Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Народное творчество

2. Комплекс основных характеристик.
2.1. Пояснительная записка.
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации
от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»; Устава Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 64; локальных
нормативных актов МАОУ СОШ №64.
Программа «Народное творчество» направлена на удовлетворение
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом и нравственном развитии, формирование и развитие творческих
способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых
учащихся. Программа нацелена на реализацию в ученике способности к
творческому самовыражению через создание своими руками различных
изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком,
возможно – профессией, а значит приносить радость не только себе, но и
окружающим.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано
другими людьми. Выполняя какую-либо работу, особенно учащиеся младших
классов, добиваются определённых результатов. Радость успеха рождает у них
уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности,
робость перед новыми видами деятельности.
Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного творчества, в котором
сочетаются различные виды рукоделия: шитьё, вышивка, аппликация. Работа
над народной и современной игрушкой помогает учащемуся развить
воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие,
знакомит с традициями народного художественного творчества.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы «Народное творчество» заключается в
формировании ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладении основами творческой деятельности, дает
возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный
мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои
творческие способности, является комплексной и вариативной. Дети
знакомятся с историей народного творчества, учатся работать с тканью,
знакомятся с образной стилизацией игрушки.
2

Отличительные особенности программы в том, что она сочетает опору на
культурные традиции, включает инновационную составляющую.
Развивающие функции художественного и прикладного искусства народов
России,
как
целостного
культурно-исторического
и
социальнопедагогического феномена, ориентированы на комплексное и личностное
развитие детей. Дети открывают для себя технологический процесс.
Предварительного отбора не проводится.
изготовления игрушек, появляется радость творчества, радость открытия.
Адресат программы. Программа предназначена для детей 7-14 лет.
Отдельного отбора в группы не ведётся. Могут быть группы одного возраста
или разновозрастные. Несмотря на большой возрастной диапазон
обучающихся по программе, возрастные особенности обучающихся
учитываются педагогом при выборе методов обучения и развития, при отборе
содержания программного материала.
В младшем детском возрасте ведущая деятельность – игровое учение. Это
возраст, когда ребёнок охотно и успешно осваивает разнообразные виды
деятельности. Именно поэтому данный возраст наиболее приемлем для начала
обучения, для «вхождения» в программу. На этом этапе (1 год обучения)
удаётся сформировать большинство базовых умений и навыков, развить
интерес к дальнейшим занятиям.
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение,
причём наиболее значимым является общение со сверстниками. Программа
максимально использует возможности совместной деятельности, которая
требует развития навыков взаимодействия в процессе совместного творчества.
На занятиях много внимания уделяется созданию доверительной атмосферы,
предполагающей максимальное удовлетворение базовых потребностей
возраста. Младший школьный возраст – это потребность в уважении,
подростковый – в понимании.
Кроме того, программа предоставляет ребёнку возможность для наиболее
широкой самостоятельности в применении сформированных знаний, умений,
качеств. Это происходит в процессе участия в выставках, конкурсах,
фестивалях, в самостоятельной работе в процессе занятий. Большое внимание
программа уделяет игровому методу.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 4часа на группу
стартового и продвинутого уровней и по 5 часов на группу базового уровня.
Объём общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 144 часа
(стартовый и продвинутый уровень) и 180 часов (базовый уровень) в год на
группу.
Срок освоения: программа рассчитана на 3 года обучения.
Уровневость. Программа имеет три уровня обучения. Стартовый уровень
(первый год обучения). Используются и реализуются общедоступные,
универсальные формы организации материала, с минимальной сложностью.
Базовый уровень (второй год обучения). Используются и реализуются
специализированные знания, терминология, объединяющиеся в целостную
картину творчества. Продвинутый уровень (третий год обучения).
3

