Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования приказ № 266-о от 31.08.2019г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физики или лирики» Уровень образования: основное общее Направление: общеинтеллектуальное Срок реализации: 1 год Класс, возраст обучающихся: 9 класс Общее количество часов на реализацию программы: 34 г. Екатеринбург Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Физики или лирики» Личностные УУД: ▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт; ▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; ▪ основы ценностных суждений и оценок; ▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; ▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. Метапредметные УУД: ▪ самоопределение в области познавательных интересов; ▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек; ▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта; ▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы; ▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта; ▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат; ▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности; ▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого; ▪ владение нормами и техникой общения; ▪ учёт особенностей коммуникации партнёра; ▪ повышение предметной компетенции подростков; ▪ расширение кругозора в различных областях; ▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений; ▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики; ▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого; ▪ владение нормами и техникой общения; ▪ учёт особенностей коммуникации партнёра. ▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ▪ основам реализации проектной деятельности; ▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; ▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; ▪ осуществлять контроль по результату и способу действия; Предметные результаты: ▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; ▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости; ▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Курс реализуется в 9 классе, рассчитан на 34 ч. в год 1 час в неделю. Цель курса - формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Задачи курса: Образовательные задачи: познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности. Развивающие задачи: формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. Воспитательные задачи: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность обучающимся проявить себя. Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся используются следующие принципы организации данного процесса: 1. Доступности – знание проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника. 2. Естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя. 3. Наглядности или экспериментальности, - в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя. 4. Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. 5. Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием. 6. Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Принцип самодеятельности является самым главным из перечисленных принципов, так как именно она в ходе учебной проектно-исследовательской работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот. Содержание программы: 1. Введение (2 ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. 2. Реферат как научная работа (2 ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. 3. Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ. 4. Проект (26 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. исследовательский, информационный, Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Практическая работа № 3. Работа над проектом. 5. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме (2ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление. Практическая работа № 6 Публичное выступление ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел Количество часов Введение (1ч.) 1 Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. 1 Особенности научного познания Реферат как научная работа (2ч.) 2-3 Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект 2 Способы получения и переработки информации (1 ч.) 4 Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. 1 Проект (30 ч.) 5 Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. 1 6 Виды проектов 1 7 Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы. 1 Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. 2 8-9 10-11 Составление плана работы 2 12-13 Сбор материалов, информации 2 14-15 Поиск литературы 2 16-17 Выбор формы реализации проекта 2 18-28 Исследовательская работа 11 29-32 Оформление проекта в выбранной форме 4 Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме 33-34 Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции 2 ИТОГО: 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)