Рабочая программа 5 класс Музыка

Приложение № 9
К ООП ООО
Приказ № 435/1- о от «31 » 05 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»

для 5 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год

Екатеринбург 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Репертуар

всего контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Модуль 1. Музыка моего края
1.1. Фольклор —
народное
творчество

5

0

0

В.Алеев, стихи С.Маршака Гвоздь и
Подкова

А. Александров,
обработка
Ю.Тугаринова Уж ты
зимушка зима.
Висла. Польская
народная песня.

Игра на народных
музыкальных
инструментах на
примере мелодий
из народных
песен.

05.09.2022
19.09.2022

Разучивание и
исполнение народных
песен, танцев,
инструментальных
наигрышей,
фольклорных игр;

1.2. Календарный
фольклор

3

0

0

Ах, ты степь широкая..Русская народная
песня в обработке Т.Триодина, Вечерний
звон. Стихи И. Козлова

Музыка Ю.
Верижникова Чудная
пора.

Гимн школы 64.

26.09.2022
04.10.2022

Знакомство с
символикой
календарных обрядов,
поиск информации о
соответствующих
фольклорных
традициях.;

Итого по модулю

8

Игра на народных
музыкальных
инструментах на
примере русских
народных
попевок.

11.11.2022
01.12.2022

Разучивание,
исполнение не менее
одного вокального
произведения,
сочинённого русским
композиторомклассиком.;

Модуль 2. Русская классическая музыка
2.1. Образы родной
земли

5

0

0

В. Баснер, стихи Матусовского С чего
начинается Родина?
Вокализ на тему "Песни без слов".

Дорога Добра. Музыка
Минкова.

2.2. Русская
2
исполнительская
школа

0

0

Фрагменты произведений в исполнении
С. Рихтера, Д.Ойстраха,.

Три белых коня. Музыка Игра на
Зацепина.
музыкальных
инструментах.

08.12.2022
15.12.2022

Дискуссия на тему
«Исполнитель —
соавтор композитора».;

0

П.И. Чайковский. Фортепианный цикл
"Времена года". Ноябрь. На тройке,
Декабрь Святки.

Музыка Я. Френкеля
"Погоня".

22.12.2022
29.12.2022

Знакомство с образцами
музыки разных жанров,
типичных для
рассматриваемых
национальных стилей,
творчества изучаемых
композиторов.;

Итого по модулю

7

Модуль 3. Европейская классическая музыка
3.1. Национальные
истоки
классической
музыки

8

0

Игра на
музыкальных
инструментах.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3.2. Музыкант и
публика

2

Итого по модулю

10

0

0

В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1 часть.
Фрагмент. П.Чайковский. Концерт для
фортепиано с оркестром. Ш часть.

Музыка Т.
Савиной.Наследники
России.

Игра на
музыкальных
инструментах.

10.01.2023
14.02.2023

Знание и соблюдение
общепринятых норм
слушания музыки,
правил поведения в
концертном зале, театре
оперы и балета.;

Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства
4.1. Музыка и
литература

5

0

0

М. Глинка, стихи А. Пушкина Я помню
чудное мгновенье... Ф.Шуберт, стихи
Маллера. В путь. Из вокального цикла
"Прекрасная мельничиха".
М.Мусоргский. Кот Матрос. Из
вокального цикла "Детская".

Ю. Тугаринов, стихи Е.
Румянцева Если другом
стала песня

Игра на
музыкальных
инструментов.

15.02.2023
15.03.2023

Знакомство с образцами
вокальной и
инструментальной
музыки.;

4.2. Музыка и
живопись

4

0

0

П. Чайковский. Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром. 2 часть.
Фрагмент. М. Мусоргский "гном". "Два
еврея. Богатый и бедный. Из цикла
"Картинки с выставки". П.Чайковский.
Апрель. Равель. Игра воды. К.Дебюсси.
Облака.

В. Серебрянников,
стихи В. Степанова.
Семь цветных моих
карандашей. Г.Гладков,
стихи Энтина. Песня о
картинах.

Игра на
музыкальных
инструментах.

22.03.2023
15.05.2023

Рисование под
впечатлением от
восприятия музыки
программноизобразительного
характера.;

Итого по модулю

9

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Искусство: Музыка, 5 класс/Науменко Т.И., Алеев В.В., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство
Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Фортепиано, нотная партитура музыкальных произведений, программные СД - диски


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».