Комплекс основных характеристик. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64; локальных нормативных актов МАОУ СОШ №64. Направленность программы –художественная. Программа «Вокально-эстрадная студия «Даймондс»,направлена на создание детского вокального ансамбля с разнообразным песенным материалом на основе отечественной и мировой музыкальной культуры. Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль музыкального творчества в эстетическом воспитании обучающихся. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на человека. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, к фольклору. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: посещение театров, музеев, а также совместную работу педагога, родителей и детей. Результат и качество обучения прослеживается в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях, конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы продиктована необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Настоящая программа отличается от аналогичныхспособом организации педагогического процесса. Является интегрированной: музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. Отличительные особенности программы состоят в том, что наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью); навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. Каникулы – форма активного введения учащихся в мир музыкальной культуры: участие в конкурсах, фестивалях, посещение музеев, экскурсии. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Адресат программы. Программа рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте от 7-14 лет. Возрастные особенности обучающихся учитываются педагогом при выборе методов обучения и развития, при отборе содержания программного материала. В младшем детском возрасте ведущая деятельность – игровое учение. Это возраст, когда ребёнок охотно и успешно осваивает разнообразные виды деятельности. Именно поэтому данный возраст наиболее приемлем для начала обучения, для «вхождения» в программу. На этом этапе (1 год обучения) удаётся сформировать большинство базовых умений и навыков, развить интерес к дальнейшим занятиям. Кроме того и сама организационная форма детского коллектива – ансамбль, требует развития навыков взаимодействия в процессе совместного творчества. На занятиях много внимания уделяется созданию доверительной атмосферы, предполагающей максимальное удовлетворение базовых потребностей возраста. Младший школьный возраст – это потребность в уважении. Кроме того, программа предоставляет ребёнку возможность для наиболее широкой самостоятельности в применении сформированных знаний, умений, качеств. Это происходит в процессе участия в праздниках, в концертных и конкурсных выступлениях, в самостоятельной работе в процессе занятий. Большое внимание программа уделяет игровому методу. Основная задача при организации игровой деятельности – включение всех детей в игру, создание условий для развития не только певческих навыков, но и коммуникативных качеств, актерских способностей, культуры исполнения. Важно отметить, что в процессе обучения учитываются и возрастные физиологические особенности. Так как пение относится к психофизическим процессам, в котором задействованы не только когнитивная и эмоциональная сфера, но система дыхания, голосовые органы и т.д. В коллективе занимаются мальчики. Музыкально-эстетическое развитие обучающихся предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни. Критериями успешности является результативность участия школьников в общешкольных, городских, зональных, областных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах. Режим занятий.Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность одного занятия составляет 2 и 2,5академических часа. Во время занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы (практическое занятие, мастеркласс, репетиция и др.). Объём программы. Программа рассчитана на 162 часа в год. Срок освоения программы-2 года. Уровневость. Программа имеет два уровня обучения. Стартовый уровень (первый год обучения). Используются и реализуются общедоступные, универсальные формы организации материала, с минимальной сложностью. Базовый уровень (второй год обучения).Используются и реализуются специализированные знания, терминология, репертуар, объединяющийся в целостную картину вокального искусства. Формы обучения.Групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая. Виды занятий.Практические занятия( занятие-изучение нового материала; занятие-повторение), беседа, консультация,экскурсия, репетиционные и открытые занятия, концертные и конкурсные выступления Формы подведения результатов.Формами подведения результатов являются: собеседование, опрос, групповые и индивидуальные прослушивания, открытое занятие,презентация мастер-класс,творческий отчёт,фестиваль. 