Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Хореография (базовый уровень)

2. Комплекс основных характеристик программы
2.1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана с учетом Федерального Закона Российской
Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам"; Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно - эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устава
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 64; локальных нормативных актов МАОУ
СОШ №64.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы направлено на
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии
посредством искусства хореографии; развитие творческих способностей;
формирование знаний и практических навыков в области
хореографического искусства; формирование устойчивой мотивации
обучающегося к занятию хореографией.
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы обусловлена особенностью современной
ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в
воспитании подрастающего поколения, в формировании его
мировоззрения.
Учитывая запросы со стороны родителей на программы художественного
развития детей, с целью художественно - эстетического воспитания, в
рамках школы, наряду с основной образовательной программой, создано
объединение дополнительного образования «Хореография».
В условиях развития современного общества важно научить ребёнка
нравственной устойчивости: делать правильный выбор в ситуации
неопределённости, отличать прекрасное от безобразного, строить свою
жизнь по законам добра и красоты. Сегодня в значительной мере
возрастает ценность и значимость художественно-эстетического
воспитания детей. Искусство хореографии тесно связывает духовную и
физическую культуру. Танцевать полезно в любом возрасте. Занятия
танцем укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию, учат
управлять своим телом, снимают напряжение, положительно влияют на
развитие интеллекта, дисциплинируют, а также воспитывают толерантное
отношение к культуре разных народов и стран, их традициям и
особенностям. В процессе учебной, постановочной работы, репетиций,

обучающиеся приучаются к сотворчеству, развивают художественное
воображение, ассоциативную память, творческие способности, осваивают
музыкально - танцевальную природу искусства, развивают творческую
инициативу, умение передать движением музыку и содержание образа.
Программный материал даёт возможность знакомиться и осваивать разные
жанры хореографического искусства, привлекать высокохудожественное
музыкальное сопровождение: классическую, народную, современную
музыку.
Отличительные особенности программы.
Занятия проходят по группам, являющимися основным составом ансамбля
танца «Маленькая страна» при МАОУ СОШ № 64. Группы смешанного
состава-девочки и мальчики. Преподаватели, придерживаясь содержания
программы, могут творчески подходить как к проведению занятий, так и к
постановочной работе, руководствуясь изложенными далее воспитательными целями и конкретными условиями. На дополнительных занятиях
«Репертуар ансамбля» могут прорабатываться отдельные партии солистов
концертных номеров, проводиться сводные репетиции, подготовка к
концертам, фестивалям, конкурсам с изменением состава групп.
Содержание, программы может заменяться другим, аналогичным по
степени сложности в соответствии с особенностями обучающихся.
Несмотря на то, что программа разделена на отдельные тематические
части, в связи со спецификой занятий хореографией, границы являются
условными: на одном занятии могут изучаться элементы классического,
народного танца, исполняться задания по актерскому мастерству.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья для занятий хореографией и освоившие
ознакомительный уровень дополнительной общеобразовательной
программы «Хореография».
Адресат программы. Программа рассчитана на 3 года обучения детей в
возрасте от 8-12 лет. Возрастные особенности обучающихся учитываются
педагогом при выборе методов обучения и развития, при отборе
содержания программного материала.
В младшем детском возрасте ведущая деятельность – игровое учение. Это
возраст, когда ребёнок охотно и успешно осваивает разнообразные виды
деятельности. Именно поэтому данный возраст наиболее приемлем для
начала обучения, для «вхождения» в программу. На этом этапе (1 год
обучения) удаётся сформировать большинство базовых умений и навыков,
развить интерес к дальнейшим занятиям.
Кроме того и сама организационная форма детского коллектива –
ансамбль, требует развития навыков взаимодействия в процессе
совместного творчества.
На занятиях много внимания уделяется созданию доверительной
атмосферы, предполагающей максимальное удовлетворение базовых
потребностей возраста. Младший школьный возраст – это потребность в
уважении.
Кроме того, программа предоставляет ребёнку возможность для наиболее
широкой самостоятельности в применении сформированных знаний,

умений, качеств. Это происходит в процессе участия в праздниках, в
концертных и конкурсных выступлениях, в самостоятельной работе в
процессе занятий.
Большое внимание программа уделяет игровому методу. Основная задача
при организации игровой деятельности – включение всех детей в игру,
создание условий для развития не только певческих навыков, но и
коммуникативных качеств, актерских способностей, культуры исполнения.
Важно отметить, что в процессе обучения учитываются и возрастные
физиологические особенности. В коллективе выделяется группа
мальчиков, с которой ведётся отдельная работа, с учётом физиологии,
лексики, готовятся отдельные концертные постановки. Музыкальноэстетическое развитие обучающихся предполагает не только рост
эмоционально-эстетической
культуры
и
поисково-творческих
возможностей, не только накопление исполнительского опыта, но и
применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Критериями
успешности
является
результативность
участия
воспитанников в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Режим занятий.
Продолжительность 1 учебного часа – 45 минут. 10 минутный перерыв
после каждого часа занятий.
В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа с 10минутным перерывом. Во второй год обучения занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа с 10-минутными перерывами, дополнительно «Репертуар
ансамбля» 1 раз в неделю по 2 часа с 10-минутными перерывом. В третий
год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10минутными перерывами и дополнительно «Репертуар ансамбля» 1 раз в
неделю по 2 часа с 10-минутными перерывом.
Объём общеразвивающей программы.
Годовая нагрузка:
- первого года обучения- 144 академических часа.
- второго года обучения -144 академических часа. «Репертуар ансамбля»
72 часа
-третьего года обучения -144 академических часа. «Репертуар ансамбля»
72 часа.
Срок освоения программы-3 года.
Уровневость. Данная программа базового уровня. Является
логическим продолжением дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы объединения «Хореография»
ознакомительного уровня (в рамках платных образовательных услугах).
По завершению освоения программы базового уровня, обучающийся имеет
возможность продолжить обучение по программе «Хореография»
продвинутого (углубленного) уровня.
Формы обучения –групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий-групповое занятие: теоретическое и практическое;
открытый урок;

