52 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по Уралу», 5 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Путешествие по Уралу»
Уровень образования: основное общее
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 1 год
Класс, возраст обучающихся: 5,8 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 34

г. Екатеринбург

Результаты освоения курса.

Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через
организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического
государства;
- толерантное отношение к истории других народов;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные :
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические
факты, события, явления, ключевые понятия, связанные с историей родного
края. Курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей
культуры, политических, общественных, государственных деятелей Урала и
России в период XVIII – нач. XXI в.
Основные требования к уровню достижений учащихся:
Знать/ понимать:
- об авторе сказов «Малахитовая шкатулка» - П. П. Бажове;
- произведения П. П. Бажова: « Медной горы Хозяйка», « Малахитовая
шкатулка», « Каменный цветок», « Серебряное копытце», « Синюшкин
колодец», « Золотой волос», « Про Великого Полоза», « Чугунная
бабушка», « Иванко-Крылатко», «Шёлковая горка», « Ермаковы лебеди»;
- об особенностях такого литературного жанра, как сказ;
- географическое положение Уральских гор на карте России (граница между
Европой и Азией);
- происхождение названия Уральского края;
- что такое карта, масштаб;
- способы обозначения географических объектов: горы, равнины, холмы,
урочища, карьеры, города, дороги, реки, озёра, болота на разных картах
(географической и топографической);
- условные обозначения полезных ископаемых на географической карте;
- отличие горной породы от минерала;
- физические свойства и состав таких горных пород, как гранит, известняк,
мел, мрамор;
- внешние отличительные признаки минералов: малахит, хризолит, яшма,
змеевик, пирит, бирюза, лиственит, асбест;
- внешние отличительные признаки различных полезных ископаемых:
рудных (бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк,
свинцовый блеск с цинковой обманкой, боксит, медный колчедан) и
нерудных (торф, бурый и каменный уголь, нефть, каменный уголь, асбест);
- внешние отличительные признаки металлов (железа, чугуна, меди, цинка,
свинца, алюминия, серебра, золота);

- о процессе создания металлических предметов:
добыча руды---выплавление металла---изготовление предметов из металла;
- о камнях-самоцветах: аметисте, изумруде, топазе, рубине, гранате, цитрине;
- отличительные особенности рек, озёр, болот;
- источники питьевой воды;
- о проблеме загрязнения водоёмов;
- о происхождении рек и их частей;
- названия некоторых горных вершин в Свердловской области: гора
Народная, Азов-гора;
- названия наиболее крупных рек и озёр Свердловской области: р. Исеть, р.
Чусовая, р. Пышма, р. Тура, р. Лозьва, оз. Исетское, оз. Шарташ, оз. Таватуй,
оз. Песчаное, оз. Пелымский туман;
- названия скал-останцов: Чёртово городище, Каменные палатки;
- представителей флоры и фауны таёжной зоны Урала;
- что такое профессия;
- о профессиях: геолог, шахтёр, камнерез, гранильщик, ювелир, литейщик;
- об экспонатах музеев: старинной посуде, осветительных приборах, одежде,
обуви, изделиях из чугуна, образцах минералов и горных пород;
- о декоративно-прикладном искусстве Свердловской и Челябинской
областей: камнерезном, ювелирном, чугунолитейном (Каслинское литьё),
декоративной росписи по металлу (Нижнетагильские подносы), керамике
(Сысертский фарфор), художественной обработке металла (Златоустовская
гравюра);
- об особенностях сельских и городских поселений на Урале;
- о внешнем облике и внутреннем устройстве сельских и городских домов;
- о деревенских традициях;
- о жизни крепостных людей в 19 веке;
- о современных и старинных городах Урала (Екатеринбург,
Сысерть, Верхняя Пышма, Среднеуральск, Березовский, Невьянск, Нижний
Тагил, Касли, Златоуст), причинах их возникновения, внешнем облике,
достопримечательностях.
Уметь:
- воспринимать на слух чтение сказов П. П. Бажова, а так же сказ,
инсценировку, воспроизводимые в звукозаписи;
- определять смысл событий и поступков героев в прочитанных
произведениях;
- кратко характеризовать героев сказов, высказывать своё отношение к
поступку героя, события;
- находить в тексте слова, характеризующие события и героев;
- самостоятельно знакомиться со сказами Бажова, читать их во внеклассное
время;
- составлять небольшие сообщения о природных географических объектах,
достопримечательностях городов, народных художественных промыслах
Урала;
- использовать в устной речи её выразительные средства: силу голоса, темп,
тембр;
- различать основные формы земной поверхности: горы и равнины;

