Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Фольклорный ансамбль

1

2. Комплекс основных характеристик.
2.1. Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа разработана с учетом Федерального Закона Российской
Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"; Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования
детей»;
Устава
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
64; локальных нормативных актов МАОУ СОШ №64.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы продиктована необходимостью воспитания
цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности,
защиты и развития ее духовности.
Программа «Фольклорный ансамбль» направлена на создание детского
фольклорного ансамбля с разнообразным песенным материалом на основе
народной певческой культуры.
Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно –
политические, экономические, социальные преобразования, сменились
ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных
форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального
творчества в эстетическом воспитании обучающихся. Несмотря на
общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей,
большинство обучающихся, особенно городских, воспринимают народную
музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика
звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у
современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на
восприятие массовой музыкальной культуры.
Сегодня остро стоит
проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре.
Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы
закладываем фундамент национального мышления, которое формирует
основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к
историческим памятникам, к фольклору.
Главное место в фольклоре,
безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена
жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного
фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего
народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на
жизнь. Народное пение- это вид музыкального искусства, в котором
объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкальнопоэтическое творчество, история.
2

Программа «Фольклорный ансамбль» опирается на достижения
русского
вокально- хорового исполнительства и традиции певческой
этнопедагогической и музыковедческой российской школы. Программа
направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни,
танца, инструментальной музыки (обучение игре на ложках, свистульках,
бубнах, трещотках), народнопоэтического творчества, игры и костюма.
Набор в кружок производится по желанию обучающихся. В программные
занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание
содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем
собственной активности, творческой деятельности каждого ученика,
повышение уровня художественного воспитания способствующего
выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство. Учебный
репертуар программы включает
лучшие образцы песенно-игрового
фольклора.
Основой для написания программы стала комплексная образовательная
программа «Соловушки» для учащихся фольклорного отделения ДМШ и
ДШИ, разработанная коллективом преподавателей ДМШ № 11 (Вольхиной
Е.Г., Вольхиной А.В., Дмитриевой Н.С., Теличкиной И.В.).
Используемые разделы: народное творчество, танец, хор, народный костюм,
вокал.
Изучение народных песен в программе осуществляется в их взаимосвязи с
традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах
и обрядах которого важное значение имело участие детей и подростков.
Такой подход вводит детей в мир фольклора как в особое этнокультурное
пространство и способствует формированию целостных представлений о
русском фольклоре, народном миропонимании этических и эстетических
ценностей.
Отличительная особенность программы:
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что
музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и
практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии
детей и направлены на решение задач общеобразовательной школы в
условиях модернизации системы образования. Фольклор — это память
поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций жизни и быта
человека, его чувствах, мыслях и мироощущении. Приобщая детей к
народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к
пониманию всех событий жизни человека, его истории. В будущем, имея
такой багаж знаний, уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться
в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в
этом мире.
Народное пение, как особый жанр музыкального искусства, имеет свои
характерные черты и принципы обучения. Обязательная предпосылка для
формирования правильных навыков – естественность звучания. Народному
пению присуща особая манера произношения слов – естественная,
непринужденная, раскрывающая душу исполнителя, душу песен. Мысль,
3

смысл слова на первом плане, а затем уже звук, несущий эту мысль. Пение
воспринимается и воспроизводится как распевная речь.
Освоение жанровой системы детского фольклора – одна из форм
ознакомления с прекрасными образцами русского песенного фольклора.
Изучение жанрового многообразия песен начинается с простых, легких
жанров (потешки, заклички, колыбельные) с последующим их усложнением
(лирические, протяжные песни). Ознакомление с народным певческим
календарем, обычаями и обрядами, связанными с определенными
календарными датами – важный аспект изучения народного творчества.
В ходе занятий чередуются разнообразные методы работы, требующие
мастерства педагога.
При отборе репертуара учитываются возрастные особенности детей, их
возможности и навыки восприятия музыки.
Роль педагога в работе с детьми чрезвычайно велика. Педагог сам должен
находиться в творческом поиске, чтобы увлечь, заинтересовать ребят, быть
одновременно и чутким педагогом, и прекрасным музыкантом
фольклористом, и художником – практиком.
Адресат программы. Программа рассчитана на 2 года обучения детей в
возрасте от 7-17 лет. Несмотря на большой возрастной диапазон
обучающихся по программе, возрастные особенности обучающихся
учитываются педагогом при выборе методов обучения и развития, при
отборе содержания программного материала. Отдельного отбора нет.
В младшем детском возрасте ведущая деятельность – игровое учение. Это
возраст, когда ребёнок охотно и успешно осваивает разнообразные виды
деятельности. Именно поэтому данный возраст наиболее приемлем для
начала обучения, для «вхождения» в программу. На этом этапе (1 год
обучения) удаётся сформировать большинство базовых умений и навыков,
развить интерес к дальнейшим занятиям.
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение,
причём наиболее значимым является общение со сверстниками. Программа
максимально использует богатые возможности фольклора, основанного на
игровом взаимодействии, моделирующем самые разнообразные бытовые и
жизненные ситуации: знакомство, приглашение к игре, танцу, соперничество
и т.д. Кроме того и сама организационная форма детского коллектива –
ансамбль, требует развития навыков взаимодействия в процессе совместного
творчества.
На занятиях много внимания уделяется созданию доверительной атмосферы,
предполагающей максимальное удовлетворение базовых потребностей
возраста. Младший школьный возраст – это потребность в уважении,
подростковый – в понимании.
Кроме того, программа предоставляет ребёнку возможность для наиболее
широкой самостоятельности в применении сформированных знаний, умений,
качеств. Это происходит в процессе участия в праздниках, в концертных и
конкурсных выступлениях, в самостоятельной работе в процессе занятий.
Большое внимание программа уделяет игровому методу. Образные игровые
формы проведения занятий: считалки, песни – игры, песни – хороводы,
4