Предполагает углублённое изучение содержания программы, доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержания
программы.
Формы обучения. Групповая, фронтальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий. Практические занятия (занятие-изучение нового материала;
занятие-повторение), беседа, консультация, экскурсия, открытые занятия,
выставочные и конкурсно - фестивальные выступления.
Формы подведения результатов. Формами подведения результатов
являются:
собеседование,
опрос,
групповые
и
индивидуальные
прослушивания, открытое занятие, презентация мастер-класс, творческий
отчёт.
2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и
индивидуальности обучающихся, овладение знаниями и представлениями об
изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков
работы с материалом, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области художественного и прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
-расширение знаний об истории игрушки, традиций, творчества, быта народов.
-изучение мастерства ручного шитья, освоение швов в объеме, необходимом
для изготовления игрушки; технологических процессов шитья игрушки,
изучения приемов шитья;
-освоение элементов конструирования и моделирования и их практическое
применение;
-развитие практических умений и навыков, памяти, образного мышления;
-овладение искусством цветовых сочетаний,
Развивающие:
-знакомство детей с различными видами декоративно — прикладного
искусства;
-знакомство с русским народным творчеством;
-развитие художественного вкуса и творческого потенциала, природных
задатков, фантазии, наблюдательности, образного и пространственного
мышления, памяти, воображения, внимания;
-применение теоретических знаний на практике
Воспитательные:
-развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей,
потребность к развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке;
4

-воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к
труду,
-формировать потребность учащихся к саморазвитию и самореализации;
-воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
Деятельность в объединении основана на свободном выборе и
доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном
сотрудничестве.
2.3. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный план. Первый год обучения. Стартовый уровень.
№
темы

Название темы

1

2
3

Инструктаж по охране труда
при работе с острыми,
режущими, колющими
инструментами и клеем.
Игольница
Мягконабивная игрушка

4

Всего

Количество часов
Теория Практика

Формы
аттестации\контроля

3

3

фронтальный опрос

6
100

1
30

5
80

Игрушки из шариков

4

1

3

5

Игрушки на пальчик

6

1

5

6

Карандашница

6

1

5

7

Сумочка (рукавичка,
носочек)

1

3

1

3

наблюдение
наблюдение,
подготовка выставки к
Дню Матери, к 8-му
Марта, к Дню Семьи,
районная выставка
«Рукодельница»
наблюдение,
подготовка школьных
выставок к 8-му Марта
наблюдение,
подготовка школьных
выставок к 8-му Марта
наблюдение,
обсуждение,
подготовка школьных
выставок Марта, к
Дню Семьи
наблюдение,
демонстрация изделий
на выставках к 8-му
Марта, к Дню Семьи,
районная выставка
«Рукодельница»
наблюдение,
обсуждение,демонстра
ция изделий на
выставках к 8-му
Марта, к Дню Семьи,
районная выставка

4

4

8

Чехол для сотового телефона
4

5

9

Народная игрушка

1

5

1

4

21

123

6
10

Моё рабочее место в порядке
Итого: часов

4
144

«Рукодельница»
наблюдение за
правильностью
выполнения операций.
наблюдение,
обсуждение

Учебный план. Второй год обучения.
Базовый уровень.
№
темы
1

Название темы

Инструктаж по охране труда при
работе с острыми, режущими,
колющими инструментами и
клеем.

2

Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы
аттестации\ко
нтроля

4

3

3

фронтальный
опрос

18

2

16

открытое
занятие

20,5

56

выставки к
Дню Матери, к
8-му Марта, к
Дню Семьи,
районная
выставка
«Рукодельница
»
наблюдение,
подготовка
школьных
выставок к 8му Марта
наблюдение,
подготовка
школьных
выставок к 8му Марта
наблюдение,
обсуждение,
подготовка
школьных
выставок
Марта, к Дню
Семьи
наблюдение,
демонстрация
изделий на
выставках к 8му 8Марта, к
Дню Семьи,

Народные игрушки
3

Мягконабивные игрушки

76,5

4

Перчаточная игрушка

9

1

8

5

Шариковая игрушка

7

1

6

6

Сумочки, рукавички, чехол для
сотового телефона

11

2

10

7

Изделия из бумаги и картона

9

1

8

6

8

Прихватки

11

9

Игрушки на проволочном каркасе

23,5

10

Подушки

11

Рабочее место в порядке

2

9

3,5

20

9

1

8

2

-

2

37

143

Итого: часов 180

районная
выставка
«Рукодельница
»
наблюдение,
обсуждение,де
монстрация
изделий на
выставках к 8му Марта, к
Дню Семьи,
районная
выставка
«Рукодельница
»
наблюдение за
правильностью
выполнения
операций.
наблюдение,
обсуждение
наблюдение,
обсуждение

