Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный музей

2. Комплекс основных характеристик.
2.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29. 12.
2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»; Устава Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 64; локальных
нормативных актов МАОУ СОШ №64.
Направленность программы: туристко-краеведческое.
Актуальность программы заключается в том, что краеведческая работа – это
важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством
жизненного опыта и материально-культурного наследия, нравственного
оздоровления и культурного развития нации. Интерес к проблеме изучения
родного края, своей семьи продиктован потребностями современного
российского общества и необходимостью в формировании личности
гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным
ценностям своего Отечества.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения,
есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального,
трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим
и предполагаемым будущем своей малой родины, страны, особенностями
природы, экономических, политических, культурных и других условий
способствует формированию у обучающихся мировоззрения, в которое
включены осознание своей принадлежности к народу, многонациональному
краю, стране.Краеведение помогает реализовывать в школьной практике
принципы государственной политики и общие требования к содержанию
образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
1. Воспитание гражданственности и любви к Родине;
2. Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
3. Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной
современному уровню знаний;
4. Защита самой системой образования национальных культур и региональных
традиций в условиях многонационального государства.Изучение родного края,
района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость
за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует
чувство хозяина. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо

для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край –
живая, деятельная частица великого мира.
Отличительная особенность данной программы в том, что она носит
интегрированный характер и включает в себя следующие разделы:
1. Краеведение и музееведение.
2. Этнографические и краеведческие музейные экспонаты.
3. История города Екатеринбурга.
4. История школы.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся 11-17 лет, специального отбора нет.
Формируется две учебные группы. Группы разновозрастные. Характерными
особенностями
подросткового
возраста
являются:
стремление
к
самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов. Главное психологическое приобретение ранней
юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным
измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она)
себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебнопрофессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования,
как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и
идеалы.
Один раз в полугодие проводятся творческие отчёты деятельности и
подводятся итоги.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю для каждой группы (4,5 часа в неделю на
одну группу), согласно расписания.
Объём общеразвивающей программы - 162 часа в год.
Срок освоения программы -1 год (36 учебных недель).
Уровневость общеразвивающей программы – программа стартового уровня,
используются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания.
Формы обучения-групповая, фронтальная.
Виды занятий-беседа,практическое занятие,круглый стол,экскурсия.
Формы подведения результатов-мастер-класс, презентация, практическое
занятие, творческий отчёт, экскурсия.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: создание условий для реализации творческих способностей,
формирования гражданской позиции учащихся средствами музейной
педагогики.
Задачи:
Образовательные:
-приобретение школьниками первоначальных навыков исторических
краеведческих исследований;

-ознакомление учащихся с наиболее важными и интересными фактами из
истории родного города, школы во взаимосвязи с историей Урала и историей
России XVIII-XXI веков.
Развивающие:
-формирование у детей устойчивой мотивации на изучение прошлого и
настоящего своей малой родины;
-развитие их способностей к логическому, творческому мышлению,
обеспечение личного участия ребёнка в практическом краеведческом
исследовании на основе полученных знаний, умений, навыков;
-активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
-приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям народов
уральского края, привитие чувства любви к родному краю;
-сохранение и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности
экспонатов, учёт фонда музея.
Воспитательные:
-овладение навыками общения и коллективного творчества,
-воспитание гражданственности и патриотизма, интереса к общению с
информацией и аудиторией;
-привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и
культуры родного края;
-воспитание воли, стремление доводить начатое дело до конца; объективного
отношения к себе, к своим поступкам, чувство самоконтроля.
2.3. Содержание общеразвивающей программы.
№

Учебный (тематический) план.
Название раздела\темы
Количество часов
Всего Теория Практика

1

Введение в краеведение 2

2

-

Формы
аттестации\контрол
я (опрос,
наблюдение,
викторина,
презентация и др)
опрос

2
3
4

Краеведение
Музееведение
Краеведческая
библиография
История
Екатеринбурга.
Екатеринбург
исторические сведения
о зарождении города-