сценки, театрализации – сочетаются с элементами художественной
деятельности. Игры позволяют померяться силами и умениями, удалью и
скоростью, способствуют самовыражению личности. Основная задача при
организации игровой деятельности – включение всех детей в игру, создание
условий для развития не только певческих навыков, но и коммуникативных
качеств, актерских способностей, культуры исполнения.
Важно отметить, что в процессе обучения учитываются и возрастные
физиологические особенности. Так как пение относится к психофизическим
процессам, в котором задействованы не только когнитивная и эмоциональная
сфера, но система дыхания, голосовые органы и т.д. В коллективе
занимаются мальчики. Если у мальчиков начинаются процессы мутации в
период полового созревания, это учитывается при подборе репертуара,
снижаются певческие нагрузки и т.д.
Музыкально-фольклорное развитие обучающихся предполагает не только
рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих
возможностей, не только накопление исполнительского опыта, но и
применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Критериями успешности является результативность участия школьников в
общешкольных, городских,
зональных,
областных, региональных и
всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю: 4 часа на группу
стартового уровня и 5 часов на группу базового уровня.
Объём программы. Программа рассчитана на 144 часа (стартовый уровень)
и 180 часов (базовый уровень) в год на группу.
Срок освоения программы-2 года.
Уровневость. Программа имеет два уровня обучения. Стартовый уровень
(первый год обучения). Используются и реализуются общедоступные,
универсальные формы организации материала, с минимальной сложностью.
Базовый уровень (второй год обучения).Используются и реализуются
специализированные знания, терминология, репертуар, объединяющийся в
целостную картину вокального искусства.
Формы обучения.Групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий. Практические занятия( занятие-изучение нового материала;
занятие-повторение), беседа, консультация,экскурсия, репетиционные и
открытые занятия, концертные и конкурсные выступления
Формы подведения результатов. Формами подведения результатов
являются:
собеседование,
опрос,
групповые
и
индивидуальные
прослушивания, открытое занятие,презентация
мастер-класс,творческий
отчёт,фестиваль.
2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы:создание условий для творческого развития детей
посредством приобщения к русскому народному песенному искусству.

5

Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательноисполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией
фольклора:
Обучающие:
- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции Урала, а
также других областей России; навыкам народного звукоподражания,
приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора,
диалекта коренных жителей Урала;-обучение навыкам пения без
сопровождения (пения «без заданного тона»);
-формирование умения перенимать песню от носителей традиций; навыков
научно- поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих,
этнических материалов; представлений о разнообразных жанрах народных
песен, об основных музыкально- фольклорных понятиях;
-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре,
дикционным навыкам, художественной выразительности;
Развивающие:
-развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;
-развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;
-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;
-развитие навыков интонирования в ладах народной музыки;
Воспитательные:
-формирование умения организовывать свой труд;умения общаться,
уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к
достижению общих целей;
-воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и
культуре;
-формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
-воспитание любви и уважения к собственной культуре и традициям;
сценической и исполнительской культуры.
Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования
является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и
интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе
отводится особое место теории музыкального фольклора.
Базовые
теоретико-музыкально-фольклорные
понятия
одновременно
являются структурообразующими принципами программы:
-обучение проходит на основе личностных качеств учащихся;
-любовь и уважение к каждому ребенку;
-дифференцированный подход при проведении занятий;
-осуществление
дидактических
принципов:
доступности,
последовательности, систематичности «от простого к сложному»;
-принцип системности обучения и связи теории с практикой;
в процессе знакомства детей с народным творчеством применяю различные
педагогические технологии для активной деятельности обучающихся,
развития их творческих способностей.

6

2.3. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план. Первый год обучения. Стартовый
уровень.
Учебный план. Первый год обучения. Стартовый уровень.
№
темы

Название темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Вводное занятия. «Мир фольклора –
народная мудрость».

2

1

1

Викторина

2

Развития речевого аппарата
(скороговорки).

18

2

16

3

Формирование певческих навыков.

25

2

23

4
5

Освоения нотной грамоты.
Знакомство и разучивание
песенного материала календарного
цикла, семейно-бытовых песен и
образцов детского фольклора.
Итого: часов

14
85

7
5

7
80

Конкурс на
большее
знание
скороговорок
Праздник по
мотивам
потешного
фольклора.
тест
Концертное
выступление

17

127

144

Формы
аттестации\
контроля

Учебный план. Второй год обучения. Базовый уровень.
№
темы

Название темы

1

Формирование и
усовершенствование певческих
навыков.
Освоение уральской песенной
традиции.
Ознакомление с песенными стилями
других областей.
Освоения традиционных жанров
уральского фольклора
Практическое освоение песенного
материала по сценариям: Осенинки,
Рождество, Масленица, Красная
горка.
Итого часов

