2. Комплекс основных характеристик программы. 2.1.Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64; локальных нормативных актов МАОУ СОШ №64. Содержание дополнительной общеразвивающей программы направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии посредством искусства хореографии; развитие творческих способностей; формирование знаний и практических навыков в области хореографического искусства; формирование устойчивой мотивации обучающегося к занятию хореографией. Направленность программы - художественная. Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения. Учитывая запросы со стороны родителей на программы художественного развития детей, с целью художественно - эстетического воспитания, в рамках школы, наряду с основной образовательной программой, создано объединение дополнительного образования «Хореография». В условиях развития современного общества важно научить ребёнка нравственной устойчивости: делать правильный выбор в ситуации неопределённости, отличать прекрасное от безобразного, строить свою жизнь по законам добра и красоты. Сегодня в значительной мере возрастает ценность и значимость художественно-эстетического воспитания детей. Искусство хореографии тесно связывает духовную и физическую культуру. Танцевать полезно в любом возрасте. Занятия танцем укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию, учат управлять своим телом, снимают напряжение, положительно влияют на развитие интеллекта, дисциплинируют, а также воспитывают толерантное отношение к культуре разных народов и стран, их традициям и особенностям. В процессе учебной, постановочной работы, репетиций, обучающиеся приучаются к сотворчеству, развивают художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности, осваивают музыкально - танцевальную природу искусства, развивают творческую инициативу, умение передать движением музыку и содержание образа. Программный материал даёт возможность знакомиться и осваивать разные жанры хореографического искусства, привлекать высокохудожественное музыкальное сопровождение: классическую, народную, современную музыку. Отличительные особенности программы. Занятия проходят по группам, являющимися основным составом ансамбля танца «Маленькая страна» при МАОУ СОШ № 64. Группы смешанного состава-девочки и мальчики. Преподаватели, придерживаясь содержания программы, могут творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе, руководствуясь изложенными далее воспитательными целями и конкретными условиями. На дополнительных занятиях «Репертуар ансамбля» могут прорабатываться отдельные партии солистов концертных номеров, проводиться сводные репетиции, подготовка к концертам, фестивалям, конкурсам с изменением состава групп. Содержание, программы может заменяться другим, аналогичным по степени сложности в соответствии с особенностями обучающихся. Несмотря на то, что программа разделена на отдельные тематические части, в связи со спецификой занятий хореографией, границы являются условными: на одном занятии могут изучаться элементы классического, народного танца, исполняться задания по актерскому мастерству. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией и освоившие ознакомительный уровень дополнительной общеобразовательной программы «Хореография». Адресат программы. Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 13-17 лет. Возрастные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе методов обучения и развития, при отборе содержания программного материала. Организационная форма детского коллектива – ансамбль, требует развития навыков взаимодействия в процессе совместного творчества. На занятиях много внимания уделяется созданию доверительной атмосферы.Кроме того, программа предоставляет ребёнку возможность для наиболее широкой самостоятельности в применении сформированных знаний, умений, качеств. Это происходит в процессе участия в праздниках, в концертных и конкурсных выступлениях, в самостоятельной работе в процессе занятий. Важно отметить, что в процессе обучения учитываются и возрастные физиологические особенности. В коллективе выделяется группа мальчиков, с которой ведётся отдельная работа, с учётом физиологии, лексики, готовятся отдельные концертные постановки. Музыкальноэстетическое развитие обучающихся предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни. Критериями успешности является результативность участия воспитанников в конкурсах и фестивалях разного уровня. Режим занятий. Продолжительность 1 учебного часа – 45 минут. 10 минутный перерыв после каждого часа занятий, согласно расписания. Объём общеразвивающей программы. Годовая нагрузка: - первого года обучения- 210 академических часа, включая «Репертуар ансамбля». - второго года обучения -210 академических часа, включая «Репертуар ансамбля». -третьего года обучения -210академических часа, включая «Репертуар ансамбля». Срок освоения программы-3 года. Уровневость программы. Данная программа- продвинутого (углублённого) уровня. Является логическим продолжением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Хореография» базового уровня. Формы обучения – групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий - групповое занятие: теоретическое и практическое; открытый урок;постановочно – репетиционная работа над концертным номером; массовое занятие – сводные репетиции ансамбля танца «Маленькая страна»; концертные и конкурсно-фестивальные выступления; экскурсия - посещение выступлений танцевальных коллективов. Формы подведения результатов. Качественная оценка педагогом работы учащегося на занятии; самостоятельный анализ достигнутых результатов учащимся; открытое занятие; участие в концерте; отчетный (в конце учебного года) концерт. 