23
7
16

14
3
7

9
4
9

Мини проект
викторина
презентация

9

4

5

Выставка и
разработка
экскурсии

5

6

завода
Екатеринбург
века

7

Екатеринбург XIX века

8

Екатеринбург в начале
ХХ века

9

XVIII 13

Выставка и
разработка
экскурсии,
презентация
Выставка и
разработка
экскурсии,
викторина
Выставка и
презентация

4

9

22

9

13

7

3

4

Екатеринбург в годы 6
революций
и
Гражданской
войны.
Екатеринбург в период
1920-1930 е гг
Свердловск в период 7
1920-1930 е гг
Свердловск в годы 9
Великой
Отечественной войны

3

3

Мини-проект

3

4

4

5

12

От Свердловска к
Екатеринбургу

7

3

4

13

Екатеринбург
современный

22

10

12

14

История 64 школы и 12
школьный музей

3

9

Проект улицы и
площади
Выставка и
разработка
экскурсии,
викторина
Выставка и
разработка
экскурсии,
презентация
Выставка и
разработка
экскурсии,
Видеоролик о
городе
Выставка и
разработка
экскурсии,

72

90

10
11

162

Содержание учебного (тематического) плана.
Введение в краеведение. Т.Б. на занятии.
Краеведческие исторические источники. Источниковедение.
Теория Исторический источник — основа знаний по краеведению. Виды
исторических источников

Практика.Вещественные исторические источники Понятие «вещественный
исторический источник».
ТеорияАрхеология,
работа
Уральской
археологической
экспедиции.Археологические памятники Урала. Археологические памятники,
находящиеся на территории города и в его окрестностях. Охрана археологических
памятников. Письменные источники Общая характеристика письменных
источников по истории Урала. Особенности старинного письма. Рукописные и
печатные книги
ТеорияАрхеография. Работа археографической экспедиции УрГУ. Архив как
хранилище
письменных
источников.Государственные
архивы
города
Екатеринбурга. Частные архивы граждан. Другие виды исторических источников
Этнографические источники.
Практика.Предания и легенды народов Урала. Возможности использования в
краеведческой работе этнографических и устных источников
ТеорияГенеалогия известных уральских династий. Демидовы.Возможности
использования
в
краеведческой
работе
этнографических
и
устных
источниковПрактика.Декоративно-прикладное искусство Урала, народные
промыслы. Камнерезное искусство. Мастер-класс Уральские камни
Уральские топонимы. Развитие топонимики Екатеринбурга. Сравнительная
топонимика города. Геральдика городов Урала.
Музееведение
ТеорияМузей как хранилище бесценной краеведческой исторической информации.
Виды Музеев
Практика.Учет, хранение и обработка исторических источников. Систематизация
музейных материалов, фонды музея.
Краеведческая библиография
Теория.Библиотека, как центр библиографической работы по крае ведению. Виды
библиотек. Краеведческая библиография. Роль библиотеки в работе краеведа.
Составление библиографических карточек.
Практика.Библиотечные каталоги, работа с тематическим и алфавитным
каталогом.
Составление
краеведческой
библиографической
картотеки.
Библиотечка уральских писателей. Уральские писатели городе Екатеринбурге.
Историография уральской истории. Краткий обзор литературы по истории
Урала.Посещение городского музея с учащимися и родителями. Посещение
библиотеки с учащимися и родителями.
История Екатеринбурга.
ТеорияЕкатеринбург исторический Исторические свидетельства зарождения
крепости-завода Екатеринбург Географическое положение и природная среда
Уральского региона. Свидетельства исторических источников о возникновении
города Екатеринбурга.
Практика.Екатеринбург в ХУIII веке. Город- крепость, город-завод. Постройка
плотины и первых промышленных сооружений: завода, монетного двора,
гранильной фабрики и др.
ТеорияПервые церкви. Старообрядчество в Екатеринбурге и его окрестностях.
Открытие первых школ.

