1.Комплекс основных характеристик 1.1.Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64; локальных нормативных актов МАОУ СОШ №64. Направленность программы: социально-педагогическая. Актуальность программы: Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Подростковая среда является естественной социокультурной средой для подростков – ровесников, доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным статусом, языком, стилями коммуникации и эффективностью влияний. Современные модели взаимодействия «общество-государство» предусматривают, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами. В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательного учреждения, учителей, семьи. Отличительные особенности программы: обучаясь по программе «Ты не один», учащиеся получают новые знания о формах и методах организации и проведения культурно-досуговых и организационно-массовых мероприятий, развивают свой интеллект, кругозор. Обучающимся прививаются принципы коллективизма, взаимоуважения, создаётся творческая атмосфера для самосовершенствования. Адресат программы Основой волонтёрского движения является отряд обучающихсядобровольцев из числа школьников 5-11 классов, специального отбора нет. В начале года выбираются органы самоуправления: командир отряда, ответственные за каждое из направлений программы; Сбор отряда проводится 2 раза в неделю, согласно расписания; 2 Один раз в полугодие проводятся творческие отчёты деятельности волонтёров и подводятся итоги. Режим занятий: программа «Ты не один» реализуется через учебные занятия 2 раза в неделю, по 2 и 2,5 учебных часа. Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 162 часа . 1 год обучения. Срок освоения программы: 1 год. Уровень программы - стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого материала. Формы обучения: групповая. Виды занятий: коллективное- творческое дело, дискуссия, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсии в музеи, практикум, лекция и другие Формы подведения результатов: результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля: опрос, тестирование, викторина и т.п. Развитие личностных качеств учащихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий. 1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, ценностей, основанных на нравственном выборе, позитивных установок на добровольческую деятельность, развития творческих и организаторских способностей. Задачи программы: 1. Обучающие: -Формирование позитивного правосознания, понимания категорий "справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека", "демократии" и выработка навыков их реализации в повседневной жизни; умения анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственное. -Мотивация учащихся на практическую деятельность через организацию социально-значимой деятельности. 2. Воспитательные -Пропаганда здорового образа жизни через организацию и проведение акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, участие в конкурсах и др. -Формирование сплоченного коллектив волонтеров из числа обучающихся разного возраста; формирование потребности в здоровом образе жизни. -Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке через проведение социально значимых акций, творческих мероприятий, спортивных соревнований. 3 Развивающие: -Создание механизма взаимодействия обучающихся с социумом, через личностное общение в процессе подготовки и проведения социальнозначимых мероприятий для детей и взрослых. -Апробация новых форм организации деятельности обучающихся для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни. 1.3.Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Раздел Всего Теория Практика Форма аттестации (контроля) 1 Введение. 5 2 3 Наблюдение 2 Проектная деятельность 14 волонтера. 4 10 3 Пропаганда ЗОЖ. 18 Здоровье окружающего мира. 6 12 4 Развитие волонтеров, 33 направления деятельности. Специальная подготовка 27 волонтеров 15 18 7 20 6 Экологическое направление 20 20 7 Акции и проекты 26 разного уровня 2 24 Отчет по мероприятиям, Практическое занятие Опрос, наблюдение, фотоотчеты, заметки для школьной газеты Отчет, наблюдение, опрос. Опрос, отчет, фотоотчет, наблюдение. Отчет, опрос, фотоотчет, наблюдение, создание брошюры. отчет 56 106 5 40 Всего часов 162 4 2.Содержание учебного (тематического) плана. Раздел 1. Введение Теория. Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с тематикой занятий. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Анкетирование. Распределение поручений. Формы организации и содержание занятий: беседа Раздел 2. Проектная деятельность волонтера Теория . Как себя вести в конфликте? Что я ищу в дружбе? Практика: Проект «Мы вместе». Изготовление открыток. Культурномассовые мероприятия в школе (подготовка и организация) Контроль: Практическая деятельность, отчет по форме. Формы организации и содержание занятий: беседа, мероприятие, практикум, Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ. Здоровье окружающего мира. Теория. Просмотр и обсуждение фильмов ЗОЖ, уверенность в себе, Экологические и социальные проекты. Ты талантлив. Практика: Тренинг на работу в команде, конкурс плакатов «Профилактика вирусных заболеваний» . Как быть уверенным в себе? Физкульт-привет! Контроль: Опрос, наблюдение, фотоотчеты, заметки для школьной газеты, Формы организации и содержание занятий: беседа, мероприятие, практикум, занятие-презентация. Раздел 4. Развитие волонтеров и их деятельности. Теория . Информационные часы. День заповедников и национальных парков России. Международные акции. Типы и направления волонтерства. Изучение заповедников. Я и ты- мы все равны. Экологические акции-что это? Практика. Анкетирование «Наши права и обязанности». Итоги «Дня народного единства». Выставка творческих работ ко Дню Толерантности. Изготовление брошюр-памяток. Новогодний мастер-класс Контроль: отчет, наблюдение, опрос. Формы организации и содержание занятий: Беседа, практикум, видеозанятие, занятие-презентация, мероприятие, тренинг. Раздел 5. Специальная подготовка волонтеров. Теория. Помощь ветеранам и пожилым людям, спортивная подготовка Практика. Посильная помощь и поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, ветеранов разных войн, пожилых людей в Доме ветеранов (ул. Ак.