- уметь по условным обозначениям карт определять месторасположение
некоторых географических объектов: городов, дорог, рек, озёр, форм
рельефа, месторождений полезных ископаемых;
- находить на географической карте Уральские горы, г. Екатеринбург, г.
Среднеуральск, оз. Исетское, р. Исеть, р. Чусовую, р. Пышма, г. Сысерть, г.
Полевской, г. Невьянск, г. Нижний Тагил, г. Касли, г. Златоуст;
- определять по внешним признакам: гранит, известняк, мел, мрамор, торф,
уголь, малахит, змеевик, кварц, полевой шпат, асбест;
- различать металлы: железо, медь, алюминий, золото, серебро по внешнему
виду и свойству магнитности;
- отличать изделия ювелирные от камнерезных;
- различать деревья, кустарники и травы, а так же растения лиственные и
хвойные, характерные для таёжной зоны Урала, особенно Свердловской
области (8-9 растений);
- различать на уровне рода 7-8 животных, обитающих на территории
Свердловской области;
- уметь объяснять необходимость бережного отношения к воде и сохранению
её чистоты;
- соблюдать правила охраны природы;
-давать общую положительную и отрицательную оценку отдельных
поступков своих и других людей по отношению к себе, другим людям,
имуществу, природе;
Осознавать:
- последовательность и причинность событий в тексте;
- необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного
и безопасного поведения в природе и культурного поведения в обществе;
необходимость и важность природоохранных мероприятий;
- окружающий мир изменяется с течением времени; изменения,
происходящие в природе, в жизни людей и общества доступны наблюдению
и изучению.
Предлагаемый курс должен помочь детям усвоить исторические факты,
события, явления, ключевые понятия, связанные с историей родного края
Содержание курса.
Наша родина – Уральский край. (2ч.)
Павел Петрович Бажов – самоцвет Уральского края. Сказ – особый
литературный жанр. Сказ Бажова «Малахитовая шкатулка». П. П. Бажов:
детство, отрочество, становление его как писателя. Наша родина – Уральский
край. Происхождение названия Урал. Географическая карта, масштаб.
Физическая карта России; физическая карта Урала. Части Урала: Полярный,
Северный, Средний, Южный. Гора Народная – самая высокая вершина
Уральских гор. Граница между Европой и Азией. Географическое положение
г. Среднеуральска, города, где мы проживаем. Формы земной поверхности:
горы и равнины. Горные породы и минералы. Гранит, известняк, мел,
мрамор; полевой шпат, кварц, слюда, малахит и др.
Экскурсия на Исетский гранитный карьер. Карьер – особая форма рельефа
неприродного происхождения, результат хозяйственной деятельности
человека. Определение местоположения карьера на топографической карте,
изучение маршрута путешествия. Изучение способов безопасного поведения

во время экскурсии. Отбор образцов горных пород и минералов. Зарисовки
карьера. Исетский щебёночной завод. Растительный и животный мир в
окрестностях карьера.
Прогулки по Екатеринбургу. (3ч.)
Екатеринбург – столица Урала. Географическое положение города. История
возникновения города Екатеринбурга. Разные названия одного города. Сказ
П. Бажова «Малахитовая шкатулка» и одноимённый сборник
сказов. Екатеринбург глазами писателя Бажова: Привокзальная площадь,
музей Свердловской железной дороги, модель первого в России паровоза
механиков Черепановых (ДК Железнодорожников), Вознесенская горка
(Вознесенский собор и дворцовый ансамбль Расторгуевых Харитоновых),
Храм во имя всех святых, Городской пруд, Екатеринбургская
государственная филармония, «Литературный квартал», памятник
изобретателю радио А. С. Попову, бюст писателю на городской плотине,
Исторический сквер, музей изобразительных искусств, Главный проспект
(ныне – проспект Ленина), Уктусская улица (ныне улица 8 Марта),
Геологический музей, Мемориальный дом-музей на улице Чапаева.
Ивановское кладбище. План-карта Екатеринбурга. Места жизни творчества
П. П. Бажова.
Экскурсия в город Екатеринбург. Знакомство с правилами поведения в
автобусе во время поездки. Обзорная экскурсия по городу с посещением
Исторического сквера.
Экскурсия в дом-музей писателя в Екатеринбурге. Знакомство с правилами
поведения в музеях.
Путешествие в Сысерть. (2ч.)
Экскурсия на родину Бажова в город Сысерть. Географическое положение
Сысерти. Дом-музей П. П. Бажова. Характерные особенности дома и быта
мастеровых людей на Урале в конце 19 – начале 20 веков. Уклад жизни того
времени. Знакомство с экспонатами музея: старинной посудой,
осветительными приборами, одеждой, обувью, различной хозяйственной
утварью. Детские годы Бажова. Родители писателя. Детские народные игры
того времени.
Сысертский фарфоровый завод. Процесс изготовления посуды: от сырья до
готовой продукции. Причины возникновения завода по производству посуды
в Сысерти. Мастер-класс по росписи. Общие сведения о городе Сысерти.
Подъём на Бесёнкову (Бессонову) гору – восхождение к покаянному кресту.
Обзор окрестностей.
От Полевского до Верхней Пышмы. (10 ч.) Урочище Гумёшки – подземная
кладовая Хозяйки Медной горы. Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
Северные окрестности города Полевского. Урочище, холм – формы земной
поверхности, их обозначение на карте. Минерал малахит.
Внешние отличительные признаки минералов: малахита, хризолита,, яшмы,
змеевика, пирита, бирюзы, лиственита. Полезные ископаемые: рудные
(бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк, свинцовый блеск
с цинковой обманкой, боксит, медный колчедан) и нерудные (торф, бурый и
каменный уголь, нефть, каменный уголь). Внешние отличительные признаки
полезных ископаемых. Процесс создания металлических предметов: добыча
руды – выплавление металла – изготовление предметов из металла. Внешние