Практика.Выдающиеся личности в истории Екатеринбурга ХУIII века: В.И. де
Геннин, В.Н. Татищев.Особое значение Екатеринбурга для России в ХУIII веке.
Жизнь и быт уральцев в ХУIII веке.
Екатеринбург в ХIХ веке Развитие горнозаводского дела. Главный начальник
горных заводов ВА. Глинка.
Теория.«Золотая лихорадка» 1830-х годов. Знаменитые купеческие фамилии:
Расторгуевы, Зотовы, Казанцевы, Рязановы, Тарасовы, Толстиковы и др.
Изменение облика города. Архитектурное строительство, «европеизация»
уральской столицы.Эпоха классицизма в творениях архитектора М.П. Малахова.
Легенды и мифы уральских подземелий.
Практика.Творчество
художников
А.И.
Корзухина,
А.К.
ДенисоваУральского.Церковное строительство: Новотихвинский монастырь, церковь
Вознесения Христова, церковь Животворящей Святой Троицы и др.
Развитие образования: епархиальные училища, школы, гимназии, реальное
училище.
Теория.Создание Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ),
просветительская деятельность УОЛЕ. Ученый-краевед Н.К. Чупин. Издание
журнала «Записки УОЛЕ».
Практика. Появление театра. Первые театральные труппы Соколова,
Голоштнского, Херувимова. Постройка здания городского театра. Появление
кинематографа. Жизнь и быт горожан.
Екатеринбург и Свердловск в ХХ веке
Теория.Горнозаводская промышленность. Изменение роли Урала в экономике
страны. Жизнь и быт уральских рабочих.
Практика.Изменение архитектурного облика города. Особенности архитектурного
строительства начала ХХ века. Деятельность архитекторов Бабыкина и
Турского.Екатеринбург в годы революций и Гражданской войны
Важнейшие события революционного движения в Екатеринбурге. Политические
режимы. Расстрел царской семьи.Гражданская война на Урале. Установление
Советской власти. Участники революционных событий и Гражданской войны на
Урале.
ТеорияГород Свердловск в 1920-1930-е годы Присвоение городу нового имени.
Свердловск в годы первых пятилеток. Строительство УЗТМ и других крупных
предприятий. Расширение территории города, появление новых районов.
Практика. Экскурсии: «Первый городской трамвай». Архитектура эпохи
конструктивизма в облике города. Культурная жизнь города. Открытие картинной
галереи, музеев, создание драматического театра, Театра музыкальной комедии.
Свердловск в годы Великой Отечественной войны
«Все для фронта, все для победы!» Трудовой героизм свердловчан. Фронтовые
бригады.донорское движение. Эвакуация в Свердловск предприятий из западных
районов страны.
Теория.Сбор средств и создание танковых колонн. Уральский добровольческий
танковый корпус. Вклад уральской науки в победу над врагом.Культура города в
годы войны. Свердловчане — известные труженики тыла. Свердловчане — Герои
Советского Союза.

Практика.Подготовка экспозиции. Личные архивы, воспоминания участников
войны и тружеников тыла.
Теория.Виртуальная экскурсия «От Свердловска к Екатеринбургу». Важнейшие
события в жизни Свердловска послевоенного периода. Современный облик города.
Улицы и площади.
Строительство новых микрорайонов, предприятий, создание учреждений
образования и культуры.
Практика.Презентации: Открытие новых музеев: («Шурави», истории
Екатеринбурга, фотографии и др.) Исторические памятники и монументы.
Строительство метро. Возвращение городу исторического имени. «Почетный
легион» города Екатеринбурга.Экскурсия в музей истории Екатеринбурга.
Екатеринбург современный.
Теория Современные достопримечательности Екатеринбурга. Храм- на Крови.Практика.Экскурсии в памятные и интересные места нашего города Храмна – Крови,Плотинку.на ул.Вайнера, на смотровую площадку Антея. И т.д. на
выбор учащихся и родителей
Практика.Экскурсия к историческим памятникам и монументам Екатеринбурга.
История 64 школы и Школьный музей. История школы в фотографиях. Листая
школьные альбомы. Архивы школьного музея. Директора и учителя
школы.Интервью у ветеранов нашей школыПросмотр видеороликов о школе.
2.4. Планируемые результаты.
Метапредметные:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
-сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное
мышление;
Личностные результаты.
-укрепится устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи,
труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как
основополагающим ценностям;чувство гордости и ответственности за свою страну;
-активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации
истории родного края,
-сформируется потребность в самовыражении и самореализации через
общественно значимую деятельность.
-проявится более осознанное отношение к истории, культурным и историческим
памятникам, героическому прошлому страны и малой родины; осознанное
отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в

группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
Предметные
-проявится умение вести экскурсии, интервьюирование.
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного
компьютерного оформления экспозиций.
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- имеется представление о музееведение как о науке.
3. Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение.
- Учебный (музейный) кабинет (включая типовую мебель).
- Компьютер; Принтер (черно-белая печать).
-Материалы к тематическим экспозициям.
- Материалы для оформления: бумага А0 (ватман),бумага А3 (белая); бумага А4
офисная (белая);бумага А4 офисная (цветная); альбомы, простые карандаши,
ластики, цветные карандаши, фломастеры, краски.
Информационное обеспечение.
Видео, фото материалы, интернет-источники:
Подвиг народа: http://podvignaroda.mil.ru/Министерство обороны Российской
«Помните нас»: http://pomnite-nas.ru/
Наша общая Победа»: http://41-45.su/
«Победители»: http://www.pobediteli.ru/
Календарь Победы: http://pobeda.elar.ru/
Боевые действия Красной армии в ВОВ: http://bdsa.ru/
Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»:
http://www.mojgorod.ru/
Энциклопедия истории России: http://www.encyclopaedia-russia.ru/
Кадровое обеспечение.
Педагоги, реализующие программу:
Бутенко Татьяна Викторовна. Квалификационная категория-высшая.
Аркашова Ольга Сергеевна. Квалификационная категория-высшая.
Методические материалы.
В основу реализации программы положен проектный метод организации учебной
деятельности (разработка и создание выставки). Такой метод преподавания
позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на
занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом
особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет
реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в
исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении

своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная,
экскурсионная, художественно-оформительская работа).
Методы обучения.
1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение
экспозиций и выставок музея.
3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из
фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной,
интеллектуально-познавательной деятельности.
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами
основного фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество
вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с
которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства –
видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций,
бесед, практических занятий по музееведению.
Формы и методы работы:
1. Лекции, беседы.
2. Практические занятия: посещение музеев города, интересных мест в
окрестностях Екатеринбурга, участие в музейных уроках, мастер-классах, встречах
с
интересными
людьми,
прослушивание
экскурсий,
проводимых
профессиональными экскурсоводами; проведение экскурсий в школьном музее для
школьников и их родителей; подготовка докладов, выступлений, презентаций;
проведение анкетирования, опросов, обработка результатов, оформление отчетов;
3. Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор
материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций
музея.
4.Работа в локальной сети «Интернет», с электронными пособиями,
энциклопедиями, учебниками.
5. Подготовка и оформление тематических передвижных выставок для активного
участия в жизни школы и различных школьных мероприятиях.
6. Ведение еженедельного исторического календаря (информация меняется каждую
неделю на стенде в школьном музее).
3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы.
Контрольно-измерительными материалами по курсу будут являться:
-анкеты для учащихся и родителей;
-оценочные материалы (приложение №1);
-журнал отзывов посетителей выставок школьного музея;
-участие в конкурсах по краеведческой тематике.
4.Список литературы для педагогов и учащихся.