Учебный план. Третий год обучения.
Продвинутый уровень.
№
темы

Название темы

1. 1Инструктаж по охране труда при
работе с острыми, режущими,
колющими инструментами и
клеем.
2. Мягконабивная игрушка

Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы
аттестации\кон
троля

4

2

2,5

фронтальный
опрос

52

10

42

открытое
занятие
выставки к Дню
Матери, к 8-му
Марта, к Дню
Семьи, районная
выставка
«Рукодельница»
наблюдение,
подготовка
школьных

3.

Одежда и постельное бельё для
куклы Бараби

16

4

12

4.

Текстильная кукла

8

1

7

7

выставок к 8-му
Марта
5.

Сумочки

12

2

10

6.

Вязание на спицах

10

2

8

7.

Игрушки из бумаги и картона

8

1

7

8.

Прихватки

4

1

3

9.

Игрушки на проволочном каркасе

4

1

3

10. Подушки

4

1

3

11. Народная игрушка

20

4

16

12. Моё рабочее место в порядке

2

-

2

29

115

Итого часов 144

наблюдение,
подготовка
школьных
выставок к 8-му
Марта
наблюдение,
обсуждение,
подготовка
школьных
выставок
Марта, к Дню
Семьи
наблюдение,
демонстрация
изделий на
выставках к 8му 8Марта, к
Дню Семьи,
районная
выставка
«Рукодельница»
наблюдение,
обсуждение,дем
онстрация
изделий на
выставках к 8му Марта, к
Дню Семьи,
районная
выставка
«Рукодельница»
наблюдение за
правильностью
выполнения
операций.
наблюдение,
обсуждение
наблюдение,
обсуждение

8

Содержание учебного (тематического) плана. Первый год обучения.
Стартовый уровень.
1.Материалы и инструменты.
Теория.
Инструктаж по охране труда для учащихся при работе с тканью, при работе с
острыми режущими инструментами, клеем.
Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях, с задачами
коллектива.
Практика.
Демонстрация образцов мягкой игрушки.
Основные сведения о материалах и инструментах, используемых при
работе.
2.Игольница.
Теория.
Беседа о сочетании в декоративно-прикладных изделиях красоты и пользы.
Понятие о лицевой и изнаночной сторонах различных материалов.
Практика.
Уточнение техники выполнения швов «вперёд иголку», потайного, через край.
Сведения о видах игольниц из разнообразных материалов.
Знакомство с технологией изготовления и особенностью оформления игольниц.
3.Игрушки из бумаги и картона.
Теория.
Беседа о видах и свойствах бумаги.
Сведения о неограниченных возможностях использования бумаги
для изготовления самоделок.
Практика.
Закрепление сведений о материалах и инструментах, используемых при работе с
бумагой. Практическая работа по изготовлению оригами, открыток.
4.Мягконабивная игрушка.
Теория.
Самый большой по времени и разнообразию раздел, позволяющий на основе
изготовления мягких игрушек обучить младших школьников изготовлять для
своих игрушек бумажные лекала, подбирать необходимые материалы, делать
выкройки из ткани, вдевать натку в иголку, завязывать узелки; научить их
основным ручным швам: «вперёд иголку», «через край», «потайной шов»,
«соединительный»; познакомить с различными текстильными материалами и их
свойствами и т. д.
Практика.
Пошив мягконабивных игрушек. Шов «назад иголку», «петельный», приём
обмётывания петель, пришивание пуговиц и бусинок.
5.Игрушки из шариков.
Теория.
Особенность мягконабивных игрушек.
Практика.
9

