1.Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа разработана с учетом Федерального Закона Российской
Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"; Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования
детей»;
Устава
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
64; локальных нормативных актов МАОУ СОШ №64.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы: Детство – время активного социального
«развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных
достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно
расширяющихся и усложняющихся контактах. Подростковая среда является
естественной социокультурной средой для подростков – ровесников,
доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным
статусом, языком, стилями коммуникации и эффективностью влияний.
Современные
модели
взаимодействия
«общество-государство»
предусматривают, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в
мероприятиях, организуемых социальными институтами. В то же время
воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее
воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут
оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью
специально организованной воспитательной работы образовательного
учреждения, учителей, семьи.
Отличительные особенности программы: обучаясь по программе «Ты не
один», учащиеся получают новые знания о формах и методах организации и
проведения культурно-досуговых и организационно-массовых мероприятий,
развивают свой интеллект, кругозор. Обучающимся прививаются принципы
коллективизма, взаимоуважения, создаётся творческая атмосфера для
самосовершенствования.
Адресат программы
Основой волонтёрского движения является отряд обучающихсядобровольцев из числа школьников 5-11 классов, специального отбора нет.
В начале года выбираются органы самоуправления: командир отряда,
ответственные за каждое из направлений программы;
Сбор отряда проводится 2 раза в неделю, согласно расписания;
2
Один раз в полугодие проводятся творческие отчёты деятельности
волонтёров и подводятся итоги.
Режим занятий: программа «Ты не один» реализуется через учебные
занятия 2 раза в неделю, по 2 и 2,5 учебных часа.
Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы - 162 часа . 1 год обучения.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы - стартовый уровень. Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого материала.
Формы обучения: групповая.
Виды занятий: коллективное- творческое дело, дискуссия, беседа, игра,
мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг,
практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча,
экскурсии в музеи, практикум, лекция и другие
Формы подведения результатов: результативность освоения конкретных
тем отслеживается с помощью текущего контроля: опрос, тестирование,
викторина и т.п. Развитие личностных качеств учащихся определяется
методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью
индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий.
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: создание условий для формирования активной жизненной
позиции обучающихся, ценностей, основанных на нравственном выборе,
позитивных установок на добровольческую деятельность, развития
творческих и организаторских способностей.
Задачи программы:
1.
Обучающие:
-Формирование позитивного правосознания, понимания
категорий
"справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека",
"демократии" и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;
умения анализировать свои и чужие действия, искать формы их
координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственное.
-Мотивация учащихся на практическую деятельность через организацию
социально-значимой деятельности.
2.
Воспитательные
-Пропаганда здорового образа жизни через организацию и проведение акций,
тренинговых занятий, тематических выступлений, участие в конкурсах и др.
-Формирование сплоченного коллектив волонтеров из числа обучающихся
разного возраста; формирование потребности в здоровом образе жизни.
-Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои
права и свободы в установленном порядке через проведение социально
значимых акций, творческих мероприятий, спортивных соревнований.
3
Развивающие:
-Создание механизма взаимодействия обучающихся с социумом, через
личностное общение в процессе подготовки и проведения социальнозначимых мероприятий для детей и взрослых.
-Апробация новых форм организации деятельности обучающихся для
развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики
вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
1.3.Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
Раздел
Всего
Теория
Практика Форма аттестации
(контроля)
1
Введение.
5
2
3
Наблюдение
2
Проектная деятельность 14
волонтера.
4
10
3
Пропаганда
ЗОЖ. 18
Здоровье окружающего
мира.
6
12
4
Развитие
волонтеров, 33
направления
деятельности.
Специальная подготовка 27
волонтеров
15
18
7
20
6
Экологическое
направление
20
20
7
Акции
и
проекты 26
разного уровня
2
24
Отчет
по
мероприятиям,
Практическое
занятие
Опрос,
наблюдение,
фотоотчеты,
заметки
для
школьной газеты
Отчет,
наблюдение,
опрос.
Опрос,
отчет,
фотоотчет,
наблюдение.