1.
Библиотечка юного историка. Свердловск.1973
2.
Бердников Н.Н. Город в двух измерениях Свердловск. 1976
3.
Виноградов. Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца 18 века. 6-7
класс. Екатеринбург, 2006.
4.
Гладкова И. 25 екатеринбургских тайн. Ек. 2003
5.
Екатеринбург- Свердловск. Фотоальбом
6.
История Урала. Словарь-Справочник. Екатеринбург, 2006.
7.
Историческое краеведение. Екатеринбург, 2005.
8.
История Урала в ликах городов: Культурно-исторические очерки.
Екатеринбург 2000-2007 Серия книг об уральских городах.
9.
Кулагина Г.А. История родного края, Свердловск, 1983.
10. Кулагина
Г.А.
Веселая
энциклопедия
уральских
следопытов.
Екатеринбург.2004.
11. Кириллов А.Д. Урал социокультурный. Наука. Образование . Искусство.
Екатеринбург. 2000.
12. КирилловА.Д., Попова Н.Н. Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь.
Екатеринбург, 2000.
13. Козинец Л. Каменная летопись города Свердловск.1989
14. Корепанов Н. В раннем Екатеринбурге. Ек. 1998
15. Кулагина Г. Сундучок уральского краеведа. Екатеринбург, 2002.
16. Малахитовая провинция . Екатеринбург, 2004.
17. Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г. Екатеринбург – мой любимый город.
Екатеринбург, 1998.
18. Мирошниченко Т.А. Программа патриотического воспитания школьников 511 классов. Волгоград. Корифей. 2007.
19. Малахитовая шкатулка: в поисках новых ключей. Екатеринбург, 2004.
20. Неклюдов Е.Г. Уральские заводчики в первой половине XIX века: владельцы
и владения. – Нижний Тагил: Изд-во НТГСПА, 2004 – 600 с.
21. Неклюдов Е.Г. Уральские заводчики во второй половине XIX – начале XX
века: владельцы и владения. – Екатеринбург: РИО УрО РАН, 2013 – 664 с.
22. Сонин, Л. М. Тайны седого Урала / Л.М. Сонин. – М. : Вече, 2009. – 350 с.
23. Сейненский А.Е. Родной край: История, традиции и современность. М. 2009
24. Туризм и краеведение. Образовательные программы для системы
дополнительного образования детей. М. Советский спорт.2006
25. Урал ХХ век. Книга для чтения по истории. Екатеринбург. 1997
26. Уральская родословная книга. Крестьянские фамилии. Екатеринбург, 2000
27. Огановская И.С. Исторический атлас Урала. Екатеринбург.2005
28. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX –XX вв. Историкоэтнографический атлас. Екатеринбург, 2003.
29. Человек пришел на Урал(мифы, легенды).Екатеринбург, 1998.
30. Огановская И.С.Кабинет истории Урала: Организация и обеспечение
образовательного процесса. Екатеринбург. 2007.

Приложение №1.
Оценочные материалы
Входной контроль
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из высказываний
в большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?
-Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
-Музей – общественное учреждение для хранения произведений искусства,
научных коллекций, образцов промышленности (словарь Брокгауза и Эфрона)
-Музей – это территория бизнеса.
-Музеем называют место, где находится большое количество памятников
истории и искусства.
3. Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.
4. Зачем современному обществу нужны музеи?
5. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет ее
исследований.
6. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и
взаимозависимость этих понятий.
7. Какие экспозиции есть в школьном музее ?
Текущий контроль
1. Ответьте на вопросы:
2. Какова цель комплектования фондов? 2. Что такое легенда?
3. Назовите правила комплектования музейных фондов?
4. Содержание основных этапов учета музейных предметов.
5. Анализируя раздаточный материал (рисунок) и опираясь на свой жизненный
опыт, попытайтесь ответить на вопрос: какие задачи стоят перед сотрудниками
музеев по организации хранения музейных фондов?
Итоговый контроль:
Составьте собственный экскурсионный проект, включите в него наиболее
примечательные, с вашей точки зрения, памятники архитектуры, скульптуры.
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап.
Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной деятельности, в
малых группах обсуждаются темы собственных экскурсионных проектов.

II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение
конкретных действий его участниками.
В рамках планирования работы должны быть окончательно определены темы
экскурсионных проектов и составлен календарный план. Конкретная
последовательность действий участников проекта включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Мониторинг контроля деятельности учащихся.
Цель мониторинга: получение объективной и достоверной информации о
состоянии деятельности участников объединения.Умения и способности
работать в определенных направлениях оцениваются по уровням: низкий,
средний, высокий.
ФИ
учащегося

работа с
фондом
музея

1балл-низкий уровень
2балла-средний уровень
3балла- высокий уровень

виды деятельности
экскурсоводпоисковая
ческая
деятельность
деятельность

подготовка
экспозиций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».