2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель:создание условий для развития творческих способностей, социокультурных компетенций детей посредством вокального искусства с учётом их индивидуальности, приобщения к достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры. Задачи: Обучающие формирование навыков певческой установки обучающихся,вокальной артикуляции, музыкальной памяти; использованиеразнообразных вокальных приёмов; отработка координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения. Развивающие-развитие вокально-хоровых навыков (певческого дыхания, дикции, унисона, кантилены, элементов двух голосия) гармонического и мелодического слуха, певческого дыхания, преодоления мышечных зажимов; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений. Воспитательные - воспитание эстетического вкуса учащихся, интереса к певческой деятельности и к музыке в целом; формирование воли, дисциплинированности, трудолюбия, целеустремлённости, умения взаимодействовать с партнёрами; формирование позитивной самооценки, самоуважения и уважения к окружающим; расширение музыкального кругозора обучающихся и повышение общего культурного уровня;развитие творческих способностей детей, артистизма,самостоятельности, личностных качеств; знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы. № 2.3.Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический )план. Первый год обучения. Стартовый уровень. Название раздела, темы Количество часов п/п Всего Теория Практ. Формы аттестации (контроля) 1. Формирование вокальных 6 2 4 Наблюдение навыков 2. Вокально-хоровая работа 16 4 Творческие 12 задания, зачет 3. Основы музыкальной грамоты 10 4 6 Контрольный опрос, зачет 4. Изучение песенных жанров 20 5 15 Творческий анализ, зачет 4.1 Академическая песня 4.2 Эстрадная песня 22 24 2 10 Сдача партий 4 20 Творческое исполнение 4.3 Народная песня 4 1 3 Творческое исполнение 5 Слушание музыки. 4 2 2 Творческий анализ 6 Сценический образ и культура 32 6 26 исполнения 7. задания Технические средства в работе 16 4 Слуховой 12 вокалиста 8. Творческие анализ Физиологические аспекты 8 4 Контрольный 6 певческого процесса. опрос 162 38 124 Всего: Учебный (тематический )план. Второй год обучения. Базовый уровень. № Название раздела, темы п/п Количество часов Всего Теория Формы Практ. аттестации (контроля) 1. Формирование вокальных 6 2 4 Наблюдение навыков 2. Вокально-хоровая работа 26 6 Творческие 20 задания, зачет 3. Основы музыкальной грамоты 10 4 6 Контрольный опрос, зачет 4. Изучение песенных жанров 10 5 5 Творческий анализ, зачет 4.1 Академическая песня 4.2 Эстрадная песня 22 24 2 10 Сдача партий 4 20 Творческое исполнение 4.3 Народная песня 4 1 Творческое 3 исполнение 5 Слушание музыки. 4 2 2 Творческий анализ 6 Сценический образ и культура 32 6 26 исполнения 7. задания Технические средства в работе 16 4 12 вокалиста 8. Творческие Слуховой анализ Физиологические аспекты 8 4 6 певческого процесса. Контрольный опрос 162 40 122 Всего: Содержание учебного (тематического) плана. Первый год обучения.Стартовый уровень. 1.Формирование вокальных навыков Теория: Объяснение на начальном этапе главных задач , стоящих перед вокалистом - певческая установка, звукообразование, дикция и артикуляция, певческое дыхание. Практика: Отработка тем с помощью распевок, вокальных и артикуляционных упражнений: упражнения на легато, стаккато, нон легато; работа над дыханием с помощью упражнений (комарик, шарик, цветок и т.д.), чтение стихов, скороговорок для отработки дикции. 2. Вокально-хоровая работа Теория :Знакомство с основными понятиями вокально - хоровой работы : типы певческих голосов, средства музыкальной выразительности(темп, ритм, динамика, темпо-ритм номера) Практика: Слушание музыкальных композиций в исполнении популярных вокалистов на определение диапазона голоса и тембровой окраски. Практическая работа с вокальными примерами на определение темпа, ритма, диначеских оттенков. 3. Основы музыкальной грамоты Теория : Объяснение следующих тем: «Музыкальный лад», «Изучение гаммы», «Система ручных знаков». Практика: Слушание музыкальных примеров на различие ладов, знакомство с нотной грамотой в пределах гаммы. 4. Изучение песенных жанров Теория: Знакомство с академической, эстрадной, кубанской народной песней. Практика: Слушание произведений различных вокальных жанров; отработка на песенном репертуаре манеры исполнения. Разучивание песен согласно репертуарному плану. 5. Сценический образ и культура исполнения. Теория: Знакомство с основными требованиями к сценическому образу вокалиста, художественный образ вокального произведения; значение хореографии при исполнении вокальных номеров. Практика: Постановка хореографических движений и сценическое оформление вокальных номеров. 