2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся посредством освоения знаний и практических навыков в области хореографического искусства. Задачи программы: Обучающие: -приобретение знаний в области хореографического искусства, изучение истории танцевальной культуры, культуры народов мира; -отработка исполнительских навыков. -обучение воспитанников приёмам самостоятельной и коллективной работы; Развивающие: -развитие творческого мышления детей; эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта. -формирование сценической культуры и художественного вкуса; Воспитательные: -формирование общей культуры ребёнка, толерантности, способности адаптироваться в современном обществе; -воспитание у детей активности и самостоятельности общения; умения контролировать своё поведение, рефлексия своих действий. 2.3.Содержание общеразвивающей программы. Учебный (тематический) план первого года обучения. № Наименование разделов и тем. 1. Правила техники Беседа. безопасности. Педагогическое Основные Наблюдение правила поведение в танцевальном зале. Постановка 2 0,5 1,5 Наблюдение корпуса. Танцевальное приветствие «поклон». Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата Развитие опорно- 6 2 4 Наблюдение двигательного аппарата Партерная 6 2 4 Наблюдение гимнастика Раздел 3: Элементы классического танца. Элементы 30 7 23 Наблюдение классического танца. Раздел 4: Элементы народного танца Элементы 38 4 34 Наблюдение народносценического танца Танцевальные 50 10 40 Наблюдение комбинации Раздел 6: Мастерство актера. Мастерство 2 0,5 1,5 Наблюдение актера Раздел 7: Работа над репертуаром ансамбля 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Количество часов Всего Теория практика Раздел 1: Введение 3 1,5 1,5 Формы контроля Постановочно – репетиционная работа над концертным номером Открытый урок 25 4 21 Наблюдение 2 - 2 Контрольное упражнение Анализ результатов Наблюдение Подготовка к 18 2 16 участию в концертах и фестивалях. Участие в 14 14 Наблюдение концертах и Анализ фестивалях. результатов Сводные 4 4 Наблюдение репетиции ансамбля. Участие в 3 3 Наблюдение отчетном Анализ концерте результатов Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве Посещение 6 6 Беседа выступления танцевального коллектива. Итоговое Занятие 1 1 Анализ результатов, Наблюдение, рефлексия (опрос) Основная программа 210 27,5 116,5 Учебный (тематический) план второго года обучения. № 1 Наименование разделов и тем. Правила техники безопасности. Основные правила поведение в танцевальном зале. Количество часов Всего Теория практика 1. Раздел 1: Введение 2 1 1 Формы контроля Беседа. Педагогичес кое Наблюдение 2 3 4 6 7 8 9 Постановка корпуса. Танцевальное приветствие «поклон». Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата Развитие опорно9 1,5 7,5 Наблюдение двигательного аппарата Партерная 9 1,5 7,5 Наблюдение гимнастика Раздел 3: Элементы классического танца. Элементы 30 10 20 Наблюдение классического танца. Раздел 5: Элементы современной хореографии Джаз танец 20 3 17 Наблюдение Техника релиз. 10 2 8 Наблюдение Контактная 6 1,5 4,5 Наблюдение импровизация. Раздел 6: Мастерство актера. Мастерство актера 4 1 3 Наблюдение Раздел 7: Работа над репертуаром ансамбля Постановочно – репетиционная работа над концертным номером Открытый урок 35 4 31 Наблюдение 2 - 2 Подготовка к 28 участию в концертах и фестивалях. Участие в концертах 24 и фестивалях. 2 26 Контрольное упражнение Анализ результатов Наблюдение - 24 Сводные репетиции ансамбля. Участие в отчетном концерте - 8 8 Наблюдение Анализ результатов Наблюдение Наблюдение Анализ результатов Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве Беседы о 10 10 Беседа хореографическом искусстве Посещение 8 6 2 Беседа 3 - 3 19 выступления танцевального коллектива. Итоговое Занятие Ито го 2 0,5 1,5 210 44 116 Анализ результатов, Наблюдение, рефлексия (опрос) Учебный (тематический) план третьего года обучения. № 1 2 3 4 6 7 8 9 Наименование разделов и тем. Количество часов Всего Теория практика 1. Раздел 1: Введение 2 1 1 Формы контроля 35 Наблюдение Правила техники Беседа. безопасности. Педагогичес Основные правила кое поведение в Наблюдение танцевальном зале. Постановка корпуса. Танцевальное приветствие «поклон». Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата Развитие опорно9 1,5 7,5 Наблюдение двигательного аппарата Партерная 9 1,5 7,5 Наблюдение гимнастика Раздел 3: Элементы классического танца. Элементы 30 10 20 Наблюдение классического танца. Раздел 5: Элементы современной хореографии Джаз танец 20 3 17 Наблюдение Техника релиз. 10 2 8 Наблюдение Контактная 6 1,5 4,5 Наблюдение импровизация. Раздел 6: Мастерство актера. Мастерство актера 4 1 3 Наблюдение Раздел 7: Работа над репертуаром ансамбля Постановочно – репетиционная работа над 4 31 концертным номером Открытый урок 19 Ито го 2 - 2 Подготовка к 28 участию в концертах и фестивалях. Участие в концертах 24 и фестивалях. 2 26 - 24 Сводные репетиции ансамбля. Участие в отчетном концерте - 8 8 Контрольное упражнение Анализ результатов Наблюдение Наблюдение Анализ результатов Наблюдение Наблюдение Анализ результатов Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве Беседы о 10 10 Беседа хореографическом искусстве Посещение 8 6 2 Беседа выступления танцевального коллектива. Итоговое Занятие 2 0,5 1,5 Анализ результатов, Наблюдение, рефлексия (опрос) 210 44 116 3 - 3 1.3Содержание программы. Первый год обучения Раздел 1: Введение Тема: Правила техники безопасности. Основные правила поведение в танцевальном зале. Постановка корпуса. Танцевальное приветствие «поклон». Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Объяснение особенностей правил поведения в танцевальном зале. Постановка корпуса по Iсвободной, I, II и III позициям. Танцевальное приветствия «поклон». Практика: Беседа с обучающимися с использованием наводящих вопросов о правилах техники безопасности. Разминка. Выполнение упражнения «Постановка корпуса» и танцевального приветствия «Поклон». Разминка. Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата Тема: Развитие опорно-двигательного аппарата Практика: Разминка. Выполнение упражнений для шеи, головы, плечевого пояса, подвижности корпуса. Упражнения для ног и развития пластичности и выразительности рук. Тема: Партерная гимнастика Практика: Разминка. Упражнения«Сокращение стоп», «Подъем ноги с сокращением стопы», «Складка», «Буратино», «Мостик», «Звездочка» «Французская лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты» с группировкой и без, «Растяжка» Раздел 3: Элементы классического танца. Тема: Элементы классического танца. Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с движениями рук и головы. Понятие Anfaсe. Элементы: Battementtendu из V позиции в позах Efface и Croise боком к станку; Battement tendujette pique бокомкстанку; Battementfondu с работой рук и головы; Battementdoublefrappe в сторону, вперед и назад боком к станку; Rond de jambeеn lair лицомкстанку; Поза Attitude назад и в перед; Grandbattement вперед, в сторону и назад на 110* из V; Комбинация из вращений по диагонали в умеренном темпе; Комбинация из больших прыжков с работой рук и головы по диагонали; Большие позы Efface и Croise на середине; Позы Ecarte вперед и назад на середине; Demiplie, grandplie по I, II, V на середине; Battementtendu из V позиции на середине в умеренном темпе; Battementtendujette из V позиции на середине в умеренном темпе; Battementfondu на середине; Комбинация из средних прыжков на середине; IIArabesque; Практика: Выполнение по показу педагога элементов классического танца в медленном и умеренном темпе. Раздел 4: Элементы народного танцаТеория. Основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног . Дробные движения русского танца, настроение и характер (задорный, озорной дух соревнования, удаль и т. п.). Хороводы и кадрили. Характер среднерусских- московских, калининских, рязанских и воронежских хороводов. Кадрили Сибири, Рязанской, Смоленской, Курской областей, такие, как Тимоня, (Подгорка), Чижик и др. Их содержание и связь с образом жизни. Практические занятия. Повторяются упражнения у станка. Новые движения. Батман тандю-скольжение стоп по полу: с поворотом ноги в закрытое положение - в сторону. Ватман тандю жете-маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Ватман тандю в полуприседании на опорной ноге. Батман фондю с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45 , девелоппе-развертывание ноги с одновременным ударом каблука опорной ноги в полуприседании (вперед и в сторону; плавные, резкие). Маленькие броски от щиколотки со свободной стопой; в закрытое положение (к станку), в прямом положении вперед. Опускание на колено: у носка опорной ноги, у каблука опорной ноги. Упражнения на середине. Русский танец. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы вразличные положения; навыки в обращении с платочком. Ходы. Девичий шаг с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперед и назад. Дробь с подскоком -подскок на одной ноге с последующим ударом каблука и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением. Верёвочка— простая и с переступанием. Ключ- дробный, сложный. Присядки-комбинации из полуприсядок и полных присядок. Русский танец. Прыжки (мужск.) с обеих ног, с одновременным сгибанием одной ноги вперед в свободном положении и ударом ладонью по подошве. Теория. История итальянского танца. Характер женских и мужских танцев. Народные костюмы и музыка. Поэзия и бытовые краски итальянских танцев. Образность движений мужских танцев, контрастность женских движений, их смысл. Народные костюмы, музыка и ритмы. Практические занятия. Особенности исполнения подскоков в итальянском танце. Работа с тамбурином, соскоки с выносом ноги в аттитюд, синкопированные движения, мужские прыжки из 3 позиции, соскоки по 2 позиции, парные танцевальные комбинации Упражнения на середине. Повторяются элементы движений в комбинациях на шестнадцать и тридцать два такта. Вращение по диагонали на подскоках. Украинский танец. Теория История украинского танца. Характер женских и мужских танцев. Народные костюмы и музыка. Поэзия и бытовые краски украинских танцев. Образность движений мужских танцев, контрастность женских движений, их смысл. Народные костюмы, музыка и ритмы. Практика Угинание- сгибание ноги к щиколотке, открывание одной ноги в свободном положении вперед на 35° с одновременным подскоком на другой ноге. Веревочка— поочередный перенос согнутых ног спереди назад в свободном положении с одновременными небольшими подскоками на низких полупальцах, в небольшом полуприседании; на месте, с продвижением назад, с поворотом. Ходы. Бегунец-длинный шаг вперед с прыжком; с двумя последующими шагами на низких полупальцах; в небольшом полуприседании, дорожка простая (припадание ), дорожка плетена (припадание)-шаг в перекрещенном положении на всю стопу вперед. «Тынок»- перескок с ноги на ногу в сторону с последующими двумя переступаниями по 4-й свободной позиции в перекрещенном положении в небольшом полуприседании. «Голубец»- подбивание ноги, открытой в сторону, другой ногой в прыжке. Присядка (мужск.). (Разножка)- полное приседание с подскоком на 1-й свободной позиции с последующим одновременным проскальзыванием по полу обеих ног на ребро каблука. Полное приседание с подскоком в 1 -ю свободную позицию с последующим отскоком на одну ногу в сторону в полуприседание с одновременным открыванием другой ноги на 45° в открытом положении. « Метелочка» - поочередные скольжения по полу внутренними сторонами стоп обеих согнутых ног от колена сзади в сторону в полном приседании (мужск.). Раздел 6: Мастерство актера. Тема: Мастерство актера. Теория: Средства пластической выразительности. Понятие импровизационная деятельность Практика: Игровые тренинги дляразвития эмоциональной выразительности исполнения. Раздел 7:Работа над репертуаром ансамбля Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером Практика: Разучивание женских и мужских комбинаций из танцевального номера. Работа с солистами. Работа с рисунками танца. Работа с костюмом. Работа над уровнем технического исполнения комбинаций испанского танца. Работа над уровнем эмоционального исполнения танца. Тема: Открытый урок. Практика: Исполнение пройденного материала в присутствие зрителей: родителей, педагогов, обучающихся из других групп. Тема: Подготовка к участию в концертах и фестивалях. Практика: Повышение уровня исполнения танцевальных номеров. Репетиция на сцене. Тема: Участие в праздничном концерте. Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности исполнения танца на сцене в присутствии зрителей. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей. Тема: Участие в фестивале Теория: Особенности исполнения танца на сцене в рамках конкурса. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей и жюри фестиваля. Тема: Сводная репетиция ансамбля Теория: Особенности индивидуальной и групповой работы в процессе сводной репетиции. Практика: Участие в сводной репетиции ансамбля Тема: Участие в отчетном концерте. Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности исполнения танца на сцене в присутствии зрителей. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей. Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве Тема: Посещение выступления танцевального коллектива. Теория: Особенности поведения на мероприятии в качестве зрителя. Практика: Просмотр и обсуждение выступления детского хореографического коллектива. Тема: Итоговое Занятие Практика: Просмотр и обсуждение номеров отчетного концерта ансамбля. Самостоятельный анализ обучающихся уровня определённых компетентностей, приобретенных им в процессе освоения программы. Второй год обучения Раздел 1: Введение Тема: Правила техники безопасности. Основные правила поведение в танцевальном зале. Постановка корпуса. Танцевальное приветствие «поклон». Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Объяснение особенностей правил поведения в танцевальном зале. Постановка корпуса по Iсвободной, I, II и III позициям. Танцевальное приветствия «поклон». Практика: Беседа с обучающимися с использованием наводящих вопросов о правилах техники безопасности. Разминка. Выполнение упражнения «Постановка корпуса» и танцевального приветствия «Поклон». Разминка. Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата Тема: Развитие опорно-двигательного аппарата Практика: Разминка. Выполнение упражнений для шеи, головы, плечевого пояса, подвижности корпуса. Упражнения для ног и развития пластичности и выразительности рук. Тема: Партерная гимнастика Практика: Разминка. Упражнения«Сокращение стоп», «Подъем ноги с сокращением стопы», «Складка», «Буратино», «Мостик», «Звездочка» «Французская лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты» с группировкой и без, «Растяжка» Раздел 3: Элементы классического танца. Тема: Элементы классического танца. Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с движениями рук и головы. Элементы: Battementtendujette на полу пальцах боком к станку; Battementfondu на полу пальцах с работой рук и головы; Rond de jambeеn lair бокомкстанку; Releve lent на 110*из V; Developе на 110* с работой рук и головы боком к станку; Grandbattement на 110* из V на полу пальцах; Комбинация из вращений по диагонали в быстром темпе; Комбинация из больших прыжков с работой рук и головы по диагонали; Demiplie, grandplie с работой рук по IV позиции на середине; Battementtendu из V позиции на середине в позах Efface, Croise и Ecarte; Battementtendujette из V позиции на середине в позах Efface, Croise и Ecarte; Rond de jambe par terre en dehorsи en dedans насередине; Battementfondu на середине с работой рук и головы; Battement double frappe с Demi plieнасередине; Grandbattement на середине; Комбинация с Developе и Relevelent на середине; Комбинация из пируэтов на середине; Комбинация из средних прыжков на середине; Комбинация из больших прыжков на середине; III Arabesque; IV Arabesque; Attitude En tournant Комбинация Adagio на середине; Практика: Выполнение по показу педагога элементов классического танца в медленном и умеренном темпе. Раздел 4: Элементы народного танца Теория. Источник яркости и живости молдавских танцев. Быт и нравы молдавских крестьян, занятия и образ жизни. Костюмы, народные инструменты, сопровождающие праздники и танцы. Греческий танец. Образы народной поэзии, отраженные в женских и мужских танцах. Особенности греческог мужского танца, отношение юноши к девушке. Польские танцы как пример народно-сценических танцев, вырабатывающих осанку, легкость и благородную манеру исполнения. Практические занятия. Повторяются все пройденные элементы с более усложненными комбинациями в быстром темпе. Дополнительно-большие батманы жете с падением на работающую ногу, вперед и в сторону. Упражнения на середине. Повторяется весь пройденный материал. Молдавский танец. Положение рук, положение ног. Положение рук в паре. Ходы. Бег вперед с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад в прямом положении, шаг с последующим прыжком и одновременным подъемом другой согнутой ноги вперед в прямом положении 90°. Шаг или прыжок в сторону на вытянутую ногу или в полуприседание, с одновременным броском другой вытянутой ноги вперед в перекрещенное положение на 45' и подъемом на полупальцы. Бег на полупальцах с подъемом согнутых ног вперед в прямом положении на 45°; на месте, с продвижением вперед, назад, с поворотом. Плавные поочередные шаги в перекрещенное положение, с продвижением вперед, назад, с поворотом. Плавные поочередные шаги в перекрещенное положение, с продвижением в сторону. Мелкие переступания на полупальцах в полуприседании по 1-й, 3-й прямой и 3-й свободной позициям; на месте, с продвижением в сторону,. Шаг вперед или назад, с последующим подъемом на полупальцы и одновременным подъемом другой ноги назад или вперед на 45° (женск.). Шаг вперед на ребро каблука с последующим соскоком на всю стопу в полуприседание с одновременным броском другой согнутой ноги назад. Прыжок с согнутыми ногами в прямом положении. Вращение в паре на различных движениях. Венгерский народный танец. Положение