МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. ЕКАТЕРИНБУРГА Приложение к АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Приказ № 370-о от 30.08.2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) на 2023/2024 учебный год г. Екатеринбург, 2023 Пояснительная записка Учебный план начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) МАОУ СОШ № 64 (нормативный срок освоения программы - 4 года) составлен на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 (с изменениями) - Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023) - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2020г.) - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МАОУСОШ № 64 для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) - Устава МАОУ СОШ №64, утвержден Распоряжением Управления образования от 23.07.2015 г. № 1312/46/36 (с изменениями и дополнениями) Учебный план является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №64 для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе. Учебным планом определен перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объем учебного времени, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования. Учебный план составлен с учетом: – образовательных потребностей участников образовательных отношений; – образовательного потенциала МАОУ СОШ № 64; – ресурсных возможностей МАОУ СОШ № 64. Учебный план программы начального общего образования МАОУ СОШ №64 определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов. Продолжительность учебного года на уровне начального общего образования составляет: в первом классе – 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебные недели. Дети с тяжелыми нарушениями речи обучаются в обычных общеобразовательных классах в условиях инклюзии. На уровне начального общего образования определен режим 5-дневной учебной недели. Учебные занятия в МАОУ СОШ № 64 организуются в 2 смены. Начало учебных занятий в первую смену - 08.00 часов, во вторую смену в 13.30 часов. В первую смену обучаются: 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 4а, 4б, 4в, 4г, 4д, 3д Во вторую смену обучаются: 2а. 2б, 2в, 2г, 2д, 3а, 3б, 3в, 3г Продолжительность урока во 2 - 4 классах - 40 минут. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся только в первую смену при пятидневной учебной неделе - в первом полугодии используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока продолжительностью 35 минут каждый. - во втором полугодии (январь-май) – по 4 урока и один день в неделю – 5 уроков по 40 минут каждый. - в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут - предусматривается безотметочное обучение и отсутствие домашних заданий. - в середине третьей четверти - дополнительные недельные каникулы. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР: -формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; -готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; -формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; -личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью; -профилактика и коррекция речеязыковых расстройств; -формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык". Обучение иностранному языку происходит на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область. Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы: "Логопедическая ритмика", "Развитие речи", "Произношение". В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Подгрупповые логопедические занятия с 2 - 4 обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю. В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: -учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии; -учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; -учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения). В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования). Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах составляет 33 недели, во 2 - 4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарно-эпидемиологическими требованиям. Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Вся образовательная и воспитательная деятельность построена таким образом, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции (или) профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью. АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей отдельных обучающихся с ТНР с первым уровнем речевого развития, характеризующихся "отсутствием общеупотребительной речи", имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, нарушающие возможность установления речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования социальной компетенции этих обучающихся является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями (законными представителями) и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе ФАОП НОО с учетом особенностей развития и возможностей отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение ППк на основе психолого-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной речи. Учебный план АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) - первое отделение 2023-2024 учебный год Предметные области Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Учебные предметы Русский язык Обучение грамоте Литературное чтение Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики. Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура (адаптивная физическая культура) Количество часов по классам 2 класс 3 класс 5* 4 5* 2 5* 4 5* 2 - - 1 1 1 2 1 1 1 2 21 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Иностранный язык (английский) 2 2 Максимально допустимая недельная нагрузка 23 23 (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность 10 10 Из них обязательные коррекционные курсы: 5 5 Развитие речи 2 2 Логопедическая ритмика 1 1 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 2 2 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 Всего 33 33 В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Математика» увеличено за счет часов из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений с учетом психофизических и речевых особенностей обучающихся с ТНР. Также данные часы использованы для изучения курса "Иностранный язык" обучающимися первого отделения при наличии заявлений родителей (законных представителей). В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Каждый из курсов внеурочной деятельности направлен на расширение знаний в определенной образовательной области. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки обучающихся. Более подробно информация о реализации части, формируемой участниками образовательных отношений за счет времени, отведенного на внеурочную деятельность, указана в плане внеурочной деятельности. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. Часы коррекционноразвивающей области, которые проводятся в течение учебного дня, не входят в максимальную нагрузку. Коррекционно-развивающая область учебного плана решает задачи: продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение обучающимися образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования реализуется с использованием учебников, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Промежуточная аттестация на уровне начального общего образования во 2-4 классах проводится в форме годовой промежуточной аттестации, которая организуется по итогам учебного года и представляет собой среднее арифметическое четвертных отметок учебного периода. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета при условии освоения обучающимися основной образовательной программы по всем предметам учебного плана без оценки (оценок) «неудовлетворительно» по итогам промежуточной аттестации. Ведение индивидуального учёта результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в электронном виде. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком. В первых классах с целью адаптации обучающихся к условиям образовательного процесса используется безотметочная система обучения и качественная оценка успешности освоения основной образовательной программы начального общего образования, осуществляется оценка индивидуальной динамики достижений и успехов обучающихся за учебный год. Итоговая аттестация проводится в конце 4-го класса. На итоговую аттестацию на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты.