Приложение № 9
К ООП ООО
Приказ № 435/1- о от «31 » 05 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 5 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Екатеринбург 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Репертуар
всего контрольные практические для слушания
работы
работы
для пения
для
музицирования
Дата
изучения
Виды деятельности
Модуль 1. Музыка моего края
1.1. Фольклор —
народное
творчество
5
0
0
В.Алеев, стихи С.Маршака Гвоздь и
Подкова
А. Александров,
обработка
Ю.Тугаринова Уж ты
зимушка зима.
Висла. Польская
народная песня.
Игра на народных
музыкальных
инструментах на
примере мелодий
из народных
песен.
05.09.2022
19.09.2022
Разучивание и
исполнение народных
песен, танцев,
инструментальных
наигрышей,
фольклорных игр;
1.2. Календарный
фольклор
3
0
0
Ах, ты степь широкая..Русская народная
песня в обработке Т.Триодина, Вечерний
звон. Стихи И. Козлова
Музыка Ю.
Верижникова Чудная
пора.
Гимн школы 64.
26.09.2022
04.10.2022
Знакомство с
символикой
календарных обрядов,
поиск информации о
соответствующих
фольклорных
традициях.;
Итого по модулю
8
Игра на народных
музыкальных
инструментах на
примере русских
народных
попевок.
11.11.2022
01.12.2022
Разучивание,
исполнение не менее
одного вокального
произведения,
сочинённого русским
композиторомклассиком.;
Модуль 2. Русская классическая музыка
2.1. Образы родной
земли
5
0
0
В. Баснер, стихи Матусовского С чего
начинается Родина?
Вокализ на тему "Песни без слов".
Дорога Добра. Музыка
Минкова.
2.2. Русская
2
исполнительская
школа
0
0
Фрагменты произведений в исполнении
С. Рихтера, Д.Ойстраха,.
Три белых коня. Музыка Игра на
Зацепина.
музыкальных
инструментах.
08.12.2022
15.12.2022
Дискуссия на тему
«Исполнитель —
соавтор композитора».;
0
П.И. Чайковский. Фортепианный цикл
"Времена года". Ноябрь. На тройке,
Декабрь Святки.
Музыка Я. Френкеля
"Погоня".
22.12.2022
29.12.2022
Знакомство с образцами
музыки разных жанров,
типичных для
рассматриваемых
национальных стилей,
творчества изучаемых
композиторов.;
Итого по модулю
7
Модуль 3. Европейская классическая музыка
3.1. Национальные
истоки
классической
музыки
8
0
Игра на
музыкальных
инструментах.
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3.2. Музыкант и
публика
2
Итого по модулю
10
0
0
В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1 часть.
Фрагмент. П.Чайковский. Концерт для
фортепиано с оркестром. Ш часть.
Музыка Т.
Савиной.Наследники
России.
Игра на
музыкальных
инструментах.
10.01.2023
14.02.2023
Знание и соблюдение
общепринятых норм
слушания музыки,
правил поведения в
концертном зале, театре
оперы и балета.;
Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства
4.1. Музыка и
литература
5
0
0
М. Глинка, стихи А. Пушкина Я помню
чудное мгновенье... Ф.Шуберт, стихи
Маллера. В путь. Из вокального цикла
"Прекрасная мельничиха".
М.Мусоргский. Кот Матрос. Из
вокального цикла "Детская".
Ю. Тугаринов, стихи Е.
Румянцева Если другом
стала песня
Игра на
музыкальных
инструментов.
15.02.2023
15.03.2023
Знакомство с образцами
вокальной и
инструментальной
музыки.;
4.2. Музыка и
живопись
4
0
0
П. Чайковский. Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром. 2 часть.
Фрагмент. М. Мусоргский "гном". "Два
еврея. Богатый и бедный. Из цикла
"Картинки с выставки". П.Чайковский.
Апрель. Равель. Игра воды. К.Дебюсси.
Облака.
В. Серебрянников,
стихи В. Степанова.
Семь цветных моих
карандашей. Г.Гладков,
стихи Энтина. Песня о
картинах.
Игра на
музыкальных
инструментах.
22.03.2023
15.05.2023
Рисование под
впечатлением от
восприятия музыки
программноизобразительного
характера.;
Итого по модулю
9
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Искусство: Музыка, 5 класс/Науменко Т.И., Алеев В.В., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство
Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Фортепиано, нотная партитура музыкальных произведений, программные СД - диски