Адаптированная рабочая программа учебного предмета Литературное чтение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64 г. Екатеринбурга

Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Приказ № 5/1-о от 10.01.2020 г.

Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»

Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации: 5 лет
Год (класс) обучения: 1,1доп.-4
Общее количество часов на реализацию программы: 638 часов
Составитель: методическое объединение учителей начальных классов

1. Планируемые результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) по
предмету «Литературное чтение»
Рабочая
программа
учебного предмета «Литературное чтение»
обеспечивает достижение обучающимися 1 - 4 классов с задержкой
психического развития (далее ЗПР)
личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве природной и социальной частей.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности.
6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
10.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
11.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении.
12.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
13.
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального
взаимодействия,
в
том
числе
с
использованием
информационных технологий.
14.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты по учебному предмету «Литературное
чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные

действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими
основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут
быть обозначены следующим образом.
Познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный
способ ее достижения;
 кодировать и перекодировать информацию;
 осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного,
прочитанного).
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
проявляются
возможностью:
 понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на
вопросы по содержанию);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации;
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета
характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных
и познавательных задач;
 слушать собеседника и вести диалог;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками
и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для
формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления
которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
проявляется в умениях:
 обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или
прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
 распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем
отрезок времени;
 словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия проявляется:
 в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную
речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;

 в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его
одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
 в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно- временной организации проявляется:
 в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного
наследия;
 в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным
опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
проявляется:
 в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем
и одноклассниками;
 в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить
просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты, которые в целом оцениваются при завершении
уровня начального образования:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам.
3. Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи.
4. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения.
5. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание
текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение
высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и
мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил.
6. Достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов.
7. Формирование потребности в систематическом чтении.
8. Выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Предметные результаты освоения программы для 1 класса по учебному
предмету «Литературное чтение».
В конце 1 класса обучающиеся научатся:

- выделять последовательность звуков и слогов в словах;
- плавному, осмысленному чтению целыми словами, понимать читаемые
слова, предложения, смысл небольших текстов;
- элементам выразительного чтения;
- понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения
- использовать формы речевого этикета;
- узнавать, различать произведения устного народного творчества и детской
литературы;
Получат возможность научиться:
- передавать содержание прослушанного;
- создавать собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе
личного опыта или впечатлений;
- проявлять интерес к книгам и чтению.
Предметные результаты освоения программы для 1 дополнительного
класса по учебному предмету «Литературное чтение».
В конце 1 дополнительного класса обучающиеся научатся:
- читать вслух сознательно, правильно, целыми словами, соблюдая паузы и
интонации;
- использовать формы речевого этикета;
- определять, находить произведения устного народного творчества и
детской литературы;
- отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
Получат возможность научиться:
- элементарному анализу художественных произведений;
- обсуждать содержание прочитанного;
- находить в тексте слова и ответы на вопросы;
- устно рисовать «словесные картины».
- определять последовательности предложений в тексте;
- пересказывать небольшой текст с помощью вопросов и без них.
- составлять устное высказывание по содержанию прочитанного, на основе
личного опыта, по результатам наблюдения;
- выделять главную мысль в тексте;
- самостоятельно знакомится с детской книгой, читать ее под наблюдением
учителя.
Предметные результаты освоения программы для 2 класса по
предмету «Литературное чтение».
В конце второго класса учащиеся должны уметь:
- осознанно читать вслух и "про себя";
- находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
- делить текст на смысловые части, озаглавливать их,
- выделять главную мысль прочитанного произведения;

учебному

- определять тему произведения;
- отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
- составлять описание природы, предметов;
- пересказывать текст подробно и выборочно;
- выразительно читать диалоги, читать по ролям;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист,
иллюстрацию, аннотацию.
Получат возможность научиться:
- составлять простой план произведения;
- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по
плану;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Предметные результаты освоения программы для 3 класса
по учебному предмету «Литературное чтение».
В конце третьего класса учащиеся должны уметь:
- осознанно, правильно читать вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
- менять темп и способ чтения в зависимости от задач;
- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание,
рассуждение;
- пересказывать текст кратко;
- объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою
личностную оценку;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки,
сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
Получат возможность научиться:
- различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину,
сказку, басню, рассказ;
- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния
- героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;
Предметные результаты освоения программы для 4 класса
по учебному предмету «Литературное чтение».
В конце четвертого класса учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, бегло, правильно и выразительно целыми словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного,
выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного
из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его
возможное продолжение и завершение;

