44 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История Урала», 5 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «История Урала»
Уровень образования: основное общее
Направление: духовно - нравственное
Срок реализации 1 год
Класс, возраст обучающихся: 5 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 17 часов

г. Екатеринбург

Результаты освоения курса «История Урала»
Планируемые результаты по учебному предмету « История Урала»:
- личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных
преобразований,
освоение
компетентностей
в
сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного
партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности,
рефлексии
изменений,
способов
взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты:

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др. При изучении курса обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:

систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме
(в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. способность
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,
общественную и др.;

владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развернутый план, тезисы), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, презентация).
Предметные результаты освоения курса предполагают, что у учащегося
сформированы:
 целостные представления об историческом пути человечества, разных
народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания
современного общества; о преемственности исторических эпох и
непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой
истории;
 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях
развития человеческого общества с древности до наших дней;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;
 способность применять исторические знания для осмысления
общественных событий и явлений прошлого и современности;
 умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать
историческую информацию различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

 умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию;
 уважение к мировому и отечественному историческому наследию,
культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания
для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей
страны и мира.
Формы контроля: опрос, тест, самопроверка, викторина, сообщение,
презентация.
Содержание курса
№
занятия
1-18

Название темы
Вводное занятие.
Глава 1 Происхождение народов Урала.

Количество
часов
18 ч

Глава 2 Вхождение народов Урала в состав России.
16 ч
19-34
Освоение края.
(обобщение знаний)
35
Итоговое повторение
1ч
Итого: 35 часов
Происхождение народов Урала
Древнейшие жители нашего края
Эпохи древнейшей истории.
Эпоха камня (от 300 тыс. лет назад 4-3 тыс. до н. э.), бронзы, железа. Каким
был Урал, когда сюда пришли первые люди.
Первобытные охотники. Родовые общины. Старейшины. Уральский камень в
руках древнего мастера. Яшмовые месторождения. Экспедиции. Нуклеус.
Ножи. Составные лезвия. Рабочие поверхности. Ретушь.
Тайны Уральских пещер (документ)
Ямазы-Таш (Игнатиевская – отшельник Игнатий).
Рисунки. Капова пещера – Башкирия - (Шаманы-колдуны).
Охотники и рыболовы эпохи камня
Когда отступили ледники. Мезолит (средний каменный век 8 – 6 тыс. лет до
н.э.). Исчезают носороги и мамонты.
Переселение людей на Север Урала. Круглогодичное обитание на Урале.
Полуземляночные постройки, сезонные стоянки. Каменные грузила для сетей,
костяные и роговые остроги, каменные инструменты, лук, стрелы, лодки.
Изобретения мезолитических уральцев.
Археологи. Находки. Лыжи. Легкие сани, весла, луки, туеса, деревянные
скульптуры – идолы (антропоморфные – человекоподобные). Шигирский
торфяник. Горбуновский и Кокшаровский торфяники.

Откуда в скале стрелы? (документ).
Ледяная пещера – г.Кунгур. Экскурсии. Сталагмиты. Святилища. Рисунки –
Идрисова, Мурадымовская пещеры. Пещерное святилище скалы дыроватой
( река Чусовая). Найдено – более 20 тыс. каменных, костяных, бронзовых и
железных наконечников стрел, ружейные пули и дробь.
Уральский неолит.
Завершает неолит – новый каменный век (5-4 тыс. до н.э.). Теплый, влажный
климат. Широколиственные леса. Археологическая культура. Соседние народы
(финоугорские). Угры – манси и ханты. Другие народы: коми-зыряне, комипермяки, удмурты, мордва, марийцы. Их далекие родственники современные
прибалтийские народы – финны, эстонцы, карелы, ижорцы, вепсы. А также
венгры.
Меняли ли коров на камни?
Раскопки – кости домашних животных. Животноводство – менее 7 тыс. лет
назад (лошади, коровы, козы попали в результате обмена яшмы на скот).
Древнейшие уральские гончары.
Глиняная посуда - около 7 тыс. лет назад . Керамика – улучшение в жизни.
Обожествление духами. Рисунки.
Рисунки на скалах (документ).
Пещеры не становятся святилищами. Святилища – на берега рек (Вишера,
Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Исеть, Серга, Уфа, Юрюзань). Рисунки
животных, встречи людей с инопланетными существами. Тотемы. Душа. 7 – 5
тыс. лет назад – рисунки охрой. Шаманы (бубен).
Первые уральские металлурги.
Копи древней чуди (документ).
Рудные месторождения. Чудские копи – медеплавильные заводы проработали
до 18 века. Историк П.А. Словцов. Чудь – финно - угорские племена. Связь с
Чудским озером.
Первооткрыватели металла.
4 – 3 тыс. до н.э. – новая эпоха – эпоха меди. Качество меди. Медно-каменный
век – энеолит. Медные песчаники. Малахит, азурит. «Малахитово-азуритовый
пояс». Обнаружен более 5 тыс. лет назад племенами скотоводов. Переселились
в Оренбуржье, в предгорья Урала из Поволжья – обрабатывали медь. Хоронили
умерших .Каргалинские медные рудники (с 3 тыс. до н.э. до 19 века). Мировая
торговля. Народы перемещаются из степей на уральские леса.
Поселения металлургов.
2тыс. до н. э. и до 15 века до н.э. – на Урале – бронзовый век. Качественные
орудия труда. Городища. Укрепления. Могильники. Синташтинская культура.
Аркаим. Разводили рогатый скот, лошадей. Находки металлургии, обработка
бронзы, куски малахита, азурита, шлаки, слитки металла, заготовки и готовые
орудия, остатки печей, бронзовые предметы, керамические формы и прочее.
Ремесло и волшебство.
Кузнецы - литейщики. Инструменты. Литейные формы. Различные виды

бронзы. Работу превращали в обряд. «Колдуны-металлурги». Синташтинцы–
двухколесная колесница.
Первые земледельцы Урала.
Степи Южного Урала – родина уральской металлургии и уральского
земледелия. Алексеевская археологическая культура. Возраст уральского
земледелия - не менее 5 тыс. лет. (Найдены зерна пшеницы и орудия труда).
Идолы на длинных ногах.
Лесные жители.
Поклонение животным, птицам, героям-предкам.
Горбуновский и Шигирский торфяники. Фигурка лося, деревянные ковши и
черпаки. Мифы о сотворении мира на керамическом сосуде (ст. Палкино близ
Екатеринбурга).
Необычные вещи Турбинцев.
Турбинская культура – середина 2 тыс. до н. э. (Прикамье). Могильники.
Бронзовые и серебряные наконечники копий, бронзовые ножи, бронзовые
полые топоры – кельты. Река Ока.
Когда человек начал изменять окружающий мир.
Специализация отдельных групп населения на выплавке и обработке металлов,
начавшаяся в энеолите (эпоха бронзы). Человек уже начинает не всегда
положительно влиять на природу!
Кочевники и лесные народы
Люди с козьими ногами (документ)
Геродот. Описание земель. Скифия. У подножия высоких гор – люди от
рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие
свой особенный язык… Письменное известие об Уральских горах.
Кто плавил металл за оборонительными стенами?
7 век – железный век. С 7 – 3 век – археологи называют иткульцами. Городища,
поселения, погребения, укрепления, святилища, металлургия, изделия из меди.
Гумешевский
рудник, различные месторождения. Плавильные камеры.
Топливо – древесный уголь.
Ананьинцы и их потомки.
Ананьинская культура(5 – 3 века до н. э.) Народы бронзового века. Селища.
Набеги кочевников. Знать. Скотоводство. Охота. Обработка бронзы и железа. В
могильниках – короткие мечи, кинжалы, боевые топоры, наконечники копий и
стрел. Греки называют фиссагетами.
Ананьинцев называют предками
уральских народов, как удмурты и коми. 3 век до н. э. – низовья Камы, по р.
Белой и Ик –пьяноборская культура. В Среднем Прикамье – гляденовская. По
р.Белой
–
кара-абызская.
Костища,
жертвенные
предметы,
жертвоприношения.

Тематическое планирование
№
урока

Тема

Количество
часов

Вводное занятие.
1 Глава
Происхождение народов Урала.
Древнейшие жители
Каким был человек, когда сюда пришли первые люди.
( практическая работа)
Первобытные охотники

1

1

5

Уральский камень в руках
древнего мастера
Как делали орудия каменного века?

6

Тайны уральских пещер

1

7

Охотники и рыболовы эпохи камня (Когда отступили 1
ледники), (практическая работа).

8
9
10
11

Уральский неолит. Древнейшие уральские гончары
Рисунки на скалах. (практическая работа).
Первые уральские металлурги
Поселения металлургов

1
1
1
1

12
13
14
15

Первые земледельцы Урала.
Кочевники и лесные народы
Ананьинцы и их потомки
Курганы на Урале

1
1
1
1

16

Ананьинцы и их потомки. Венгры и болгары – коренные 1
жители Урала.
Итоговое повторение
1

1

2
3
4

17

1
1

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».