Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ты не один (волонтёрский отряд)

2.Комплекс основных характеристик
2.1.Пояснительная записка

Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа разработана с учетом Федерального Закона Российской
Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"; Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования
детей»;
Устава
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
64; локальных нормативных актов МАОУ СОШ №64.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы: Детство – время активного социального
«развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных
достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно
расширяющихся и усложняющихся контактах. Подростковая среда является
естественной социокультурной средой для подростков – ровесников,
доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным
статусом, языком, стилями коммуникации и эффективностью влияний.
Современные
модели
взаимодействия
«общество-государство»
предусматривают, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в
мероприятиях, организуемых социальными институтами. В то же время
воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее
воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут
оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью
специально организованной воспитательной работы образовательного
учреждения, учителей, семьи.
Отличительные особенности программы: обучаясь по программе «Ты не
один», учащиеся получают новые знания о формах и методах организации и
проведения культурно-досуговых и организационно-массовых мероприятий,
развивают свой интеллект, кругозор. Обучающимся прививаются принципы
коллективизма, взаимоуважения, создаётся творческая атмосфера для
самосовершенствования.
Адресат программы
Основой волонтёрского движения является отряд обучающихсядобровольцев из числа школьников 5-11 классов, специального отбора нет.
В начале года выбираются органы самоуправления: командир отряда,
ответственные за каждое из направлений программы;
Сбор отряда проводится 2 раза в неделю, согласно расписания;
2

Один раз в полугодие проводятся творческие отчёты деятельности
волонтёров и подводятся итоги.
Режим занятий: программа «Ты не один» реализуется через учебные
занятия 2 раза в неделю, по 2 и 2,5 учебных часа.
Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы - 162 часа . 1 год обучения.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы - стартовый уровень. Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого материала.
Формы обучения: групповая.
Виды занятий: коллективное- творческое дело, дискуссия, беседа, игра,
мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг,
практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча,
экскурсии в музеи, практикум, лекция и другие
Формы подведения результатов: результативность освоения конкретных
тем отслеживается с помощью текущего контроля: опрос, тестирование,
викторина и т.п. Развитие личностных качеств учащихся определяется
методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью
индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий.
2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: создание условий для формирования активной жизненной
позиции обучающихся, ценностей, основанных на нравственном выборе,
позитивных установок на добровольческую деятельность, развития
творческих и организаторских способностей.
Задачи программы:
1.
Обучающие:
-Формирование позитивного правосознания, понимания
категорий
"справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека",
"демократии" и выработка навыков их реализации в повседневной жизни;
умения анализировать свои и чужие действия, искать формы их
координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственное.
-Мотивация учащихся на практическую деятельность через организацию
социально-значимой деятельности.
2.
Воспитательные
-Пропаганда здорового образа жизни через организацию и проведение акций,
тренинговых занятий, тематических выступлений, участие в конкурсах и др.
-Формирование сплоченного коллектив волонтеров из числа обучающихся
разного возраста; формирование потребности в здоровом образе жизни.
-Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои
права и свободы в установленном порядке через проведение социально
значимых акций, творческих мероприятий, спортивных соревнований.
3

Развивающие:
-Создание механизма взаимодействия обучающихся с социумом, через
личностное общение в процессе подготовки и проведения социальнозначимых мероприятий для детей и взрослых.
-Апробация новых форм организации деятельности обучающихся для
развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики
вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
2.3.Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Раздел

Всего

Теория

Практика Форма аттестации
(контроля)

1

Введение.

5

2

3

Наблюдение

2

Проектная деятельность 14
волонтера.

4

10

3

Пропаганда
ЗОЖ. 18
Здоровье окружающего
мира.