постановочно – репетиционная работа над концертным номером; массовое
занятие – сводные репетиции ансамбля танца «Маленькая
страна»;концертные и конкурсно-фестивальные выступления; экскурсия посещение выступлений танцевальных коллективов.
Формы подведения результатов. Качественная оценка педагогом работы
учащегося на занятии; самостоятельный анализ достигнутых результатов
учащимся; открытое занятие; участие в концерте; отчетный (в конце
учебного года) концерт.
2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: создание условий для развития познавательных и
творческих способностей обучающихся посредством освоения знаний и
практических навыков в области хореографического искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
-приобретение знаний в области хореографического искусства, изучение
истории танцевальной культуры, культуры народов мира;
-отработка исполнительских навыков.
-обучение воспитанников приёмам самостоятельной и коллективной
работы;
Развивающие:
-развитие творческого мышления детей; эмоционально-ценностного и
коммуникативного опыта.
-формирование сценической культуры и художественного вкуса;
Воспитательные:
-формирование общей культуры ребёнка, толерантности, способности
адаптироваться в современном обществе;
-воспитание у детей активности и самостоятельности общения;
умения контролировать своё поведение, рефлексия своих действий.
2.3.Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план. Первый год обучения.
№

Тема

Количество часов
Всего

Теория

практика

Формы
контроля

Раздел 1: Введение
1

Правила техники
безопасности.
Основные
правила
поведение в
танцевальном
зале. Постановка

2

1

1

Беседа.
Наблюдение

корпуса.
Танцевальное
приветствие
«поклон».
Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата
2

Развитие опорнодвигательного
аппарата

6

-

6

Наблюдение

3

Партерная
гимнастика

12

-

12

Наблюдение

Раздел 3: Элементы классического танца
4

Элементы
классического
танца.

32

8

24

Наблюдение

Раздел 4: Элементы народного танца
5

Элементы
русского
народного танца

38

9,5

28,5

Наблюдение

6

Открытый урок.

2

-

2

Контрольное
упражнение
Анализ
результатов

Раздел 6: Мастерство актера.
7

Мастерство
актера.

2

0,5

1,5

Наблюдение

Раздел 7: Работа над репертуаром ансамбля
8

Постановочно –
репетиционная
работа над
концертным
номером

28

7

21

Наблюдение

9

Сводные
репетиции
ансамбля.

6

1,5

4,5

Наблюдение

10

Участие в
концертах и
фестивалях.

10

2,5

7,5

Наблюдение
Анализ
результатов

11

Участие в
отчетном
концерте

2

0,5

1,5

Наблюдение
Анализ
результатов

Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве
12

Беседы о
2
хореографическом
искусстве

0,5

1,5

Беседа

13

Итоговое Занятие

0,5

1,5

Анализ
результатов,
Наблюдение,
рефлексия
(опрос)

31,5

112,5

2

Всего 144

Учебный (тематический) план. Второй год обучения.
№

Тема

Количество часов
Всего

Теория

практика

Формы
контроля

Раздел 1: Введение
1

Правила
техники
безопасности.
Основные
правила
поведение в
танцевальном
зале.

2

1

1

Беседа.

2

Постановка
корпуса.
Танцевальное
приветствие
«поклон».

2

0,5

1,5

Наблюдение

Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата
3

Развитие
опорнодвигательного
аппарата

20

-

20

Наблюдение

4

Партерная

14

-

14

Наблюдение

гимнастика
Раздел 3: Элементы классического танца
5

Элементы
классического
танца.

36

9

27

Наблюдение

Раздел 4: Элементы народного танца
6

Элементы
36
русского
народного танца

9

27

Наблюдение

7

Открытый урок.

-

2

Контрольное
упражнение
Анализ
результатов

2

Раздел 6: Мастерство актера.
8

Мастерство
актера.

4

1

3

Наблюдение

Раздел 7: Работа над репертуаром ансамбля
9

Постановочно –
репетиционная
работа над
концертным
номером

24

6

18

Наблюдение

10

Постановочно –
репетиционная
работа над
концертным
номером

34

8,5

25,5

Наблюдение

11

Сводные
репетиции
ансамбля.

4

-

4

Наблюдение

12

Подготовка к
участию в
концертах и
фестивалях.

22

3

19

Наблюдение

13

Участие в
концертах и
фестивалях.

8

0,5

7,5

Наблюдение
Анализ
результатов

14

Участие в
отчетном
концерте

2

-

2

Наблюдение
Анализ
результатов

Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве
15

Творчество
2
ансамбля
народного танца
имени Игоря
Моисеева.

0,5

1,5

Беседа

16

Посещение
выступления
танцевального
коллектива.