отличительные признаки металлов: железа, чугуна, меди, цинка, свинца,
алюминия, серебра, золота. Профессии: геолог, шахтёр.
Экскурсия в городской музей города В.- Пышмы. Обзорная экскурсия.
История города: от медного рудника до комбината «Уралэлектромедь».
Природа окрестностей Верхней Пышмы и Среднеуральска: рельеф, полезные
ископаемые, водоёмы, растительность, животный мир. Национальный состав
населения. Быт и традиции. Местоположение на географической карте.
Экскурсия в шахту В.-Пышминского рудника.
Экскурсия в школьный музей начальной образовательной школы №5.
Знакомство с историей города Среднеуральска: от рабочего посёлка до
наших дней. Причина возникновения поселения на восточном берегу
Исетского
озера.
Археологические
находки
времён
неолита.
Достопримечательности города и его окрестностей. Горные породы и
минералы, найденные в окрестностях города.
Ключи и колодцы у Азов-горы. Сказ П. Бажова «Синюшкин колодец».
Отличительные особенности болот. Ключи и колодцы. Азов-гора. Стариккамень. Шунут-камень. Платонидин ключ.
Красота в камне. Сказ П. П. Бажова «Каменный цветок». Южные
окрестности города Полевского. Город Полевской, местоположение на карте,
Думная гора. Жизнь крепостных людей. Профессия камнерез. Камнерезные
изделия. Минералы, используемые в камнерезном искусстве.
Обобщение знаний. Тестовые задания, варианты №1 и№2, на выбор. Конкурс
рисунков на тему: «Малахитовая шкатулка».
Самоцветы Полдневской стороны. Сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Из
г. Полевского – в с. Полдневое. Камни-самоцветы: хризолит аметист, топаз,
изумруд, рубин, гранат, цитрин.
Профессии: огранщик, ювелир. Ювелирные изделия.
Экскурсия в музей камнерезного и ювелирного искусства г. Екатеринбурга
Посещение «Бажовской комнаты».
По местам Уральских золотых приисков. (3 ч.) Золотодобыча на Урале. Сказ
П. Бажова «Про Великого Полоза». Указ Петра первого о добыче металлов.
Золото рассыпное; золото жильное; золотые самородки («Лосиное ухо»).
Кособродский рудник, Шарташский (Пышминский) рудник, Берёзовский
рудник. Ерофей Марков. «Золотая лихорадка» на Урале. Первый в России
золотопромывальный завод. Город Берёзовский.
Экскурсия (2ч.) в город Берёзовский. Музей истории золото-платиновой
промышленности Урала: открытие Ерофеем Марковым рудного золота на
Урале; открытие Л. Брусницыным рассыпного золота; промышленная добыча
золота и платины на Урале. Подъём на Холм горняцкой славы: обзор
окрестностей г. Берёзовского; знакомство с добычей рассыпного золота
драгой на р. Пышме.
По горнозаводскому Уралу. (2 ч.) Невьянск – родина лучшего в мире железа.
Географическое положение г. Невьянска. Дедушка уральских заводов,
столица «царства» Демидовых. Уральский металл с маркой «старый соболь».
Невьянская башня. Достопримечательности города и его окрестностей. Сказ
П. П. Бажова «Шёлковая горка». Асбест и его разновидность – «горный лён».
Изделия из асбеста. Асбестовое рукоделье – самобытное ремесло. Шелковые
горки посёлка Новоасбест.

