39 Рабочая программа внеурочной деятельности. Мой город-мой Екатеринбург.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Мой город-мой Екатеринбург»
Уровень образования: основное общее.
Направление: Духовно нравственное
Срок реализации 1 год
Класс, возраст обучающихся: 7 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 35

г. Екатеринбург

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой город-мой
Екатеринбург» составлена с использованием материалов Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
и Примерной программы по истории для основной школы.
Программа детализирует, углубляет и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения истории, которые определены стандартом.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Участие в исследовательской деятельности, олимпиадах различного уровня;
2. Мотивация одноклассников на более углублённое изучение истории родного
края;
3. Мотивация к расширению кругозора учащихся на материале истории родного
города.
Личностные
- осознание ценности истории родного города;
- уважительное отношение к родному городу и его истории;
- развитие патриотизма;
- способность к самооценке на основе экскурсионной работы.
Предметные
-учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические факты,
события, явления, ключевые понятия, связанные с историей родного города.
- курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры,
политических, общественных, государственных деятелей Урала и России в
период XVIII – нач. XXI в.
Метапредметные
- способность извлекать информацию из различных источников;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в творческой деятельности;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Содержание курса внеурочной деятельности
Новые стандарты предполагают переориентацию школы с простой
передачи знаний на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме
усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную
основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса
учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего
самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные
ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях,
новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Предлагаемая программа внеурочного курса ориентирована на современные
приоритеты. Каждый из нас житель определённого социума. Горожанин
большого города с почти полуторамиллионным населением, каким является
Екатеринбург должен иметь представление о своем родном крае, городе,
районе, школе.
Логика построения программы предполагает различные виды деятельности
учащихся от изучения общекультурных аспектов аспектов оценки роли
личности в истории до формулирования и представления своей точки зрения
на роль и действия известных деятелей, исторические события.
Хронологические рамки курса ограничены периодом, истории города
Екатеринбурга.
Внеурочный курс рассчитан на учащихся 7-х классов. Занятия 1 раз в
неделю 34 часа.
Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:
·
расширить историческое познание, развитие патриотизма
·
полнее осознать значение истории для личности и общества и роли
нашего родного края в истории России;
·
познакомить учащихся с различными точками зрения по поводу
деятельности отдельных личностей уральского региона;
·
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
·
совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и
аргументации собственной позиции в отношении к событиям и прошлого и
настоящего
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его
изучения:
- наглядный рассказ об истории родного города привлекая для этого
презентации и видеофильмы и рабочие тетради;








·
проблемное изложение и изучение материала ( выделение ключевых
вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
·
часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся, сообщение новых знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не
должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс;
Актуальность программы определяется важностью изучения родного
города для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет
прагматическое значение – подготовку к участию в различных конкурсах по
истории уральского края.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
·
доступность для учащихся средней школы;
·
реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы;
·
инвариантность содержания - программа применима для учащихся,
которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний,
умений, навыков
·
содержание обеспечивает более полное знакомство с историей родного
края, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно
времени;
·
систематичность программы обеспечивается логикой развёртывания
содержания знаний;
·
реалистичность программы выражается в том, что она может быть
изучена в отведенное количество часов.
Основные формы работы:
лекции презентации;
просмотр видеофильмов по курсу;
беседы;
работа в рабочих тетрадях ;
практические работы;
творческие работы самих учащихся (доклады, картины, электронные
презентации и др.).
Раздел

1. Введение.
Екатеринбург

Содержание курса внеурочной деятельности
Общее
Теоретические практические
Формы
количество
занятия
занятия
контроля
часов
1
1
Устный
опрос

– столица
Урала
2. На берегах
Исети

3.Каменная
летопись
города

8

5

3

12

5

7

4.Такой разный
город

7

3

4

5.Мой город –
мой район
6. Моя школа –
мой дом

4

2

2

2

1

1

34

17

17

Содержание программы
Раздел 1. Введение. Екатеринбург – столица Урала. 1 час
Раздел 2. На берегах Исети (8 часов)