Создание игрушек из шариков ( например, из искусственного меха, трикотажа,
драпа, фетра, флиса).
6.Игрушки на пальчик.
Теория.
История игрушки. Технология их пошива.
Практика.
Приёмы применения ручных швов «через край», «вперёд иголку»,
«соединительный». Изготовление различных сказочных персонажей.
7. Карандашница.
Теория.
Это изделие совмещает в себе комбинацию из современных материалов
(консервные баночки, пластиковые баночки из-под чистящих средств и др.) с
трикотажными, можно бывшими в употреблении, изделиями. В беседе о
современных видах декоративно-прикладных изделиях даётся понятие о
рельефной и плоскостной аппликации на тканевой основе.
Практика.
Этапы подготовки и изготовления карандашницы.
8. Сумочка (рукавичка, носочек) для новогодних подарков.
Теория.
История новогодних сувениров. Особенности изготовления.
Практика.
Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой.
Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.
9.Чехол для сотового телефона.
Теория.
Отработка ручного шва «через край», пришивания пуговиц. Варианты
украшения изделий.
Практика.
Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой.
Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.
10. Народная игрушка.
Практика.
Истрия народной игрушки, её виды. Способы её изготовления.
Теория.
На практике объясняется технология изготовления куклы-куватки, куклыскрутки, птичек из ситца.
11.Моё рабочее место в порядке.
Теория.
Правила размещения инструментов и материала для хранения и работы.
Практика.
Разбор материалов, приведение в порядок рабочего стола.
Планируемые результаты.
Метапредметные.
-интересуются технологией изготовления изделий в разной технике;
-проявляется желание творческого самовыражения.
10

Личностные.
-приобретают полезные и необходимые навыки
-знают правила техники безопасности при изготовлении изделия;-повышают
мастерство в изготовлении изделий;
- учатся взаимодействовать в коллективе.
Предметные.
-знают: основные виды декоративно-прикладного искусства; историю русской
народной игрушки, образцы современной производственной игрушки; основы
материаловедения; общие правила технологии изготовления игрушек и
сувениров из различных материалов; способы оформления изделий и выполнение
аппликации из различных материалов; инструкции по охране труда при работе с
тканью, при работе с острыми режущими инструментами.
-умеют использовать материалы и инструменты в работе; свободно владеть и
объяснять правила пользования инструментами и приспособлениями,
необходимыми в работе; выполнять и объяснять правила выполнения ручных
швов; пользоваться выкройкой-лекалом; набивать изделия, придавать им форму;
объяснять правила раскроя и последовательность изготовления изделия;
выполнять необходимые операции по изготовлению изделий художественного
достоинства.
Содержание программы. Второй год обучения. Базовый уровень.
1. Инструктаж по охране труда для учащихся.
Теория.
Инструктаж по охране труда для учащихся при работе с тканью, при работе с
острыми режущими инструментами, клеем. Знакомство с порядком и
содержанием работы на занятиях, с задачами коллектива.
Практика.
Демонстрация образцов мягкой игрушки. Основные сведения о материалах и
инструментах, используемых при работе.
2.Народная игрушка.
Теория.
История народной игрушки, способы её изготовления, куклы-обереги, техника
выполнения. Шов «назад иголку».
Практика.
Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой.
Сшивание деталей игрушек (Птичка, Кукла-зернушка, Петрушка). Сборка
изделий. Оформление изделий.
2. Мягконабивная игрушка.
Теория.
Знакомство с моделями, состоящими из большого количества деталей,
особенностями выкроек, совмещением разных материалов.
Практика.
Изготовление игрушки. Шов «назад иголку», «петельный», приём обмётывания
петель, пришивания пуговиц и бусинок.
4.Перчаточная игрушка.
11

Теория.
Знакомство с видами театральной игрушки, совершенствование ручных швов
«назад иглу», «через край», соединительный, петельный.
Практика.
Разработка своего персонажа, подбор материалов для перчатки и головы,
оформление костюма в соответствии с выбранным произведением.
5.Игрушки из шариков.
Теория.
Особенности игрушек из шариков. Последовательность исполнения.
Практика.
Изготовление игрушки. Шов «назад иголку», «петельный», приём обмётывания
петель.
6. Сумочка (рукавичка, носочек) для новогодних подарков.
Теория.
Выбор эскиза. Подбор материала для работы. Разметка изображения. Сборка и
закрепление деталей на фоне.
Практика.
Раскрой деталей. Декоративное оформление готовой игрушки.
7. Игрушки из бумаги и картона.
Практика.
Знакомство с видами и свойствами бумаги, сведения о неограниченных
возможностях использования бумаги для изготовления самоделок. Технология
создания игрушки.
Практика.
Разработка эскиза игрушки. Сборка игрушки. Применение краски, ткани для
декорирования готового изделия.
8. Прихватки.
Практика.
Особенности изготовления прихваток. Особенности натурального и
искусственного материала.
Практика.
Разработка модели. Изготовление прихватки, использование краевого
петельного шва.
9. Игрушки на проволочном каркасе.
Теория.
Особенности каркасной игрушки. Оформление готовой игрушки.
Практика.
Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой.
Сшивание деталей игрушек. Сборка изделий. Оформление изделий.
10. Подушки
Теория.
Особенности создания. Выбор эскиза. Аппликация и работа с ней.
Практика.
Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе. Раскрой.
Сшивание деталей. Сборка изделий. Оформление изделия.
12

