46 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная химия», 9 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Олимпиадная химия»
Уровень образования: основное общее
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации 1 год
Класс, возраст обучающихся: 9
Общее количество часов на реализацию программы: 34 часа

г. Екатеринбург

Планируемые результаты освоения курса.
Учащиеся освоят:
знание химических формул и химических свойств классов неорганических
веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня
сложности.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения
обучающихся, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и,
соответственно, получить более высокие результаты. Учащийся в процессе
изучения данной программы исследует различные естественнонаучные процессы и
среды их применения. Анализирует полученные результаты, используя поисковые
методы и разнообразие форм освоения учебного материала. Кроме того, программа
предусматривает активное участие детей в практических исследованиях.
При организации учебного процесса используется следующая система занятий:
Целевое изучение химической литературы;
Решение задач различного уровня сложности;
Приёмы решения задач практического тура.
Данная программа предполагает развитие умений и навыков у учащихся с
целью углубления и расширения знаний в дальнейшем курсе неорганической
химии.
Контроль за уровнем обученности производится через проведение турниров по
изученным
темам,
который
выполняет
функцию
контролирующую,
соревновательную, обучающую, развивающую, так как включены разноплановые
задания: расчётные задачи, задания на эрудицию, экспериментальные задачи и
опыты. После подведения итогов проходит разбор решения предложенных задач.
Критерии определения успешности учащихся в освоении программы – обученность
учащихся, их успеваемость по предмету, заинтересованность в изучении предмета,
осознанная потребность применять знания в дальнейшей учёбе, профессиональной
деятельности.
Содержание курса.
Темы: «Расчёты, связанные с понятием «доля»» Газовые законы ( часов),
«Решение задач на «материальный баланс»» «Решение экспериментальных задач»
№ п/п

1

2

3

4

Тематическое планирование.

Тема занятия

1. Расчёты, связанные с понятием «доля». (11)
Растворы. Массовая доля вещества в
растворе.
Нахождение массы (объёма) продукта
реакции, если для реакции взят раствор с
определённой массовой долей исходного
вещества.
Реакции гидратации.

Молярная концентрация. Нормальная
концентрация.

Содержание

количес
тво
часов

Вычисление массовой доли вещества в
растворе. Различные способы решения
задач.
Решение задач.

1

Понятие «олеум» - решение задач.
Вычисление массовой доли вещества в
растворе, образовавшемся при реакции
гидратации.
Понятие молярной и нормальной
концентрации. Решение задач.

1

1

1

5

6

7

8
9

10

11
12
13

14
15
16

17
18
19
20
21
22

23
24

25
26
27

Переход от одного способа выражения
концентрации к другому.

Решение задач на вычисление
молярной концентрации, если известна
массовая доля вещества в растворе,
плотность раствора и др.
Кристаллогидраты.
Понятие кристаллогидратов. Решение
задач на нахождение формулы
кристаллогидрата.
Решение задач на нахождение формулы
Решение задач, если известна формула
кристаллогидрата.
кристаллогидрата. Вычисления по
химическим уравнениям.
Вычисления, связанные с понятием
Решение задач на материальный
«объёмная доля», «мольная доля».
баланс.
Вычисления по химическим уравнениям с Вычисления по химическим
использованием массовой доли вещества в уравнениям с использованием
растворе.
массовой доли вещества в растворе.
Вычисления по химическим уравнениям с Решение задач. Вычисление массы
использованием массовой доли примесей. (объёма) продукта реакции, если
известна масса исходного вещества с
определённой массовой долей
примесей.
Турнир по теме
Решение задач.
2. Газовые законы. ( 6часов)
Закон Авогадро. Закон объёмных
Закон Авогадро. Закон объёмных
отношений.
отношений. Решение задач.
Нахождение молекулярной формулы
Решение задач. Относительная
газообразного вещества по данным
плотность одного газа по другому.
элементного анализа.
Газовые законы.
Вычисление объёмной доли газообразного Решение задач.
вещества в смеси.
Вычисление объёма газообразного
Решение задач на материальный
вещества по химическому уравнению.
баланс.
Нахождение молекулярной формулы
Решение задач.
газообразного вещества по данным
продуктов сгорания.

1

Турнир по теме
Решение задач.
3. Решение задач на «материальный баланс». (9часов)
Вычисления по химическим уравнениям,
Решение задач.
если одно из веществ дано в избытке.
Этот «коварный избыток».
Решение задач, если избыток вещества
вступает в реакцию.
Решение задач на выход вещества в % от
Решение задач на выход вещества в %
теоретически возможного.
от теоретически возможного.
Смеси веществ.
Решение задач.

1

Вычисление массы компонентов в смеси,
если в реакцию вступает каждое из
веществ.
Вычисление массы компонентов в смеси,
если в реакцию вступает одно из веществ.
Вычисление массовой доли продуктов
реакции в растворе по известному
мольному соотношению реагирующих
веществ.
Газовые смеси.
Определение химической формулы
вещества по химическому уравнению.
Турнир по теме

1

1

1
1

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

Решение задач.

1

Решение задач.

1

Решение задач.

1

Решение задач.
Решение задач.

1
1

Решение задач.

1

28
29
30
31
32
33
34

4. Решение экспериментальных задач. (7час)
Качественные реакции на анионы, идущие
с образованием осадка.
Качественные реакции на анионы, идущие
с выделением газа.
Качественные реакции на катионы
щелочноземельных металлов.
Качественные реакции на катионы
амфотерных металлов и ион аммония.
Решение экспериментальных задач.
Решение экспериментальных задач.
Подведение итогов. Зачёт

Упражнения в составлении уравнений
реакций.
Упражнения в составлении уравнений
реакций.
Упражнения в составлении уравнений
реакций.
Упражнения в составлении уравнений
реакций.
Решение экспериментальных задач.
Решение экспериментальных задач.
Итоговое занятие – мини-олимпиада
(индивидуальный зачёт). Рефлексия.

1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».