Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования приказ № 266-о от 31.08.2019г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой город-мой Екатеринбург» Уровень образования: основное общее. Направление: Духовно нравственное Срок реализации 1 год Класс, возраст обучающихся: 7 класс Общее количество часов на реализацию программы: 35 г. Екатеринбург Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой город-мой Екатеринбург» составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории для основной школы. Программа детализирует, углубляет и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 1. Участие в исследовательской деятельности, олимпиадах различного уровня; 2. Мотивация одноклассников на более углублённое изучение истории родного края; 3. Мотивация к расширению кругозора учащихся на материале истории родного города. Личностные - осознание ценности истории родного города; - уважительное отношение к родному городу и его истории; - развитие патриотизма; - способность к самооценке на основе экскурсионной работы. Предметные -учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические факты, события, явления, ключевые понятия, связанные с историей родного города. - курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей Урала и России в период XVIII – нач. XXI в. Метапредметные - способность извлекать информацию из различных источников; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение различными видами монолога и диалога; - способность участвовать в творческой деятельности; - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи. Содержание курса внеурочной деятельности Новые стандарты предполагают переориентацию школы с простой передачи знаний на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Предлагаемая программа внеурочного курса ориентирована на современные приоритеты. Каждый из нас житель определённого социума. Горожанин большого города с почти полуторамиллионным населением, каким является Екатеринбург должен иметь представление о своем родном крае, городе, районе, школе. Логика построения программы предполагает различные виды деятельности учащихся от изучения общекультурных аспектов аспектов оценки роли личности в истории до формулирования и представления своей точки зрения на роль и действия известных деятелей, исторические события. Хронологические рамки курса ограничены периодом, истории города Екатеринбурга. Внеурочный курс рассчитан на учащихся 7-х классов. Занятия 1 раз в неделю 34 часа. Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность: · расширить историческое познание, развитие патриотизма · полнее осознать значение истории для личности и общества и роли нашего родного края в истории России; · познакомить учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей уральского региона; · развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; · совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и прошлого и настоящего Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения: - наглядный рассказ об истории родного города привлекая для этого презентации и видеофильмы и рабочие тетради; · проблемное изложение и изучение материала ( выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций; · часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс; Актуальность программы определяется важностью изучения родного города для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к участию в различных конкурсах по истории уральского края. Общими принципами отбора содержания материала являются: · доступность для учащихся средней школы; · реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы; · инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков · содержание обеспечивает более полное знакомство с историей родного края, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени; · систематичность программы обеспечивается логикой развёртывания содержания знаний; · реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов. Основные формы работы: лекции презентации; просмотр видеофильмов по курсу; беседы; работа в рабочих тетрадях ; практические работы; творческие работы самих учащихся (доклады, картины, электронные презентации и др.). Раздел 1. Введение. Екатеринбург Содержание курса внеурочной деятельности Общее Теоретические практические Формы количество занятия занятия контроля часов 1 1 Устный опрос – столица Урала 2. На берегах Исети 3.Каменная летопись города 8 5 3 12 5 7 4.Такой разный город 7 3 4 5.Мой город – мой район 6. Моя школа – мой дом 4 2 2 2 1 1 34 17 17 Содержание программы Раздел 1. Введение. Екатеринбург – столица Урала. 