11.Моё рабочее место в порядке.
Теория.
Правила размещения инструментов и материала для хранения и работы.
Практика.
Разбор оставшихся материалов, наведение порядка в шкафах, рабочем столе.
Планируемые результаты.
Метапредметные.
-интересуются технологией изготовления изделий в разной технике;
-проявляется желание творческого самовыражения.
Личностные.
-приобретают полезные и необходимые навыки
-знают правила техники безопасности при изготовлении изделия;-повышают
мастерство в изготовлении изделий;
- учатся взаимодействовать в коллективе.
Предметные.
-знают: основные виды декоративно-прикладного искусства;
историю русской народной игрушки, образцы современной производственной
игрушки; основы материаловедения; материалы и инструменты,
используемые в работе; общие правила технологии изготовления игрушек и
сувениров из различных материалов;
-осваивают способы оформления изделий и выполнение аппликации из
различных материалов; инструкции по охране труда при работе с тканью, при
работе с острыми режущими инструментами.
-умеют свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе; выполнять и объяснять правила
выполнения ручных швов; объяснять правила раскроя и последовательность
изготовления изделия; моделировать и изготавливать объёмные игрушки;
изготавливать проволочный каркас и шарнирное крепление для рук и ног
куклы; выполнять необходимые операции по изготовлению изделий
художественного достоинства.
Содержание программы. Третий год обучения. Продвинутый уровень.
1.Инструктаж по охране труда для учащихся.
Теория.
Инструктаж по охране труда для учащихся при работе с тканью, при работе с
острыми режущими инструментами, клеем. Знакомство с порядком и
содержанием работы на занятиях, с задачами коллектива.
Практика.
Демонстрация образцов мягкой игрушки. Основные сведения о материалах и
инструментах, используемых при работе.
2.Мягконабивная игрушка.
Теория.
Изучение особенностей меховых тканей и работы с ней.
Практика.
Подготовка выкройки, раскрой игрушки, пошив и оформление готового изделия.
13

3.Одежда и постельное бельё для куклы Барби.
Теория.
Знакомство с правилами раскроя одежды, основные принципы моделирования.
Практика.
Создание эскиза. Раскрой, пошив и декорирование изделия.
4.Текстильная кукла.
Теория.
Знакомство с изготовлением текстильной куклы. Моделирование одежды для
куклы.
Практика.
Раскрой, пошив, декорирование изделия.
5.Вязание на спицах.
Теория.
История вязания. Правила использования вязальных спиц.
Практика.
Набор петель на спицы, провязывание основными приёмами, создание простых
изделий.
6.Сумочки.
Теория.
Знакомство с вариантами клапанов, застёжек, карманов, декорирования и т.д.
Практика.
Раскрой, изготовление, декорирование изделия.
7.Изделия из бумаги и картона.
Теория.
Знакомство с усложнёнными вариантами игрушек.
Практика.
Изготовление изделий повышенной сложности.
8.Прихватки.
Практика.
Практика.
Особенности декорирования прихваток. Краевой петельный шов.
Практика.
Разработка модели. Подбор материала. Изготовление прихватки. Подбор
вариантов декорирования.
9.Игрушки на проволочном каркасе.
Теория.
Знакомство с технологией изготовления игрушек с большим количеством
деталей.
Практика.
Разработка модели(с руками и ногами из курточного шнура). Подбор материала.
Изготовление прихватки. Подбор вариантов декорирования.
10.Подушки.
Теория.
Теория.
История создания подушки-думки.
14

