Приложение № 3 ООП СОО Утверждена приказом № 407-о от 29.08.2020 Рабочая программа учебного предмета Литература для 10-11 класса Пояснительная записка В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: - демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); - осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; - анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); - анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: - о месте и значении русской литературы в мировой литературе; - о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; - о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; - об историко-культурном подходе в литературоведении; - об историко-литературном процессе XIX и XX веков; - о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; - имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; - о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. КТП ФГОС литература базовый уровень 10 класс ( по учебнику Черткова): 2 часа в неделю ( 70 часов в год) 1. Вводный урок. Литературный процесс. Литературное произведение в историко-литературном контексте. 2. Своеобразие русской литературы второй половины ХIХ века. 3. Художественные открытия русских писателей первой половины XIX века. 4. Конфликт личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» 5. Образ мятежной души в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» 6. Н.В.Гоголь. Петербургские миражи. Роль гротеска и иронии в повести «Нос». 7. Зарубежная литература второй половины XIX века. Повесть О.де Бальзака «Гобсек» (фрагменты) 8. Идея романа У.Теккерея «Ярмарка тщеславия» (обзор) 9. Новелла Г.де Мопассана «Ожерелье». 10. Русская литература второй половины XIX века . Ф.И. Тютчев – поэт-философ. Человек и природа в лирике Тютчева. Анализ стихотворений. 11. «О, как убийственно мы любим». Любовная лирика Ф.И.Тютчева . «Денисьевский цикл» 12. А.Фет – поэт чистого искусства. Человек и природа в лирике А.Фета. 13. Своеобразие любовной лирики А.Фета. 14. Сравнительный анализ стихов: Тютчев – Фет. 15. А.Н.Островский. «Гроза» - пьеса жизни. Символика названия, роль деталей, система персонажей 16. Образ города Калинова – «тёмного царства». Купцы-самодуры Дикой и Кабаниха. 17. Катерина. Истоки характера, особенности конфликта драмы. 18. Особенности финала драмы «Гроза». Полемика в критике. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве», Д.Писарев «Мотивы русской драмы», А.Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И. С.Тургеневу» 19. И.С.Тургенев. Отцы и дети: социальный и универсальный аспекты конфликта 20. Идеологическая дуэль Базарова и П.П.Кирсанова 21. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой. 22. Испытание любовью. Сила и слабость нигилизма. Базаров и Одинцова 23. Испытание смертью. Смысл эпилога: мир без героя. 24. Противоречивый образ Базарова ( работа с критической литературой). 25. Гражданская лирика Н.А.Некрасова. Изображение народной жизни: страдание и сострадание. Анализ стихотворений. 26. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».«Эй, счастие мужицкое». Стихия народной жизни: Я. Нагой, Е. Гирин, дед Савелий 27. Женская доля. Образ Матрёны Тимофеевны 28. Тема судьбы России в поэме. Гриша Добросклонов – народный заступник. 29. И.А.Гончаров. «Обломов» как социально-психологический роман. Обломов как тип «лишнего человека». 30. Анализ эпизода «Гости у Обломова». Жизнь светского общества и мировоззрение героя 31. Смысл сопоставления Обломова и Штольца. Обломовщина: исторические и социальные корни 32. Анализ эпизода «Сон Обломова». Обломов как русский национальный тип. Социальноисторическое и вечное в характере героя. 33. Обломов на рандеву. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – поэма страсти и проза жизни 34. Подготовка к сочинению по роману И.Гончарова «Обломов» 35. Ф.М.Достоевский Идеологический роман «Преступление и наказание» Нравственнофилософская проблематика романа. 36. «Некуда больше идти». Образ Петербурга. Униженные и оскорбленные в романе. Семейство Мармеладовых. 37. Теория и бунт Раскольникова: «тварь я дрожащая или право имею». Сон о забитой лошади. 38. Раскольников и его двойники – Лужин и Свидригайлов. 39. Проблема милосердия в романе. Правда Раскольникова и Сони Мармеладовой. 40. Роль эпилога. «Их воскресила любовь». 41. Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 42. Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Жизнь дворянского общества: Москва и Петербург 43. «Мысль семейная» в романе: Болконские и Ростовы. 44. Духовные искания А.Болконского. 45. Бородинское сражение-кульминация романа. Проблема истинного и ложного патриотизма. Дубина народной войны. 46. Духовные искания Пьера Безухова. Философия Платона Каратаева 47. Душевная красота в понимании Толстого. Женские образы: Н.Ростова, М.Болконская 48. Концепция истории в романе: мысль народная и свобода воли. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. 49. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». 50. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». Проблема любви и народной совести. 51. М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Роль гротеска, объекты сатиры. Анализ избранных глав 52. Основной конфликт: власть и народ, градоначальники и глуповцы. 53. Н.Г.Чернышевский. Идеологический роман «Что делать?» «Новые люди» и теория разумного эгоизма. Рахметов – особенный человек. 54. Утопия будущего в «Четвёртом сне Веры Павловны» 55. А.П.Чехов. Тема «человека в футляре» в прозе А.П.Чехова. 56. Духовная деградация героя в рассказе «Ионыч» 57. Духовное воскрешение героев в рассказе «Дама с собачкой» 58. Комедия «Вишнёвый сад». Конфликт: человек и время. Символика образа вишневого сада 59. Герои-недотёпы в пьесе: Гаев, Раневская. 60. Противоречивый образ Лопахина. Кто виновен в гибели вишнёвого сада? 61. Молодое поколение в пьесе. Аня и Петя Трофимов. Смысл финала 62. Психологизм как стилевое явление в литературе. 63. Жанр романа в мировой литературе. Обзор романа Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста». 64. Обзор романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». 65. Идея романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» ( анализ избранных глав) 66. Символы в мировой литературе. Стихотворение А.Рембо «Пьяный корабль». 67. Смысл названия и идея драмы Г.Ибсена «Кукольный дом» 68. Итоговый урок. Рекомендации книг для летнего чтения 69. Резервный урок. Классика в театре ( посещение спектакля по литературному произведению) 70. Резервный урок. Экранизация русской классики: особенности трактовки идеи и образов произведения.