2

0,5

1,5

Беседа

17

Итоговое
Занятие

2

0,5

1,5

Анализ
результатов,
Наблюдение,
рефлексия
(опрос)

40

176

Итого
Основная
программа

144

Репертуар
ансамбля

72

Всего 216
Учебный (тематический) план. Третий год обучения.
№

1

Наименование
разделов и тем.

Правила
техники
безопасности.
Основные
правила
поведение в
танцевальном
зале.

Количество часов
Всего

Теория

практика

Раздел 1: Введение
2
0,5
1,5

Формы
контроля

Беседа.
Наблюдение

2

3

4

Постановка
корпуса.
Танцевальное
приветствие
«поклон».

4

1

3

Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата
Развитие
18
18
Наблюдение
опорнодвигательного
аппарата
Партерная
гимнастика

10

-

10

Наблюдение

5

Раздел 3: Элементы классического танца
Элементы
18
4,5
13,5
Наблюдение
классического
танца.

6

Раздел 4: Элементы народного танца
Элементы
20
5
15
народного танца

7

Наблюдение

Раздел 5: Элементы современной хореографии
Джаз танец
22
5,5
16,5
Наблюдение
Раздел 6: Мастерство актера.

8

Мастерство
актера

8

2

6

Наблюдение

Раздел 7: Работа над репертуаром ансамбля
9

Постановочно –
репетиционная
работа над
концертным
номером

28

7

21

Наблюдение

10

Постановочно –
репетиционная
работа над
концертным
номером

16

4

12

Наблюдение

11

Постановочно –
репетиционная
работа над

32

8

24

Наблюдение

концертным
номером
12

Сводные
репетиции
ансамбля.

4

-

4

Наблюдение

13

Подготовка к
участию в
концертах и
фестивалях.

16

1,5

14,5

Наблюдение

14

Участие в
концертах и
фестивалях.

6

1

5

Наблюдение
Анализ
результатов

15

Открытый урок

2

-

2

Контрольное
упражнение
Анализ
результатов

16

Отчетный
концерт

2

-

2

Наблюдение
Анализ
результатов

16

17

18

19

Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве
2
Беседа
Просмотр видео 2
«Глаза в глаза с
Аллой
Сигаловой».
2
Беседа
Просмотр видео 2
- материалов по
современному
танцу
Посещение
2
2
Беседа
выступления
танцевального
коллектива.
Итоговое
Занятие

2

Итого
Основная

144

0,5

1,5

40,5

175,5

Анализ
результатов,
Наблюдение,
рефлексия
(опрос)

программа
Репертуар
ансамбля

72
Всего 216

Содержание учебного (тематического) плана.
Первый год обучения
Раздел 1: Введение
Тема: Правила техники безопасности. Основные правила поведение в
танцевальном зале. Постановка корпуса. Танцевальное приветствие
«поклон».
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Объяснение
особенностей правил поведения в танцевальном зале. Постановка корпуса
по Iсвободной, I, II и III позициям. Танцевальное приветствия «поклон».
Практика: Беседа с обучающимися с использованием наводящих вопросов
о правилах техники безопасности. Разминка. Выполнение упражнения
«Постановка корпуса» и танцевального приветствия «Поклон». Разминка.
Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата
Тема: Развитие опорно-двигательного аппарата
Практика: Разминка. Выполнение упражнений для шеи, головы,
плечевого пояса, подвижности корпуса. Упражнения для ног и развития
пластичности и выразительности рук.
Тема: Партерная гимнастика
Практика: Разминка. Упражнения «Сокращение стоп», «Подъем ноги с
сокращением стопы», «Складка», «Буратино», «Мостик», «Звездочка»
«Французская лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты» с группировкой
и без, «Растяжка»
Раздел 3: Элементы классического танца.
Тема: Элементы классического танца.
Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом
проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и
выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с
движениями рук и головы. Понятие Anfaсe.
Элементы: V позиция ног, постановка корпуса в V позиции;
Releve по V позиции лицом к станку;
«Preparation» для упражнений выполняемых боком к станку;
Demiplie, grandplie по I, и II позиции боком к станку;
Battementtendu из I позиции вперед, в сторону и назад боком к станку;
Battementtendujette из I позиции вперед, в сторону и назад боком к станку;
Rond de jambe par terre en dehorsи en dedans бокомкстанку;
Battementfondu в сторону, вперед и назад лицом к станку;
Relevelent на 45*из I позиции вперед, в сторону и назад боком к станку;
Pasdebourre из V позиции лицом к станку;

Grandbattement в сторону и назад на 90* из I позиции лицом к станку;
Tourchaines по диагонали в быстром темпе с работой рук и головы;
Tourpique по диагонали с работой рук и головы, в умеренном темпе;
Подготовка к Grandjette по диагонали;
Releve по I, II позициям на середине;
PasBalancé
Пирует из II позиции на середине;
Soute по I, II, V позициям;
Echappe из V во II позицию;
Второе Portdebras;
Практика: Выполнение по показу педагога элементов классического танца
в медленном и умеренном темпе.
Раздел 4: Элементы народного танца
Тема: Элементы русского народного танца
Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом
проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и
выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с
движениями рук и головы. Особенности характерной выразительности
исполнения русского народного танца.
Элементы русского народного танца: Поклон в русском народном танце,
девичий хороводный шаг, гармошка, одинарный притоп, тройной притоп,
одинарная дробь, дробное выстукивание «Трилистник», одинарный ключ,
подготовка к веревочке, веревочка, ковырялочка без подскока, моталочка
на месте, припадание по III позиции на месте, припадание по III позиции в
продвижении, Мужские элементы русского народного танца: «Хлопушки».
Практика: Разминка. Выполнение упражнений по теме «Элементы
русского народного танца» Танцевальные комбинации из проученных
элементов.
Тема: Открытый урок.
Практика: Исполнение пройденного материала в присутствие зрителей:
родителей, педагогов, обучающихся из других групп.
Раздел 6: Мастерство актера.
Тема: Мастерство актера.
Теория: Средства пластической выразительности. Понятие импровизационная деятельность
Практика: Игровые тренинги дляразвития эмоциональной
выразительности исполнения.
Раздел 7:Работа над репертуаром ансамбля
Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером.
Теория: Танцевальный номер в стиле русского народного танца
Практика: Разминка. Разучивание женских и мужских комбинаций из
танцевального номера в русском стиле. Работа с солистами. Работа с
рисунками танца. Работа с реквизитом. Работа над уровнем технического
исполнения комбинаций русского танца. Работа над уровнем
эмоционального исполнения комбинаций русского танца.
Тема: Участие в праздничном концерте.

Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности
исполнения танца на сцене в присутствии зрителей.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей.
Тема: Участие в фестивале
Теория: Особенности исполнения танца на сцене в рамках конкурса.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей и жюри
фестиваля.
Тема: Сводная репетиция ансамбля
Теория: Особенности индивидуальной и групповой работы в процессе
сводной репетиции.
Практика: Участие в сводной репетиции ансамбля
Тема: Участие в отчетном концерте.
Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности
исполнения танца на сцене в присутствии зрителей.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей.
Раздел 8:Беседы о хореографическом искусстве
Тема: Беседы о хореографическом искусстве
Теория: Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Практика: Просмотр и обсуждение фрагментов балета «Лебединое озеро».
Тема: Итоговое Занятие
Практика: Просмотр и обсуждение номеров отчетного концерта ансамбля.
Самостоятельный анализ обучающихся уровня определённых
компетентностей, приобретенных им в процессе освоения программы.
Второй год обучения
Раздел 1: Введение
Тема: Правила техники безопасности. Основные правила поведение в
танцевальном зале.
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Объяснение
особенностей правил поведения в танцевальном зале.
Практика: Беседа с обучающимися с использованием наводящих вопросов
о правилах техники безопасности. Разминка.
Тема: Постановка корпуса. Танцевальное приветствие «поклон».
Теория: Постановка корпуса по Iсвободной, I, II и III позициям.
Танцевальное приветствия «поклон».
Практика: Выполнение упражнения «Постановка корпуса» и
танцевального приветствия «Поклон». Разминка.
Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата
Тема: Развитие опорно-двигательного аппарата
Практика: Разминка. Выполнение упражнений для шеи, головы,
плечевого пояса, подвижности корпуса. Упражнения для ног и развития
пластичности и выразительности рук.
Тема: Партерная гимнастика
Практика: Разминка. Упражнения«Сокращение стоп», «Подъем ноги с
сокращением стопы», «Складка», «Буратино», «Мостик», «Звездочка»
«Французская лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты» с группировкой
и без, «Растяжка»

Раздел 3: Элементы классического танца.
Тема: Элементы классического танца.
Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом
проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и
выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с
движениями рук и головы. Понятия Epaulementefface, Epaulementcroise
Элементы: IV позиция ног, постановка корпуса в IV позиции;
Releve по IV позиции лицом к станку;
Demiplie, grandplie по V и IV позициям лицом к станку;
Battementtendu из V позиции вперед, в сторону и назад лицом к станку;
Battementtendujette из V позиции вперед, в сторону и назад лицом к станку;
Rond de jambe par terre en dehorsи en dedans в demi plieбокомкстанку;
Battementfondu в сторону, вперед и назад боком к станку;
Battementfrappe в сторону, вперед и назад лицом к станку;
Relevelent на 60*из V позиции вперед, в сторону и назад боком к станку;
Developе на 90* вперед, в сторону, назад лицом к станку;
Grandbattement вперед, в сторону и назад на 90* из I позиции боком к
станку;
Tourpique по диагонали с работой рук и головы, в быстром темпе;
Grandjette по диагонали;
Pasdebourre из V позиции на середине;
Releve по V позиции на середине;
Пирует из V позиции на середине;
Echappe из V в IV позицию;
Glissade;
Assemble;
Третье Port de bras;
Практика: Выполнение по показу педагога элементов классического танца
в медленном и умеренном темпе.
Раздел 4: Элементы народного танца
Тема: Элементы русского народного танца
Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом
проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и
выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с
движениями рук и головы. Особенности характерной выразительности
исполнения русского народного танца.
Элементы русского народного танца: Поклон в русском народном танце,
переменный шаг, каблучный шаг, синкопированный бег, дробь «Горошек»,
двойная дробь.синкопированная дробь, двойной ключ, «Молоточки»,
ковырялочка с подскоком, моталочка в продвижении по диагонали,
припадание по III позиции на месте, припадание по III позиции в повороте,
положение рук в паре, парные комбинации, трюковой элемент «Карусель».
Мужские элементы русского народного танца: «Хлопушки
синкопированные», присядка. Танцевальные комбинации из проученных
элементов.