Практика.
Выбор эскиза. Подбор материала для изготовления и подготовка его к работе.
Раскрой. Сшивание деталей. Сборка изделия. Оформление изделия.
11.Народная игрушка.
Теория.
Знакомство с современными материалами и технологией изготовления игрушек
из них.
Практика.
Изготовление ширмы для театральной куклы- Петрушки.
Петрушка из пластиковой бутылки.
12. Моё рабочее место в порядке.
Теория.
Правила размещения инструментов и материала для хранения и работы.
Практика.
Разбор оставшихся материалов, наведение порядка в шкафах, рабочем столе.
Планируемые результаты.
Метапредметные.
-интересуются технологией изготовления изделий в разной технике;
-проявляется желание творческого самовыражения.
Личностные.
-приобретают полезные и необходимые навыки
-знают правила техники безопасности при изготовлении изделия;-повышают
мастерство в изготовлении изделий;
- учатся взаимодействовать в коллективе.
Предметные.
-знают: основные виды декоративно-прикладного искусства;
историю русской народной игрушки, образцы современной производственной
игрушки; основы материаловедения; материалы и инструменты,
используемые в работе; общие правила технологии изготовления игрушек и
сувениров из различных материалов;
-осваивают способы оформления изделий и выполнение аппликации из
различных материалов; инструкции по охране труда при работе с тканью, при
работе с острыми режущими инструментами.
-умеют свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе; выполнять и объяснять правила
выполнения ручных швов; объяснять правила раскроя и последовательность
изготовления изделия; моделировать и изготавливать объёмные игрушки;
изготавливать проволочный каркас и шарнирное крепление для рук и ног
куклы; выполнять необходимые операции по изготовлению изделий
художественного достоинства; свободно ориентироваться в выполнении
ручных швов;
-могут моделировать и изготавливать объёмные игрушки, в том числе, на
различных каркасах; заправлять верхнюю нитку швейной машины;
самостоятельно строчить на швейной машине;- набирать петли для вязания на
15

спицах, вязать на спицах; выполнять операции по изготовлению изделий
художественного достоинства.
3. Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет (типовая мебель), столы, скамейки. Инвентарь для шитья,
вязания: нитки цветные, иглы, крючки, спицы, бумага для выкроек, папка для
образцов, ножницы, булавки, ручная швейная машина; утюг.
Информационное обеспечение.
Ноутбук, принтер.
Цифровые образовательные ресурсы Интернет
http://mastera-rukodeliya.ru/
http://www.zlatoshveika.com/

Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования Анкудинова
Наталья Ивановна. Квалификационная категория-первая.
Методические материалы.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
 Наглядные пособия, работы педагога, учащихся разных лет.
 раздаточный материал.
 книги о народных промыслах, орнаменте, декоративно-прикладном
искусстве.
Методические пособия. Выкройки (готовые). Папки с образцами выкроек.
3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы.
При проведении аттестации и контроля обученности учащихся используются
следующие формы и методы:
-устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение, фронтальный опрос);
-метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение
неточностей, устранение обнаруженных ошибок),
-дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
-систематическое наблюдение и контроль за технологией исполнения работы.
-Демонстрация изделий.
-Подготовка и проведение учащимися школьных выставок.
-Подготовка и проведение учащимися мастер-классов разного уровня.
-Участие в выставках и фестивалях детского творчества разного уровня.
Достижения обучающимися планируемых результатов рассматриваются
через: устные опросы, самостоятельную практическую работу, участие в
выставках, фестивалях, конкурсах районного, городского, областного уровней.
16

Оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной
программы в конце учебного года.
1год - игрушки сувениры.
2год-объёмная игрушка.
3год -каркасная игрушка.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий.
Форма фиксации результата: сводная таблица.
Параметры оценки:
№ Изделие
Параметры оценки
1 Игрушки сувениры
Соблюдение правил техники безопасности
Владение инструментами для ручных работ
Аккуратность
Овладение технологией выполнения изделия
Использование различных способов
декорирования изделия
Выбор наиболее эффективных способов
решения задачи (оригинальность).
2 Мягконабивная игрушка. Соблюдение правил техники безопасности
Владение инструментами для ручных работ
Аккуратность
Овладение технологией выполнения изделия
Использование различных способов
декорирования изделия
Выбор наиболее эффективных способов
решения задачи (оригинальность).
3

Каркасная игрушка.

