Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ № 370-о от 30.08.2023г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
4 класс
Составитель: Воробьева Е.А., учитель физической культуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков
в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю,
стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение
к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и
основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем
дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной
координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы,
подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры
имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие
мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны
детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В
играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание,
уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают
определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как
научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью
свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой
деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в
жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй
сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним
миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический
процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние
на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На
формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и
приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями
и подвижных играх;
учить младших школьников сознательному применению физических упражнений,
подвижных игр в целях
самоорганизации отдыха,
повышения работоспособности и
укрепления здоровья;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать активность и самостоятельность;
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья
активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной
работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям
учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями, которые
проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное
учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников.
Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью:
режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек,
самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил
безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Белые медведи», «Совушка», «Удочка», «Дедушка», «Хвостики», «Ниточка и иголочка»,
«Охотники и утки», «Караси и щука» и др.
Спортивные игры.
Стойка баскетболиста, ведение мяча, передача и ловля мяча, бросок мяча снизу и от груди.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных
действий: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных.
ООП НОО предусматривает достижение следующих результатов образования:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
•метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих
умений:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
• Находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления.
• Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой
деятельности.
• Организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр.
• Планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.
• Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
• Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при
использовании их в игровой деятельности.
• Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения ее цели.
Коммуникативные УУД:
• Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения
и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
• Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• Средством формирования этих действий служит организация работы в больших и
малых группах.
• Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей.
• Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие
умения:
• планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг.
• излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью.
• представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека.
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и
проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство.
• бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения игр.
• организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью.
• характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время игр.
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований.
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
• подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр.
• применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
• осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы
внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью во всех его проявлениях.
Требования к предметным результатам курса в 4 классе:
Иметь представление о двигательном режиме школьника;
Знать:
o причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
o правила и умение организовать подвижные игры ;
o не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты,
выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
o оценивать свою двигательную активность.
o выполнять правила игры.
Демонстрировать:
o позитивное отношение к участникам игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
Тема занятий
1.
Правила ТБ при проведении подвижных игр.
Способы деления на команды.
Комплекс ОРУ в движении. Стойка
баскетболиста
Комплекс ОРУ с предметами. Игра
«Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра
«Пятнашки маршем».
Комплекс ОРУ на месте. Ведение мяча на
месте
Комплекс ОРУ с предметами . Ведение мяча
в движении. Игра «Караси и щуки». Игра
«Без пары».
Правила безопасного поведения с мячом в
местах проведения подвижных игр.
Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча;
переброска мячей друг другу в шеренгах.
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Ведение
мяча в движении. Игра «Мяч в центре». Игра
«Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через
сетку".
Комплекс ОРУ с большими мячами. Ведение
мяча в змейкой. Игра «Мяч – соседу». Игра
«Охотники».
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра «Отгадай, кто
бросил»
Комплекс ОРУ с мячами. Передача и ловля
мяча. Игра «Подвижная цель».
Игра «Мяч в центре».
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра "Мяч капитану",
"Пионербол". Игра "Головой, ногой через
сетку".
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо",
"Пионербол".
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо",
"Пионербол".
Правила безопасного поведения в местах
проведения подвижных игр.
Профилактика детского травматизма.
Комплекс ОРУ. Ловля мяча. Игра «Тудаобратно». Игра «Зайцы в огороде».
Комплекс ОРУ в движении. «Огонь с
четырёх сторон»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Колво
часов
1
Форма
контроля
Место
проведения
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
Спортивная
площадка
1
наблюдение
Спортивная
площадка
1
наблюдение
1
наблюдение
Спортивная
площадка
Спортивная
площадка
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивный зал
1
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивный зал
14. Правила безопасного поведения в местах
проведения подвижных игр. Инструктаж по
ТБ. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх
сторон» с элементами баскетбола
15. Комплекс ОРУ. Пионербол
16. Комплекс ОРУ. Пионербол
1
наблюдение
Спортивный зал
1
1
Спортивный зал
Спортивный зал
17. Комплекс ОРУ. Пионербол
18. Комплекс ОРУ на месте. Игра «Садовник».
Игра «Наблюдатели». Игра "Городки".
19. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон»
1
1
наблюдение
Беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Спортивный зал
20. Комплекс ОРУ. Пионербол
21. Комплекс ОРУ. Пионербол
22. Комплекс ОРУ. Пионербол
1
1
1
Беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
23. Комплекс ОРУ. Пионербол
24. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу
25. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу
1
1
1
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал
26. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от
груди
27. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от
груди
28. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку
29. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку
30. Правила безопасного поведения при
проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.
Способы деления на команды. Повторение
считалок.
Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с
доставанием подвижного мяча, «Кто
первый?», эстафета парами.
31. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с
доставанием подвижного мяча, «Кто
первый?», эстафета парами.
32. Эстафета с лазанием и перелезанием,
линейная с прыжками, с бегом вокруг
гимнастической скамейки, «веревочка под
ногами».
33. Эстафета с предметами (скакалки, мячи,
обручи).
34. Эстафета с предметами (скакалки, мячи,
обручи).
1
наблюдение
наблюдение
Беседа
наблюдение
наблюдение
1
наблюдение
Спортивный зал
1
1
1
наблюдение
наблюдение
Беседа
наблюдение
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал
1
наблюдение
Спортивная
площадка
1
наблюдение
Спортивная
площадка
1
наблюдение
1
наблюдение
анкетирование
Спортивная
площадка
Спортивный зал
1
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал