Рабочая программа курса внеурочной деятельности Подвижные игры 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Приказ № 370-о от 30.08.2023г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
4 класс

Составитель: Воробьева Е.А., учитель физической культуры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков
в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю,
стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение
к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и
основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем
дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной
координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы,
подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры
имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие
мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны
детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В
играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание,
уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают
определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как
научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью
свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой
деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в
жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй
сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним
миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический
процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние
на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На
формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и
приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
 сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
 выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями
и подвижных играх;
 учить младших школьников сознательному применению физических упражнений,
подвижных игр в целях
самоорганизации отдыха,
повышения работоспособности и
укрепления здоровья;
 развивать умения ориентироваться в пространстве;
 развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;






создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать активность и самостоятельность;
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья
активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной
работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям
учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями, которые
проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное
учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников.
Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью:
режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек,
самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил
безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Белые медведи», «Совушка», «Удочка», «Дедушка», «Хвостики», «Ниточка и иголочка»,
«Охотники и утки», «Караси и щука» и др.
Спортивные игры.
Стойка баскетболиста, ведение мяча, передача и ловля мяча, бросок мяча снизу и от груди.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных
действий: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных.
ООП НОО предусматривает достижение следующих результатов образования:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
•метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих
умений:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
• Находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления.
• Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой
деятельности.
• Организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр.
• Планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.
• Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
• Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при
использовании их в игровой деятельности.
• Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения ее цели.
Коммуникативные УУД:
• Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения
и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
• Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• Средством формирования этих действий служит организация работы в больших и
малых группах.
• Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей.
• Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие
умения:
• планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг.
• излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью.
• представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека.

• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и
проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство.
• бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения игр.
• организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью.
• характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время игр.
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований.
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
• подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр.
• применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
• осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы
внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью во всех его проявлениях.
Требования к предметным результатам курса в 4 классе:
Иметь представление о двигательном режиме школьника;
Знать:
o причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
o правила и умение организовать подвижные игры ;
o не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты,
выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
o оценивать свою двигательную активность.
o выполнять правила игры.
Демонстрировать:
o позитивное отношение к участникам игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№

Тема занятий

1.

Правила ТБ при проведении подвижных игр.
Способы деления на команды.
Комплекс ОРУ в движении. Стойка
баскетболиста
Комплекс ОРУ с предметами. Игра
«Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра
«Пятнашки маршем».
Комплекс ОРУ на месте. Ведение мяча на
месте
Комплекс ОРУ с предметами . Ведение мяча
в движении. Игра «Караси и щуки». Игра
«Без пары».
Правила безопасного поведения с мячом в
местах проведения подвижных игр.
Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча;
переброска мячей друг другу в шеренгах.
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Ведение
мяча в движении. Игра «Мяч в центре». Игра
«Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через
сетку".
Комплекс ОРУ с большими мячами. Ведение
мяча в змейкой. Игра «Мяч – соседу». Игра
«Охотники».
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра «Отгадай, кто
бросил»
Комплекс ОРУ с мячами. Передача и ловля
мяча. Игра «Подвижная цель».
Игра «Мяч в центре».
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра "Мяч капитану",
"Пионербол". Игра "Головой, ногой через
сетку".
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо",
"Пионербол".
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо",
"Пионербол".
Правила безопасного поведения в местах
проведения подвижных игр.
Профилактика детского травматизма.
Комплекс ОРУ. Ловля мяча. Игра «Тудаобратно». Игра «Зайцы в огороде».
Комплекс ОРУ в движении. «Огонь с
четырёх сторон»

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Колво
часов
1

Форма
контроля

Место
проведения

Беседа
наблюдение

Спортивный зал
Спортивная
площадка

1

наблюдение

Спортивная
площадка

1

наблюдение

1

наблюдение

Спортивная
площадка
Спортивная
площадка

1

Беседа
наблюдение

Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивный зал

1

Беседа
наблюдение

Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивный зал

14. Правила безопасного поведения в местах
проведения подвижных игр. Инструктаж по
ТБ. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх
сторон» с элементами баскетбола
15. Комплекс ОРУ. Пионербол
16. Комплекс ОРУ. Пионербол

1

наблюдение

Спортивный зал

1
1

Спортивный зал
Спортивный зал

17. Комплекс ОРУ. Пионербол
18. Комплекс ОРУ на месте. Игра «Садовник».
Игра «Наблюдатели». Игра "Городки".
19. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон»

1
1

наблюдение
Беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение

Спортивный зал

20. Комплекс ОРУ. Пионербол
21. Комплекс ОРУ. Пионербол
22. Комплекс ОРУ. Пионербол

1
1
1

Беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

23. Комплекс ОРУ. Пионербол
24. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу
25. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу

1
1
1

Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал

26. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от
груди
27. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от
груди
28. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку
29. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку
30. Правила безопасного поведения при
проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.
Способы деления на команды. Повторение
считалок.
Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с
доставанием подвижного мяча, «Кто
первый?», эстафета парами.
31. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с
доставанием подвижного мяча, «Кто
первый?», эстафета парами.
32. Эстафета с лазанием и перелезанием,
линейная с прыжками, с бегом вокруг
гимнастической скамейки, «веревочка под
ногами».
33. Эстафета с предметами (скакалки, мячи,
обручи).
34. Эстафета с предметами (скакалки, мячи,
обручи).

1

наблюдение
наблюдение
Беседа
наблюдение
наблюдение

1

наблюдение

Спортивный зал

1
1
1

наблюдение
наблюдение
Беседа
наблюдение

Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал

1

наблюдение

Спортивная
площадка

1

наблюдение

Спортивная
площадка

1

наблюдение

1

наблюдение
анкетирование

Спортивная
площадка
Спортивный зал

1

Спортивный зал
Спортивный зал

Спортивный зал
Спортивный зал
Спортивный зал

Спортивный зал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».