Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Приказ № 370-о от 30.08.2023г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» 4 класс Составитель: Воробьева Е.А., учитель физической культуры ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Игра как средство воспитания. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Игра в жизни ребёнка. Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы. Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс. Оздоровительное значение подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры. Задачи: сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»; выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх; учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья; развивать умения ориентироваться в пространстве; развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь; создавать условия для проявления чувства коллективизма; развивать активность и самостоятельность; обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях. При проведении занятий можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы. «Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия). Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия). Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Подвижные игры. «Белые медведи», «Совушка», «Удочка», «Дедушка», «Хвостики», «Ниточка и иголочка», «Охотники и утки», «Караси и щука» и др. Спортивные игры. Стойка баскетболиста, ведение мяча, передача и ловля мяча, бросок мяча снизу и от груди. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных. ООП НОО предусматривает достижение следующих результатов образования: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; •метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. • Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. • Находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления. • Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности. • Организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр. • Планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности. • Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели. Коммуникативные УУД: • Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. • Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). • Средством формирования этих действий служит организация работы в больших и малых группах. • Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. • Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения: • планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг. • излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью. • представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека. • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения. • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство. • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр. • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью. • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр. • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять. • подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр. • применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия. • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях. Требования к предметным результатам курса в 4 классе: Иметь представление о двигательном режиме школьника; Знать: o причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия; o правила и умение организовать подвижные игры ; o не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Уметь: o оценивать свою двигательную активность. o выполнять правила игры. Демонстрировать: o позитивное отношение к участникам игры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс № Тема занятий 1. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Комплекс ОРУ в движении. Стойка баскетболиста Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра «Пятнашки маршем». Комплекс ОРУ на месте. Ведение мяча на месте Комплекс ОРУ с предметами . Ведение мяча в движении. Игра «Караси и щуки». Игра «Без пары». Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах. Комплекс ОРУ с малыми мячами. Ведение мяча в движении. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через сетку". Комплекс ОРУ с большими мячами. Ведение мяча в змейкой. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники». Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Отгадай, кто бросил» Комплекс ОРУ с мячами. Передача и ловля мяча. Игра «Подвижная цель». Игра «Мяч в центре». Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч капитану", "Пионербол". Игра "Головой, ногой через сетку". Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол". Комплекс ОРУ с набивными мячами. Передача и ловля мяча. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол". Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Профилактика детского травматизма. Комплекс ОРУ. Ловля мяча. Игра «Тудаобратно». Игра «Зайцы в огороде». Комплекс ОРУ в движении. «Огонь с четырёх сторон» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Колво часов 1 Форма контроля Место проведения Беседа наблюдение Спортивный зал Спортивная площадка 1 наблюдение Спортивная площадка 1 наблюдение 1 наблюдение Спортивная площадка Спортивная площадка 1 Беседа наблюдение Спортивный зал 1 наблюдение Спортивный зал 1 наблюдение Спортивный зал 1 наблюдение Спортивный зал 1 наблюдение Спортивный зал 1 наблюдение Спортивный зал 1 наблюдение Спортивный зал 1 Беседа наблюдение Спортивный зал 1 наблюдение Спортивный зал 14. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон» с элементами баскетбола 15. Комплекс ОРУ. Пионербол 16. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 наблюдение Спортивный зал 1 1 Спортивный зал Спортивный зал 17. Комплекс ОРУ. Пионербол 18. Комплекс ОРУ на месте. Игра «Садовник». Игра «Наблюдатели». Игра "Городки". 19. Комплекс ОРУ. «Огонь с четырёх сторон» 1 1 наблюдение Беседа наблюдение наблюдение наблюдение Спортивный зал 20. Комплекс ОРУ. Пионербол 21. Комплекс ОРУ. Пионербол 22. Комплекс ОРУ. Пионербол 1 1 1 Беседа наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 23. Комплекс ОРУ. Пионербол 24. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу 25. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину снизу 1 1 1 Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал 26. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди 27. Комплекс ОРУ. Броски мяча в корзину от груди 28. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку 29. Комплекс ОРУ. Передача мяча в стенку 30. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ. Способы деления на команды. Повторение считалок. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами. 31. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами. 32. Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами». 33. Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи). 34. Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи). 1 наблюдение наблюдение Беседа наблюдение наблюдение 1 наблюдение Спортивный зал 1 1 1 наблюдение наблюдение Беседа наблюдение Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал 1 наблюдение Спортивная площадка 1 наблюдение Спортивная площадка 1 наблюдение 1 наблюдение анкетирование Спортивная площадка Спортивный зал 1 Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал Спортивный зал