2
3
4
5

Всего

Количество часов
Теория Практика

Формы
аттестации\
контроля

25

2

23

соревнование

25

2

18

викторина

18

3

15

22

2

20

тестирование

90

3

87

Концертное
выступление

180

12

168

викторина

7

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения.
Стартовый уровень.
Основными видами деятельности на первом этапе занятий
фольклорного ансамбля являются: слушание – восприятие, игры
(музыкальные и словесные) и пение. Это начало этнографического
образования. Ребенку необходимо слышать хорошие, добрые, доступные
песни, так как способность ребёнка воспринимать, запечатлевать
информацию (в данном случае интонационный строй мелодии,
содержательность и выразительность речи) просто огромна, и не
использовать её – значит упустить редкую возможность, предоставленную
самой природой.
Песенный материал несложен по образности, по мелодическому и
ритмическому строю. Певческая установка: закрепление навыков
правильного положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя,
сидя.
Осваиваются элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистей,
хороводный и дробный шаг. Этнографический подтекст программы
подразумевает кропотливую работу педагога по знакомству с жанрами:
пестушки, прибаутки, заклички, считалки и т.д. это и первое знакомство с
народным календарём (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица,
встреча весны) и его тесная связь с жизнью и трудом. Важно осознание
ребёнком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость
через близкие образы зверей и птиц, через встречу с родной русской
природой, народной песней.
1.Введение. Мир фольклора. Специфика детского фольклора.
Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной
мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские
навыки.
Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание,
звукообразование, ритм, пение в унисон.
Освоение песенного материала календарного круга.
2. Развитие речевого аппарата
2.1. Потешки.
Теория.Потешки как один из видов народного творчества, их
назначения.
Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.
Освоение песенного материала посиделок.
2.2.Прибаутки.
Теория. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного
материала посиделок.
2.3. Загадки.
Теория. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни
детей.
Практика. Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с
загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную
8

загадку; сочинение загадок. Освоение песенного материала посиделок и его
реализация в досуговых формах осенних посиделок и празднике Кузьмы и
Демьяна, Покрова;
2.4. Небылицы.
Теория. Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности
данного вида творчества.
Практика. Разучивание песен - небылиц и их обыгрывание. Освоение
святочного репертуара.
2.5. Дразнилки.
Теория.Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание
дразнилок,
обыгрывание,
работа
над
выразительным исполнением; сочинение дразнилок. Освоение святочного
репертуара.
2.6. Скороговорки.
Теория. Скороговорки как вид народного творчества.
Практика. Разучивание музыкальных скороговорок. Освоение святочного
репертуара с последующим исполнением на Рождество, Васильев вечер,
Крещение.
2.7. Считалки.
Теория. Считалки как вид народного творчества, их назначение.
Практика. Разучивание музыкальных считалок Нижегородской области,
умение применять их на практике. Освоение масленичного репертуара,
веснянок.
2.8. Молчанки.
Теория. Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры,
где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.
Практика. Разучивание музыкальных молчанок. Освоение масленичного
репертуара, веснянок.
2.9. Игры.
Теория. Виды игр, воплощение художественного образа в
драматическом
действии;
обрядовые
игры, соответствие
игр
календарному годовому кругу; музыкальные припевы в играх, их
особенности.
Практика. Разучивание игр; работа над выразительным исполнением.
Освоение свадебного, масленичного репертуара, веснянок и реализация его в
рамках свадебного мясоеда, масленицы, праздника Сорок Сороков, Красной
горки, Зеленых святок, реализация его в рамках праздничной весенне-летней
обрядности. Освоение элементов русской пляски: притоп, хлопки, вращение
кистей, хороводный и дробный шаг.
3. Формирование певческих навыков.
Теория: знакомство со строением речевого аппарата.
Практика: Упражнения на правильно звукоизвлечение.
Творческие задания:
1) Импровизация мелодий и ритмов.
2) Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.
4. Освоение нотной грамоты
9

Теория: Освоение азов сольфеджио. Знакомство с написанием нот, ритма.
Практика: Пение легких песен по нотам (до 5 звуков).
5. Знакомство и разучивание песенного материала календарного цикла,
семейно-бытовых песен и образцов детского фольклора.
Теория: Знакомство с понятиями календарного цикла, семейно-бытового
жанра песен и детским фольклором.
Практика: Разучивание песен детского фольклора, семейно-бытового жанра,
календарных песен. Возможно, разыгрывание сценок и композиций.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
-интересуются изучением фольклора на основе близких и понятных детям
материалах народного творчества, потешного фольклора;
-проявляется желание исполнять фольклорные вокальные произведения;
вокально-творческое самовыражение.
Личностные:
-повышают сценическое мастерство;
-умеют взаимодействовать в коллективе, учатся выступать сольно.
Предметные:
-развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор – это
унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое,
тембровое, темповое и метроритмичное слияние голосов.
-знают понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент,
«запевала».
-осваивают навыкивокально-хоровой деятельности;
-могут самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал;
выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы,
считалки.
Содержание учебного(тематического) плана второго года обучения.
Базовый уровень
Повторение и закрепление пройденного материала.На этом этапе
продолжается воспитание чуткого отношения к окружающему миру. Дети
знакомятся с народным театром. Музыкальный материал программы второго
этапа подобран в соответствии с указанными темами и возрастными
особенностями детей. Он более развёрнут (по сравнению с программой
первого этапа). Следует обратить внимание детей на жанры фольклорных
песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые.
Тематика песен становится разнообразнее, мелодическая и ритмическая
структуры насыщеннее. Важное внимание уделяется выработке точного
интонирования и речевого посыла звука (народная манера пения), по
принципу «поём, как говорим», – звонко, естественно, без напряжения.
Проводится работа по развитию индивидуальных качеств личности
ребёнка, способствуя его творческому самовыражению, путём исполнения в
музыкально-фольклорных играх и праздниках ролей разных персонажей.
1. Формирование и усовершенствование певческих навыков.
Теория: Разучивание распевок, упражнений, скороговорок
10