1 час Раздел 2. На берегах Исети (8 часов) Листы в рабочей тетради Таблица, устные сообщения Схема Урок игра в группах. Проверка групповой работы Листы в рабочей тетради Таблица Презентации Листы в рабочей тетради Доклады Город на Исети. История города Екатеринбурга с 1723 года. Отцы - основатели Екатеринбурга В. Де Геннин и В.Н.Татищев. День рождение и именины города. Екатерина I и II. Святая Екатерина. Строительство Екатеринбурского железоделательного завода и города. Символы города (герб, флаг, исторические здания ) Исторический сквер. Плотинка. Екатеринбургская крепость Раздел 3. Каменная летопись города (12 час) Архитектура как вид искусства. Типы архитектурных сооружений. Планировка города. Карта города. Карта Екатеринбурга. Словарь города. Улицы и проспекты нашего города. Храмы Екатеринбурга. Площади нашего города. Архитектурные стили. Городская усадьба Расторгуева-Харитонова. Золотой век Екатеринбурга. М.П.Малахов. Классицизм в архитектуре Екатеринбурга. Мой проект городского здания. Екатеринбург в старинных и современных фотографиях. Раздел 4. Такой разный город.(7 часов ) Екатеринбургские музеи. Музей истории Екатеринбурга. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала. Музей изобразительных искусств Екатеринбург литературный. Литературный квартал. Писатели Урала. Екатеринбург музыкальный и театральный. Екатеринбург в старинных и современных фотографиях. Раздел 5. Мой город-мой район (4 часа) Семь районов города. Ленинский район и его достопримечательности. Раздел 6. Моя школа – мой дом ( 2 часа) История МАОУСОШ № 64. Навыки экскурсионной работы. Тематическое планирование Раздел 1. Введение. Екатеринбург – столица Урала 2. На берегах Исети № занятия 1 Город на Исети. 2 4 Викторина о городе. Символы города Отцы - основатели Екатеринбурга Исторический сквер Екатеринбургская крепость 1 11 Планировка города. Карта города. 1 12 Улицы и проспекты нашего города Храмы Екатеринбурга Архитектурные стили в Екатеринбурге Золотой век Екатеринбурга и М.П.Малахов Я – архитектор. Защита проекта «Мое городское здание» Екатеринбург музейный 1 2 2 27-28 29 Екатеринбург литературный Екатеринбург музыкальный и театральный Екатеринбург в фотографиях Районы Екатеринбурга 30-31 Мой Ленинский район 2 7-8 9 10 13-14 15-16 17-18 19-20 21 4. Такой разный город 22 23-24 25-26 5. Мой город – мой район Екатеринбург – столица Урала Количество часов 1 2-3 5-6 3. Каменная летопись города Тема Архитектура как вид искусства 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 4 32 Защита проекта «Мой 1 район» 6.Моя школа – мой дом Итого 33 История школы 1 34-35 Экскурсия по школе 2 35 Учебные пособия 1. Гонцова А.С. «Мой Екатеринбург» Методическое пособие в трёх частях. Рекомендовано к публикации Методическим советом городского дворца Детского и Юношеского творчества от 9 апреля 2009 года . 2. Кряжева Н.А. Мурзина И.Я. Приглашаем в Екатеринбург. Рабочая тетрадь для школьников 5-8 классов .- Екатеринбург. Изд=во Дома Учителя 2000 год Литература: Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. Екатеринбург,2006. Сейненский А.Е. Родной край: история, традиции и современность. Методическое пособие. М. , 2009. Литература для учащихся Анимица Е. Города Среднего Урала. — Свердловск, 1983. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. — Свердловск, 1976. Берс Е. М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. — Свердловск, 1963. Виноградов Н.Б., Чагин ГК, Шкерин ВА. История Урала с древнейших времен до конца ХУIII века: учебное пособие для учащихся основной школы. — Екатеринбург, 2005. Государственный архив Свердловской области. Путеводитель. — Свердловск, 1979. Дижур Б. Из далекого далека. — Свердловск, 1973. Дочери Урала в солдатском строю. — Свердловск, 1975. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. — М., 1977. Екатеринбург. Путеводитель. — Екатерипбург, 1994. История Урала с древнейших времен до наших дней! Учебник для учащихся 10—11 классов под общ. ред. И.С. Огоновской, НП. Попова. — Екатеринбург, 2003. История Урала. Под ред. акад. Б.В. Личмана. Т. 1, 2. — Екатеринбург, 1998. История Урала с древнейших времен до конца 18 века: сб. материалов и документов. — Екатеринбург, 1995. Козинец Л.А. Каменная летопись города. — Свердловск, 1989. Комплексная программа выявления, паспортизации, постановки на учет, реставрации, музеефикации, пропаганды и использования памятников истории и культуры Свердловской области. — Свердловск, 1989. Корепанов Н., Блинов В. Город посредине России: Культурно-исторические очерки. — Екатеринбург, 2005. Кулагина ГА. История родного края. — Свердловск, 1983. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)