Нижний Тагил – город горняков и металлургов. Географическое положение.
История возникновения: вторая «столица» Демидовых; самый крупный из
заводов петровской Руси. Высокогорское и Меднорудянские месторождения.
Карьеры. Железо, медь, золото-платиновые прииски. Руда – металл – готовая
продукция. Изделия из металла: от предметов быта до танков.
Нижнетагильские лакированные подносы. Меднорудянский рисунчатый
малахит в соборах и дворцах г. Санкт – Петербурга. Родина первого русского
паровоза. Первая железная дорога в России. Достопримечательности города.
Путешествие по Южному Уралу. (3ч.) Город Касли – центр всемирно
известного каслинского художественного литья. Сказ П. Бажова «Чугунная
бабушка». Изделия из чугуна: от печных дверец и лестниц до произведений
искусства. Профессии: скульптор, формовщик, чеканщик, литейщик.
Художник-самоучка В. Ф. Торокин. Герб города Касли. Географическое
положение города. Окрестности города: озёра и протоки, их соединяющие.
Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Чугунный
павильон каслинских мастеров, получивший Гран-при на Всемирной
выставке в Париже в 1900 году.
Город Златоуст – город булата. Сказ П. Бажова «Иванкокрылатко». Златоустовская гравюра. Иван Бушуев. П. П. Аносов – создатель
отечественного булата. Герб города – крылатый конь. Географическое
положение города Златоуста. Граница Европы и Азии на Южном Урале.
От озера Иткуль до озера Исетского. (4 ч.) Озёра Уральского края. Сказ П.
Бажова «Золотой волос». Озеро Иткуль в предгорьях Южного Урала. Озёра
Свердловской области: оз. Исетское, оз. Шарташ, оз. Таватуй, оз. Песчаное,
оз. Пелымский туман (местоположение на карте, величина озёр, их
происхождение и питание, растительность и животный мир озёр и их
окрестностей (таёжная зона Урала), влияние человека на экологическое
состояние озёр). Картосхема озера Исетского.
Реки Свердловской области: р. Исеть, р. Чусовая, р. Пышма, р. Тура,
р. Лозьва. Части рек: исток, устье, русло, рукав, приток; местоположение на
карте; протяженность; направление и характер течения; питание и режим рек
Свердловской области; растительный и животный мир рек Свердловской
области; плотины на реках; виды берегов; поселения людей по берегам рек.
Экскурсия к истоку реки Исеть на плотину: происхождение названия реки
Исеть, части реки: исток, русло, рукав; влияние плотины на уровень воды в
озере; значение плотины для хозяйственной деятельности человека.
Экологический десант – уборка мусора.
Экскурсия на озеро Исетское. Обзор со смотровой площадки на восточном
берегу озера и вдоль побережья к юго-восточной части на мыс Весёлый (к
устью Мулянки). Происхождение озера и его названия; величина озера; реки,
впадающие в озеро и берущие из него начало (р. Исеть), устье р. Мулянки
(Мулёвки); острова; горные породы, слагающие берега озера, заболоченность
берегов, растительный и животный мир озера и его окрестностей. Поселения
на берегу оз. Исетского от древних, эпохи неолита, до современных: д.
Коптяки, д. Мурзинка, пос. Исеть, г. Среднеуральск. История возникновения
г. Среднеуральска на берегу Исетского озера.
Путешествие по Чусовой. (1 ч.) Уникальная река нашего края. Сказ П. П.
Бажова «Ермаковы лебеди». Экспедиция атамана Ермака на Урал. Река
Чусовая – река «Ермаковых лебедей». Местоположение на карте. Исток реки,

