АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НОО НОДА вариант 6.1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Целевой раздел
3
1.1. Пояснительная записка.
3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
7
1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования
10
II. Содержательный раздел.
2.1. Рабочие программы учебных предметов
2.2. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных
действий
2.3. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности
2.4. Программа коррекционной работы
2.5. Программа воспитания

12
12

III. Организационный раздел.
3.1. Учебный план
3.2. План внеурочной деятельности
3.3. Календарный учебный график
3.4. Календарный план воспитательной работы
3.5.Система специальных условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающимися с с нарушениями опорно-двигательного аппарата

20
20
21
21
21

2

12
12
13
20

22

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее
АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с
НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности
их
психофизического
развития,
индивидуальные
возможности,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся
с НОДА составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской
Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа начального общего образования для обучающихся с НОДА;

Устав образовательной организации.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с НОДА: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания
условий
для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в ее
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся;
д) обеспечение доступности получения качественного начального
3

общего образования;
е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно-оздоровительной
работы,
организацию
художественного
творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и других соревнований;
з) использование в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
и) предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Общая характеристика АОП НОО для обучающихся с НОДА
(вариант 6.1).
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Обязательным является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива педагогических работников,
родителей (законных представителей), детского коллектива и самого
обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются:
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
НОДА; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
медицинская
коррекция
и
абилитация
(лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
психологическая коррекция познавательных процессов; психологическая
коррекция эмоциональных нарушений; психологическая коррекция
социально-психологических проявлений; коррекция нарушений речи;
коррекция нарушений чтения и письма.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в
формировании и развитии адекватных отношений между обучающимся,
педагогическими работниками, одноклассниками и другими обучающимися,
родителями (законными представителями); работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе,
поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий
успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики
4

негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в
целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от
окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной
активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых
средств общения.
В структуру АООП НОО включена программа коррекционной работы,
направленная
на
осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-педагогической помощи обучающимся с НОДА с учетом их
особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния
особенностей психофизического развития обучающихся с НОДА на освоение
ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО
В основу реализации АООП НОО заложены следующие подходы:
Дифференцированный подход к реализации ФАОП НОО предполагает
учет особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, которые
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации
разных вариантов АООП НОО, в том числе и на основе индивидуального
учебного плана.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования (успешное усвоение системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующем уровне образования,
но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности).
В основу адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие
принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
5

образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание
образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза,
передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических
вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для
обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
-получение специальной помощи средствами образования;
6

-психологическое
сопровождение,
оптимизирующее
взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
-психологическое
сопровождение,
направленное
на
установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
-индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
-особая пространственная и временная организация образовательной среды;
-максимальное расширение образовательного пространства за счет
расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для
обучающихся с НОДА, относятся::
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
-требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;
-необходимо использование специальных методов, приёмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
-индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребёнка;
-обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
Для этой группы обучающихся обучение в образовательной
организации возможно при условии создания для них безбарьерной среды,
обеспечения
специальными
приспособлениями
и
индивидуально
адаптированным рабочим местом. Помимо этого, обучающиеся с НОДА
нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи
в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального
обучения
щадящий
режим,
психологическую
и
коррекционнопедагогическую помощь.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Самым общим результатом освоения обучающимися с НОДА
содержания АООП НОО должно стать полноценное начальное общее
образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

7

Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются
планируемые результаты реализации этой программы для каждого
обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению«Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя:
в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в
разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное
рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители
традиционной мышки, памперсы).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде.
- Понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно;
- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью,
точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и
определений;.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и
объяснять объяснять педагогическому работнику (работнику школы)
необходимость связаться с семьей для принятия решения в области
жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них,
адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность
умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений,
ориентироваться в расписании занятий.
- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс
обучающегося в этом направлении.
- Стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом
направлении.
8

2. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению: «Психологическая коррекция познавательных
процессов»
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность.
- Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование
словесного обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности,
устранение
вторичных
личностных
реакций,
обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная
отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка,
способов реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению: «Психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих
общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
9

- Формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
6. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости.
-Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом
уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
1.3. Система оценки достижения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов
освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:
-закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
-ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие,
воспитание обучающихся с НОДА, на достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной
работы, формирование УУД;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП
НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов;
-предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая
оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности
деятельности образовательного учреждения;
-позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся с НОДА.
10

Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО
являются значимыми для оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех
трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА,
освоивших АООП НОО.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО
(кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА программы
коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО,
осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы
целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки
достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить
объективность оценки.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы.
Применительно к варианту 6.1 задачей экспертной группы,
осуществляющей оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы, является
выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере
жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения
обучающегося в повседневной жизни по следующим позициям,
соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях
инклюзии:
1) адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
11

2) способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
3) владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (то есть самой формой поведения, его
социальным рисунком);
5) осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;
6) осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении
обучающегося должны быть представлены в форме удобных и понятных
всем членам экспертной группы условных единиц (0 - 3 балла),
характеризующих
достигнутый
уровень
жизненной
компетенции
обучающегося в условиях инклюзии.
Оценка результатов деятельности образовательной организации
осуществляется в ходе аккредитации, а также в рамках аттестации
педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с
учетом:
результатов
мониторинговых
исследований
разного
уровня
(федерального, регионального, муниципального);
условий реализации АООП НОО;
особенностей контингента обучающихся.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Рабочие программы учебных предметов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности) соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП
НОО.
2.2. Программа формирования у обучающихся универсальных
учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий АООП
НОО обучающихся с НОДА соответствует требованиям в ФГОС НОО и
ФОП НОО.
2.3. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности соответствуют
требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО.
12

2.4. Программа коррекционной работы
Программа
коррекционной
работы
предусматривает
индивидуализацию специального сопровождения, обучающегося с НОДА.
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы
комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении ФАОП НОО,
коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом
развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Задачи программы:
1) своевременное выявление детей с НОДА;
2) определение особых образовательных потребностей рассматриваемой
категории обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их
физическом и (или) психическом и речевом развитии;
3) определение особенностей организации образовательной деятельности
для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с
индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
4) создание условий, способствующих освоению рассматриваемой
категории обучающихся АООП НОО, их интеграции в Школе;
5) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи категории обучающихся с учётом особенностей их
психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей;
6) организация индивидуально-ориентированного коррекционноразвивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков
психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в
освоении АООП НОО;
7) разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при
необходимости);
8) реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
9) оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам.
Реализация программы коррекционной работы осуществляются в
рамках внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю (пункт
3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с
НОДА (вариант 6.1) включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие ее основное содержание:
13

1. Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий
для удовлетворения особых образовательных потребностей и условий
обучения обучающихся с НОДА.
2.
Перечень
индивидуально-ориентированных
коррекционных
мероприятий, обеспечивающих обучающимся с НОДА удовлетворение
особых образовательных потребностей, их интеграцию и (или) инклюзию в
образовательной организации и освоение АООП НОО.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Устанавливаются
следующие
обязательные
направления
коррекционной помощи для всех категорий обучающихся с НОДА,
осваивающих вариант 6.1 АООП НОО:
1) медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
2) психологическая коррекция познавательных процессов;
3) психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
4) психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
5) коррекция нарушений речи;
6) коррекция нарушений чтения и письма..
Программа коррекционной работы предусматривает различные
варианты специального сопровождения детей с НОДА:
- обучение в общеобразовательном классе по АОП;
- обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и
(или) дистанционной формы обучения;
- организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистами сопровождения Школы.
Содержание программы коррекционной работы определяют
следующие принципы:
 Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист
призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его
интересах.
 Принцип системности - обеспечивает системный подход к
анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики,
коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий
специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе
всех участников образовательной деятельности.
 Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его
родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определения подхода к её решению.
 Принцип вариативности - предполагает создание вариативных
условий для получения образования обучающимися, имеющими различные
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
 Принцип рекомендательного характера оказания помощи
14

обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы
получения
детьми
образования,
организации,
осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей,
включая
обязательное
согласование
с
родителями
(законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в
специальные
(коррекционные)
организации,
осуществляющие
образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого
обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями
ТПМПК, ИПР. Помимо психологической коррекции познавательных
процессов,
эмоциональных
нарушений,
социально-психологических
проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма,
необходимым направлением программы коррекционной работы является
медицинская
коррекция
и
абелитация
(лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение).
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета
особенностей развития детей, определение специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет
соответствия
требованиям
программно-методического
обеспечения,
материально-технической и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной
деятельности коррекционно
развивающей
направленности,
а
также
процесса
специального
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность).
Результат:
внесение
необходимых
изменений
в
образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
В содержание коррекционной работы Школы входит:
> диагностическая работа;
> коррекционно-развивающая работа;
15

> консультативная работа;
> информационно-просветительская работа.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
обучающихся с НОДА, проведение их комплексного обследования и
подготовку
рекомендаций
по
оказанию
им
психолого-медикопедагогической помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
 раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
 комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностической информации от специалистов Школы;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
 изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
 изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
 системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребёнка;
 анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении
базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи,
коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
способствует формированию универсальных учебных действий у указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
 выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
 организацию и проведение педагогами и специалистами
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
(согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);
 системное воздействие на учебно-познавательную деятельность

16

обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
 коррекцию и развитие высших психических функций;
 развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
психокоррекцию его поведения;
 социальную защиту указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по
основным направлениям работы с обучающимся, единых для
всех участников образовательного процесса;
 консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально-ориентированных
методов
и
приёмов
работы
с
обучающимся;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как
имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению
(специальной поддержке) указанной категории обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием
17

в Школе специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учительдефектолог, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного
психолого-педагогического консилиума (далее - ППк), которые входят в его
постоянный состав. Школьный ППк является основным механизмом
взаимодействия специалистов. Персональный состав ППк ежегодно
утверждается приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР;
 обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);
 обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих
в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях);
 обеспечение здоровье-сберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
 обеспечение участия указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
 развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
18

