55 Рабочая программа курса внеурочной деятельности В мире обществознания, 9 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «В мире обществознания»
Уровень образования: основное общее.
Направление: Духовно нравственное
Срок реализации 1 год
Класс, возраст обучающихся: 9 класс, 14-15 лет
Общее количество часов на реализацию программы: 34 часа

г. Екатеринбург

Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через
организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического
государства;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные :
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Проверка результатов освоения курса проходит в форме опроса, теста,
самопроверки, викторины.
опросников, тестирования.
Способами
определения
результативности
программы
являются:
диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде
тренировочно-диагностического тестирования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества
и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Общество
как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие
социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение
положения человека в процессе развития общества. Аграрное,
индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство
современного мира. Перспективы современного общества.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и
ориентиры.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли
научных исследований в современном мире. Значимость образования в
условиях информационного общества. Основные элементы системы
образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор-

ганизации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести.
Мораль. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и
идеалы.
Моральная
оценка.
«Золотое
правило
нравственности».
Воспитательная роль морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль
человека.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и
собственность. Право собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация.
Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние.
Прекращение прав собственности. Производство, производительность труда.
Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и
экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и
малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей
личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли
подростка. Отношения между поколениями. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Межнациональные отношения. Этнические группы. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие
людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Социальный конфликт, пути его разрешения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления.
Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и
признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства:
формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и
внешние функции государства. Политический режим. Демократия,
авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское

общество и правовое государство. Местное самоуправление. Участие граждан
в политической жизни.
Выборы. Отличительные черты выборов в
демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии
и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения
в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в
политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и
позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Условия и пути
становления гражданского общества и правового государства в РФ.
Тема 6. Право.
Право и его роль в жизни общества и государства. Система права.
Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных
правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения как форма
общественных отношений.
Структура правоотношений. Участники
правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Признаки и
виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая
ответственность (понятие, принципы, виды).
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Федеративное устройство России. Президент
Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в
Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ.
Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный
суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура.
Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их
гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международноправовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия
свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений.
Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность
участников
гражданских
правоотношений.
Дееспособность
несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и
обязанности родителей и детей. Право на труд. Трудовые правоотношения.
Трудоустройство
несовершеннолетних.
Правовой
статус
несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения.
Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и
крайняя необходимость. Основания
привлечения и освобождения от

уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№
п/п

Тема раздела, урока

Кол-во
часов

1.
2.

Человек и общество
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Биологическое и социальное в человеке. Личность.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра,
учение).
Межличностные отношения. Межличностные конфликты и
их разрешение.
Сфера духовной культуры

4
1
1
1

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука.
Образование. Религия. Свобода совести.
Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
КИМ
Экономика

1
1
1
1
5

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги,
ресурсы и потребности.
Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда.
Обмен, торговля. Рынок. Предпринимательство.
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда.
Налоги. Экономические цели и функции государства.
Практикум КИМы
Социальная сфера

1
1
1
1
1
1
1

Социальная структура общества. Семья. Отношения между
поколениями.
Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся
поведение.
Социальный
конфликт
и
пути
его
решения.
Межнациональные отношения.
Сфера политики и социального управления

1

Власть. Роль политики в жизни общества. Государство.
Формы государства. Политический режим. Демократия.
Участие граждан в политической жизни. Выборы.
Референдум. Политические партии и движения.
Гражданское общество и правовое государство.

1
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.

15.

17.
18.
19.

1
3

3

1
1
4

1

Дата
проведе
ния

Корректировка
даты

20.
21.

Право

Право. Нормы права.
Понятие
правоотношений.
Признаки
и
виды
правонарушений.
22. Конституция Российской Федерации. Федеративное
устройство РФ.
23. Органы государственной власти РФ.
24. Права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации, их гарантии. Права ребенка.
25. Гражданские правоотношения.
26. Семейные правоотношения.
27. Трудовые правоотношения.
28. Административные правоотношения.
29. Основные понятия и институты уголовного права.
30. Практическая работа (Омлаин тестирование в группах,
индивидуально)
31. Знакомство с кодификатором ГИА
32- Знакомство с демоверсией к ГИА
33.
34.
Итоговое повторение (Онлайн тестирование)

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».