6

12

4

Развитие
волонтеров, 33
направления
деятельности.
Специальная подготовка 27
волонтеров

15

18

7

20

6

Экологическое
направление

20

20

7

Акции
и
проекты 26
разного уровня

2

24

Отчет
по
мероприятиям,
Практическое
занятие
Опрос,
наблюдение,
фотоотчеты,
заметки
для
школьной газеты
Отчет,
наблюдение,
опрос.
Опрос,
отчет,
фотоотчет,
наблюдение.
Отчет,
опрос,
фотоотчет,
наблюдение,
создание
брошюры.
отчет

56

106

5

40

Всего часов 162

4

Содержание учебного (тематического) плана.
Раздел 1. Введение
Теория. Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с
тематикой занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Анкетирование. Распределение поручений.
Формы организации и содержание занятий: беседа
Раздел 2. Проектная деятельность волонтера
Теория . Как себя вести в конфликте? Что я ищу в дружбе?
Практика: Проект «Мы вместе». Изготовление открыток. Культурномассовые мероприятия в школе (подготовка и организация)
Контроль: Практическая деятельность, отчет по форме.
Формы организации и содержание занятий: беседа, мероприятие, практикум,
Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ. Здоровье окружающего мира.
Теория. Просмотр и обсуждение фильмов ЗОЖ, уверенность в себе,
Экологические и социальные проекты. Ты талантлив.
Практика: Тренинг на работу в команде, конкурс плакатов «Профилактика
вирусных заболеваний» . Как быть уверенным в себе? Физкульт-привет!
Контроль: Опрос, наблюдение, фотоотчеты, заметки для школьной газеты,
Формы организации и содержание занятий: беседа, мероприятие, практикум,
занятие-презентация.
Раздел 4. Развитие волонтеров и их деятельности.
Теория . Информационные часы. День заповедников и национальных парков
России. Международные акции. Типы и направления волонтерства. Изучение
заповедников. Я и ты- мы все равны. Экологические акции-что это?
Практика. Анкетирование «Наши права и обязанности». Итоги «Дня
народного единства». Выставка творческих работ ко Дню Толерантности.
Изготовление брошюр-памяток. Новогодний мастер-класс
Контроль: отчет, наблюдение, опрос.
Формы организации и содержание занятий: Беседа, практикум, видеозанятие, занятие-презентация, мероприятие, тренинг.
Раздел 5. Специальная подготовка волонтеров.
Теория. Помощь ветеранам и пожилым людям, спортивная подготовка
Практика. Посильная помощь и поздравления ветеранов Великой
Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, ветеранов разных
войн, пожилых людей в Доме ветеранов (ул. Ак.Бардина,25\2). Организация
спортивного досуга детей
Контроль: Опрос, отчет, фотоотчет, наблюдение.
Формы организации и содержание занятий: Беседа, мероприятие, работа с
ПК.
Раздел 6. Экологическое развитие волонтера.
Теория. Всемирный день дикой природы. Международный день лесов.
Организации по поддержанию жизнедеятельности лесов. ЮНЕСКО
Фестиваль - что это? Добровольная помощь животным. Greenpeace. Что это?
Всемирный день здоровья.
Благотворительные организации.
Летнее
5

волонтерство. Международные проекты. Обсуждение планов на будущий
учебный год
Практика: Конкурс плакатов и выставка «Мои безопасные каникулы».
Подготовка и помощь в организации мероприятий . Создание брошюр для
отчета. Поздравление ветеранов ВОВ, . Организация выставки посвященной
Дню Победы. Благоустройство и обустройство территории школы
Контроль: Отчет, опрос, фотоотчет, наблюдение, создание брошюры.
Формы организации и содержание занятий: Беседа, мероприятие, видеоурок, практикум
Раздел: Акции и проекты в учебном году.
Практика: Проект «Мы вместе», Акция «Сохраним планету», акция «Спасаем
уши и хвосты», Акция «Новогодний подарок», Акция «Подарок солдату»,
Проект «Книга всенародной памяти», Акция «Посади дерево и сохрани его»,
Акция «Скворечник своими руками», Акция «Подари книге вторую жизнь»,
Акция «Батарейка»
Контроль: Творческий отчет
Формы организации и содержание занятий: квест, игра, КТд и другие.
2.4. Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
-развиты творческое самовыражение личности, самооценка и самоанализ
собственных возможностей;
-воспитаны навыки здорового образа жизни;
-развиты память, воображение, творческое мышление;
-сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;
-развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
-умеют работать с микрофонами .
Личностные результаты:
-сформированы
качества
общественно
активной,
духовнонравственной личности; чувство патриотизма, уважения к культуре своего
народа;
-воспитаны качества творческой личности, способной адаптироваться в
социуме;
-сформирован эстетический вкус и кругозор, мотивация познавательной
деятельности в социальной сфере.
Предметные результаты.
-сформирован сплочённый коллектива волонтёров;
-развиваются и поддерживаются основные идеи волонтёрского движения;
-получен необходимый опыт и навык для реализации идей и проектов;
-знают историю развития волонтерского движения; понятия, виды, алгоритм
проведения социальной акции; правила составления информационного
буклета; структуру и правила оформления делового письма; методику
организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры,
6