ног; положение рук. Ходы чардаша. Шаг в сторону, вперед или назад в прямом положении с последующей приставкой другой ноги в 6-ю позицию Положение рук в массовых танцах с поочередным полуприседанием. Шаг в сторону в прямом положении с поворотом стопы другой ноги в открытое положение. Переступания-шаг или перескок с ноги на ногу в сторону. В прямом положении с последующими двумя переступаниями по 6-й позиции. Шаг или перескок с ноги на ногу в сторону в прямом положении с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в перекрестном положении. Боказо («ключ») жесткий-отведение согнутой ноги в прямом положении в сторону с последующей акцентированной приставкой в 1 -ю позицию на всю стопу. Движения рук- круговые поочередные от предплечья согнутых перед собой рук. Круговые поочередные от предплечья согнутых перед собой рук со щелчком пальцев. Цифро («веревочка»)-поочередный перенос ног спереди назад в открытом положении, с акцентированным ударом всей стопы в пол сзади по 5-й свободной позиции в полуприседании, с подъемом на полупальцы в полуприседании в 5-ю свободную позицию с последующим подъемом на полупальцы, в приседании. Перебор из стороны в сторону по 1-й прямой позиции с сомкнутыми-коленями. Мужские движения. Хлопки в ладоши, по бедру, по голенищу, по каблуку. Вращение в паре. Повороты девушек за одну руку. Греческий танец «Сиртаки». Различные виды «дорожек», особенности мужского и женского танца. Раздел 5: Элементы современной хореографии Тема: «Джаз танец» Теория: Особенности постановки корпуса, рук ног и головы в Джаз-танце, понятия «центр тяжести тела», изоляция и полицентрия, мультипликация, контракция и релиз, значение координации в джазовых движениях, ритмические особенности исполнения движений. Практика: Элементы: Layout; Falls (падения); Комбинация Slide (скольжения); Кроссы (упражнения в продвижении); Танцевальная комбинация на середине с использованием приобретенных навыков. Тема: «Техника релиз». Теория: Особенности работы мышечного аппарата в технике релиз. Значение правильного дыхания во время исполнения танцевальных элементов. Понятия баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Практика: Упражнения на работу с дыханием, с использованием танцевальных элементов; Упражнения на «баланс», с использованием танцевальных элементов; Комбинация с перекатами по диагонали; Комбинация на отработку навыков работы с полом, с использованием танцевальных элементов; Танцевальная комбинация на середине с использованием приобретенных навыков. Тема:«Контактная импровизация». Теория:Основы безопасного движения в контактной импровизации, Понятия: центр тяжести тела, точка контакта, слушанье партнера, спонтанность движения. Практика: Тренинги на отработку навыков и понятий: слушанье партнера, доверие, спонтанность движения, отдавать и принимать вес. Работа в паре. Работа в группе. Работа с пространством. Раздел 6: Мастерство актера. Тема: Мастерство актера. Теория: Средства пластической выразительности. Понятие импровизационная деятельность Практика: Игровые тренинги дляразвития эмоциональной выразительности исполнения. Раздел 7:Работа над репертуаром ансамбля Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером. Теория: Сюжетная линия в танце. Особенности характерных образов танца. Практика: Разучивание комбинаций из танцевального номера. Работа с солистами. Работа с рисунками танца. Работа над уровнем технического исполнения танца. Работа над уровнем эмоционального исполнения танца. Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером Теория: Сюжетная линия в танце. Особенности характерных образов танца. Практика: Разучивание комбинаций из танцевального номера. Работа с солистами. Работа с рисунками танца. Работа над уровнем технического исполнения танца. Работа над уровнем эмоционального исполнения танца. Тема: Подготовка к участию в концертах и фестивалях. Практика: Повышение уровня исполнения танцевальных номеров. Репетиция на сцене. Тема: Участие в праздничном концерте. Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности исполнения танца на сцене в присутствии зрителей. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей. Тема: Участие в фестивале Теория: Особенности исполнения танца на сцене в рамках конкурса. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей и жюри фестиваля. Тема: Сводная репетиция ансамбля Теория: Особенности индивидуальной и групповой работы в процессе сводной репетиции. Практика: Участие в сводной репетиции ансамбля Тема: Участие в отчетном концерте. Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности исполнения танца на сцене в присутствии зрителей. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей. Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве Тема: Беседы о хореографическом искусстве Теория: Ансамбли народного танца России и мира Практика: Эссе « Народный танец –душа народа» Тема: Посещение выступления танцевального коллектива. Теория: Особенности поведения на мероприятии в качестве зрителя. Практика: Просмотр и обсуждение выступления детского хореографического коллектива. Тема: Итоговое Занятие Практика: Просмотр и обсуждение номеров отчетного концерта ансамбля. Самостоятельный анализ обучающихся уровня определённых компетентностей, приобретенных им в процессе освоения программы. 1.3Содержание программы. Третий год обучения Раздел 1: Введение Тема: Правила техники безопасности. Основные правила поведение в танцевальном зале. Постановка корпуса. Танцевальное приветствие «поклон». Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Объяснение особенностей правил поведения в танцевальном зале. Постановка корпуса по Iсвободной, I, II и III позициям. Танцевальное приветствия «поклон». Практика: Беседа с обучающимися с использованием наводящих вопросов о правилах техники безопасности. Разминка. Выполнение упражнения «Постановка корпуса» и танцевального приветствия «Поклон». Разминка. Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата Тема: Развитие опорно-двигательного аппарата Практика: Разминка. Упражнения для ног и развития пластичности и выразительности рук. Выполнение упражнений для шеи, головы, плечевого пояса, подвижности корпуса. Тема: Партерная гимнастика Практика: Разминка. «Перекаты» с группировкой и без, «Растяжка», Упражнения«Сокращение стоп», «Подъем ноги с сокращением стопы», «Складка», «Буратино», «Мостик», «Звездочка» «Французская лягушка», «Улитка», «Березка», Раздел 3: Элементы классического танца. Тема: Элементы классического танца. Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с движениями рук и головы. Понятие Anfaсe. Элементы: Rond de jambeеn lair лицомкстанку; Поза Attitude назад и в перед; Grandbattement вперед, в сторону и назад на 110* из V; Battementtendu из V позиции в позах Efface и Croise боком к станку; Battement tendujette pique бокомкстанку; Battementfondu с работой рук и головы; Battementdoublefrappe в сторону, вперед и назад боком к станку; Battementtendu из V позиции на середине в умеренном темпе; Battementtendujette из V позиции на середине в умеренном темпе; Battementfondu на середине; Комбинация из средних прыжков на середине; IIArabesque; Комбинация из вращений по диагонали в умеренном темпе; Комбинация из больших прыжков с работой рук и головы по диагонали; Большие позы Efface и Croise на середине; Позы Ecarte вперед и назад на середине; Demiplie, grandplie по I, II, V на середине; Практика: Выполнение по показу педагога элементов классического танца в медленном и умеренном темпе. Раздел 4: Элементы народного танца Теория. Основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног . Характер среднерусских- московских, калининских, рязанских и воронежских - хороводов. Кадрили Сибири, Рязанской, Смоленской, Курской областей, такие, как Тимоня, (Подгорка), Чижик и др. Их содержание и связь с образом жизни. Дробные движения русского танца, настроение и характер (задорный, озорной дух соревнования, удаль и т. п.). Хороводы и кадрили. Практические занятия. Повторяются упражнения у станка. Новые движения. Батман тандю-скольжение стоп по полу: с поворотом ноги в закрытое положение - в сторону. Ватман тандю жете-маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Ватман тандю в полуприседании на опорной ноге. Батман фондю с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45 , девелоппе-развертывание ноги с одновременным ударом каблука опорной ноги в полуприседании (вперед и в сторону; плавные, резкие). Маленькие броски от щиколотки со свободной стопой; в закрытое положение (к станку), в прямом положении вперед. Опускание на колено: у носка опорной ноги, у каблука опорной ноги. Упражнения на середине. Русский танец. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы вразличные положения; навыки в обращении с платочком. Ходы. Девичий шаг с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперед и назад. Дробь с подскоком -подскок на одной ноге с последующим ударом каблука и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением. Верёвочка— простая и с переступанием. Ключ- дробный, сложный. Присядки-комбинации из полуприсядок и полных присядок. Русский танец. Прыжки (мужск.) с обеих ног, с одновременным сгибанием одной ноги вперед в свободном положении и ударом ладонью по подошве. Теория. История итальянского танца. Характер женских и мужских танцев. Народные костюмы и музыка. Поэзия и бытовые краски итальянских танцев. Образность движений мужских танцев, контрастность женских движений, их смысл. Народные костюмы, музыка и ритмы. Практические занятия. Особенности исполнения подскоков в итальянском танце. Работа с тамбурином, соскоки с выносом ноги в аттитюд, синкопированные движения, мужские прыжки из 3 позиции, соскоки по 2 позиции, парные танцевальные комбинации Упражнения на середине. Повторяются элементы движений в комбинациях на шестнадцать и тридцать два такта. Вращение по диагонали на подскоках. Украинский танец. Теория История украинского танца. Характер женских и мужских танцев. Народные костюмы и музыка. Поэзия и бытовые краски украинских танцев. Образность движений мужских танцев, контрастность женских движений, их смысл. Народные костюмы, музыка и ритмы. Практика Угинание- сгибание ноги к щиколотке, открывание одной ноги в свободном положении вперед на 35° с одновременным подскоком на другой ноге. Веревочка— поочередный перенос согнутых ног спереди назад в свободном положении с одновременными небольшими подскоками на низких полупальцах, в небольшом полуприседании; на месте, с продвижением назад, с поворотом. Ходы. Бегунец-длинный шаг вперед с прыжком; с двумя последующими шагами на низких полупальцах; в небольшом полуприседании, дорожка простая (припадание ), дорожка плетена (припадание)-шаг в перекрещенном положении на всю стопу вперед. «Тынок»- перескок с ноги на ногу в сторону с последующими двумя переступаниями по 4-й свободной позиции в перекрещенном положении в небольшом полуприседании. «Голубец»- подбивание ноги, открытой в сторону, другой ногой в прыжке. Присядка (мужск.). (Разножка)- полное приседание с подскоком на 1-й свободной позиции с последующим одновременным проскальзыванием по полу обеих ног на ребро каблука. Полное приседание с подскоком в 1 -ю свободную позицию с последующим отскоком на одну ногу в сторону в полуприседание с одновременным открыванием другой ноги на 45° в открытом положении. « Метелочка» - поочередные скольжения по полу внутренними сторонами стоп обеих согнутых ног от колена сзади в сторону в полном приседании (мужск.). Раздел 6: Мастерство актера. Тема: Мастерство актера. Теория: Средства пластической выразительности. Понятие импровизационная деятельность Практика: Игровые тренинги для развития эмоциональной выразительности исполнения. Раздел 7:Работа над репертуаром ансамбля Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером Практика: Разучивание женских и мужских комбинаций из танцевального номера. Работа с солистами. Работа с рисунками танца. Работа с костюмом. Работа над уровнем технического исполнения комбинаций испанского танца. Работа над уровнем эмоционального исполнения танца. Тема: Открытый урок. Практика: Исполнение пройденного материала в присутствие зрителей: родителей, педагогов, обучающихся из других групп. Тема: Подготовка к участию в концертах и фестивалях. Практика: Повышение уровня исполнения танцевальных номеров. Репетиция на сцене. Тема: Участие в праздничном концерте. Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности исполнения танца на сцене в присутствии зрителей. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей. Тема: Участие в фестивале Теория: Особенности исполнения танца на сцене в рамках конкурса. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей и жюри фестиваля. Тема: Сводная репетиция ансамбля Теория: Особенности индивидуальной и групповой работы в процессе сводной репетиции. Практика: Участие в сводной репетиции ансамбля Тема: Участие в отчетном концерте. Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности исполнения танца на сцене в присутствии зрителей. Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей. Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве Тема: Посещение выступления танцевального коллектива. Теория: Особенности поведения на мероприятии в качестве зрителя. Практика: Просмотр и обсуждение выступления детского хореографического коллектива. Тема: Итоговое Занятие Практика: Просмотр и обсуждение номеров отчетного концерта ансамбля. Самостоятельный анализ обучающихся уровня определённых компетентностей, приобретенных им в процессе освоения программы. 2.4. Планируемые результаты первого года обучения. Метапредметные: -проявляют устойчивый интерес и уважение к искусству, традициям народов и достижениям мировой культуры; -расширяют эстетический кругозор; -понимают ценность отечественного искусства; -осваивают духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; -умеют организовать свое рабочее пространство; -доводят до конца начатую творческую работу. Личностные: -развивается индивидуальный творческий потенциал ребёнка; умения и навыки познания и самопознания через искусство; компетенции самоконтроля, самовоспитания; -учащиеся получают неповторимый эстетический опыт; учатся взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей. -формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; -развивается эстетический вкус. Предметные: -знают правила постановки корпуса; рук в классическом танце; термины классического танца; -осваивают исполнение классического экзерсиса у станка в I позиции лицом и боком к станку; навык выворотного положения ног; исполнение элементов русского народного танца; -исполняют импровизацию на заданную тему в пластическом этюде. Планируемые результаты второго года обучения. Метапредметные: -проявляют устойчивый интерес и уважение к искусству, традициям народов и достижениям мировой культуры; -расширяют эстетический кругозор; -понимают ценность отечественного искусства; -осваивают духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; -умеют организовать свое рабочее пространство; -доводят до конца начатую творческую работу, добиваясь задуманного результата. Личностные: -развивается индивидуальный творческий потенциал ребёнка; умения и навыки познания и самопознания через искусство; компетенции самоконтроля, самовоспитания; -учащиеся получают неповторимый эстетический опыт; учатся взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей. -формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; -развивается эстетический вкус. Предметные: -осваивают исполнение классического экзерсиса у станка в V позиции лицом и боком к станку; -знают правила постановки корпуса; рук в классическом танце; термины классического танца; -исполняют танцевальную комбинацию в паре; этюд в русском характере; исполняют импровизацию на заданную тему в пластическом этюде. Планируемые результаты третьего года обучения. Метапредметные: -проявляют устойчивый интерес и уважение к искусству, традициям народов и достижениям мировой культуры; -расширяют эстетический кругозор; -понимают ценность отечественного искусства; -осваивают духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; -умеют организовать свое рабочее пространство; -доводят до конца начатую творческую работу, добиваясь задуманного результата. Личностные: -развивается индивидуальный творческий потенциал ребёнка; умения и навыки познания и самопознания через искусство; компетенции самоконтроля, самовоспитания; -учащиеся получают неповторимый эстетический опыт; учатся взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей. -формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; -развивается эстетический вкус. Предметные: -осваивают исполнение классического экзерсиса у станка в V позиции лицом и боком к станку и на середине; -знают правила постановки корпуса; рук в классическом танце; дополняют термины классического танца; -исполняют танцевальную лексику разных народов; этюды в характере разных народов; - знакомятся с элементами джаз танца: джазовые позиции рук, -исполняют импровизацию на заданную тему в пластическом этюде (джаз танец). 