Приложение № 10 ООП СОО Утверждена приказом № 407-о от 29.08.2020 Рабочая программа учебного предмета Экономика для 10-11 класса Пояснительная записка В результате изучения учебного предмета «Экономика» выпускник на углубленном уровне научится: Основные концепции экономики - Определять границы применимости методов экономической теории; - анализировать проблему альтернативной стоимости; - объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; - представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее; - иллюстрировать примерами факторы производства; - характеризовать типы экономических систем; - различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства. Микроэкономика - Анализировать структуру бюджета собственной семьи; - строить личный финансовый план; - анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей; - принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; - анализировать собственное потребительское поведение; - определять роль кредита в современной экономике; - применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни; - объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения; - определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение; - приводить примеры товаров Гиффена; - объяснять на примерах эластичность спроса и предложения; объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; - приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм; - объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; - различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства; - анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы; - объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства; объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; - сравнивать виды ценных бумаг; - анализировать страховые услуги; - определять практическое назначение основных функций менеджмента; - определять место маркетинга в деятельности организации; - приводить примеры эффективной рекламы; - разрабатывать бизнес-план; - сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией; - называть цели антимонопольной политики государства; - объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; - приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда. Макроэкономика - Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; - характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета; - определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей; - указывать основные последствия макроэкономических проблем; - объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»; - приводить примеры сфер применения показателя ВВП; - приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; - различать сферы применения различных форм денег; - определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы; - объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы; - приводить примеры, как банки делают деньги; - приводить примеры различных видов инфляции; - находить в реальных ситуациях последствия инфляции; - применять способы анализа индекса потребительских цен; - характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства; - различать виды безработицы; - находить в реальных условиях причины и последствия безработицы; - определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы; - приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост; - приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи. Международная экономика - Объяснять назначение международной торговли; - анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне; - различать экспорт и импорт; - анализировать курсы мировых валют; - объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс; - различать виды международных расчетов; - анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений; - объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества; - объяснять особенности современной экономики России. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: Основные концепции экономики - Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; - анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; - владеть приемами работы с аналитической экономической информацией; - оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; - использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; - анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Микроэкономика - Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения; - оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; - критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; - объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; - использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; - применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни; - понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.; - оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения; - сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план; - рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни; - создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера; - решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; - грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; - моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана. Макроэкономика - Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации; - владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налоговобюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста; - использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач; - анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации; - осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни; - оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения; - использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик; - анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России; - решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации; - грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика; - отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников; - аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства. Международная экономика - Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы; - анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации; - оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения; - ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики; - создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера; - решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; - анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету; - использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; - владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ Наименование тем. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Количество часов 10 класс (1 и 2 полугодие) Предмет и метод экономической науки -6 часов Проблема выбора - 2 часа Конкуренция. Типы рынков - 5 часов Экономическая система государства - 4 часа Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата - 8 часов Финансовые институты. Банки и банковская - 7 часов система Деньги и финансы - 4 часа Фондовая биржа - 5 часов Страхование - 2 часа Фирма - главное звено рыночной экономики - 8 часов Рынок труда. Безработица. Профсоюзы - 4 часа Резерв - 2 часа Итого. 70 часов