Приложение 4 ЛитератураУ

Приложение № 4
ООП СОО
Утверждена
приказом № 407-о от 29.08.2020

Рабочая программа учебного
предмета
Литература (углубленный)
для 10-11
класса

Пояснительная записка
Выпускник на углубленном уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой
литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное
изучение предмета;
- в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных
методов, методик и практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами
искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией,
педагогикой, психологией и др.);
• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный
текст;
- ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и
современном литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих
литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные
черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде
неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной
борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и
футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);
• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей,
критиков, литературных героев, а также названий самых значительных
произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в
контексте эпохи их появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об
особенностях восприятия произведений читателями в исторической
динамике;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и
опыт самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного
аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя

целостное восприятие художественного мира произведения на разных его
уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие
работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые
результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в
том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность
научиться:
- использовать в своей исследовательской и проектной деятельности
ресурсы современного литературного процесса и научной жизни
филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;
- опираться в своей деятельности на ведущие направления
литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших
литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
- пополнять и обогащать свои представления об основных
закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его
динамике;
- принимать участие в научных и творческих мероприятиях
(конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в
различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя
результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в
специализированных изданиях.
Планируемые личностные результаты освоения освоения учебного
предмета «Литература»:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с
территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина
России, субъективная значимость использования русского языка и языков
народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с
судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ

культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с
историей народов и государств, находившихся на территории современной
России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по

диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению
переговоров).
Сформированность
коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей социальной действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению
мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая
потребность
в
общении
с
художественными
произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Литература»
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
Результат: обучающийся осознает значимость и важность чтения, получает
привычку к чтению и опыт чтения разных произведений;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Результат: обучающийся понимает, что в литературе отражается менталитет
народа, его история, мировосприятие, что литература несет в себе важные
для жизни человека смыслы;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой
культуры.
Результат: обучающийся получает опыт размышления над целым рядом
общечеловеческих проблем, учится высказываться по ним, используя
возможности литературного языка;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение.
Результат: обучающийся осваивает навыки анализа и интерпретации
литературного
произведения,
учится
оформлять
его
словесно,
аргументировать и отстаивать свое мнение; берет на себя задачу
формирования своего дальнейшего круга чтения;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Результат: обучающийся учится воспринимать произведения литературы,
созданные как на русском языке, так и на иных языках и переведенных на
русский;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Результат: обучающийся овладевает процедурами смыслового и
эстетического чтения, учится воспринимать художественный текст и
отличать его от текстов других типов, учится дополнять и углублять
первичное эмоциональное восприятие текста его интеллектуальным
осмыслением.
Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета
«Литература»
1) способствовать развитию формально-логических мыслительных структур
у
старшеклассников;
2) способствовать развитию механизмов и структур преобразующего
продуктивного
мышления;
3) допускать использование в разновозрастной группе;
4) способствовать формированию устойчивой внутренней мотивации на
достижение
успеха в познавательной деятельности;
5) допускать реализацию на разных уровнях сложности
Учебно-тематический план
Название раздела
1.
Вводный.
Литературный
процесс.
Литературное
произведение в историко-культурном контексте.
2. Художественные открытия русских писателей первой
половины XIX века.
3. Зарубежная литература второй половины XIX века.
Художественный мир реализма
4. Русская литература второй половины XIX века.

Кол-во часов
1
8
4
42

4.1 Лирика Фета, Тютчева
4.2 Творчество Островского
4.3 Творчество Тургенева
4.4. Творчество Некрасова
5. Российская действительность в произведениях литературы
второй половины XIX века.
5.1 творчество Гончарова
5.2 творчество Чернышевского
5.3 Творчество Салтыкова- Щедрина
5.4 творчество Лескова
6.
Жанр романа в мировой литературе. Исторические
формы романа.
6.1 Зарубежная литература
6.2 Творчество Достоевского
6.3 творчество Толстого
7. Драматургия. Творчество Чехова
8. Символ в мировой литературе
9. Повторение

9
9
14
10
22
10
4
4
4

3
14
17
14
5
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».