Практика: Разминка. Выполнение упражнений по теме «Элементы
русского народного танца» Танцевальные комбинации из проученных
элементов.
Тема: Открытый урок.
Практика: Исполнение пройденного материала в присутствие зрителей:
родителей, педагогов, обучающихся из других групп.
Раздел 6: Мастерство актера.
Тема: Мастерство актера.
Теория: Средства пластической выразительности. Понятие импровизационная деятельность
Практика: Игровые тренинги дляразвития эмоциональной
выразительности исполнения.
Раздел 7:Работа над репертуаром ансамбля
Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером.
Теория: Славянская мифология – праздник «Масленница». Обычаи и
традиции праздника.
Практика: Разучивание женских и мужских комбинаций из танцевального
номера в русском стиле. Работа с солистами. Работа с рисунками танца.
Работа с реквизитом. Работа над уровнем технического исполнения
комбинаций русского танца. Работа над уровнем эмоционального
исполнения комбинаций русского танца.
Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером.
Теория: Славянская мифология – праздник «Иван купала». Обычаи и
традиции праздника.
Практика: Разучивание женских и мужских комбинаций из танцевального
номера в русском стиле. Работа с солистами. Работа с рисунками танца.
Работа с реквизитом. Работа над уровнем технического исполнения
комбинаций русского танца. Работа над уровнем эмоционального
исполнения комбинаций русского танца.
Тема: Подготовка к участию в концертах и фестивалях.
Практика: Повышение уровня исполнения танцевальных номеров.
Репетиция на сцене.
Тема: Участие в праздничном концерте.
Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности
исполнения танца на сцене в присутствии зрителей.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей.
Тема: Участие в фестивале
Теория: Особенности исполнения танца на сцене в рамках конкурса.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей и жюри
фестиваля.
Тема: Сводная репетиция ансамбля
Теория: Особенности индивидуальной и групповой работы в процессе
сводной репетиции.
Практика: Участие в сводной репетиции ансамбля
Тема: Участие в отчетном концерте.
Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности
исполнения танца на сцене в присутствии зрителей.

Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей.
о хореографическом искусстве
Тема:Раздел 8: Беседы Посещение выступления танцевального
коллектива.
Теория: Особенности поведения на мероприятии в качестве зрителя.
Практика: Просмотр и обсуждение выступления детского
хореографического коллектива.
Тема: Творчество ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
Теория: История и концертная деятельность ансамбля народного танца
имени Игоря Моисеева.
Практика: Просмотр и обсуждение фрагментов концерта ансамбля
народного танца имени Игоря Моисеева.
Тема: Итоговое Занятие
Практика: Просмотр и обсуждение номеров отчетного концерта ансамбля.
Самостоятельный анализ обучающихся уровня определённых
компетентностей, приобретенных им в процессе освоения программы.
Третий год обучения
Раздел 1: Введение
Тема: Правила техники безопасности. Основные правила поведение в
танцевальном зале. Постановка корпуса. Танцевальное приветствие
«поклон».
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Объяснение
особенностей правил поведения в танцевальном зале. Постановка корпуса
по Iсвободной, I, II и III позициям. Танцевальное приветствия «поклон».
Практика: Беседа с обучающимися с использованием наводящих вопросов
о правилах техники безопасности. Разминка. Выполнение упражнения
«Постановка корпуса» и танцевального приветствия «Поклон». Разминка.
Раздел 2: Развитие опорно–двигательного аппарата
Тема: Развитие опорно-двигательного аппарата.
Практика: Разминка. Выполнение упражнений для шеи, головы,
плечевого пояса, подвижности корпуса. Упражнения для ног и развития
пластичности и выразительности рук.
Тема: Партерная гимнастика.
Практика: Разминка. Упражнения«Сокращение стоп», «Подъем ноги с
сокращением стопы», «Складка», «Буратино», «Мостик», «Звездочка»
«Французская лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты» с группировкой
и без, «Растяжка»
Раздел 3: Элементы классического танца.
Тема: Элементы классического танца.
Теория: Принципы работы опорно-двигательного аппарата в каждом
проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и
выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с
движениями рук и головы.
Элементы: Releve по I, II, V, IV позициям боком к станку;
Demiplie, grandplie по V и IV позициям боком к станку;
Battementtendu из V позиции вперед, в сторону и назад боком к станку;

Battementtendujette из V позиции вперед, в сторону и назад боком к станку;
Battementfondu в сторону, вперед и назад боком к станку;
Battementfrappe в сторону, вперед и назад боком к станку;
Relevelent на 90*из V позиции вперед, в сторону и назад боком к станку;
Rond ногой по воздуху на 90*;
Developе на 90* вперед, в сторону, назад боком к станку;
Grandbattement вперед, в сторону и назад на 90* из V позиции боком к
станку;
Комбинация из вращений по диагонали в медленном темпе;
Комбинация Grandjette с работой рук и головы по диагонали;
Маленькие позы Efface и Croise на середине;
Releve по IV позиции на середине;
Пирует из IV позиции на середине;
Souteпо IV позиции;
Sissoneferme;
IArabesque;
Практика: Выполнение по показу педагога элементов классического танца
в умеренном темпе.
Раздел 4: Элементы народного танца
Тема: Элементы народного танца
Теория: Особенности постановки корпуса, работы рук, ног и головы в
народном танце.Принципы работы опорно-двигательного аппарата в
каждом проучиваемом элементе, важность контролирования натянутости и
выворотности ног, подтянутости корпуса, координации движений ног с
движениями рук и головы. Особенности характерной выразительности
исполнения народного танца.
Элементы: основное положение корпуса, основные положения рук,
основной ход, основные позы, выстукивающее, движения рук, с
одновременным перегибанием корпуса.
Практика: Разминка. Выполнение упражнений по теме «Элементы
народного танца». Комбинации из проученных элементов.
Раздел 5: Элементы современной хореографии
Тема: Джаз танец.
Теория: Особенности постановки корпуса, рук ног и головы в Джаз-танце,
понятия «центр тяжести тела», изоляция и полицентрия, мультипликация,
контракция и релиз, значение координации в джазовых движениях,
ритмические особенности исполнения движений. Понятие Frogposition. Tilt
Элементы джаз танца: Наклоны и повороты головы,
круговые движения головой,
sundari (смещение головы в шейных позвонках);
движения плечевым поясом;
движения грудной клеткой;
движения бедрами;
поза коллапса;
Позиции рук: Press-position, Jerkposition, положение кисти «Jazzhand»;
Flat back;
Body roll;