Практика: Работа над интонацией и дикцией во время распевания и
выполнения упражнений
2. Освоение уральской песенной традиции.
Теория: Знакомство с традиционным уральским фольклором, историческая
справка.
Практика: Разучивание произведений уральского региона с соблюдением
диалектических особенностей.
3. Ознакомление с песенными стилями других областей.
Теория: Историческая справка. Объяснение, почему отличается песенная
традиция в различных регионах нашей страны.
Практика: Разучивание песен 3 различных областей с соблюдением
диалектических особенностей.
4. Освоения традиционных жанров уральского фольклора
Теория: Разбор жанров уральского фольклора.
Практика: Разучивание песен разных жанров.
5. Практическое освоение песенного материала по сценариям: Осенинки,
Рождество, Масленица, Красная горка.
Теория: Знакомство с народным театром. Изучение сценария.
Практика: Постановка народных праздников.
К концу обучения расширяется диапазон голоса, закрепляются навыки
сольного, ансамблевого, хорового пения.
Планируемые результаты.
Метапредметные.
-участвуют в импровизациях, активность в концертной деятельности);
-умеют слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
выбирать произведения разных жанров по вкусу.
Личностные:
- принимают участие в концертной и пропагандистской деятельности;
-умеют самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения
исполняемым произведениям различных стилей и жанров.
Предметные:
-проявляют навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение
многоголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более
сложные ритмические рисунки);
-умеют петь с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и
дыханием, произносить звуки без напряжения, протяжно, на опертом
дыхании с живой речевой интонацией;
- знают особенности русского народного пения;
-могут определять характер песен; особенности культуры своего региона;
петь грудным звуком, спокойно брать дыхание, петь без напряжения и
крика. Владеть унисонным пением, точно воспроизводить календарные
праздники.
В процессе второго года обучения (Базовый уровень) особое внимание
уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного
интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных
песнях. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших песенных
11

композиций. Развиваются коллективные и индивидуальные формы
исполнения. У детей расширяется круг знаний об календарных обрядах и
песенных жанрах обрядового фольклора. Активизируются коллективные и
индивидуальные формы исполнения песен. Развивается подвижность голоса.
Особое внимание уделяется элементам двухголосия.
3. Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
- Учебный кабинет (включая типовую мебель):фортепиано;аудиомагнитофон
(или музыкальный центр);шумовой оркестр (бубны, свистульки, трещотки,
колокольчики, ложки);костюмы концертные;
- библиотечный фонд (методические пособия).
Актовый зал: фортепиано, ноутбук, звуковоспроизводящая и
звукозаписывающая аппаратура,микшерский пульт, колонки (2 шт.);
микрофоны(6шт).
Информационное обеспечение.
- аудио и видеоматериалы,фонотека.
Актовый зал: проектор,экран.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования: Вольхина
Евгения Геннадьевна. Квалификационная категория-высшая.
Методическое обеспечение
Основная форма проведения занятия – очное учебное занятие. Такая форма
обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять,
развивать полученные умения и навыки.
Формы занятий:
-Занятие – беседа.
-Практические занятия.
-Занятия - постановки, репетиции.
-Заключительные отчетные концерты.
-Фольклорные праздники.
-Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, семинарах.
-Посещение выставок, концертов, праздников и фестивалей народного
творчества.
Занятия могут проходить в кабинете, в актовом зале, в хореографическом
классе и на открытых площадках (улица), так как предполагает исполнение
танцев, хороводов, народных игр, праздников.
Поэтапный план программы осуществляется с учётом обновления репертуара
(Приложение №2) и имеет гибкую систему, к которому прилагается
репертуарный список на год и рассчитан на 36 учебных недель.
Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из:
- развития специальных данных: музыкального слуха чувства ритма,
музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных
особенностей детей.
12

- творческих заданий.
- работы над певческими навыками.
- участия в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.
В организации образовательного процесса основополагающее значение
имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия
(ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и
исполнение песен, проведение игр- хороводов) и теоретическую части
(рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном
празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На
групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к
календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по
теме. В организации образовательного процесса так же используется
следующий фольклорный материал:
- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;
- материал календарных обрядов и праздников;
- народный костюм, женские рукоделия;
- интерьер крестьянской избы и предметов быта.
Включение такого материала обогащает представления обучающихся об
атмосфере того или иного фольклорного явления и будет способствовать
формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного
материала дает возможность проведения учебных занятий в форме
путешествий, народных игр, обрядовых действий. В рамках реализации
программы используются следующие формы проведения занятий:
Гулянка. Гулянка имела свои традиционные формы. Она входила
в структуру обряда, или была логическим его завершением, или проводилась
отдельно.В народной культуре предпочтение отдавалось активным формам
отдыха: играм, песням, пляскам и др. Разученные на занятиях,
они
реализуют это свойство в непосредственном действии, где сценарий остаётся
как бы за кадром, а на первый план выходит импровизация. Основные
«приобретения» учащихся от такой формы творчества: умение отдыхать,
активно общаться и испытывать чувство коллективной радости.
Толока, посиделки.Толока – совместный труд (вернее, совместная помощь
кому-либо из членов коллектива), иногда сопровождаемый обрядовыми
действиями и заканчивающийся угощением, застольем и гулянкой.
В народной культуре толокой (возможны и другие названия) называют
различные виды
совместной работы (посадка картофеля, строительство дома, жатва и др.) В
условиях школы вид работы выбирается по обстоятельствам.
Посиделки – совместный труд, сопровождаемый пением песен, иногда
переходящий в гулянку. Круг трудовых действий ограничивается народными
ремёслами (прядение, ткачество, вышивка, пошив костюмов, изготовление
кукол и др.)
Такие формы используются и на итоговых занятиях по той или иной теме.
Кроме того для оптимизации усвоения учебного материала и большей
наглядности занятий применяются такие формы передачи знаний и
овладения практическими навыками,
как целенаправленное слушание
13

народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных
песен, посещение фестивалей и концертов народной музыки. Такие формы
работы способствуют развитию активного восприятия музыки, формируют
эмоциональную отзывчивость и способствуют накоплению фольклорного
багажа.
Примерный план занятия:
-распевка;
-показ и разучивание нового музыкального материала;
-закрепление пройденного;
-слушание музыки и анализ прослушанного;
-теоретичекие сведения;
-повторение.
Существуют и другие формы проведения занятий:
Игровое занятие– на котором школьники учатся играть в народные игры
и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит
за взаимоотношениями
в коллективе,
за особенностями
проявления
школьников в игровом процессе (общении); производит диагностику
отставаний или нарушений в способности к социализации и по возможности
осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики
общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально
эффективного использования времени применяются любые другие виды
фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание
загадок и т. д.
Занятие - подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов
календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы занятия:
разучивание
календарных
песен;
обсуждение
текстов
песен,
их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий
и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного
мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении
нравственных проблем современного общества, проблем культурной
и природной экологии.
Занятие-беседа, изложение теоретических сведений с использованием
наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.
Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами
хореографии.
Занятие- репетиция, концерт.
Итоговое занятие(завершающее тему).
Самостоятельная работа учащихся, чтение дополнительной литературы,
выполнение творческих заданий, проектная
и исследовательская
деятельность.
Целесообразны и формы работы групповые, индивидуальные – с наиболее
одаренными заинтересованными детьми,
работа в парах, работа в
микрогруппах, пение в разновозрастных дуэтах, трио.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику
народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые
14

возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной
интонации:
Техника дыхания.Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование
которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание,
тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);
Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»;
Позиция звука.Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при
помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они
позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук
«Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и
ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.
Особенности ритмического движения.Смена ритма, использование
дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая
«огласовка».
Без учета стилевых особенностей (стиль- комплекс черт, примет, признаков,
которые типичны для данной местной традиции народного пения)
особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать
национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении
местных особенностей пения нужно:
Выявить характерные исполнительские приемы;
Отношение аутентичных певцов к данной песне;
Раскрыть содержание народной терминологии.
При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность
местногоговора, которая помогает определить исполнительские детали,
связанные с манерой произнесения слова:
Слова, искаженные исполнителями;
Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»),
приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);
Выпавшие звуки (моего - «мово»);
Фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё»
в безударных слогах).
О детском певческом голосе ученые музыканты и врачи фониаторы пишут
уже не одно столетие. Данное явление крайне хрупко и недолговечно – гдето в возрасте от 9 до 13 лет. Далее наступает мутация, после которой детский
голос приобретает другие качества. Попытки продления этого уникального
вида певческой культуры проводились, но не всегда удачно. Некоторые
предлагают довольно радикальные, хирургические методы, но большинство
склоняются к принципу «Не навреди!», так как ошибка в работе с детьми
имеет непредсказуемое будущее. К тому же все усложняется тем, что речь
идет не просто о детском голосе, а о детском пении в традиционной
народной манере. Индивидуальный подход, учет возрастной психологии,
бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в
выполнении двуединой задачи вокально-хорового обучения: научить петь
каждого и научить петь хором.
Примерный план разучивания песни:
-прочесть внимательно текст песни;
15

-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую
принадлежность;
-разучить текст песни и мотив с детьми;
-обдумать художественное оформление.
Танец и песнянеотделимыдруг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах
обязательно их гармоническое соединение. Программа «Фольклорный
ансамбль» предполагает работу над элементами народного танца и бытовой
хореографии.
Слушание музыки по фонограммам обычное и привычное дело в
музыкальном
образовании,
становится
явлением
необычным
и
непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят
становится неожиданным то, что вместо артистического исполнения, они
слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно
относится к другому «не их» быту. Существует ряд приемов,
предупреждающих негативную реакцию, основанную на непонимании
явления.
Во-первых, должна быть объяснена ситуация исполнения данного
произведения, обстановки. Выявления места, какое занимает это
произведение в быту, с возможным привлечением иллюстративного
материала, оригинальных суждений и высказываний народных певцов об
исполняемом ими произведении.
Во-вторых, должен быть расслышан и понятен поэтический текст песни, для
чего педагог может пересказать слова песни перед прослушиванием,
объяснить диалектные и старинные слова. Может проговаривать каждый
стих в момент цензуры, перед ним или произносить слова синхронно записи,
почти беззвучно, но с отчетливой артикуляцией.
В-третьих, должна быть предупреждающе описана манера пения, связанная
с особенностями жанра.
Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки без
предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового
восприятия, слухового анализа. Для этого должны быть выбраны
произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную
функцию. При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение,
равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев – помогут ребятам
точно определить жанр.
Наиболее успешно в программе «Фольклорный ансамбль» так же
используются методы:
1.Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2.Организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих
ситуаций;
3.Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания,
метод создания ситуации успеха;