протяжённость, устье, русло, притоки, характер течения. Уникальность реки
– единственная река, пересекающая Уральский хребет с востока на запад.
Берега реки, поселения людей по берегам. Береговые камни-останцы:
«Собачьи рёбра», «Сибирский», «Шайтан», « Баба-Яга», «Львиная пасть»,
«Столбы», «Писаный». Участки реки, связанные с экспедицией дружины
Ермака.
Скалы-останцы Свердловской области. (3 ч.) Скалы-останцы – памятники
природы. «Каменные палатки», «Чёртово городище», «Семь братьев»,
«Петра Гронского», «Соколиный камень». Особая форма рельефа.
Местоположение на карте.
Путешествие на «Чёртово городище». Изучение маршрута по
топографической карте; знакомство с компасом и способом его применения,
туристическим снаряжением и его подготовкой; изучение способов
разведения костра, способов использования воды из неизвестных
источников. Скалы-останцы «Чёртово городище» - особая форма рельефа;
горные породы их слагающие; растительный и животный мир в окрестностях
памятника природы. Экологическая культура в походе.
Обобщение знаний по курсу. (2 ч.) Игра-состязание: «В гостях у Хозяйки
Медной горы».
Формы контроля.
Контроль результатов обучения осуществляется в конце каждой четверти:
1четверть – творческое задание (сочинение о поездке в Сысерть);
2 четверть – тестовые задания на выбор; творческое задание (конкурс
рисунков);
3 четверть – отчёт о поездке;
4 четверть – творческое задание (составление кроссворда);
5 четверть – викторина.
Изучение курса «Путешествия по Уралу» построено в виде
путешествий очно-заочного характера. Каждый сказ Бажова, представленный
здесь, сопровождается кратким описанием реальных мест Уральского края, о
которых в сказе идет речь. Тема сказов продолжена современными
путешествиями.
Предусмотрено 13 экскурсий и 14 заочных путешествий.
С произведениями П. П. Бажова учащиеся знакомятся как на занятиях,
так и дома, но большая часть работы учащихся как читателей проделывается
самостоятельно.
Средства активизации познавательной деятельности, предусмотренные
программой – это игры-путешествия, игры-состязания, составление
кроссвордов, творческие конкурсы (художников, скульпторов), сочинения о
поездках, экскурсии.
Основные формы работы:

лекции презентации;

просмотр видеофильмов по курсу;

беседы;

работа в рабочих тетрадях;

практические работы;

творческие работы самих учащихся (доклады, картины, электронные
презентации и др.).

Тематическое планирование
Раздел
Наша родина – Уральский
край.(2 ч)

№
занятия
1.
2.

Прогулки
Екатеринбургу.(3 ч)

по

3.
4.
5.

Путешествие в Сысерть.(2
ч)

6.
7.

От Полевского до Верхней
Пышмы. (10 ч)

8

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17
Путешествие по Южному
Уралу. (3 ч)

18.

19.

По
местам
Уральских
золотых приисков. (3 ч)
По горнозаводскому Уралу.
(2 ч)

20.
21.
22.
23.
24.
25.

Тема

Количество часов

Павел Петрович Бажов –
самоцвет Уральского края
Экскурсия на Исетский
гранитный карьер
Екатеринбург – столица Урала

1 ч.

Экскурсия в город
Екатеринбург
Экскурсия
в
дом-музей
писателя в Екатеринбурге
Экскурсия на родину Бажова в
город Сысерть.
Экскурсия на родину Бажова в
город Сысерть
Урочище
–
Гумёшки
–
подземная
кладовая
Хозяйки Медной горы.
Урочище
–
Гумёшки
–
подземная
кладовая
Хозяйки Медной горы.
Экскурсия в городской музей
города Верхней Пышмы
Экскурсия
в
шахту
В.Пышминского рудника
Экскурсия в школьный музей
Ключи и колодцы у Азов-горы
Красота в камне
Самоцветы Полдневской
стороны
Экскурсия
в
Музей
камнерезного и ювелирного
искусства
г. Екатеринбурга
Экскурсия
в
Музей
камнерезного и ювелирного
искусства г. Екатеринбурга
Город Касли – центр всемирно
известного каслинского
художественного литья
Экскурсия в Екатеринбургский
музей изобразительных
искусств
Город Златоуст – город булата
Золотодобыча на Урале

1 ч.

Экскурсия в город Берёзовский
Экскурсия в город Берёзовский
Невьянск – родина лучшего в
мире железа
Нижний Тагил – город горняков

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

От озера Иткуль до озера
Исетского. (4 ч)

Путешествие по Чусовой.
(1 ч)
Скалы-останцы
Свердловской области. (3 ч)

и металлургов
Озёра Уральского края.

1 ч.

27.
28.
29-30.
31.

Реки Свердловской области.
Экскурсия к истоку реки Исеть
Экскурсия на Исетское озеро
Уникальная река нашего края

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

32.

Скалы-останцы – памятники
природы
Путешествие на «Чёртово
городище».
Путешествие на «Чёртово
городище»
Игра-состязание: «В гостях у
хозяйки Медной горы»

1 ч.

26.

33.
34.
Обобщение
курсу. (2 ч.)

знаний

по

35.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».