Листы в
рабочей
тетради
Таблица,
устные
сообщения
Схема

Урок игра в
группах.
Проверка
групповой
работы Листы

в рабочей
тетради
Таблица
Презентации
Листы в
рабочей
тетради
Доклады

Город на Исети. История города Екатеринбурга с 1723 года. Отцы - основатели
Екатеринбурга В. Де Геннин и В.Н.Татищев. День рождение и именины города.
Екатерина I и II. Святая Екатерина. Строительство Екатеринбурского железоделательного
завода и города. Символы города (герб, флаг, исторические здания ) Исторический сквер.
Плотинка. Екатеринбургская крепость
Раздел 3. Каменная летопись города (12 час)
Архитектура как вид искусства. Типы архитектурных сооружений. Планировка города.
Карта города. Карта Екатеринбурга. Словарь города. Улицы и проспекты нашего города.
Храмы Екатеринбурга. Площади нашего города. Архитектурные стили. Городская усадьба
Расторгуева-Харитонова. Золотой век Екатеринбурга. М.П.Малахов. Классицизм в
архитектуре Екатеринбурга. Мой проект городского здания. Екатеринбург в старинных и
современных фотографиях.
Раздел 4. Такой разный город.(7 часов )
Екатеринбургские музеи. Музей истории Екатеринбурга. Музей истории архитектуры и
промышленной техники Урала. Музей изобразительных искусств Екатеринбург

литературный. Литературный квартал. Писатели Урала. Екатеринбург музыкальный и
театральный. Екатеринбург в старинных и современных фотографиях.
Раздел 5. Мой город-мой район (4 часа)
Семь районов города. Ленинский район и его достопримечательности.
Раздел 6. Моя школа – мой дом ( 2 часа)
История МАОУСОШ № 64. Навыки экскурсионной работы.

Тематическое планирование
Раздел
1. Введение.
Екатеринбург –
столица Урала
2. На берегах Исети

№
занятия
1

Город на Исети.

2

4

Викторина о городе.
Символы города
Отцы - основатели
Екатеринбурга
Исторический сквер
Екатеринбургская крепость

1

11

Планировка города. Карта
города.

1

12

Улицы и проспекты нашего
города
Храмы Екатеринбурга
Архитектурные стили в
Екатеринбурге
Золотой век Екатеринбурга и
М.П.Малахов
Я – архитектор.
Защита проекта «Мое городское
здание»
Екатеринбург музейный

1

2
2

27-28
29

Екатеринбург литературный
Екатеринбург музыкальный и
театральный
Екатеринбург в фотографиях
Районы Екатеринбурга

30-31

Мой Ленинский район

2

7-8
9
10

13-14
15-16
17-18
19-20
21
4. Такой разный
город

22
23-24
25-26

5. Мой город – мой
район

Екатеринбург – столица
Урала

Количество
часов
1

2-3

5-6

3. Каменная
летопись города

Тема

Архитектура как вид искусства

2
2
1
1

2
2
2
2
1
1

2
4

32

Защита проекта «Мой

1

район»
6.Моя школа – мой
дом

Итого

33

История школы

1

34-35

Экскурсия по школе

2
35

Учебные пособия
1. Гонцова А.С. «Мой Екатеринбург» Методическое пособие в трёх частях.
Рекомендовано к публикации Методическим советом городского дворца Детского и
Юношеского творчества от 9 апреля 2009 года .
2. Кряжева Н.А. Мурзина И.Я. Приглашаем в Екатеринбург. Рабочая тетрадь для
школьников 5-8 классов .- Екатеринбург. Изд=во Дома Учителя 2000 год
Литература:

Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. Екатеринбург,2006.
Сейненский А.Е. Родной край: история, традиции и современность.
Методическое пособие. М. , 2009.
Литература для учащихся
Анимица Е. Города Среднего Урала. — Свердловск, 1983.
Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. — Свердловск, 1976.
Берс Е. М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. —
Свердловск, 1963.
Виноградов Н.Б., Чагин ГК, Шкерин ВА. История Урала с древнейших времен
до конца ХУIII века: учебное пособие для учащихся основной школы. —
Екатеринбург, 2005.
Государственный архив Свердловской области. Путеводитель. —
Свердловск, 1979.
Дижур Б. Из далекого далека. — Свердловск, 1973.
Дочери Урала в солдатском строю. — Свердловск, 1975.
Драчук В. С. Рассказывает геральдика. — М., 1977.
Екатеринбург. Путеводитель. — Екатерипбург, 1994.
История Урала с древнейших времен до наших дней! Учебник для учащихся
10—11 классов под общ. ред. И.С. Огоновской, НП. Попова. —
Екатеринбург, 2003.
История Урала. Под ред. акад. Б.В. Личмана. Т. 1, 2. — Екатеринбург, 1998.
История Урала с древнейших времен до конца 18 века: сб. материалов и
документов. — Екатеринбург, 1995.
Козинец Л.А. Каменная летопись города. — Свердловск, 1989.
Комплексная программа выявления, паспортизации, постановки на учет,
реставрации, музеефикации, пропаганды и использования памятников
истории и культуры Свердловской области. — Свердловск, 1989.
Корепанов Н., Блинов В. Город посредине России: Культурно-исторические

очерки. — Екатеринбург, 2005.
Кулагина ГА. История родного края. — Свердловск, 1983.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».