Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Дизайн и моделирование»
Уровень образования: основное общее
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Класс, возраст обучающихся: 9 класс
Общее количество часов на реализацию программы: 34
г. Екатеринбург
Планируемые результаты освоения курса «Дизайн и моделирование»
Личностные результаты освоения программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
-сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
техники, учитывающего многообразие современного мира.
Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты;
строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
создавать абстрактный или реальный образ предмета;
строить модель на основе условий задачи;
создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое
и наоборот.
3.
Этот предмет тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным
искусством. Черчение и геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты. Только эти предметы развивают пространственное воображение. Современные
компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей соединяют черчение с информатикой. География
применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует систему координат (долгота,
широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» - все эти понятия разрабатываются в черчении и
начертательной геометрии. Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи. Изобразительное
искусство и черчение имеют общий раздел - «Технический рисунок».
4.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
Обучающийся сможет:
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
5.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
создавать информационные ресурсы разного типа.
6.
Приобретение опыта проектной деятельности.
В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач.
Смысловое чтение.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ).
Предметные результаты:
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области
черчения:
приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения
графических способов передачи информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных
представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов,
изменения их положения и ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся
на ИКТ;
применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том
числе с элементами конструирования);
формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы:
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое
изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Разрезы. Различия между разрезами и
сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью
разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и
ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
Чертежи типовых соединений деталей. Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и
упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые,
шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на
чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и
справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий. Обобщение и систематизация знаний
о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового
обучения. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.
Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей.
Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Формы и методы занятий.
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
-наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу;
-наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности учащихся:
-объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма
организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Используются следующие формы контроля:• наблюдение;•анкетирование; тестирование; опрос. Результаты
фиксируются по следующим параметрам:
• Усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
• Личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• Формирование художественно-графических способностей, эстетического вкуса.
Тематическое планирование.
№
урока
№ раздела,
темы
тема урока
1
1
Обобщение сведений о способах проецирования
2
1
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
3
1
Правила выполнения сечений. Графическое обозначение
4
1
Эскиз детали с выполнением сечений.
6
2
Графическая работа №12
Эскиз детали.
Разрезы. Различия между сечениями и разрезами.
7
2
Простые разрезы. Правила выполнения. Местные разрезы
8
2
Обозначение разрезов. Назначение разрезов.
9
2
Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. Графическая работа №13
10
2
Графическая работа №14. Чертеж детали с применением разрезов.
11
2
Соединение вида и разреза. Особые случаи разрезов.
12
2
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
13
2
Определение необходимого и достаточного количества изображений
14
2
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
15
2
Устное чтение чертежей. Графическая работа № 15
16
2
Эскиз с натуры. Графическая работа № 16.
17
3
Чертежи типовых соединений деталей
18
3
Общие сведения о соединениях деталей.
5
1
19
3
Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
20
3
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение соединений.
21
3
Эскиз резьбового соединения. Графическая работа №17
22
3
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах.
23
3
Чтение сборочных чертежей. Практическая работа № 18
24
3
25
4
Изображения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей.
Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
26
4
Эскиз с натуры. Графическая работа № 16.
27
4
Чертежи типовых соединений деталей
28
4
Общие сведения о соединениях деталей.
29
4
Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
30
4
Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение соединений.
31
4
Эскиз резьбового соединения. Графическая работа №17
32
4
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах.
33-34
4
Чтение сборочных чертежей. Практическая работа № 18
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)