Бардина,25\2). Организация спортивного досуга детей Контроль: Опрос, отчет, фотоотчет, наблюдение. Формы организации и содержание занятий: Беседа, мероприятие, работа с ПК. Раздел 6. Экологическое развитие волонтера. Теория. Всемирный день дикой природы. Международный день лесов. Организации по поддержанию жизнедеятельности лесов. ЮНЕСКО Фестиваль - что это? Добровольная помощь животным. Greenpeace. Что это? Всемирный день здоровья. Благотворительные организации. Летнее 5 волонтерство. Международные проекты. Обсуждение планов на будущий учебный год Практика: Конкурс плакатов и выставка «Мои безопасные каникулы». Подготовка и помощь в организации мероприятий . Создание брошюр для отчета. Поздравление ветеранов ВОВ, . Организация выставки посвященной Дню Победы. Благоустройство и обустройство территории школы Контроль: Отчет, опрос, фотоотчет, наблюдение, создание брошюры. Формы организации и содержание занятий: Беседа, мероприятие, видеоурок, практикум Раздел: Акции и проекты в учебном году. Практика: Проект «Мы вместе», Акция «Сохраним планету», акция «Спасаем уши и хвосты», Акция «Новогодний подарок», Акция «Подарок солдату», Проект «Книга всенародной памяти», Акция «Посади дерево и сохрани его», Акция «Скворечник своими руками», Акция «Подари книге вторую жизнь», Акция «Батарейка» Контроль: Творческий отчет Формы организации и содержание занятий: квест, игра, КТд и другие. Планируемые результаты: Метапредметные результаты: -развиты творческое самовыражение личности, самооценка и самоанализ собственных возможностей; -воспитаны навыки здорового образа жизни; -развиты память, воображение, творческое мышление; -сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; -развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; -умеют работать с микрофонами . Личностные результаты: -сформированы качества общественно активной, духовнонравственной личности; чувство патриотизма, уважения к культуре своего народа; -воспитаны качества творческой личности, способной адаптироваться в социуме; -сформирован эстетический вкус и кругозор, мотивация познавательной деятельности в социальной сфере. Предметные результаты. -сформирован сплочённый коллектива волонтёров; -развиваются и поддерживаются основные идеи волонтёрского движения; -получен необходимый опыт и навык для реализации идей и проектов; -знают историю развития волонтерского движения; понятия, виды, алгоритм проведения социальной акции; правила составления информационного буклета; структуру и правила оформления делового письма; методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, 6 КТД; правила здорового образа жизни; основы возрастных психологических особенностей людей разного возраста. -умеют составлять информационный буклет средствами Microsoft Office; разрабатывать и проводить игровые программы на различные темы; договариваться, поддерживать разговор на заданную тему; -разрабатывают и реализовывают социальные проекты; -владеют навыками планирования и самоанализа; -выступают в роли организатора различных дел социальной направленности; -эффективно общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, детьми младшего школьного возраста; -организовывают игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах; -устанавливают контакт с незнакомыми людьми, -владеть навыками поведения в конфликтной ситуации. 3.Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, компьютер, МФУ, принтер цветной. Наборы для творчества: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки. Символика и атрибутика: футболки, бейджи. Дидактические материалы: сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебнонаглядные пособия. Средства обучения: ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья. Актовый зал: Актовый зал: ноутбук, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура, микшерский пульт, колонки (2 шт.); микрофоны(6шт). Информационное обеспечение. -материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы); -социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к людям, людям с ограниченными возможностями здоровья. -ролики о добровольчестве; -видеофильмы «Перерыв на войну». -фотоаппарат, видеокамера. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Благотворительные фонды в г. Екатеринбург (на карте) https://ekaterinburg.spravker.ru/blagotvoritelnye-fondy/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог Чурагулова Регина Булатовна квалификационная категория – первая. 7 Методические материалы Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:· -гуманизация педагогического процесса; -индивидуализация и дифференцированный подход; -демократизация. Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения, раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения. При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения: -игровые методы; -наглядно-словесные методы; -методы диагностики: метод упражнения, работа с методической литературой, -самостоятельная работа; -приемы актуализации субъективного опыта обучающихся. С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения занятий: -занятие – экскурсия; -занятие – путешествие; -занятие – исследование; -занятие – лекция; -занятие – игра. Деятельность и технологии работы: -популяризация добровольчества в муниципальном образовании; -коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными добровольцами, добровольческими центрами, органами власти, муниципальными организациями, работающими с добровольцами; -создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО, социальных учреждений) в добровольческих усилиях молодёжи и баз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе; -обеспечение информацией, знаниями и инструментами молодых добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия; деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев; 8 -проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального проектирования; -создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческих проектов, мероприятий, акций; -администрирование молодёжных добровольческих программ, проектов и акций; -организация конкурсов добровольческих проектов и др. Методы обучения: Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных ловесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя. Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. Рассказ должен: - содержать только достоверные факты; - включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов; - доказывающих правильность выдвигаемых положений; - иметь четкую логику изложения; - быть эмоциональным; - излагаться простым и доступным языком; -отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам событиям. Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – этомонологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Использование метода объяснения требует: 9 - точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; -последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; - использования сравнения, сопоставления, аналогии; - привлечения ярких примеров; - безукоризненной логики изложения. Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Игровой. Игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть – деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки. Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее. Ситуационное обучение невозможно спланировать, оно применяется для разбора проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности. Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит, акцентируя внимание на следующих моментах: - Определение проблемы (что идёт не так? что происходит?); - Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?); - Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ действий?); - Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?). Образовательный процесс обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебновоспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности подростка: - приемы активизации познавательного интереса - создание ситуаций успеха - методы диагностики и самодиагностики - методы диалога - рефлексивные приемы и методы - опора на жизненный опыт подростка - игровые методы. 10 Групповые и индивидуальные занятия: - диагностическое изучение процессов развития обучающихся; - создание оптимальных условий для самореализации обучающихся. Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки образовательной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Игровые методы используются для закрепления пройденного материала. План годовых мероприятий и организации деятельности объединения, методические описания традиционных мероприятий действуют в течение всей продолжительности программы. 3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы Основные методы диагностики результата: - входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей детей (методы анализа продуктов творческой деятельности) - текущий (наблюдение, анкетирование) - промежуточный – проводится по окончанию обучения изучения отдельных тем (дидактические игры, кроссворд, выступления) - итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (итоговые мероприятия). Критерии качественной оценки учащихся: Ученик: -что делал? -в чём участвовал? -каковы успехи? -чему научился? -планы на будущее -индивидуальные творческие достижения. -Я узнал… -Я понял… -Я научился… -Лучше всего у меня получается… -Я изменился в …сторону. Критерии оценивания созданных творческих работ: -оригинальность; -новизна; -полезность для автора и других людей; -трудоёмкость работы; -качество оформления работы. 11 Пакет диагностических методик: Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования ианкетированияобучающихся,анализаикачественнойоценкиподготовленныхм ероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся. Методики: -Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности); -тестирование обучающихся «Я- волонтер!»; -диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); -тест «Лидеры бывают разные»; -опросник «Определение направленности личности»; -анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер. 4.Список литературы. Для педагогов: 1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009 3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009 4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006 5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004 6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005 7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012 8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005 9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3 10. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3 12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011 12 13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007 14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004 15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008 16.Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с. 17. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7 18. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,2006 19. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 Для учащихся: 1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с. 2. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004 3. 2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004 4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008Кулинич Г.Г. Вредные привычки 5. Профилактика зависимостей. - М, 2008 6. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003 13