Приложение 23 Астрономия

Приложение № 23
ООП СОО
Утверждена
приказом № 407-о от 29.08.2020

Рабочая программа учебного
предмета
Астрономия
для 10-11
класса

Пояснительная записка
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях
с физикой и математикой; использовать полученные ранее знания для
объяснения устройства и принципа работы телескопа;
- воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы
координат; воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие,
высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее
и зимнее время);
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового
календарного стиля;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и
Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны,
причины затмений Луны и Солнца; применять звездную карту для поиска
на небе определенных созвездий и звезд; формулировать законы Кеплера,
определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под
действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и
возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать
особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы;
- понимать смысл понятий: активность, астероид, астрология,
астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила,
вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт,
гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология,
космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация,
основные точки, линии и плоскости небесной сферы, горизонтальную и
экваториальную систему координат, магнитная буря, Метагалактика,
метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и
материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение
небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,
протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона,
солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор,

туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра,
Эволюция, эклиптика, ядро;
- понимать смысл работ Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,
Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Леверье, Адамса, Галлея,
Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Барнарда,
Фридмана, Эйнштейна;
- понимать формулировки законов Кеплера, Ньютона, Хаббла,
Доплера;
- использовать карту звездного неба для нахождения координат
светила;
- приводить примеры практического использования астрономических
знаний о небесных телах и их системах.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее
спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет,
малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды,
метеоры, болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от
Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по
рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений природы этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта его значение для
формирования и сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов,
их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и
объяснять причины их значительных различий; описывать явления
метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической
скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности,
возможности и способы ее предотвращения;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель
Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно
модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами
наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать
закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по
светимости Сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как
свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с
момента начала ее расширения — Большого взрыва; интерпретировать
современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна;
- систематизировать знания о методах исследования и современном
состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Учебно-тематическое планирование по астрономии 10(11) класс

№

Раздел

п/п

Количество
часов

1.

Введение

2

2.

Практические основы астрономии

6

3.

Строение Солнечной системы

7

4.

Природа тел Солнечной системы

6

5.

Солнце и звёзды

5

6.

Строение и эволюция Вселенной

7

7.

Итоговое занятие

1

8.

Резерв (10 кл.)

1

Итого: 35/34 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».