Roll down и roll up;
Спирали;
Перекаты;
Slide (скольжения);
Волны;
Кроссы (упражнения в продвижении);
Шаги в джаз-танце;
Практика: Выполнение по показу педагога элементов джаз танца в
умеренном темпе. Исполнение танцевальной комбинации на середине с
использованием приобретенных навыков.
Раздел 6: Мастерство актера.
Тема: Мастерство актера.
Теория: Средства пластической выразительности. Понятие импровизационная деятельность
Практика: Игровые тренинги дляразвития эмоциональной
выразительности исполнения. Импровизация на заданную тему.
Раздел 7:Работа над репертуаром ансамбля
Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером.
Практика: Разучивание женских и мужских комбинаций из танцевального
номера. Работа с солистами. Работа с рисунками танца. Работа с
костюмом. Работа над уровнем технического исполнения комбинаций
танца. Работа над уровнем эмоционального исполнения комбинаций танца.
Тема: Постановочно – репетиционная работа над концертным номером в
стиле современного танца.
Теория: Сюжетная линия номера.
Практика: Разучивание женских и мужских комбинаций из танцевального
номера. Работа с солистами. Работа с рисунками танца. Работа с
реквизитом. Работа над уровнем технического исполнения комбинаций
современного танца. Работа над уровнем эмоционального исполнения
комбинаций.
Тема: Открытый урок.
Практика: Исполнение пройденного материала в присутствие зрителей:
родителей, педагогов, обучающихся из других групп.
Тема: Подготовка к участию в концертах и фестивалях.
Практика: Повышение уровня исполнения танцевальных номеров.
Репетиция на сцене.
Тема: Участие в праздничном концерте.
Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности
исполнения танца на сцене в присутствии зрителей.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей.
Тема: Участие в фестивале
Теория: Особенности исполнения танца на сцене в рамках конкурса.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей и жюри
фестиваля.
Тема: Сводная репетиция ансамбля
Теория: Особенности индивидуальной и групповой работы в процессе
сводной репетиции.

Практика: Участие в сводной репетиции ансамбля
Тема: Участие в отчетном концерте.
Теория: Особенности поведения в пространстве сцены. Особенности
исполнения танца на сцене в присутствии зрителей.
Практика: Исполнение танца на сцене в присутствии зрителей.
Раздел 8: Беседы о хореографическом искусстве
Тема: Посещение выступления танцевального коллектива.
Теория: Особенности поведения на мероприятии в качестве зрителя.
Практика: Просмотр и обсуждение выступления детского
хореографического коллектива.
Тема: Просмотр видео «Глаза в глаза с Аллой Сигаловой».
Практика: Просмотр видео «Глаза в глаза с Аллой Сигаловой.»
Тема: Просмотр видео - материалов по современному танцу
Практика: Просмотр видео - материалов по современному танцу
Тема: Итоговое Занятие
Практика: Просмотр и обсуждение номеров отчетного концерта ансамбля.
Самостоятельный анализ обучающихся уровня определённых
компетентностей, приобретенных им в процессе освоения программы.
2.4. Планируемые результаты первого года обучения.
Метапредметные:
-проявляют устойчивый интерес и уважение к искусству, традициям
народов и достижениям мировой культуры;
-расширяют эстетический кругозор;
-понимают ценность отечественного искусства;
-осваивают духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в
произведениях искусства;
-умеют организовать свое рабочее пространство;
-доводят до конца начатую творческую работу.
Личностные:
-развивается индивидуальный творческий потенциал ребёнка;
умения и навыки познания и самопознания через искусство; компетенции
самоконтроля, самовоспитания;
-учащиеся получают неповторимый эстетический опыт; учатся
взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей.
-формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству и к
жизни;
-развивается эстетический вкус.
Предметные:
-знают правила постановки корпуса; рук в классическом танце; термины
классического танца;
-осваивают исполнение классического экзерсиса у станка в I позиции
лицом и боком к станку; навык выворотного положения ног; исполнение
элементов русского народного танца;
-исполняют импровизацию на заданную тему в пластическом этюде.
Планируемые результаты второго года обучения.