6. Технические средства в работе вокалиста. Теория: Знакомство с устройством микрофона, понятием «фонограмма». Практика :Отработка песен с микрофоном под фонограмму «минус». Запись фонограмм в студии. 7. Физиологические аспекты певческого процесса. Теория :Знакомство с приёмами релаксации, с анатомо - физиологическим аппаратом человека, механизмы его функционирования. Практика: Выполнение практических упражнений на снятие мышечных зажимов голосового и опорно-двигательного аппарата; упражнения на внимание, чувство ритма. Второй год обучения. 1. Формирование вокальных навыков Теория: Повторение основных тем, пройденных ранее - типы дыхания, звукообразование, правила артикуляции. Практика: Отработка тем с помощью распевок, вокальных и артикуляционных упражнений: упражнения на легато, стаккато, нон легато; работа над дыханием с помощью упражнений 2. Вокально - хоровая работа. Теория: Закрепление знаний по основным навыкам вокально -хоровой работы.Изучение новых тем «Проблемы интонирования», « Ансамбль», «Строй», «Виды канонов», « Фразировка, цезура, пауза». Практика:Отработка основных умений и навыков вокально -хоровой работы на примере музыкальных произведений репертуара. Работа над правильным интонированием с помощью упражнений. Пение канонов. 3. Основы музыкальной грамоты. Теория :Знакомство с разделом «Сольфеджио», его элементами. Интервалы. Метроритм. Практика: Определение на слух интервалов, нахождение их в мелодии исполняемых песен. Упражнения на отработку чувства ритма. 4. Изучение песенных жанров Теория : Закрепление знаний об академической, эстрадной песнях. Знакомство с кубанской народной песней. Определение жанровой специфики детской эстрадной песни. Практика : Отработка на песенном репертуаре манеры исполнения. Разучивание песен в различных жанрах согласно репертуарному плану. 5. Сценический образ и культура исполнения. Теория : Художественный образ вокального номера. Хореографическая постановка номера. Практика : Анализ исполнительской деятельности, в т.ч. собственной; отработка песен, постановка хореографических движений. Просмотр и анализ видео выступлений. 6. Слушание музыки. Теория: Слушание детских хоровых коллективов академического направления, а также коллективов эстрадного и народного творчества. 7. Технические средства в работе вокалиста. Теория: Знакомство со сценической аппаратурой - микрофоны, мониторы, акустические системы, микшерный пульт. Основные требования к артисту при работе с микрофоном, фонограммой в студии и на сцене. Практика : Отработка песен с микрофоном под фонограмму «минус». Студийная запись концертных фонограмм. 7. Физиология певческого процесса. Теория: Приёмы релаксации , наработка ощущений, снятие мышечных зажимов. Практика: Выполнение практических упражнений на снятие мышечных зажимов голосового аппарата, наработка ощущений вокалиста ,тренинги внимания и наблюдения; сценическое движение. Планируемые результаты. Обучение вокалу обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У детей обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях и других мероприятиях. Метапредметные результаты: -Имеется повышенный интерес к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности); -умеют слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство; выбирать произведения разных жанров по вкусу; Предметные: -проявляют навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение многоголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки; -умеют петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Личностные: -повышают сценическое мастерство, активно участвовуют в концертной и пропагандистской деятельности; -умеют самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров. Второй год обучения.Базовый уровень. 1. Формирование вокальных навыков Теория: Повторение основных тем, пройденных ранее - типы дыхания, звукообразование, правила артикуляции. Практика: Отработка тем с помощью распевок, вокальных и артикуляционных упражнений: упражнения на легато, стаккато, нон легато; работа над дыханием с помощью упражнений 2. Вокально - хоровая работа. Теория: Закрепление знаний по основным навыкам вокально -хоровой работы.Изучение новых тем «Проблемы интонирования», « Ансамбль», «Строй», «Виды канонов», « Фразировка, цезура, пауза». Практика:Отработка основных умений и навыков вокально -хоровой работы на примере музыкальных произведений репертуара. Работа над правильным интонированием с помощью упражнений. Пение канонов. 3. Основы музыкальной грамоты. Теория :Знакомство с разделом «Сольфеджио», его элементами. Интервалы. Метроритм. Практика: Определение на слух интервалов, нахождение их в мелодии исполняемых песен. Упражнения на отработку чувства ритма. 