Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьная газета

1.Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.
2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»; Устава Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 64; локальных
нормативных актов МАОУ СОШ №64.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы: школьная газета – это средство общения между
школьниками и учителями, позволяющее лучше узнать окружающих людей, их
интересы и успехи. Она помогает сформировать гражданскую позицию,
воспитать любовь к родному краю и школе, их истории и культуре, приобщает к
литературно-исследовательской работе, развивает творческие и
коммуникативные способности ее участников.
Отличительные особенности программы: современному обществу сегодня,
как никогда, требуется духовно - нравственная личность, с активной
гражданской позицией любви и уважения к ценностям отечественной культуры,
её литературе и языку, способная к созидательной деятельности.
Творческое объединение «Школьная газета» даёт возможность учащимся
творчески мыслить, транслировать своё понимание ситуации, свою оценку
текста, уделять внимание как устной, так и письменной речи. Помогает
организовать себя, выразить свои мысли, поделиться своим мнением с другими,
получить обратную связь, научиться анализировать.
Адресат программы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школьная
газета» предусматривает обучение детей от 11 до 17 лет. Возможно
формирование разновозрастных групп от 15 до 20 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 учебных часа.
Объём общеразвивающей программы: объём учебного времени
предусмотренный учебным планом – общее количество часов, запланированных

на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 162
учебных часа.
Срок освоения программы: срок реализации и освоения программы: 1 год (36
недель).
Уровневость программы: программа стартового уровня, используются
общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная
сложность предлагаемого для освоения содержания
Формы обучения - групповая, фронтальная, индивидуально групповая.
Групповые занятия предполагают:
- участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых
педагогом;
- анализ творческих работ;
-сдача творческих зачётов;
-выполнение тренировочных упражнений;
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий:
-творческие тренировочные упражнения;
-ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров
журналистики;
-свободная творческая дискуссия;
-практикумы;
-экспресс – презентации;
-сюжетно-ролевые деловые игры;
-конкурсы;
-встречи с журналистами, с писателями и поэтами; с интересными людьми
города;
-экскурсии.
Формы подведения результатов: при проведении промежуточных аттестаций
используются следующие формы и методы:
-устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение),
-метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок,
анализ причины неправильного написания текста, устранение обнаруженных
ошибок),
-дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель: создание в образовательном пространстве школы условий для реализации
творческих качеств личности, создание школьного печатного органа, развитие
устной и письменной речи учащихся во всех областях применения.

Задачи:
Обучающие:
- изучение основ журналистского творчества;
- получение знаний и умений по созданию печатного издания;
- освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационнокомпьютерных технологий.
Развивающие:
- развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями;
- развитие творческих способностей обучающихся, их творческой
индивидуальности;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной
речью;
- развитие навыков установления межпредметных связей;
- развитие навыка работы со справочной литературой.
- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с
применением приобретенных знаний на практике;
- развитие интереса к изучению школьных предметов: русского языка,
литературы, истории, компьютерных технологий.
Воспитательные:
- создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда
востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
- формирование основных этических норм и понятий как условия правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;
- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
2.3. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
№ п/п

Раздел

1
2
3

Введение.
10
Стили речи.
7
Газетные
и 22
журнальные
публикации.
Творчество
13
Роль статьи в 34
журналистике

4
5

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

10
5
12

0
2
10

Наблюдение
Создание буклета.
Выпуск газеты.