Метапредметные:
-проявляют устойчивый интерес и уважение к искусству, традициям
народов и достижениям мировой культуры;
-расширяют эстетический кругозор;
-понимают ценность отечественного искусства;
-осваивают духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в
произведениях искусства;
-умеют организовать свое рабочее пространство;
-доводят до конца начатую творческую работу, добиваясь задуманного
результата.
Личностные:
-развивается индивидуальный творческий потенциал ребёнка;
умения и навыки познания и самопознания через искусство; компетенции
самоконтроля, самовоспитания;
-учащиеся получают неповторимый эстетический опыт; учатся
взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей.
-формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству и к
жизни;
-развивается эстетический вкус.
Предметные:
-осваивают исполнение классического экзерсиса у станка в V позиции
лицом и боком к станку;
-знают правила постановки корпуса; рук в классическом танце; термины
классического танца;
-исполняют танцевальную комбинацию в паре; этюд в русском характере;
исполняют импровизацию на заданную тему в пластическом этюде.
Планируемые результаты третьего года обучения.
Метапредметные:
-проявляют устойчивый интерес и уважение к искусству, традициям
народов и достижениям мировой культуры;
-расширяют эстетический кругозор;
-понимают ценность отечественного искусства;
-осваивают духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в
произведениях искусства;
-умеют организовать свое рабочее пространство;
-доводят до конца начатую творческую работу, добиваясь задуманного
результата.
Личностные:
-развивается индивидуальный творческий потенциал ребёнка;
умения и навыки познания и самопознания через искусство; компетенции
самоконтроля, самовоспитания;
-учащиеся получают неповторимый эстетический опыт; учатся
взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей.

-формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству и к
жизни;
-развивается эстетический вкус.
Предметные:
-осваивают исполнение классического экзерсиса у станка в V позиции
лицом и боком к станку и на середине;
-знают правила постановки корпуса; рук в классическом танце; дополняют
термины классического танца;
-исполняют танцевальную лексику разных народов; этюды в характере
разных народов;
- знакомятся с элементами джаз танца: джазовые позиции рук,
-исполняют импровизацию на заданную тему в пластическом этюде (джаз
танец).
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение
-Класс хореографии для занятий оборудован зеркалами,
хореографическими станками,
-фортепиано;
-скамейки;
-коврики для занятий;
-реквизит для танцевальных номеров;
-комплекты костюмов для танцевальных номеров;
-каблучная обувь для народно-сценического танца.
Информационное обеспечение
-музыкальный центр;
-ноутбук;
-аудиоматериалы по темам;
-видеоматериалы по теме «Беседы о хореографическом искусстве»;
-видеоматериалы концертных и фестивальных выступлений ансамбля
танца «Маленькая страна»
-методическая литература.
Актовый зал: ноутбук, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая
аппаратура, микшерский пульт, колонки (2 шт.), мультимедиа.
Кадровое обеспечение.
Программу реализуют педагоги:
-Маркина Алла Валериевна. Квалификационная категория –высшая.
Дисциплины: классический танец, народно-сценический танец,
современный танец.
-Четков Павел Владимирович. Квалификационная категория –высшая.

Занятия с группой мальчиков, народно - сценический танец.
-Бессонова Марина Валериевна. Квалификационная категория – первая.
Занятия народно-сценическим танцем.
Методические материалы
Для успешной реализации программы применяются разнообразные
методы обучения:словесные,наглядные,объяснительноиллюстративные,практические,игровые…В работе используется
разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются
различные формы и методы организации учебного процесса. На занятиях
педагог использует систему методов:
-метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;
-метод организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности;
-метод контроля и самоконтроля .Для того, чтобы ребенок, наделенный
способностью и тягой к творчеству, развитию своих хореографических
способностей, мог овладеть умениями и навыками искусства,
самореализоваться в творчестве, научиться через движение передавать
внутреннее эмоциональное состояние, используются различные
педагогические технологии:
-Личностно-ориентированный подход – когда педагог учитывает
творческие данные ребёнка, оценивает рост конкретной
личности; создает теплые взаимоотношения в коллективе.
-Здоровьесберегающая технология реализуется следующим образом:
проводятся упражнения на релаксацию, на снятие физического
напряжения.
-Игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся. Игра
должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального и
хореографического развития ребенка. Игровая форма организации
занятий, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра
расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует
отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
-Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает
интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным,
интересным и запоминающимся. Привнести в учебной процесс помогают
аудио, видео материалы, привлекаются возможности интернета. Анализ
собственных выступлений.
-Импровизация Учащиеся сочиняют этюды на заданную тему.
-Портфолио учащихся используется для того, чтобы учитывать их
индивидуальные достижения. Весь собранный материал стимулирует
воспитанников повышать учебную мотивацию и личную самооценку.
Имеются :инструкции по технике безопасности; аудиоматериалы по
темам; видеоматериалы по теме «Беседы о хореографическом
искусстве»; методическая литература.

3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы.
Для изучения результатов освоения программы разработана Карта
самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности
учащегося (см. Приложение 1).Мониторинг «Участие обучающихся в
мероприятиях разного уровня» : концерты, конкурсы, фестивали
(Приложение 2)

4. Список литературы
1. Вольхина Е.Г., Дмитриева Н.С., Бессонова М.В. Образовательная
программа для учащихся фольклорного отделения ДМШ и ДШИ
(раздел «Танец»). Екатеринбург, 2003 г.
1 Гусев Г.П. «Народный танец». М., 2002г.
2 Иваницкий А.В. «Ритмическая гимнастика». М., Спорт, 1989.
3 КонороваЕ.В. «Методическое пособие по ритмике». М., 1998.
4 Лисицкая Н.С. «Гимнастика и танец». М., 1998.
5 Лифиц И.В. «Ритмика.», М., 1999 г.
6 Ткаченко Т. «Народный танец». М., 1987 г.
7 Яновская В. «Ритмика». М., 1998 г.
8 Бриске И.Э. «Хореография», Челябинск, 1995.
9 Боголюбская М.С. «Хореографический кружок». Сборник программ
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Министерство просвещения, 1990г, с изменениями.
10 Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». М.,
1991.
11 Ваганова А. «Основы классического танца». Л., 1990.