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о
чем оно), определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими
словами;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую
характеристику основным действующим лицам произведения;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание
читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа
товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он
начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими
доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы,
учебного задания.
Получат возможность научиться:
- уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного
текста,
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и
цитирования;
- составлять план (полный, краткий, картинный) к прочитанному тексту;

2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи
(высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по
услышанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное
увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте
необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных
видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение.

Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного
текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу
беседы,
используя
текст.
Привлечение
справочных
и
иллюстративно­изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.
Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её
справочно­иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание
заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что
фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное
воспроизведение
эпизода
с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью
учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,
выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и
всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста).
Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного
текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического
общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному,
научно­познавательному,
художественному
тексту).
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов,
их многозначности), пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного
или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного
текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного
произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование
выразительных средств языка (сравнение) в мини­сочинениях, рассказ на
заданную тему.
Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом
многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического
развития.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно­популярная,
справочно­энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде,
добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
сравнений.
Ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное
произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его
портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) —
узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная
(авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация;
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным
текстом
и
использование
их
(установление
причинно­следственных связей, последовательности событий: соблюдение
этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций
к произведению или на основе личного опыта.

3. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
1 класс.
Обучение грамоте 132 ч.
№
Наименование разделов и тем

Количество
часов

Практическая часть
Наизусть

Проверочные
работы, тесты,
проекты.

1

Добукварный период

40

2
3

Букварный (основной) период
Послебукварный
(заключительный) период

84
8

1

4

ИТОГО

132

1

1 дополнительный класс.
№
Наименование разделов и тем

Количество
часов

132 ч.
Практическая часть

Наизусть

Проверочные
работы, тесты

1

Повторение изученного в 1
классе

58

2

Введение
Жили-были буквы

1
13

3
4

Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель. Звенит капель!

14
10

1

1
1

5

И в шутку, и всерьёз.

11

1

1

6

Я и мои друзья

12

1

1

7

О братьях наших меньших

13

8

ИТОГО

132

1

1
4

5

2 класс. 136 ч.
№
Наименование разделов и тем

Количество
часов

1

Вводный урок

1

2

Самое великое чудо на свете

3

Практическая часть
Наизусть

Проверочные
работы, тесты

3

Устное народное творчество

15

2

4

Люблю
Осень

9

2

5

Русские писатели

13

2

6
7

О братьях наших меньших
Из детских журналов

10
10

8

Люблю природу русскую! Зима

9

9

Писатели – детям

15

10

Я и мои друзья

10

11

Люблю
Весна

12

И в шутку, и всерьёз

14

1

13

Литература зарубежных стран
Повторение
Итого

14
4
136

1

природу

природу

русскую!

русскую!

№
Наименование разделов и тем

Количество
часов

2

День знаний

1

2

Самое великое чудо на свете

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь 1
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь 2
Литературные сказки
Были-небылицы
Поэтическая тетрадь 1
Люби живое
Поэтическая тетрадь 2
Собирай по ягодке - наберёшь
кузовок
По страницам детских журналов
Зарубежная литература
Итого

14
9
25
6
9
10
6
16
8
12

13
14

8
10
136

1

1
2

10

10

136 ч
Практическая часть
Наизусть

1

1
1
2

9

3 класс

2

Проверочные
работы, тесты
1

1
3
3
1

2
1

11

2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
3
19

4класс 102 ч.
№
Наименование разделов и тем

Количество
часов

Практическая часть
Наизусть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15

Вводный
урок
по
курсу
литературного чтения
Летописи, былины, жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время - потехе сейчас
Страна детства
Поэтическая тетрадь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература
Повторение
Итого

Проверочные
работы, тесты

1
8
16
10
12
7
6
4
8
7
6
5
11
1
102

1
2
3

2
3
1

11

1
1
2
1
1
2
2
2
1
2
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».