1. Комплекс основных характеристик. 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Марафон "Классная тема" разработана с учётом: Федерального Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; -Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64; локальных нормативных актов МАОУ СОШ №64. Направленность программы: социально-гуманитарная Программа направлена на формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через освещение важных тем, включающих темы календаря знаменательных дат, календарных праздников, единых дней профилактики и др. по направлениям воспитания: патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Содержание программы. Содержание программы направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры, Включены темы Примерного календаря воспитательной работы Министерства просвещения РФ на 2024–2025 учебный год, темы Единых дней профилактики (ЕДМ) Актуальность программы. Важность реализации программы заключается в необходимости просвещения обучающихся на основе общезначимых тем, касающихся разных сфер жизни человека в обществе. Программа способствует профилактике деструктивного поведения. Отличительные особенности программы. Программа реализуется классным руководителем в рамках классного часа в каждом классном коллективе с учётом возрастных особенностей учащихся. Для реализации программы могут приглашаться специалисты школы, внешкольных организаций, родители. Формы реализации могут быть разными: беседа, презентация, диспут, лекторий, квест, викторина, экскурсия и др. В процессе освоения программы у обучающихся сформируется единое представление об истории, традициях многонациональной России. Обучающиеся познакомятся или закрепят правила здорового образа жизни, правила безопасного поведения. Адресат программы: Программа предназначена для обучающихся 7-18 лет. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объём программы: программа рассчитана на 34 часа. Срок освоения программы: 2 года (34 в год недели). Темы классных часов корректируются на каждый учебный год. Уровневость программы: программа стартового уровня, используются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания Формы обучения – групповая. Формы и виды занятий - беседа, диспут, лекторий, квест, экскурсия и другие. Формы подведения результатов –творческий отчёт, презентация, викторина и другие. 1.2.Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для формирования единой информационной среды школьников через темы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мировых процессах, с фокусом на традиции и особенности регионов многонациональной страны, традициями здорового и безопасного образа жизни. Задачи. Обучающие: -повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; Развивающие: -совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; -развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; Воспитательные: -воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; -формирование культуры поведения в информационной среде. Основополагающие принципы программы: - доступность - достоверность - актуальность 1.3.Учебно-тематический план №пп 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. тема «Кем быть?» «Твоя безопасность» «ЕКБ: выбор в пользу жизни!» «Правила соблюдай, закон не нарушай!» «Люди пожилые, сердцем молодые» «Музыки прекрасное звучание…» «Чтение-лучшее развлечение» «Не надобен и клад коли в семье лад…» «Каникулы без опасности!» «Сила-в Коли-чество часов всего теория практика 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Форма контроля Наблюдение Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 11. 12. 13. единстве!» «Здоровью-да! Вредным привычкам-нет!» «Мама-первое слово, главное слово…» «Твои права и обязанности» 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 14. «Гордимся, наследуем…». 1 0,5 0,5 Наблюдение 15. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» «Твори добро» «Я-гражданин России». «Зима без опасности» «Экранная ловушка» «Наука есть … уменье пользоваться знанием как следует» «Правила здоровья или секретный способ сказать НЕТ». «Защитниками славится Россия!» «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» «Что такое хорошо, что такое плохо» или «Свобода мнений» «Крымская весна» «Цель музыки — трогать сердца» «Безопасная весна» «Модно быть здоровым» «Космические рассказы» «Терпение и труд всё перетрут» «Народ, не 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Наблюдение Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Наблюдение Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Наблюдение 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего» «Лето впереди, с пользой отдых проведи!» «Дыши легко» «Твоё безопасное лето» Всего 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Наблюдение Наблюдение 34 17 17 2.Содержание программы. 1. «Кем быть?», встречи с интересными людьми в рамках городского проекта «Лицом к лицу». 2. «Твоя безопасность». 3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Профилактика дорожной, пожарной, личной безопасности, безопасности в быту и на улице, при проведении массовых мероприятий. 13 сентября-единый день безопасности дорожного движения. 3. «ЕКБ: выбор в пользу жизни!» - профилактика алкоголизма и употребления ПАВ среди несовершеннолетних. Для 1-4 классов беседа «Здоровье-главное богатство!». Для 5-11 классов, фильм – «Можно ли пить алкоголь, секреты и манипуляции» 4. «Правила соблюдай, закон не нарушай!». Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. 5. «Люди пожилые, сердцем молодые». 1 октября людей. 6. Международный день пожилых «Музыки прекрасное звучание…».1 октября-международный день музыки. 7. «Чтение-лучшее развлечение». 8 сентября: Международный день распространения грамотности;25 октября - Международный день школьных библиотек. 8. «Не надобен и клад коли в семье лад …» (пословица). 2024 год в России - Год Семьи. Семейные традиции и ценности в России. 20 октября-День отца в России. 9. «Каникулы без опасности!». Профилактика дорожной, пожарной, личной безопасности, безопасности в быту и на улице, при проведении массовых мероприятий. 10. «Сила-в единстве!». 30 сентября: День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией. 4 ноября - День народного единства. 11. «Здоровью-да! Вредным привычкам-нет!» . 15 ноября Международный день отказа от курения.1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом. 12. «Мама-первое слово, главное слово…». 2024 год в России - Год Семьи. Семейные традиции и ценности в России. 24 ноября - День матери в России. 13. «Твои права и обязанности». 19 ноября День правовой помощи несовершеннолетним (в рамках Единых Дней Профилактики-ЕДП). 14. «Гордимся, наследуем…».8 ноября- День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; 30 ноября: День Государственного герба РФ. 3 декабря - День Неизвестного солдата; 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 год); 9 декабря – День Героев Отечества. 15. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов). 1 декабря-День математика. 16. «Твори добро». 5 декабря Международный день добровольца. 1 декабря Международный день инвалидов. 17. «Я-гражданин России».10 декабря - Международный день прав человека. 12 декабря День Конституции РФ. 18. «Зима без опасности» (дорожная, пожарная безопасность, безопасность нахождения в общественных местах, на горках и катках и др.). Проведение инструктажа с учащимися. День спасателя в РФ. 19. «Экранная ловушка». ЕДП по профилактике экранной зависимости, безопасного поведения в интернете. 26 января: Международный день без Интернета 20. «Наука есть … уменье пользоваться знанием как следует» (В. Ключевский). 8 февраля - день российской науки. 21. «Правила здоровья или секретный способ сказать НЕТ». Беседа о здоровом образе жизни. ЕДП по профилактике депрессий, суицидов и социального здоровья, употребление НС и ПАВ. 22. «Защитниками славится Россия!». Важные даты: 27 января-Международный день памяти жертв Холокоста. 27 января- День освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.. 2 февраля: День воинской славы России .15 февраля – день памяти воинов-интернационалистов. 23 февраля - День защитника Отечества. 23. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро). Важные даты: 14 февраля: День книгодарения. 21 февраля -Международный день родного языка. 21 марта- Всемирный день поэзии 26–31 марта Неделя детской и юношеской книги. 27 марта – Всемирный день театра. 24. «Что такое хорошо, что такое плохо» или «Свобода мнений». - беседаразмышление о правилах поведения. ЕДП по профилактике экстремизма и правонарушений среди несовершеннолетних. 25. «Крымская весна». 18 марта День воссоединения Крыма с Россией. 26. «Цель музыки — трогать сердца». (И.С. Бах). 26–31 марта Неделя музыки для детей и юношества. 27. «Безопасная весна» - профилактика безопасного поведения в жизни (безопасность на дорогах, электро-пожарная, эпидемиологическая, антитеррористическая безопасность, безопасное поведение на экскурсиях, массовых мероприятиях, учебных и внеучебных занятиях). 28. «Модно быть здоровым». 7 апреля - Всемирный день здоровья. Режим дня школьника. Деловой стиль в одежде (в т.ч. сменная обувь). Правила поведения на уроках и переменах, в столовой, в общественных местах, правила общения, безопасности (дорожной, пожарной), правила здорового питания. 29. «Космические рассказы». 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики. Выпускник школы №64 - Прокопьев С.В.- космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса. Космонавты Урала и России. 30. «Терпение и труд всё перетрут» (пословица). 1 мая- Праздник Весны и Труда. Информация для учащихся об организации летнего отдыха и труда - проект «Лето на «5». 31. «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего» (Платон). 19 апреля- День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.8 мая - день памяти и примирения, посвящённый памяти жертв второй мировой войны. 9 мая - День Победы. 18 маяМеждународный день музеев. 32. «Лето впереди, с пользой отдых проведи!». Планирование участия учащихся в профильных районных и городских сменах, трудовых отрядах школы). 1 июняМеждународный день защиты детей. 33. «Дыши легко». ЕДП «Екатеринбург – город, свободный от табачного дыма». 34. «Твоё безопасное лето». Правила безопасности для учащихся (дорожная, пожарная безопасность, безопасность дома, на улице, в общественных местах, на водных объектах и др.) Планируемые результаты. В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природ- 38 ной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 3.Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: -Учебный кабинет (включая типовую мебель),компьютер персональный (ноутбук); принтер (черно-белая печать); стол письменный. -проектор с экраном (мультимедиа); -Ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры,тетради, бумага писчая. Кадровое обеспечение: программу реализуют классные руководители. Основными методами обучения на занятиях являются: -наглядный (иллюстрация, демонстрация, просмотр видеоматериалов); -словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия); -практический (выполнение творческих работ); -работа с литературой (чтение, изучение, конспектирование). Основные принципы обучения: -доступность: -научность; -наглядность; -последовательность и системность; -учет индивидуальных особенностей обучающихся. Теоретические занятия предполагают варианты: -лекционная форма; - уроки-беседы; -демонстрационная форма; -и другие. Практические занятия предполагают: - самостоятельную работу обучающихся (основа практических занятий); -работа с материалом лекций, дополнительным источником информации по обсуждаемым проблемам; -анализ собственных работ; -индивидуальное консультирование; -подготовка и защита индивидуальных проектов. Методические материалы. Основными методами обучения на занятиях являются: - практический; - наглядный (иллюстрация, демонстрация, просмотр видеоматериалов); - словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия); - работа с литературой (чтение, изучение, конспектирование). Основные принципы обучения: - доступность: - научность; - наглядность; - последовательность и системность; учет индивидуальных особенностей обучающихся. Теоретические занятия предполагают варианты: − лектории; − беседы; − демонстрационная форма; − другие. Практические занятия предполагают: − самостоятельную работу обучающихся по предложенной теме; − работа с материалом лекций, дополнительным источником информации по обсуждаемым темам; − творческий отчёт, презентация, викторина, квест; - экскурсия Формы аттестации\контроля и оценочные материалы. Вводный контроль проводится перед началом обучения в виде тематических опросов, собеседований, педагогических наблюдений. Он предназначен для проверки имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков. Текущий контроль осуществляется в форме беседы, устного опроса (в форме вопрос – ответ), анализа продуктов творческой деятельности обучающихся и тестирования. Формой итогового контроля является творческая работа и представление портфолио из лучших работ. Учитывается участие обучающихся в индивидуальных, межпредметных и общешкольных проектах, конкурсах, выставках. Список литературы для педагога и учащихся. Международные правовые акты - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); - Декларация прав ребёнка (1959 г.); - Конвенция о правах ребёнка(1989 г.); - Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (2009 г.); - Конвенция о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом (2008 г.); - Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.); - Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.); - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.). - Перечень мероприятий, рекомендуемых к реализации в рамках календарного плана воспитательной работы на 2024-25 учебный год. Утверждён первым заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Бугаевым Дополнительная литература Антитеррор: практикум для горожанина. – М.: Европа, 2005. –108 с. Баева И.А. Психология молодёжной субкультуры: риск и перспективы роста // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 248-255. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. -М.: Изд. центр "Академия", 2003. 6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. - Высшая школа – М., 2007. - 592 c. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. – М., 2003. - 496 c. Губанов В.М., Михайлов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. – ДРОФА, 2007. - 288 c. Дергачева Е.А. Философия техногенного общества. – М., 2011. 218 c. Дорожко С.В., Ролевич И.В., Пустовит В.Т. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 частях. Часть 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение. – М., 2010. - 292 c. Егорова Т.В. Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 27-34. -Тараканова, Е.Б. Духовная деятельность человека как сфера формирования его эстетических взглядов / Е.Б. Тараканова // Педагогическое образование и наука.- 2010.- № 5.- С. 24-28. -Холманская, Л.И. Духовность как творческий потенциал человека / Л.И. Холманская, А.С. Холманский // Начальная школа плюс До и После.- 2010.- № 12.- С. 45-47. 81. Целепидис, Н.В. Межкультурное общение и культурная восприимчивость в процессе духовного развития личности учащегося / Н.В. Целепидис // Педагогическое образование и наука.- 2009.- № 7.- С.28-31. 82. Шпаков, А. Духовная гигиена в современной России / А. Шпаков // Народное образование.- 2009.- № 9.- С. 272-276. 83. -Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: хрестоматия для учителя. Ч.2: Семья в русской литературе / под общ. ред. В.Ю.Троицкого.- 2-е изд., испр.- М.: Школьная пресса, 2001.- 128с. – (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 15).- ISBN 5-9219-0078-8. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения. В 5 т. Т.3: Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну; Формирование нравственного здоровья школьников: занятия, игры, упражнения / под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 64с.