4. Изучение песенных жанров Теория : Закрепление знаний об академической, эстрадной песнях. Знакомство с кубанской народной песней. Определение жанровой специфики детской эстрадной песни. Практика : Отработка на песенном репертуаре манеры исполнения. Разучивание песен в различных жанрах согласно репертуарному плану. 5. Сценический образ и культура исполнения. Теория : Художественный образ вокального номера. Хореографическая постановка номера. Практика : Анализ исполнительской деятельности, в т.ч. собственной; отработка песен, постановка хореографических движений. Просмотр и анализ видео выступлений. 6. Слушание музыки. Теория: Слушание детских хоровых коллективов академическогонаправления, а также коллективов эстрадного и народного творчества. 7. Технические средства в работе вокалиста. Теория: Знакомство со сценической аппаратурой - микрофоны, мониторы, акустические системы, микшерный пульт. Основные требования к артисту при работе с микрофоном, фонограммой в студии и на сцене. Практика : Отработка песен с микрофоном под фонограмму «минус». Студийная запись концертных фонограмм. 7. Физиология певческого процесса. Теория: Приёмы релаксации , наработка ощущений, снятие мышечных зажимов. Практика: Выполнение практических упражнений на снятие мышечных зажимов голосового аппарата, наработка ощущений вокалиста ,тренинги внимания и наблюдения; сценическое движение. Планируемые результаты. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Предметными результатами занятий по программе «Вокально-эстрадная студия «Даймондс» являются овладение практическими умениями и навыками вокального творчества. Метапредметные результаты: -развиты творческое самовыражение личности, самооценка и самоанализ собственных возможностей; -воспитаны навыки здорового образа жизни; -развиты память, воображение, творческое мышление; -сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; -развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; -умеют работать с микрофонами . Личностные результаты: -сформированы качества общественно активной, духовнонравственной личности;воспитаны чувства патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа; -воспитаны качества творческой личности, способной адаптироваться в социуме; -сформирован эстетический вкус и кругозор, мотивация познавательной деятельности в сфере вокального искусства. Предметные результаты. -владеют элементарными дирижерскими жестами и правильно следуют им (внимание, вдох, начало пения, его окончание); -понимают, что такое певческая установка; -знают правила гигиены голоса; основные типы дыхания; особенности работы голосового аппарата, как им пользоваться для пения; -умеют правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;исполнить выразительно, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню. Мягко, напевно, не выталкивая произносить согласные звуки. Чувствовать ритмическую пульсацию песни. -могут использовать танцевальные движения при выступлениях с концертными номерами. -владеют минимальнымпереченем музыкальной терминологии, понятиями: певческая установка, певческое дыхание, диафрагма, атака звука, голосоведение, дикция, артикуляция, тембр, регистры, резонаторы, вокальная маска. -знают основы вокально – хоровых навыков;правила пения; -типы дыхания;музыкальныештрихи;средства музыкальной выразительности. 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализации программы. -материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет (включая типовую мебель) имеет: - фортепиано; музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник;аудио - и видеозаписи, плакаты (строение голосового аппарата, нотный стан, музыкальные ключи, ручные знаки и т.п.), тексты песен, упражнения для распевок, специальная литература; костюм концертный;компьютер. Актовый зал: ноутбук, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура,микшерский пульт, колонки (2 шт.); микрофоны(6шт). -информационное обеспечение. - аудио и видеоматериалы,фонотека. -проектор ,экран Интернет-источники: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563231#1 http://www.nne.ru/education/materials/program.php http://music577.ru/left_p_1_p_6.html http://lib.omgpu.ru/cgibin/irbis64r/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=&S 21FMT=&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A1% D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0 %B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0% BD%D0%B0 Кадровое обеспечение. Программу реализуют педагоги: -Миронова Ирина Геннадьевна, квалификационная категория – первая. -Лахтина Ольга Викторовна,квалификационная категория –высшая. Методические материалы. Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вокальный ансамбль»применяются разнообразные методы обучения:словесные,наглядные,объяснительноиллюстративные,практические,игровые…В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются различные формыи методы организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности: -метод стимулирования и мотивации учебной деятельности; -метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; -метод контроля и самоконтроля.Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, используются различные педагогические технологии. Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии: -Личностно-ориентированный подход – когда педагог при обучении вокалу учитывает творческие данные ребёнка, оценивает рост конкретной личности; создает теплые взаимоотношения в коллективе. -Здоровьесберегающая технология реализуется следующим образом: проводятся упражнения на релаксацию, на разогревание и настройку голосового аппарата учащихся , на снятие напряжения с внутренних и внешних мышц. -Игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся. Игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника. Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. -Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Привнести в учебной процесс помогают аудио, видео материалы, привлекаются возможности интернета. Анализ собственных выступлений. -Импровизация Учащиеся сочиняют (подбирают) различные вокальные партии (песни). -Портфолио учащихся используется для того, чтобы учитывать индивидуальные достижения детей. В папке находятся индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, листы оценки и самооценки. Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку. 3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы. Вид контроля Цели, задачи Входящий контроль Проверка музыкального слуха и памяти учашегося, чистого интонирования . Промежуточны й контроль Итоговый контроль Уровни Высокий (7-10 баллов) Применять полученные умения на практике, во время выступлений. Знать произведения концертной программы. Применять выработанные вокальнохоровые навыки во время исполнения произведений. Содержание Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Петь чистый унисон, пение в единой манере. Петь чистый унисон, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы. Знание всей хоровой программы. Освоение многоголосия. Высокий исполнительски й уровень. Форма контроля Прослушивани е Открытое занятие или концертные выступления Творческий отчет Сроки Сентябр ь Декабрь Апрель Содержание критериев обученности по уровням Теория Практика Обучающийся хорошо знает Выработана академическая типы дыхания, певческую манера пения, освоено установку. многоголосие, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии. Высокий исполнительский уровень. Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней. Средний (4- 6 баллов) Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку. Не выработана единая манера пения, нет унисона, многоголосие освоено частично. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень. Участие в кон-курсах и фестивалях различных уровней. 4. Список литературы. Для педагога. 1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с. 2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989. 3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с. 4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с. 5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с. 6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с. 7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: «Музыка», 1972.-30с. 8. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с. 9. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г 10. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с. 11. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с. 12. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с. 13. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с. 14. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с. 15. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с. 16. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с. 17. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с. 18. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с. 19. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.М.: «Академия», 2002.-352с. 20. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1 21. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с. 22. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с. 23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972. 24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947. 25. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с. Для учащихся. 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Гонтаренко Н. «Уроки сольного пения. Вокальная практика», М.,2015 г 4. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 5. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003. 7. Кановская М. «Считалки и скороговорки для развития речи»-М.,2007 г 8. Камозина О. «Неправильное сольфеджио», Ростов-на-Дону,2010 г.