16

4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического
наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод
создания ситуации для изучения поведения.
Прекрасным дополнением к вышеизложенномуявляется изучение
местных народных традиций через общение со старшим поколением
учащихся (родителями, бабушками, дедушками). Методика работы с детским
фольклорным коллективом на первый взгляд проста, лучший принцип здесь «Делай как я!».
Методы и подходы в реализации программы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на
постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия
вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных
характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший
художественно- педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
Творчество проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в
первую очередь в сольном пении, в ансамблевой импровизации, музыкальносценической театрализации. В связи с этим в творчестве воспитанников
фольклорного кружка проявляется неповторимость и оригинальность,
индивидуальность,
инициативность,
индивидуальные
склонности,
особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал,
виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет
координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение
содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры
программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие
одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения – главная производная
программы. Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение
вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и
слушателями, все это дает нам возможности для умелого нахождения на
сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое
соответствие исполняемому репертуару.
В рамках реализации программы наиболее актуально использование
следующих педагогических технологий:
-Педагогика сотрудничества, которая предполагает индивидуальную,
групповую и дифференциальную форму организации.
-Личностно - ориентированное развивающее обучение, которое предполагает
проведение занятий с элементами дифференциации и индивидуализации.

17

3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы.
Для определения оценки результативности разработаны следующие
критерии:
Высокий уровень:
-хорошее оперирование знаниями, полученными на занятиях;
-высокая активность, быстрота включения в творческую деятельность
(инициативность);
-большая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий
(способность
-индивидуально и продуктивно выполнять творческие задания);
-высокое качество выполнения творческих заданий.
Среднийуровень:
-недостаточное оперирование знаниями, полученными на занятиях;
-невысокая степень активности, невысокая инициативность;
-небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий,
когда ребёнок нуждается в дополнительной помощи педагога;
-не очень высокое качество выполнения творческих заданий.
Низкий уровень:
-отсутствие активности, быстроты включения в творческую деятельность;
-низкая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий
(неспособность –
-индивидуально и продуктивно выполнять творческие задания);
-низкое качество выполнения творческих заданий.
На основе разработанных критериев осуществляется индивидуальная и
дифференцированная работа с обучающимися, а также даются конкретные
рекомендации родителям по оказанию помощи в учебном процессе.
Формы подведения итогов реализации программы: беседы по каждой
теме (теория и практика); участие в мероприятиях различного уровня:
городского, областного (концерты, конкурсы, фестивали); отчётные
концерты внутри учреждения в каждом учебном полугодии.
-Результат работы данной программы можно отследить в двух направлениях:
Творческая активность обучающихся, уровень их достижений в процессе
учебной деятельности (диагностические таблицы, рейтинг детей, карты
индивидуальных достижений).
-Результат освоения программы обучающихся: выступление на родительских
собраниях, концертах, проведение календарных праздников: «Осенние
капустники», «Колядки», «Деревенские посиделки», «Масленица», «Пасха»,
участие в конкурсах различной степени.
Ввиду отсутствия оценочной системы в работе фольклорной студии возникла
необходимость объективно отслеживать степень обученности детей по
данной программе.
На протяжении каждого занятия отслеживается уровень усвоения материала
и развитие сценических данных (метод наблюдения).
В течение всего учебного года проводится диагностика уровня обученности
детей - в сентябре, декабре, мае по следующим критериям: ритм, слух, вокал.
18

Данные критерии являются основными в диагностике и отслеживаются
методом педагогического наблюдения (см. ниже), так же учитывается и
результативность участия воспитанников в мероприятиях (концерты,
конкурсы, фестивали).
Способы определения результативности обучения:
1.
Начальный контроль применяется при поступлении ребенка в
коллектив. Принимаются все желающие. Главный критерий - это интерес
ребенка к данному виду деятельности- пению народных песен.
Прослушивание и собеседование на начальном этапе проводится для того,
чтобы определить планирование работы с учетом индивидуальных
личностных качеств и творческих данных поступающего.
2.
Текущий контроль предполагает участие детей в творческих отчетах
(концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях, открытых уроках),
подготовке новых творческих программ с последующим анализом как со
стороны педагога, так и со стороны самих участников объединения.
3.
Итоговый контроль проводится по результатам выступлений на
отчетном концерте в первом полугодии и на отчетном концерте во втором
полугодии.
Мониторинг освоения знаний обучающимися проводится по результатам
участия учащихся в мероприятиях коллектива, уровню работоспособности и
активности восприятия знаний, итогам опрашивания-исполнения выученных
песен сольно или малыми ансамблевыми группами.
(Приложение №1)
Список литературы для педагогов:
1. «Золотые Ворота» Игры и песни Ирбитского района Свердловской
области (Сост. Сидорова Н.Г., Успенская Н.Н.), Екб., 2010
2. «Колыбельные песни Фондов Свердловского областного дома
фольклора», Екб., 1997
3. «Методическая разработка преподавателя ДМШ № 11 Вольхиной Е.Г.»,
Екб., 1996
4. «Песни Ольги Ковалевой»
5. «Разливалась вода вёшная» (100 русских народных песен Свердловской
области), Екб., 1997
6. «Русские народные песни Зауралья» Г.Иванов-Балин, М., 1988
7. «Русские календарные песни на Украине» Дубравин В.
8. «Русские народные песни Томской области» Н.К.Пархоменко, М., 1985
9. «Репертуар народного певца» выпуск 3(Сост. Шамина Л.), М., 1993
10. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по
теории фольклора. – М.: 1990.
11. «Специфика работы фольклорного отделения детской музыкальной
школы» (Сценарные разработки концертов-праздников календарного
круга:«Колядки», «Масленица», «Красная горка», а также концерта к
тринадцатилетию коллектива «Соловушки»)