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение -Класс хореографии для занятий оборудован зеркалами, хореографическими станками, -фортепиано; -скамейки; -коврики для занятий; -реквизит для танцевальных номеров; -комплекты костюмов для танцевальных номеров; -каблучная обувь для народно-сценического танца. Информационное обеспечение -музыкальный центр; -ноутбук; -аудиоматериалы по темам; -видеоматериалы по теме «Беседы о хореографическом искусстве»; -видеоматериалы концертных и фестивальных выступлений ансамбля танца «Маленькая страна» -методическая литература. Актовый зал: ноутбук, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура, микшерский пульт, колонки (2 шт.), мультимедиа. Кадровое обеспечение. Программу реализуют педагоги: -Маркина Алла Валериевна. Квалификационная категория –высшая. Дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, современный танец. -Четков Павел Владимирович. Квалификационная категория –высшая. Занятия с группой мальчиков, народно - сценический танец. -Бессонова Марина Валериевна. Квалификационная категория – первая. Занятия народно-сценическим танцем. Методические материалы Для успешной реализации программы применяются разнообразные методы обучения:словесные,наглядные,объяснительноиллюстративные,практические,игровые…В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются различные формы и методы организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему методов: -метод стимулирования и мотивации учебной деятельности; -метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; -метод контроля и самоконтроля .Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих хореографических способностей, мог овладеть умениями и навыками искусства, самореализоваться в творчестве, научиться через движение передавать внутреннее эмоциональное состояние, используются различные педагогические технологии: -Личностно-ориентированный подход – когда педагог учитывает творческие данные ребёнка, оценивает рост конкретной личности; создает теплые взаимоотношения в коллективе. -Здоровьесберегающая технология реализуется следующим образом: проводятся упражнения на релаксацию, на снятие физического напряжения. -Игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся. Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального и хореографического развития ребенка. Игровая форма организации занятий, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. -Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Привнести в учебной процесс помогают аудио, видео материалы, привлекаются возможности интернета. Анализ собственных выступлений. -Импровизация Учащиеся сочиняют этюды на заданную тему. -Портфолио учащихся используется для того, чтобы учитывать их индивидуальные достижения. Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию и личную самооценку. Имеются :инструкции по технике безопасности; аудиоматериалы по темам; видеоматериалы по теме «Беседы о хореографическом искусстве»; методическая литература. 3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы. Для изучения результатов освоения программы разработана Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося (см. Приложение 1).Мониторинг «Участие обучающихся в мероприятиях разного уровня» : концерты, конкурсы, фестивали (Приложение 2) 4. Список литературы. 1. Вольхина Е.Г., Дмитриева Н.С., Бессонова М.В. Образовательная программа для учащихся фольклорного отделения ДМШ и ДШИ (раздел «Танец»). Екатеринбург, 2003 г. 2 Гусев Г.П. «Народный танец». М., 2002г. 3 Иваницкий А.В. «Ритмическая гимнастика». М., Спорт, 1989. 4 КонороваЕ.В. «Методическое пособие по ритмике». М., 1998. 5 Лисицкая Н.С. «Гимнастика и танец». М., 1998. 6 Лифиц И.В. «Ритмика.», М., 1999 г. 7 Ткаченко Т. «Народный танец». М., 1987 г. 8 Яновская В. «Ритмика». М., 1998 г. 9 Бриске И.Э. «Хореография», Челябинск, 1995. 10 Боголюбская М.С. «Хореографический кружок». Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Министерство просвещения, 1990г, с изменениями. 11 Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». М., 1991. 12 Ваганова А. «Основы классического танца». Л., 1990. Приложение 1. Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося Проведение методики осуществляется в 2 этапа. На первом - учащимся предлагается по пятибалльной шкале отметить уровень определённых компетентностей, приобретенных в процессе освоения программы. Для этого обучающийся зачёркивает в верхней графе цифру, соответствующую той оценке, которую он готов себе поставить. На втором этапе педагог в нижней графе отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося. Анкета для первого года обучения Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, на занятиях хореографией в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая). 1 Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) 2 Знаю специальные термины, используемые на занятиях. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Научился выполнять изученные элементы народного танца. 1 2 3 4 1 2 3 4 5 4 Научился самостоятельно выполнять пластические этюды на передачу различных образов. Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях 1 2 3 4 5 5 Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач. 1 2 3 4 5 6 3 5 7 8 1 Исполняю танцы технически верно и эмоционально выразительно. Выступил на отчетном концерте, как настоящий артист. 1 2 2 3 3 4 4 5 5 Анкета для второг года обучения Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, на занятиях хореографией в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая). 1 2 Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) 1 2 3 4 5 Знаю специальные термины, используемые на занятиях: релеве лян, ронд де жамб ан лер, 1 2 3 4 5 гран жете, лэй аут, фолс, слайд. Освоил исполнение изученных приемов современного и народного танцев 1 2 3 4 3 5 Научился исполнять танцевальную импровизацию по заданную музыку в паре и вгруппе 1 2 3 4 5 4 Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях 1 2 3 4 5 5 Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач. 1 2 3 4 5 6 7 Исполняю танцы технически верно и 1 2 3 4 5 мероприятия (могут меняться названия) Фестиваль Маяковские сезоны Концерт ко Дню Победы 3 май апрель апрель 2 Фестиваль Виктория март 1 Весенний концерт февраль Выступил на отчетном концерте, как настоящий артист. Концерт к 23 февраля январь декабрь Фестиваль Зимние узоры Рождественские колядки ноябрь октябрь октябрь День матери концерт Концерт ко дню учителя Концерт в Доме ветеранов Ф.И.О. сентябрь 8 День Знаний эмоционально выразительно. 4 5 Приложение 2 Мониторинг «Участие обучающихся в мероприятиях разного уровня» (концерты, конкурсы, фестивали)