Отчет,
опрос,
фотоотчет,
наблюдение,
создание
брошюры.
отчет
56
106
5
40
Всего часов 162
4
2.Содержание учебного (тематического) плана.
Раздел 1. Введение
Теория. Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с
тематикой занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Анкетирование. Распределение поручений.
Формы организации и содержание занятий: беседа
Раздел 2. Проектная деятельность волонтера
Теория . Как себя вести в конфликте? Что я ищу в дружбе?
Практика: Проект «Мы вместе». Изготовление открыток. Культурномассовые мероприятия в школе (подготовка и организация)
Контроль: Практическая деятельность, отчет по форме.
Формы организации и содержание занятий: беседа, мероприятие, практикум,
Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ. Здоровье окружающего мира.
Теория. Просмотр и обсуждение фильмов ЗОЖ, уверенность в себе,
Экологические и социальные проекты. Ты талантлив.
Практика: Тренинг на работу в команде, конкурс плакатов «Профилактика
вирусных заболеваний» . Как быть уверенным в себе? Физкульт-привет!
Контроль: Опрос, наблюдение, фотоотчеты, заметки для школьной газеты,
Формы организации и содержание занятий: беседа, мероприятие, практикум,
занятие-презентация.
Раздел 4. Развитие волонтеров и их деятельности.
Теория . Информационные часы. День заповедников и национальных парков
России. Международные акции. Типы и направления волонтерства. Изучение
заповедников. Я и ты- мы все равны. Экологические акции-что это?
Практика. Анкетирование «Наши права и обязанности». Итоги «Дня
народного единства». Выставка творческих работ ко Дню Толерантности.
Изготовление брошюр-памяток. Новогодний мастер-класс
Контроль: отчет, наблюдение, опрос.
Формы организации и содержание занятий: Беседа, практикум, видеозанятие, занятие-презентация, мероприятие, тренинг.
Раздел 5. Специальная подготовка волонтеров.
Теория. Помощь ветеранам и пожилым людям, спортивная подготовка
Практика. Посильная помощь и поздравления ветеранов Великой
Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, ветеранов разных
войн, пожилых людей в Доме ветеранов (ул. Ак.Бардина,25\2). Организация
спортивного досуга детей
Контроль: Опрос, отчет, фотоотчет, наблюдение.
Формы организации и содержание занятий: Беседа, мероприятие, работа с
ПК.
Раздел 6. Экологическое развитие волонтера.
Теория. Всемирный день дикой природы. Международный день лесов.
Организации по поддержанию жизнедеятельности лесов. ЮНЕСКО
Фестиваль - что это? Добровольная помощь животным. Greenpeace. Что это?
Всемирный день здоровья.
Благотворительные организации.
Летнее
5
волонтерство. Международные проекты. Обсуждение планов на будущий
учебный год
Практика: Конкурс плакатов и выставка «Мои безопасные каникулы».
Подготовка и помощь в организации мероприятий . Создание брошюр для
отчета. Поздравление ветеранов ВОВ, . Организация выставки посвященной
Дню Победы. Благоустройство и обустройство территории школы
Контроль: Отчет, опрос, фотоотчет, наблюдение, создание брошюры.
Формы организации и содержание занятий: Беседа, мероприятие, видеоурок, практикум
Раздел: Акции и проекты в учебном году.
Практика: Проект «Мы вместе», Акция «Сохраним планету», акция «Спасаем
уши и хвосты», Акция «Новогодний подарок», Акция «Подарок солдату»,
Проект «Книга всенародной памяти», Акция «Посади дерево и сохрани его»,
Акция «Скворечник своими руками», Акция «Подари книге вторую жизнь»,
Акция «Батарейка»
Контроль: Творческий отчет
Формы организации и содержание занятий: квест, игра, КТд и другие.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
-развиты творческое самовыражение личности, самооценка и самоанализ
собственных возможностей;
-воспитаны навыки здорового образа жизни;
-развиты память, воображение, творческое мышление;
-сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;
-развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
-умеют работать с микрофонами .
Личностные результаты:
-сформированы
качества
общественно
активной,
духовнонравственной личности; чувство патриотизма, уважения к культуре своего
народа;
-воспитаны качества творческой личности, способной адаптироваться в
социуме;
-сформирован эстетический вкус и кругозор, мотивация познавательной
деятельности в социальной сфере.
Предметные результаты.
-сформирован сплочённый коллектива волонтёров;
-развиваются и поддерживаются основные идеи волонтёрского движения;
-получен необходимый опыт и навык для реализации идей и проектов;
-знают историю развития волонтерского движения; понятия, виды, алгоритм
проведения социальной акции; правила составления информационного
буклета; структуру и правила оформления делового письма; методику
организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры,
6
КТД; правила здорового образа жизни; основы возрастных психологических
особенностей людей разного возраста.
-умеют составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
разрабатывать и проводить игровые программы на различные темы;
договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
-разрабатывают и реализовывают социальные проекты;
-владеют навыками планирования и самоанализа;
-выступают в роли организатора различных дел социальной направленности;
-эффективно общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
пожилыми людьми, детьми младшего школьного возраста;
-организовывают игры на знакомство и сплочение в разных возрастных
группах;
-устанавливают контакт с незнакомыми людьми, -владеть навыками
поведения в конфликтной ситуации.
3.Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет, компьютер, МФУ, принтер цветной. Наборы для
творчества: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые
карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.
Символика и атрибутика: футболки, бейджи.
Дидактические материалы:
сценарии и методические разработки
мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебнонаглядные пособия.
Средства обучения: ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.
Актовый зал: Актовый зал: ноутбук, звуковоспроизводящая и
звукозаписывающая аппаратура, микшерский пульт, колонки (2 шт.);
микрофоны(6шт).
Информационное обеспечение.
-материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы);
-социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к людям, людям с
ограниченными возможностями здоровья.
-ролики о добровольчестве;
-видеофильмы «Перерыв на войну».
-фотоаппарат, видеокамера.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Благотворительные
фонды
в
г.
Екатеринбург
(на
карте)
https://ekaterinburg.spravker.ru/blagotvoritelnye-fondy/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог Чурагулова Регина Булатовна
квалификационная категория – первая.
7
Методические материалы
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов
деятельности:·
-гуманизация педагогического процесса;
-индивидуализация и дифференцированный подход;
-демократизация.
Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы
достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать
возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения,
раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной
деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для
педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе
которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность,
удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.
При работе с подростками, образовательный процесс предполагает
диалектическое единство содержания, методов и организационных форм
обучения:
-игровые методы;
-наглядно-словесные методы;
-методы диагностики: метод упражнения, работа с методической
литературой,
-самостоятельная работа;
-приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного,
нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей
используются разнообразные формы проведения занятий:
-занятие – экскурсия;
-занятие – путешествие;
-занятие – исследование;
-занятие – лекция;
-занятие – игра.
Деятельность и технологии работы:
-популяризация добровольчества в муниципальном образовании;
-коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными
добровольцами,
добровольческими
центрами,
органами
власти,
муниципальными организациями, работающими с добровольцами;
-создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО,
социальных учреждений) в добровольческих усилиях молодёжи и баз данных
молодых добровольцев, готовых к участию в их работе;
-обеспечение информацией, знаниями и инструментами молодых
добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;
деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию
достижений и успехов молодых добровольцев;
8
-проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального
проектирования;
-создание возможностей для осуществления на практике разработки,
управления и реализации молодёжью добровольческих проектов,
мероприятий, акций;
-администрирование молодёжных добровольческих программ, проектов и
акций;
-организация конкурсов добровольческих проектов и др.
Методы обучения:
Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных
ловесные методы (источником знания является устное или печатное слово).
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения,
позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию,
поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С
помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркие картины
прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует
воображение, память, чувства учащихся.Словесные методы подразделяются
на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с
книгой.
Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации
большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что
лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.
Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать
выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет
участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в
рамках определенной темы.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение
содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах
обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд
педагогических требований.
Рассказ должен:
- содержать только достоверные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;
- доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
-отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым
фактам событиям.
Объяснение.
Под объяснением
следует
понимать
истолкование
закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных
понятий, явлений. Объяснение – этомонологическая форма изложения. К
объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала
различных наук.
Использование метода объяснения требует:
9
- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
-последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации
и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем
постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими
уже изученного.
Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия);
Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия).
Игровой. Игра помогает развить творческие способности волонтёров,
опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной
деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть –
деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки.
Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить
знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно
научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос.
Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию
эффективнее.
Ситуационное обучение невозможно спланировать, оно применяется для
разбора проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности.
Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит,
акцентируя внимание на следующих моментах:
- Определение проблемы (что идёт не так? что происходит?);
- Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту
проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?);
- Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной
ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ
действий?);
- Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны
каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?).
Образовательный процесс обучения строится на основе принципов
личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебновоспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования
индивидуальности подростка:
- приемы активизации познавательного интереса
- создание ситуаций успеха
- методы диагностики и самодиагностики
- методы диалога
- рефлексивные приемы и методы
- опора на жизненный опыт подростка
- игровые методы.
10
Групповые и индивидуальные занятия:
- диагностическое изучение процессов развития обучающихся;
- создание оптимальных условий для самореализации обучающихся.
Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются
навыки образовательной деятельности, самостоятельности. Проводится
работа по общему и речевому развитию обучающихся, отклонений в
интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
Игровые методы используются для закрепления пройденного материала.
План годовых мероприятий и организации деятельности объединения,
методические описания традиционных мероприятий действуют в течение
всей продолжительности программы.
3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы
Основные методы диагностики результата:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
творческих способностей детей (методы анализа продуктов творческой
деятельности)
- текущий (наблюдение, анкетирование)
- промежуточный – проводится по окончанию обучения изучения отдельных
тем (дидактические игры, кроссворд, выступления)
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения
программы (итоговые мероприятия).
Критерии качественной оценки учащихся:
Ученик:
-что делал?
-в чём участвовал?
-каковы успехи?
-чему научился?
-планы на будущее
-индивидуальные творческие достижения.
-Я узнал…
-Я понял…
-Я научился…
-Лучше всего у меня получается…
-Я изменился в …сторону.
Критерии оценивания созданных творческих работ:
-оригинальность;
-новизна;
-полезность для автора и других людей;
-трудоёмкость работы;
-качество оформления работы.
11
Пакет диагностических методик:
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения,
собеседования
ианкетированияобучающихся,анализаикачественнойоценкиподготовленныхм
ероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении
обучающихся.
Методики:
-Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей
добровольческой деятельности);
-тестирование обучающихся «Я- волонтер!»;
-диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
-тест «Лидеры бывают разные»;
-опросник «Определение направленности личности»;
-анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения
в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические
навыки, которыми обладает волонтер.
4.Список литературы.
Для педагогов:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Инновационные проекты системной поддержки молодежного
добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Практико-ориентированные методы психологической подготовки
добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –
Волгоград, 2006
5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании.
Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М.,
2004
6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое
действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.
Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –
М., 2005
9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /
Воспитание школьников – 2008 - № 3
10. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы
деятельности волонтеров. М., 2011
11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/
Воспитание школьников – 2008 - № 3
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
12
13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма.- М., 2004
15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
16.Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие /
Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
17. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в
детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
18. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки
социально-психологических тренингов.- М.,2006
19. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /
Воспитание школьников – 2009
Для учащихся:
1.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 200-144 с.
2.
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой
наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой
наркомании. – М., 2004
3.
2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма.- М., 2004
4.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,
2008Кулинич Г.Г. Вредные привычки
5.
Профилактика зависимостей. - М, 2008
6.
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003
13
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)