Приложение № 1 ООП СОО Утверждена приказом № 407-о от 29.08.2020 Рабочая программа учебного предмета Русский язык для 10-11 класса Пояснительная записка В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; – владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; – владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; – адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; – участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; – создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; – анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; – использовать знание алфавита при поиске информации; – различать значимые и незначимые единицы языка; – проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; – классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; – членить слова на слоги и правильно их переносить; – определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; – опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; – проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; – проводить лексический анализ слова; – опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); – опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; – проводить морфологический анализ слова; – применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; – опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); – анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; – находить грамматическую основу предложения; – распознавать главные и второстепенные члены предложения; – опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; – проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; – соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; – опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; – опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; – использовать орфографические словари. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; – оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; – опознавать различные выразительные средства языка; – писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; – осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; – участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; – характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; – использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; – самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; – самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ по УМК Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык 10-11 класс. Базовый уровень. М. Просвещение. 2020 (Расчёт учебного времени: 1 час в неделю, 35 часов в год) В том числе изучение Материал Раздел Всего часов Урок нового / учебника программы /Темы р/р к/р повторен ие ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (8 ч) Язык как знаковая система. 1 Основные функции языка Лингвистика как наука. Русский 1 язык как объект научного изучения Язык и культура 2 1 1 §7 Русский язык в Российской 1 Федерации Формы существования русского 1 национального языка Словари русского языка 1 8 Развитие речи. Изложение 1 §1-2 2 §3 3-4 §4 5 §5 6 §6 7 8 1 1 1 1 1 1 1 Урок Материал учебника Раздел программы /Темы Всего часов В том числе изучение нового / р/р к/р повторен ие ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 ч) 9 §8 10 §9 11 §10 12-13 §11 14 §12 15-16 §13 17 Единицы языка. Уровни языковой 1 системы Культура речи как раздел 1 лингвистики Фонетика. Орфоэпические нормы 1 1 Лексикология и фразеология. Лексические нормы Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Морфология. Морфологические нормы Диктант / контрольная работа 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 Орфографические нормы. 1 Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне 1 1 Правописание приставок. Буквы и, 1 ы после приставок 21 Правописание Н/НН в словах 1 §14 различных частей речи 22 Правописание не и ни, 1 §14 правописание предлогов, союзов, частиц РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 ч) 1 Язык и речь. Речевое общение. 1 Виды, сферы и ситуации речевого общения 24 Речевая деятельность. Виды 1 §17 речевой деятельности ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (7 ч) 1 18 §14 19 §14 20 23 §14 §15-16 1 1 1 1 25 §18 Признаки текста 1 1 26-27 §19 1 28 §20 Информационная переработка 2 текста. План. Тезисы. Конспект Реферат. Аннотация 1 29 §21 Оценка текста. Рецензия 1 1 Развитие речи. Сочинение 2 30-31 ПОВТОРЕНИЕ (4 ч) 1 1 1 2