Приложение №1.
Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом
компетентности учащегося
Проведение методики осуществляется в 2 этапа. На первом - учащимся
предлагается

по

пятибалльной

шкале

отметить

уровень

определённых

компетентностей, приобретенных в процессе освоения программы. Для этого
обучающийся зачёркивает в верхней графе цифру, соответствующую той оценке,
которую он готов себе поставить. На втором этапе педагог в нижней графе
отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося.
Анкета для первого года обучения
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты
получил, на занятиях хореографией в этом учебном году и зачеркни
соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
1

2

3

4

5

1

Освоил теоретический материал по разделам и
темам программы (могу ответить на вопросы
педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на
занятиях: V позиция ног, деми и гран плие,
Батман тандю, ронд де жамб партер, батман
фондю, шене, соте

1

2

3

4

3

Научился выполнять изученные элементы
русского народного танца:Поклон в русском
народном танце, переменный шаг, гармошка,
одинарная дробь, «Веревочка», «Припадание»
«Моталочка» «Ковырялочка без подскока,
«Хлопушки»

Умею выполнить упражнения: «Складка»,
«Буратино», «Мостик», «Звездочка» «Французская
лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты»

1

2

3

4

5

4

Научился самостоятельно выполнять пластические
этюды на передачу различных образов.

1

2

3

4

5

5

5

Могу научить других тому, чему научился сам на
занятиях

1

2

3

4

5

6

Научился сотрудничать с ребятами в решении
поставленных задач.

1

2

3

4

5

7

Исполняю танец технически верно и
эмоционально выразительно.

1

2

3

4

5

8

9

Выступил на отчетном концерте, как
настоящий артист.

1

2

3

4

5

Анкета для второго года обучения
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты
получил, на занятиях хореографией в этом учебном году и зачеркни
соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
1

2

3

4

5

1

Освоил теоретический материал по разделам и
темам программы (могу ответить на вопросы
педагога)

Знаю специальные термины, используемые на
занятиях: круазе, эффасе, 4 позиция ног, батман
фраппе, релевелян, па де бурре, тур пике

1

2

3

4

5

2

1

2

3

4

3

Научился выполнять изученные элементы
русского народного танца:Поклон в русском
переменный шаг, двойная дробь, «Трилистник»,
«Одинарный ключ», «Молоточки», «Моталочка»
«Ковырялочка с подскоком, «Хлопушки»

Умею выполнить упражнения: «Складка»,
«Буратино», «Мостик», «Звездочка» «Французская
лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты»

1

2

3

4

5

4

5

Научился самостоятельно выполнять пластические

1

2

3

4

5

5

этюды на передачу различных образов.

Могу научить других тому, чему научился сам на
занятиях

1

2

3

4

5

6

Научился сотрудничать с ребятами в решении
поставленных задач.

1

2

3

4

5

7

Исполняю танцы технически верно и
эмоционально выразительно.

1

2

3

4

5

8

9

Выступил на отчетном концерте, как
настоящий артист.

1

2

3

4

5

Анкета для третьего года обучения
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты
получил, на занятиях хореографией в этом учебном году и зачеркни
соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).

1

2

Освоил теоретический материал по разделам и
темам программы (могу ответить на вопросы
педагога)

Знаю специальные термины, используемые на
занятиях: Девлопе, Гран жете, арабеск, пор

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

де бра, ферме;

3

Научился выполнять изученные элементы
современного и народного танцев.

4

Научился выполнять изученные элементы джаз
танца:флэтбэк, ролл даун, ролл ап,

перекаты, слайды, волны.
5

Умею выполнить упражнения: «Складка»,

5

«Буратино», «Мостик», «Звездочка» «Французская
лягушка», «Улитка», «Березка», «Перекаты»

Научился самостоятельно выполнять пластические
этюды на передачу различных образов.

1

2

3

4

5

6

Могу научить других тому, чему научился сам на
занятиях

1

2

3

4

5

7

Научился сотрудничать с ребятами в решении
поставленных задач.

1

2

3

4

5

8

Исполняю танцы технически верно и
эмоционально выразительно.

1

2

3

4

5

9

1

2

3

4

5

Выступил на отчетном концерте, как настоящий
артист.

Приложение № 2

май

апрель

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Ф.И.О.

октябрь

Мониторинг «Участие обучающихся в мероприятиях разного уровня»
(концерты, конкурсы, фестивали)
сентябрь

10

Фестиваль Маяковские
сезоны
Концерт ко Дню
Победы

Фестиваль Виктория

Весенний концерт

Концерт к 23 февраля

Рождественские
колядки

Фестиваль Зимние узоры

День матери концерт

Концерт ко дню
учителя
Концерт в Доме
ветеранов

День Знаний

мероприятия (могут
меняться названия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».