Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности Юным умникам и умницам

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
Программа данного курса представляет систему общеинтеллектуальных занятий
для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (169 часов):
I класс – 33 часа
II класс – 34 часа
III класс – 34 часа
IV класс – 68 часов
Целью курса «Юным умникам и умницам» является развитие познавательных
способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи данного курса:
 развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение
выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
 развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
 развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
 формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
 развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
 формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
 формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Курс «Юным умникам и умницам» представляет собой комплекс специально
разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с
разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как
развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех
видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи,
пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности,
таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение,
классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс «Юным умникам и умницам» дополняет обязательную предметную область
«Математика», которая призвана решать следующие основные задачи реализации
содержания: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения. А также данный курс содержит интегрированные задания из различных
областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира.
Тематические занятия построены с опорой на системно-деятельностный подход и
подаются в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию
умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений,

расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге –
достижению хороших результатов в учебе.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Методы и
приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков
контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания
задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за
счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам
оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон:
раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и
тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут
быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Продолжительность и форма проведения занятия курса:

 «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения
мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью
занятия по РПС.
 Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят
определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное
усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие,
способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность,
быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие
подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
 Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих
способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию
перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить
методы и приёмы познавательной деятельности.
 Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не
только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных
заданий одновременно.
 Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность
решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным
материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил
какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи,
почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не
учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка,
на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм
рассуждения.
 Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей
гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зри
тельного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
 Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности
рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются
задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение,
строить дедуктивные умозаключения.
Занятия проводятся в школьном кабинете 1 раз в неделю классным руководителем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».