В процессе реализации Программы коррекционной работы
используются:
 адаптированные основные общеобразовательные программы
начального общего образования,
 коррекционно-развивающие программы, диагностический и
коррекционно-развивающий
инструментарий,
необходимый
для
осуществления профессиональной деятельности учителя, педагогапсихолога, социального педагога, учителя-логопеда,
 в случаях обучения детей с выраженными нарушениями
психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному
плану - использование адаптированных общеобразовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная
работа
осуществляется
специалистами
соответствующей
квалификации,
имеющими
специализированное
образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую
профессиональной подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда,
педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации
работников образовательного учреждения соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость
специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого
обеспечено повышение квалификации работников образовательных
учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
При необходимости в процесс реализации АООП НОО для
обучающихся с НОДА Школа может временно или постоянно обеспечить
участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное
образование
по
направлению
«Специальное
(дефектологическое)
образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти
курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж
педагогической работы не менее 2 лет.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании
надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного
доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в
здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в
Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
• наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом
• наличие кабинета для логопедических занятий
• наличие кабинета для занятий с педагогом-дефектологом
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров,
технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида
19

контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные
планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока
должен тьютор.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в
передвижении,
с
использованием
современных
информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
родителей
(законных
представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим
фондам,
предполагающим
наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности,
наглядных
пособий,
мультимедийных,
аудиои
видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы
1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового
уровня содержания образования - достижение личностных, метапредметных,
предметных результатов АООП НОО.
2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с
НОДА).
3. Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы
конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих
курсов.
2.5. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания разработана на основе Федеральной
рабочей программы воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ,
является Приложением к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования для обучающихся с НОДА.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Учебный план АООП НОО вариант 6.1 (обязательные предметные
области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО
школы.
20

3.2. План внеурочной деятельности
План
внеурочной
деятельности
направлен
на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального
общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных
особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их
родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в
объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
•
спортивно-оздоровительное
•
общекультурное
•
общеинтеллектуальное
•
духовно-нравственное
•
социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 6.1
(кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО
школы.
Для обучающихся
с
НОДА
обязательной
частью
внеурочной
деятельности
является
коррекционно-развивающая
область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения
содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии
обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область,
включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не
менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционноразвивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая
коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая
коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Время,
отводимое
на
внеурочную
деятельность,
включая
коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю).
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям
(включая коррекционно-развивающую область) с указанием формы
организации, названия, количества часов на каждый класс.
3.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному
графику ООП НОО школы.
3.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы соответствует календарному
плану воспитательной работы ООП НОО школы.
21

3.5. Система специальных условий реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающимися с с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
При реализации ФАОП НОО должны быть созданы специальные
условия,
обеспечивающие
освоение
обучающимися
содержания
образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Специальные условия должны обеспечивать возможность:
- достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми
обучающимися с НОДА;
- выявления и развития способностей обучающихся через систему секций,
студий и кружков, и через использование возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;
- расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с
НОДА, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по
возможностям здоровья;
- учета особых образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся с НОДА;
- участия обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО,
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в
формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
- эффективного использования времени, отведенного на реализацию части
АООП НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в
соответствии с запросами обучающихся с НОДА и их родителей (законных
представителей), спецификой образовательной организации;
- использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств
обучения, соответствующих особым образовательным потребностям
обучающихся с НОДА;
- обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов
обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей);
- эффективного управления образовательной организацией с использованием
информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов
финансирования;
-эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при
поддержке педагогических работников.
Нормативные условия
В
рамках
данного
направления
формируется
банк
нормативно-правовых документов
федерального,
регионального,
муниципального и школьного уровней.
22

Разработан и реализуется мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования.
Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения
по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам
коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
Работа по самообразованию педагогов планируется с учетом
необходимости реализации коррекционной направленности учебновоспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в
рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным
предметам с использованием личностно-ориентированного, деятельностного,
дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной
деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы:
в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники
учреждения (учителя, учитель-дефектолог, учителя- логопеды, социальный
педагог, педагог-психолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация
внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют
высшее профессиональное образование, планово поэтапно проходят
курсовую подготовку.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений на уровне начального общего
образования в рамках школьного ППк, в постоянный состав которого входят
учителя-логопеды, учитель- дефектолог, педагоги-психологи, социальный
педагог.
Организовано взаимодействие со специалистами ТПМПК.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании
надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного
доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в
здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе
(архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
•
наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом
•
наличие кабинета для логопедических занятий
•
наличие кабинета для занятий с педагогом-дефектологом
Реализация данного направления определяет необходимость
укомплектования начальной школы современным оборудованием,
обеспечивающим возможность использования и создания информации, в том
числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеои графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска
23

и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в
локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным
образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах
информационно-образовательных ресурсов.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».