19

12. «Специфика работы фольклорного отделения детской музыкальной
школы»ДМШ № 11 (Выполнили: Вольхина Е.Г., Дмитриева Н.С.), Екб.,
2000
13. «Сто русских народных песен» Римский-Корсаков, М., 1985
14. «Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала»
(Т.И.Калужникова), Екб-Челябинск., 1997
15. «Традиционная культура и мир детства» (Сост. Успенская Н.), Екб., 2008
16. Фольклор Урала. Бытование фольклора и современности» (на материале
экспедиций 60-х-80-х гг.) УРГУ им. Горького. – Свердловск: 1983.
17. Фольклор Урала. Фольклор и историческая действительность УРГУ им.
Горького. – Свердловск: 1980.
Список литературы для учащихся.
1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И.: 1000 загадок. – Ярославль, «Академия
развития», 2008
2. «За Уралом, за рекой» (Косюк В.), Екб., 2009
3. «Жаворонушки», Выпуск 1 (Сост. Г. Науменко), М.,1977
4. «Жаворонушки», Выпуск 2 (Сост. Г. Науменко), М., 1981
5. «Скок-Поскок» Десять народных песен в сопровождении фортепиано для
детей младшего возраста (Обр. Лобачева Г.), М., 1980
6. Михайлов М. А., Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль,
«Академия развития», 2008
7. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 2003
8. «Русские народные песни и сказки с напевами» (Сост. Г. Науменко), М.,
2001
9. Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского
населения Среднего Урала» (Т.И. Калужникова), Екб., 2002
10. Я по травкам шла» Музыкальные произведения для детских фольклорных
ансамблей и народно-хоровых коллективов, Екб., 2008
11. Хрестоматия по русскому народному творчеству» (Сост. Гилярова Н.Н.),
М., 1996
12. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия
развития», 2003

20

Приложение №1
Примерный репертуар. Первый год обучения. Стартовый уровень.
1.Как у дяди Трифона (игровая) № 6, сб."Золотые Ворота" Игры и песни
Ирбитского района Свердловской области. (Сост. Сидорова Н.Г., Успенская
Н.Н.) Екатеринбург 2010
2.Заинька, по-за саду (игровая) № 273, сб. "Традиционная культура и мир
детства" (Сост. Успенская Н.) Екатеринбург 2008
3.Вейся, капуста (хороводная) № 42, сб.
4.А мы просо сеяли (игровая, плясовая) № 95, сб. "Золотые Ворота" Игры и
песни Ирбитского района Свердловской области. (Сост. Сидорова Н.Г.,
Успенская Н.Н.) Екатеринбург 2010
5.Мы давно блинов не ели (масленичная) № 36, сб. "Традиционный русский
музыкальный календарь Среднего Урала" (Т.И.Калужникова) ЕкатеринбургЧелябинск 1997
6.На горе-то мак (игровая, хороводная) № 83, сб. "Материнский и детский
песенный фольклор" (Т.И.Калужникова) Екатеринбург 2002
7.Посеял дед репку (шуточная) сб."Я по травкам шла" Музыкальные
произведения для детских фольклорных ансамблей и народно-хоровых
коллективов. Екатеринбург 2008
8.Авсень, авсень подавай со всем (колядка) № 14, сб."Специфика работы
фольклорного отделения детской музыкальной школы"(Сценарные
разработкиконцертов-праздников
календарного
круга:"Колядки","Масленица","Краснаягорка",а
также
концерта
к
тринадцатилетию коллектива "Соловушки")ДМШ № 11 Екатеринбург 2000
9.Го-го-го, коза (колядка) №7, сб."Специфика работы фольклорного
отделения детской музыкальной школы"
10.А мы масленицу дожидаем (масленичная) №3, сб. "Специфика работы
фольклорного отделения детской музыкальной школы" (Сценарные
разработки
концертов-праздников
календарного
круга:"Колядки",
"Масленица", "Красная горка", а также концерта к тринадцатилетию
коллектива "Соловушки") ДМШ № 11Екатеринбург 2000
1.Ладушки(прибаутка) сб."Я по травкам шла" Музыкальные произведения
для детских фольклорных ансамблей и народно-хоровых коллективов.
Екатеринбург 2008
2.Торки-поторки (плясовые припевки) № 41, сб. "Традиционный
материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего
Урала" (Т.И.Калужникова) Екатеринбург 2002
3.У воробушка головушка болела(игровая) № 94, сб. "Традиционный
материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего
Урала" (Т.И.Калужникова) Екатеринбург 2002
4.Утушка моховая(шуточная) № 54, сб. "Традиционный материнский и
детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала"
(Т.И.Калужникова) Екатеринбург 2002
21