4
20

9
14

Написание заметки
Анализ статей, выпуск газеты

6

7
8
9

Интервью.
Особенности
жанра
Виды репортажа
Очерк
Итоговое
занятие по темам
Итого

14

6

8

Практика интервью

23
14
25

11
9
0

12
4,5
25

Репортаж, выпуск газеты
Анализ очерка
Представление мини-проектов
и презентаций

162

79,5

82,5

Содержание учебного (тематического) плана.
Программа «Школьная газета» состоит из 9 разделов
Раздел 1. Введение (10 часов)
Теория (10 ч.). Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с
тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Уточнение списка
редакционной коллегии. Инструктаж по технике безопасности.
Формы организации и содержание занятий: беседа
Раздел 2. Стили речи. (7 часов)
Теория (5 ч.). Стили и типы речи. Сфера применения стилевых особенностей.
Жанры публицистического стиля.
Практика (2 ч.). Оформление буклетов.
Контроль: Написание заметок
Формы организации и содержание занятий: беседа, практикумы.
Раздел 3. Газетные и журнальные публикации. Заметки. (22 часа)
Теория (12,5 ч.). Виды газетных и журнальных публикаций. Организация
работы корреспондентов и редакторов. Способы подачи краткой информации в
газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.
Заметка информационного характера.
Практика (9,5 ч.). Написание и взаимное обсуждение заметок. Знакомство с
программами для написания статьи и оформления газеты- publisher. Подготовка
материалов. Сбор текстов.
Контроль: Рецензия, заметки, выпуск газеты.
Формы организации и содержание занятий: беседы, работа с ПК, дизайнпроекты.
Раздел 4. Творчество (печатные издания) . (6,5 часов)
Теория (4,5 ч.). Печатные издания и их роль. Редакторы. Газетное творчество.
Практика (2 ч.). Оформление буклетов.
Контроль: Написание заметок
Формы организации и содержание занятий: беседа, практикумы.
Раздел 5. Роль статьи в журналистике. (33,5 часа)
Теория (20,5 ч.). Отличительные черты статьи: целеустремлённость и
доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Статья - жанр,
предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов,
ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая.
Обзор печати – особый жанр.

Практика (13 ч.). Создание статьи на основе сформулированной проблемы.
Заметка в газету.
Контроль: Анализ статей, выпуск газеты.
Раздел 6 . Интервью. Особенности жанра. (13,5 часов)
Теория (6,5 ч.). Интервью как универсальный метод получения информации.
Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог,
интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Коллективное интервью,
анкета Логика интервью. Моделирование
Практика (7 ч.). Составление вопросов для интервью.
Контроль: Интервью
Формы организации и содержание занятий: интервью, фоторепортаж, проект.
Раздел 7. Виды репортажа. (22,5 часа)
Теория (11,5 ч.). Репортаж – наглядное представление о том или ином событии
через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего
лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных
жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей,
прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское
"я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность,
хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие),
спортивный
Практика (11 ч.). Репортаж, выпуск газеты
Формы организации и содержание занятий: беседы, проекты, интервью,
практикумы,
Раздел 8. Очерк. (13,5 часов)
Теория (9 ч.). Близость к малым формам художественной литературы –
рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного
значимого лица. Очерки портретные, событийные, путевые. Документальность,
образность, типизация, насыщенность литературно-художественными
средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная
выразительность.
Практика (4,5 ч.). Создание очерка.
Контроль: анализ очерка
Формы организации и содержание занятий: проекты, практикумы
Раздел 9. Итоговые занятия (25 часов)
Практика (25 ч.). Заседание круглого стола. Встреча с интересными людьми.
Подведение итогов, тестирование. Защита проектов (теория + самостоятельный
выпуск номера школьной газеты, презентации). Выставка портфолио.
Контроль: проекты и презентации.
2.4. Планируемые результаты:
Метапредметные.
- используют художественные выразительные средства речи;
- чётко определяют цель и добиваются результата;
-планируют деятельность;