№ изделие
1

Игрушки
сувениры

Соблюдение правил техники безопасности
Владение инструментами для ручных работ
Аккуратность
Овладение технологией выполнения изделия
Использование различных способов
декорирования изделия
Выбор наиболее эффективных способов
решения задачи (оригинальность).
Высокий уровень

Средний
уровень
Безупречный
Безупречный
внешний вид
внешний вид
изделия, полное
изделия,
овладение
частичное
технологией
овладение
выполнения изделия, технологией
изделие оригинально выполнения
задекорировано (не
изделия,

Низкий
уровень
Не
безупречный
внешний вид
изделия,
частичное
овладение
технологией
выполнения
17

2

Мягконабивная
игрушка.

3

Каркасная
игрушка.

по образцу),
соблюдена техника
безопасности
Безупречный
внешний вид
изделия, полное
овладение
технологией
выполнения изделия,
изделие оригинально
задекорировано (не
по образцу),
соблюдена техника
безопасности
Безупречный
внешний вид
изделия, полное
овладение
технологией
выполнения изделия,
изделие оригинально
задекорировано (не
по образцу),
соблюдена техника
безопасности

соблюдена
техника
безопасности
Безупречный
внешний вид
изделия,
частичное
овладение
технологией
выполнения
изделия,
соблюдена
техника
безопасности
Безупречный
внешний вид
изделия,
частичное
овладение
технологией
выполнения
изделия,
соблюдена
техника
безопасности

не соблюдена
техника
безопасности
Не
безупречный
внешний вид
изделия,
частичное
овладение
технологией
выполнения
не соблюдена
техника
безопасности
Не
безупречный
внешний вид
изделия,
частичное
овладение
технологией
выполнения
не соблюдена
техника
безопасности

Анкета уровня интереса, проявляемого к занятиям.
На вопросы анкеты учащиеся отвечают «Да» или «Нет», в шестом вопросе
необходимо выбрать пункт а или б.
Фамилия и имя ребёнка._________________________________________
1. Тебе нравится заниматься в объединении?
2. Ты с радостью идешь на занятие?
3. Нравится ли тебе, когда занятие отменяется?
4. У тебя много друзей в объединении?
5. Тебе интересно на занятии?
6. На занятия ты приходишь чтобы:
а) научиться делать что-то новое?
б) встретиться с друзьями?
Количество баллов, которые можно получить за каждый ответ на вопросы
анкеты.
1
2
3
4
5
6а
6б
Да 2
2
1
2
2
2
1
Нет 1
1
2
1
1
18

Обработка результатов
Сумма баллов.
высокий уровень-9-12 баллов
Средний уровень-5-9 баллов
Низкий уровень- менее 5 баллов
4. Список литературы.
Список литературы для педагога.
1. Горнова Л. В. и др. Студия декоративно-прикладного творчества.
Волгоград, 2008.
2.Кочеткова Н. В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и
конспекты занятий (для детей 7-14 лет). Волгоград, 2011.
3.Лери О.С. Образовательная программа «Мягкая игрушка» для детей 715 лет. Петрозаводск, 2009.
4.Муравьева В. А. Технология народных ремесел. Волгоград, 2011.
5.Маркелова О. Н. Организация кружковой работы в школе. Волгоград, 2008.
6.Подкорытов В. И., Пудина И. Е., Салкина Т. Н. Детские
общественные объединения в сфере образования. Екатеринбург,
2002.
7.Соловьева Н. Г. Социально-психологическая адаптация детей и
подростков. Екатеринбург, 2002.
Список литературы для обучающихся.
1. Белякова, О.В. « 207 лучших подарков своими руками».- Москва:
Издательство «Лада», 2009.
2. Нестерова Д.В. Рукоделие энциклопедия/Д.В. Нестерова – М.: АСТ – 2007.
– 158 с.
3. Скакунова В. В. Мягкая игрушка и сувенир (развитие
творческих способностей детей 8-15 лет.). Екатеринбург, 2003.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».