53 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии».pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии»
Уровень образования: основное общее образование
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Год (класс) обучения: 7 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 35 часов

г. Екатеринбург
1

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Участие в исследовательской деятельности, олимпиадах различного уровня;
2. Мотивация одноклассников на более углублённое изучение русского языка;
3. Изменение отношения к предмету «русский язык».
Личностные
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранять чистоту русского языка;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные
умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи;
пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и
другими аспектными словарями;
умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего
высказывания (устного и письменного).
Метапредметные
способность извлекать информацию из различных источников;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи.
После изучения курса учащиеся должны знать
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
- находить в словах изученные орфограммы,
2

- уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется различные виды диктантов, тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль»,
«отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, его лингвистических единиц, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- контрольное списывание;
- творческие и свободные диктанты;
- придумывание загадок, сказок и рассказов на лингвистическую тему.
В программе курса «Секреты орфографии» можно выделить три части:
1. Игровая часть;
2. Теоретическая часть;
3. Практическая часть
История языка. Происхождение письменности на Руси.
Графика и фонетика. Классификация звуков.
Определение роли фонетических процессов. Классификация звуков речи.
Составление таблиц, схем.
Понятие фонемы, её роли в орфографии.
Состав слова. Знакомство с морфемным разбором слова.
Орфография. Орфограмма. Обучение опознавательным признакам орфограмм.
Правописание безударных гласных, правописание согласных в корне слова
(алгоритм).
Чередующиеся гласные в корнях (-раст-/-рос-; -лаг-/-лож- и др.).
3

Составление таблицы – выбора чередующейся гласной. Выполнение заданий
с выбором ответа и заданий повышенной сложности Выполнение тестовых
заданий типа (А 13, в форме ЕГЭ).
Чередующиеся гласные е / и в корнях.
Составление таблицы « Условия выбора гласной». Лингвистическая дуэль.
Правописание предлогов и приставок.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание ь.
Самостоятельная работа на умение опознавать орфограмму, безошибочно
писать слова с ней.
Орфографическая работа с текстом, с деформированным текстом. Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием « К пятёрке шаг за шагом»,
работа с таблицами.
Тематическое планирование
№
п\п

1
2

3
4
5,6

Наименование
раздела и тем занятий

Кол
-во
часов
Дорога к письменности (2
Как обходились без
1
письма?
Древние письмена
1

Корректровка
часа)

Кто в алфавите живет? (4 часа)
Как возникла наша
1
письменность?
Меня зовут фонема
1
Для всех ли фонем
есть буквы?

2

Форма организации
учебных занятий

Виды
контроля

Диалог
Комбинирован- Объяснительный диктант
ное занятие
ЗанятиеИллюстрированный диктант
беседа
Комбинирован- Работа с карточками
ное занятие
Комбинирован- Объяснительный диктант
ное занятие

В путь за «главным» правилом (6 часов)
Комбинирован- Самодиктант
7,8 «Ошибкоопасные»
2
места
ное занятие
Занятие - игра Объяснительный диктант
9 Тайны фонемы
1
10

Опасные согласные

1

11

На сцене гласные

1

12

Выходим на «главное» правило

1

Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Обобщение

Проверочная работа
Тест
Самостоятельная
работа

проверочная

«Фонемные» и «нефонемные» правила (6 часов)
«Фонемы повелеваКомбинирован- Работа с карточками
13
1
ют буквами»
ное занятие
ЗанятиеРаспределительный диктант
14, Когда ь пишется, а
2
практикум
15 когда не пишется?
4

1

Занятие- игра

17

Ваши старые знакомые
Правило о непроизносимых согласных«фонемное»

1

Занятие-практи Объяснительный диктант
кум

18

«Нефонемное» правило

1

Комбинирован- Самостоятельная
ное занятие
работа

16

Как «оседлать» правило (4 часа)
19, Волшебное средство
2
20 – «самоинструкция»
21,
22

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

2

Тест

проверочная

Комбинирован- Работа с карточками
ное занятие
Комбинирован- Объяснительный диктант
ное занятие

Приставки – труженицы (6 часов)
Комбинирован- Работа с карточками
23 Поговорим о всех
1
приставках сразу
ное занятие
24

25

26

27
28

29
30
31,
32
33

3435

Приставки инвари1
антные (первая группа)
Нарушители главно1
го правила (приставки второй группы)
Самые трудные!
1
(Приставки третьей
группы)
Что может обозна1
чать приставка при-?
Что может обозна1
чать приставка пре-?
Смотри в корень!
(6 часов)
Слова-«родствен1
ники»
Кто командует кор1
нями?
Корень и «главное»
2
правило
«Пересаженные»
1
корни
Подводим итоги года

2

Занятие-практи Распределительный диктант
кум
Занятие-практи Объяснительный диктант
кум
Занятие-практи Предупредительный диктант
кум
Комбинирован- Тест
ное занятие
Обощение
проверочная работа
Комбинированное занятие
Занятиепрактикум
Комбинированное занятие
Занятиепрактикум

Предупредительный диктант

Обобщение

лингвистические игры

Объяснительный диктант
Словарный диктант
Самостоятельная
работа

проверочная

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».