КТД; правила здорового образа жизни; основы возрастных психологических
особенностей людей разного возраста.
-умеют составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
разрабатывать и проводить игровые программы на различные темы;
договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
-разрабатывают и реализовывают социальные проекты;
-владеют навыками планирования и самоанализа;
-выступают в роли организатора различных дел социальной направленности;
-эффективно общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
пожилыми людьми, детьми младшего школьного возраста;
-организовывают игры на знакомство и сплочение в разных возрастных
группах;
-устанавливают контакт с незнакомыми людьми, -владеть навыками
поведения в конфликтной ситуации.
3.Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет, компьютер, МФУ, принтер цветной. Наборы для
творчества: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые
карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.
Символика и атрибутика: футболки, бейджи.
Дидактические материалы:
сценарии и методические разработки
мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебнонаглядные пособия.
Средства обучения: ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.
Актовый зал: Актовый зал: ноутбук, звуковоспроизводящая и
звукозаписывающая аппаратура, микшерский пульт, колонки (2 шт.);
микрофоны(6шт).
Информационное обеспечение.
-материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы);
-социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к людям, людям с
ограниченными возможностями здоровья.
-ролики о добровольчестве;
-видеофильмы «Перерыв на войну».
-фотоаппарат, видеокамера.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Благотворительные
фонды
в
г.
Екатеринбург
(на
карте)
https://ekaterinburg.spravker.ru/blagotvoritelnye-fondy/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог Чурагулова Регина Булатовна
квалификационная категория – первая.
7

Методические материалы
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов
деятельности:·
-гуманизация педагогического процесса;
-индивидуализация и дифференцированный подход;
-демократизация.
Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы
достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать
возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения,
раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной
деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для
педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе
которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность,
удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.
При работе с подростками, образовательный процесс предполагает
диалектическое единство содержания, методов и организационных форм
обучения:
-игровые методы;
-наглядно-словесные методы;
-методы диагностики: метод упражнения, работа с методической
литературой,
-самостоятельная работа;
-приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного,
нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей
используются разнообразные формы проведения занятий:
-занятие – экскурсия;
-занятие – путешествие;
-занятие – исследование;
-занятие – лекция;
-занятие – игра.
Деятельность и технологии работы:
-популяризация добровольчества в муниципальном образовании;
-коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными
добровольцами,
добровольческими
центрами,
органами
власти,
муниципальными организациями, работающими с добровольцами;
-создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО,
социальных учреждений) в добровольческих усилиях молодёжи и баз данных
молодых добровольцев, готовых к участию в их работе;
-обеспечение информацией, знаниями и инструментами молодых
добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;
деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию
достижений и успехов молодых добровольцев;
8

-проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального
проектирования;
-создание возможностей для осуществления на практике разработки,
управления и реализации молодёжью добровольческих проектов,
мероприятий, акций;
-администрирование молодёжных добровольческих программ, проектов и
акций;
-организация конкурсов добровольческих проектов и др.
Методы обучения:
Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных
ловесные методы (источником знания является устное или печатное слово).
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения,
позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию,
поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С
помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркие картины
прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует
воображение, память, чувства учащихся.Словесные методы подразделяются
на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с
книгой.
Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации
большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что
лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.
Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать
выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет
участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в
рамках определенной темы.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение
содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах
обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд
педагогических требований.
Рассказ должен:
- содержать только достоверные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;
- доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
-отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым
фактам событиям.
Объяснение.
Под объяснением
следует
понимать
истолкование
закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных
понятий, явлений. Объяснение – этомонологическая форма изложения. К
объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала
различных наук.
Использование метода объяснения требует:
9

