телефону в общественном месте, говорите тихо. Не
нужно говорить на личные темы в присутствии посторонних.
9.
Не положено снимать людей на мобильный телефон без их согласия.
И тем более непозволительно потом это куда-нибудь выкладывать.
10. Не записывайте людей в адресную книгу под неприятными для них
прозвищами.
11. Этикет предусматривает, что обычный разговор более важен, чем
телефонный, поэтому нельзя надолго прерывать обычную беседу на разговор по
мобильному, если в этом нет необходимости.
12. Не положено класть телефон на обеденный стол и разговаривать по
телефону за едой.
13. Если во время совещания вы ждете важного телефонного звонка, на
который вам непременно нужно будет ответить, предупредите об этом заранее.
Когда вам позвонят, извинитесь, выйдите и ответьте.
14. Чтобы поговорить по телефону, по возможности отойдите от людей
на несколько метров – уважайте их личное пространство.
15. Если вам позвонили, а в комнате много людей, примите звонок, но
говорить начинайте, только выйдя из комнаты. Ответить на звонок нужно,
потому что людей нервирует, когда у вас долго звонит телефон.
16. Позвонив, поинтересуйтесь, удобно ли говорить собеседнику.
Разговор может быть не очень срочным, а человек – сильно занятым, и в этом
случае будет удобнее, если вы перезвоните позже.

17. Обычный деловой разговор по телефону длится не более семивосьми минут. За это время вам нужно успеть несколько раз обратиться к
собеседнику по имени.
18. В начале разговора нужно представляться, если у вас есть хоть какието сомнения относительно того, что вы внесены в список контактов адресата
звонка.
19. Не допускайте долгого молчания при телефонном разговоре. В
отличие от разговора обычного, здесь вы не можете кивать, улыбаться,
собеседник не увидит ваших жестов и выражения лица, единственное доступное
средство коммуникации – это голос. Поэтому можно поддакивать, как-то
демонстрировать звуком, что вы слушаете, уточнять.
20. Если звонок прервался, перезвонить должен тот, кто инициировал
первый вызов. А первым положить трубку должен тот, кому звонили.
21. Не лишним будет поинтересоваться, сколько времени у вашего
собеседника есть на разговор по телефону. По большей части это касается
деловых переговоров.
22. В конце разговора не забудьте поблагодарить собеседника за
уделенное вам время и предоставленную информацию.
23. Звонить в будни на мобильный и домашний телефон раньше восьми
утра и позже 22 часов считается дурным тоном.
24. Количество гудков при звонке не должно быть больше пяти. После
этого вы становитесь навязчивыми.
25. По рабочим вопросам не рекомендуется звонить в первой половине
дня понедельника, во второй половине дня пятницы, в первый и последний часы
рабочего времени и в обеденный перерыв, если таковой существует. Здесь
возможны исключения, учитывающие значимость звонка.
26. Если вы позвонили человеку и не дозвонились один раз, не нужно
пытаться дозвониться снова и снова. По этикету положено подождать два часа,
дав ему время перезвонить вам, увидев пропущенный вызов. Если этого не
произошло, наберите его снова. Если ваш вопрос очень важный и ждать нельзя,
можно попробовать возобновить попытки дозвониться раньше, но не
увлекайтесь. Можно попробовать позвонить на стационарный рабочий телефон,
и, может быть, вам подскажут, когда освободится адресат. Кроме того, вы
можете передать ему важную информацию через секретаря.
27. Чужие телефоны – это запретная зона. Не следует читать SMSсообщения, просматривать списки звонков на телефоне другого человека, кем бы
он вам не приходился.
28. Не звоните с чужого телефона без разрешения владельца и не
отвечайте на звонок на не принадлежащий вам телефон.
29. Покидая рабочее место, берите телефон с собой или переводите его
в беззвучный режим. Имеется в виду полное отсутствие звука, потому что
вибрация тоже раздражает окружающих.
30. Не меняйте часто номер телефона. Если у вас два или три номера, то
для звонков одному абоненту старайтесь использовать один и тот же.
31. Если вы звоните по конкретному вопросу, не надо начинать разговор
с вопросов «Как дела?», «Что новенького?» и далее по списку. Быстрее
переходите к делу, а уже потом можно будет поговорить об остальном.

Исключение составляют случаи, когда звонок действительно совершается с
целью узнать, «как жизнь».
32. Старайтесь не звонить и не отвечать на звонки, находясь в шумном
месте или, наоборот, где-нибудь, где вам придется говорить шепотом.
33. Не отвечайте на звонок, стоя в очереди в супермаркете.
34. Одновременно разговаривать по мобильному и с кем-то, кто
находится рядом, постоянно приговаривая: «Да это я не тебе» – некультурно.
35. Также не следует, говоря по мобильному, делать что-то ещё.
Отвлекаться во время разговора на другие дела – это проявление неуважения к
собеседнику.
36. Неприлично разговаривать по телефону с набитым ртом.
37. Режим набора номера должен быть беззвучным.
38. Если человек находится в отпуске и рабочий вопрос может быть хоть
как-то решен без него, звонить ему не нужно.
39. Не нужно прерывать разговор по телефону со словами: «Извини, у
меня вторая линия!» Исключение составляют случаи, когда на второй линии
очень-очень важный звонок.
40. Находясь в компании и ведя реальную беседу, не нужно без конца
«эсэмэсить» – так вы демонстрируете неуважение к реальным собеседникам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».