37 Рабочая программа внеурочной деятельности «Физики или лирики», 9 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Физики или лирики»
Уровень образования: основное общее
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Класс, возраст обучающихся: 9 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 34

г. Екатеринбург

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Физики или лирики»
Личностные УУД:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы
знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и
предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания
между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек
зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном
информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для
выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения
проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового
проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на

конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной
деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.
▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
▪ основам реализации проектной деятельности;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений,
поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Курс реализуется в 9 классе, рассчитан на 34 ч. в год 1 час в неделю.
Цель курса - формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической,
социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием
проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей
(комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении
актуальных проблем личности и общества).
Задачи курса:
Образовательные задачи: познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и
проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь
определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными
источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта,
делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей
деятельности.
Развивающие задачи: формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного
запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать,
вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде),

самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления,
способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения
по ведению проектов разных типов.
Воспитательные задачи: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения,
его самореализации и рефлексии; развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять
детей на развитие коммуникабельности; дать возможность обучающимся проявить себя.
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся используются следующие
принципы организации данного процесса:
1.
Доступности – знание проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками
школьного учебника.
2.
Естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым.
Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что
ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок
может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и
руководства учителя.
3.
Наглядности или экспериментальности, - в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и
явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет
учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать
с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
4.
Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта, стали действительно
личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы
должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.

5.
Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного
исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно
считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё,
неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.
6.
Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том
случае, если она основана на его собственном опыте.
Принцип самодеятельности является самым главным из перечисленных принципов, так как именно она в ходе учебной
проектно-исследовательской работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы,
становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами
доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот.
Содержание программы:
1. Введение (2 ч).
Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность.
Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (2 ч).
Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические,
обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова,
реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы.
Критерии оценки. Тема, цель,
задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

3. Способы получения и переработки информации (2 ч).
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и
аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление
плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила
конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия,
отзыв.
Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.
4. Проект (26 ч).
Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта.
Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный,
творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов.

исследовательский,

информационный,

Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Практическая работа № 3. Работа над проектом.
5. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме (2ч).
Как знаменитые люди готовились к выступлениям.
Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать
ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 6 Публичное выступление

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел

Количество
часов

Введение (1ч.)
1

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества.

1

Особенности научного познания
Реферат как научная работа (2ч.)
2-3

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии
оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.
Проблема, предмет и объект

2

Способы получения и переработки информации (1 ч.)
4

Виды источников информации. Использование каталогов и
поисковых программ. Рецензия, отзыв.

1

Проект (30 ч.)
5

Особенности и структура проекта. Критерии оценки.
Этапы проекта. Ресурсное обеспечение.

1

6

Виды проектов

1

7

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей
проектной работы.

1

Включение в проектную деятельность в группе или
индивидуально.

2

8-9

10-11

Составление плана работы

2

12-13

Сбор материалов, информации

2

14-15

Поиск литературы

2

16-17

Выбор формы реализации проекта

2

18-28

Исследовательская работа

11

29-32

Оформление проекта в выбранной форме

4

Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме
33-34

Защита проекта в индивидуальной или коллективной
форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции

2

ИТОГО:

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».