5.Что танцуешь Катенька (шуточная) сб. "Русские народные песни и сказки с
напевами" (Сост. Г. Науменко) Москва 2001
6.Коляда-коляда(календарная) № 69, сб. "Традиционный материнский и
детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала"
(Т.И.Калужникова) Екатеринбург 2002
7.Возле речки шел(шуточная) № 97, сб. "Традиционный материнский и
детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала"
(Т.И.Калужникова) Екатеринбург 2002
8.Курочка-рябушечка(прибаутка) сб."Песни Ольги Ковалевой"
9.Ходит Илья на Василя № 16, сб. "Русские календарные песни на Украине"
Дубравин В.
10.Из-за колка два волка бежит (скоморошина) № 79, сб. "Разливалась вода
вёшная" (100 русских народных песен Свердловской области.) Екатеринбург
1997
Примерный репертуар. Второй год обучения. Базовый уровень.
1.Вася-утеночек(игровая) сб. "Я по травкам шла" Музыкальные произведения
для детских фольклорных ансамблей и народно-хоровых коллективов.
Екатеринбург 2008.
2.Вот задумал комарик жениться (шуточная, плясовая) № 121, сб. "Русские
народные песни Зауралья"(Г. Иванов-Балин) Москва 1988
3.Бояре, да Вы зачем пришли? (игровая, хороводная) № 45, сб. сб. "Золотые
Ворота" Игры и песни Ирбитского района Свердловской области.(Сост.
Сидорова Н.Г., Успенская Н.Н.) Екатеринбург 2010
4.Пришла коляда (календарная) № 1, сб. "Специфика работы фольклорного
отделения детской музыкальной школы"(Сценарные разработки
концертов-праздников календарного круга: "Колядки", "Масленица",
"Красная горка", а также концерта к тринадцатилетию коллектива
"Соловушки")
ДМШ № 11(Выполнили: Вольхина Е.Г., Дмитриева Н.С.) Екатеринбург 2000
5.Вот сорока дуда (колядка) № 6, сб. "Специфика работы фольклорного
отделения детской музыкальной школы"(Сценарные разработки
концертов-праздников календарного круга: "Колядки", "Масленица",
"Красная горка", а также концерта к тринадцатилетию коллектива
"Соловушки")
ДМШ № 11(Выполнили: Вольхина Е.Г., Дмитриева Н.С.) Екатеринбург 2000
6.Сидит дрема (вечерочная) №11, сб. "Специфика работы фольклорного
отделения детской музыкальной школы"(Сценарные разработки
концертов-праздников календарного круга: "Колядки", "Масленица",
"Красная горка", а также концерта к тринадцатилетию коллектива
"Соловушки")
ДМШ № 11(Выполнили: Вольхина Е.Г., Дмитриева Н.С.) Екатеринбург 2000
7.А мы масленицу дожидаем (календарная) № 1, сб. "Специфика работы
фольклорного отделения детской музыкальной школы"(Сценарные
разработки концертов-праздников календарного круга: "Колядки",
"Масленица",
"Красная
горка",
а
также
концерта
к
22

тринадцатилетиюколлектива "Соловушки") ДМШ № 11(Выполнили:
Вольхина Е.Г., Дмитриева Н.С.) Екатеринбург 2000
8.Ой ходил сарь (Хороводная) № 64, сб. "Традиционный русский
музыкальный календарь Среднего Урала" (Т.И. Калужникова) ЕкатеринбургЧелябинск 1997
9.На калиновоммосточке (игровая, хороводная) сб. "Золотые Ворота" Игры и
песни Ирбитского района Свердловской области. (Сост. Сидорова Н.Г.,
Успенская Н.Н.) Екатеринбург 2010
10.Как вставала я ранешенько (масленичная, плясовая) сб. "Специфика
работы фольклорного отделения детской музыкальной школы"(Сценарные
разработки концертов-праздников календарного круга: "Колядки",
"Масленица», "Красная горка", а также концерта к тринадцатилетию
коллектива "Соловушки") ДМШ № 11(Выполнили: Вольхина Е.Г.,
Дмитриева Н.С.)

23

Приложение №2

1.

2.

3.

4.

5.
6.

Оценочные материалы
Опрос «Мотивации обучающихся к обучению»
АНКЕТА
Дорогой Друг! Приглашаем тебя принять участие в небольшом
опросе.Выбери 1 из ответов или ответь на вопрос своими словами.
Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного ансамбля:
-да;
-нет желания;
-затрудняюсь ответить
Что тебя больше всего привлекает на занятии:
-рассказы о народных праздниках, традициях, обрядах;
-игровые ситуации;
-участие вконцертах, фестивалях, конкурсах;
-петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать;
Что нового для себя ты узнал(а) на занятиях?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как ты думаешь, пригодятся ли тебе знания, полученные в студии в
дальнейшей жизни?
__________________________________________________________________
Какие песни ты можешь исполнить для родных и друзей?
__________________________________________________________________
Интересуются ли твоиблизкие твоим увлечением?
__________________________________________________________________
Спасибо!
Диагностика «Творческие способности обучающихся»(в течение года)
Ф.И.О.

ритм

вокал
слух
месяцы
Сент. Дек. Май. Сент. Дек. Май. Сен. Дек. Май.

24

мероприятия
(могут
дополняться)

День России

июнь

май

апрель

апрель

Масленица

Фестиваль Народные
узоры
Концерт ко Дню
Победы

март

февраль

Весенний концерт

Концерт к 23 февраля

январь

декабрь

Фестиваль Зимние узоры

Рождественские
колядки

ноябрь

октябрь

октябрь

День матери концерт

Концерт ко дню
учителя
Концерт в Доме
ветеранов

сентябрь

Ф.И.О.

праздник Осенины

Критерии мониторинга:
н – низкий,
с- средний,
в - высокий

Мониторинг«Участие обучающихся в мероприятиях разного
уровня»(концерты, конкурсы, фестивали)

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».