- организовывают групповую деятельность (работу по выпуску школьной
газеты, проводят обучающие занятия);
- используют творческие приемы при поиске и отборе идей;
-сравнивают, анализируют обобщают факты действительности.
Личностные:
-формируется активная жизненная позиция;
-знакомы с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных
планов;
-осваиваются основные этические нормы и понятия как условие правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни; овладение
культурой общения с медиа, навыками работы с различными источниками
информации; различными формами самовыражения при помощи медиатехники;
-развиваются творческие и коммуникативные способности; критическое
мышление, умение интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты;
-умеют выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
грамотно излагать информацию в различных жанрах;
-знают специфику и структуру основных газетных жанров (различают
информацию, заметку, интервью, статью)
Предметные.
-знают особенности новостного жанра, особенности жанров: эссе, репортаж,
интервью, изобразительно-выразительные средства в журналистике, логику и
последовательность работы над материалом;
-ориентируются в проблемной корреспонденции;
-понимают особенности современной журналистики, интернет - журналистики,
особенности художественно-публицистического стиля, целостность и
логичность текста, основы макетирования газеты в программе publisher;
-могут помочь в организации обучающего занятия, публичного выступления;
-знают информационную культуру, журналистскую этику, специальную
терминологию в области современной журналистики; основные творческие
методы и приемы поиска идей;
- умеют писать творческие работы в различных жанрах журналистики,
-осуществляют поиск нужной информации, перерабатывать информацию,
выделять важное в потоке социальной информации;
- самостоятельно находят тему будущего материала; пишут резюме, оформляют
портфолио.
3.Комплекс организационно-педагогических условий.
3.1. условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет (учебные столы и стулья), компьютер, МФУ, принтер .
Наборы для творчества: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и
простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки,
папки, презентации по темам, видеоролики, печатные и электронные пособия.
Кабинет информатики: компьютеры, интерактивная доска; мультмедиа.
Кадровое обеспечение.
Педагог Малышева Оксана Дмитриевна. Без квалификационной категории.
Методические материалы.
Основными методами обучения на занятиях являются:
- практический (работа на фото-видео технике);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, просмотр видеоматериалов);
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия);
- работа с литературой (чтение, изучение, конспектирование).
Основные принципы обучения:
- доступность:
- научность;
- наглядность;
- последовательность и системность;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Теоретические занятия предполагают варианты:
− лекционная форма;
− уроки-беседы;
− демонстрационная форма; − и другие.
Практические занятия предполагают:
− самостоятельную работу обучающихся (основа практических занятий);
− работа с материалом лекций, дополнительным источником информации по
обсуждаемым проблемам;
− анализ собственных работ;
− индивидуальное консультирование;
− подготовка и защита индивидуальных проектов.
Интернет-ресурсы:
-Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в
развитии педагогических технологий».
http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- http://www.lib.ru - Электронная библиотека
- www.virlib.ru - Виртуальная библиотека
-www.rvb.ru -Русская виртуальная библиотека
3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы

Аттестация результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе осуществляется в конце учебного года.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы
и методы:
-устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение),
-метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок,
анализ причины неправильного написания текста, устранение обнаруженных
ошибок),
-дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Формы проведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школьная газета» - выпуск школьной газеты 1
раз в четверть , участие в конкурсах и фестивалях школьных СМИ разного
уровня.
Критерии качественной оценки учащихся:
Ученик:
-что делал?
-в чём участвовал?
-каковы успехи?
-чему научился?
-планы на будущее
-индивидуальные творческие достижения.
-Я узнал…
-Я понял…
-Я научился…
-Лучше всего у меня получается…
-Я изменился в …сторону.
Критерии оценивания созданных творческих работ:
-оригинальность;
-новизна;
-полезность для автора и других людей;
-трудоёмкость работы;
-качество оформления работы.
4. Список литературы
1.
А. К. Бобков. Газетные жанры. учеб. пособие.– Иркутск: Иркут. ун-т,
2005. – 64 с. ( скачано)
2.
Барманкулов М. Жанры печати, телевидения и радиовещания.
Сравнительный анализ. Учебник, Алма-Ата, КазГУ, 1974. (скачано)

3.
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В.,
Станько А.И. Иcтория мировой журналистики. - Москва – Ростов-на-Дону:
Издательский центр «МарТ», 2003. 432 с. (скачано)
4.
Борис Есин «История русской журналистики (1703—1917)» (скачано)
5.
Колесниченко А.В. «Практическая журналистика», 2008, издательство
МГУ (скачано)
6.
Корконосенко С.Г. «Основы журналистики», 2001. (скачано)
7.
Лаврентьев Α.Η. История дизайна. Учебное пособие. — М.: Гардарики,
2007. — 303 с (скачано)
8.
Майк Роуди. Визуальные заметки на практике (скачано)
9.
Свитич Л.Г. «Профессия: журналист», учебное пособие, Аспект Пресс,
2011 (скачано)
10. CSS3 для веб-дизайнеров / Дэн Сидерхолм: Манн, Иванов и Фербер;
Москва; 2013 (скачано)
Образовательные и информационные ресурсы:
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
2.Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации
3.СагманС. Microsoft Office 2000. – М.:ДМКПресс, 2002. – 672 с.:ил. (Серия
Самоучитель). Эл.вариант.
4.Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель AdobePhotoshop 7. – СПб.: БХВПетербург, 2003. – 688 с.: ил. Эл.вариант.
Интернет- ресурсы:
http://www.ed.gov.ru/ - сайт Министерства образования РФ
http://www.edu.ru/ – каталог образовательных интернет-ресурсов;
http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические материалы/
http://som.fsio.ru/ - сетевое сообщество методистов
http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета.
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов
http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты
http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование
детей»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».