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
-последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации
и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем
постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими
уже изученного.
Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия);
Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия).
Игровой. Игра помогает развить творческие способности волонтёров,
опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной
деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть –
деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки.
Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить
знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно
научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос.
Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию
эффективнее.
Ситуационное обучение невозможно спланировать, оно применяется для
разбора проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности.
Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит,
акцентируя внимание на следующих моментах:
- Определение проблемы (что идёт не так? что происходит?);
- Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту
проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?);
- Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной
ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ
действий?);
- Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны
каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?).
Образовательный процесс обучения строится на основе принципов
личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебновоспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования
индивидуальности подростка:
- приемы активизации познавательного интереса
- создание ситуаций успеха
- методы диагностики и самодиагностики
- методы диалога
- рефлексивные приемы и методы
- опора на жизненный опыт подростка
- игровые методы.
10

Групповые и индивидуальные занятия:
- диагностическое изучение процессов развития обучающихся;
- создание оптимальных условий для самореализации обучающихся.
Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются
навыки образовательной деятельности, самостоятельности. Проводится
работа по общему и речевому развитию обучающихся, отклонений в
интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
Игровые методы используются для закрепления пройденного материала.
План годовых мероприятий и организации деятельности объединения,
методические описания традиционных мероприятий действуют в течение
всей продолжительности программы.
3.2. Формы аттестации\контроля и оценочные материалы
Основные методы диагностики результата:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
творческих способностей детей (методы анализа продуктов творческой
деятельности)
- текущий (наблюдение, анкетирование)
- промежуточный – проводится по окончанию обучения изучения отдельных
тем (дидактические игры, кроссворд, выступления)
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения
программы (итоговые мероприятия).
Критерии качественной оценки учащихся:
Ученик:
-что делал?
-в чём участвовал?
-каковы успехи?
-чему научился?
-планы на будущее
-индивидуальные творческие достижения.
-Я узнал…
-Я понял…
-Я научился…
-Лучше всего у меня получается…
-Я изменился в …сторону.
Критерии оценивания созданных творческих работ:
-оригинальность;
-новизна;
-полезность для автора и других людей;
-трудоёмкость работы;
-качество оформления работы.

11

Пакет диагностических методик:
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения,
собеседования
ианкетированияобучающихся,анализаикачественнойоценкиподготовленныхм
ероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении
обучающихся.
Методики:
-Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей
добровольческой деятельности);
-тестирование обучающихся «Я- волонтер!»;
-диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
-тест «Лидеры бывают разные»;
-опросник «Определение направленности личности»;
-анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения
в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические
навыки, которыми обладает волонтер.
4.С писок литературы.
Для педагогов:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Инновационные проекты системной поддержки молодежного
добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Практико-ориентированные методы психологической подготовки
добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –
Волгоград, 2006
5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании.
Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М.,
2004
6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое
действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца.
Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –
М., 2005
9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /
Воспитание школьников – 2008 - № 3
10. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы
деятельности волонтеров. М., 2011
11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/
Воспитание школьников – 2008 - № 3
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
12

13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма.- М., 2004
15. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
16.Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие /
Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
17. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в
детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
18. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки
социально-психологических тренингов.- М.,2006
19. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /
Воспитание школьников – 2009
Для учащихся:
1.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 200-144 с.
2.
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой
наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой
наркомании. – М., 2004
3.
2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма.- М., 2004
4.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М,
2008Кулинич Г.Г. Вредные привычки
5.
Профилактика зависимостей. - М, 2008
6.
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».