42 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная мастерская», 5 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 64

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 266-о от 31.08.2019г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Волшебная мастерская»
Уровень образования: основное общее
Направление: общекультурное
Срок реализации 1 год
Класс, возраст обучающихся: 5
Общее количество часов на реализацию программы: 70

г. Екатеринбург

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей
жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному труду и учебе.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять рассуждать и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять
функции и роли участников, например в художественном проекте,
взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:

 Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию,
техническое мышление, конструкторские способности, сформировать
познавательные интересы;
 Расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах в изобразительном искусстве;
 Познакомиться с историей происхождения материала, с его
современными видами и областями применения;
 Познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки
различных материалов;
 Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и
сочетаниях;
 Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов
или с новыми функциями уже известных инструментов;
 Совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение
общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим,
принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою
собственную;
 Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
 Достичь оптимального для каждого уровня развития;
 Сформировать систему универсальных учебных действий;
 Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы:
Содержание программы нацелено на активизацию художественноэстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом
его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и
возможностей,
формирование мотивации детей к искусству, к активной
деятельности на уроке и во внеурочное время.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные
виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых
группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации
своих работ, коллективные игры и праздники.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет
методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок
анализирует изображение, пытается понять, как, при помощи каких
художественных материалов
оно
выполнено. Далее ученик должен
определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при

этом навыкам
самостоятельного планирования своих действий. В
большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде
схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои
варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться
применять их на других материалах.
1. Вводное занятие. Цели и задачи курса обучения. Техника
безопасности.
Теория: Техника безопасности. Цели и задачи курса.
Практика: Запись определений в тетрадь.
2. Виды изобразительного искусства.
Теория: Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Практика: Виды изобразительного искусства. Средства выразительности.
«Фантазия и творчество».
3. Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства.
Теория: Понятие «графика». Рисунок, как один из видов графики. Эскизы
к знаменитым произведениям. Материалы для рисунка: карандаш, уголь,
сангина, тушь, мел, пастель, цветные карандаши и другие. Форма и
конструкция предметов.
Практика: Упражнения на овладение навыками работы карандашом.
Рисунок геометрических тел: куба, цилиндра, конуса, пирамиды, шара,
многогранника. Конструктивный рисунок предметов простых форм. Задание
«Рисуем растения»
4. Тема материнской любви и нежности в творчестве художников.
Теория: Знакомство с темой занятия. Ключевые моменты определения
материнской любви.
Практика: Практическая работа, рисунок: «Моя мама».
5. Художественно-выразительные средства рисунка.
Теория: Графические художественно-выразительные средства – линия,
штрих, тон. Силуэт. Понятие о фактуре.
Практика: Графические художественно-выразительные средства. Силуэт.
Понятие о фактуре. Рисунок фактуры предметов: огарок свечи, прозрачный
стакан. Рисунок фактуры предметов: яблоко, кусок шерсти. Рисунок коры
дерева с натуры (мягкий карандаш). Рисунок веток хвойных деревьев
(фломастер)
6. Светотень и объем предметов
Теория: Объем предметов. Источник света и его положение: фронтальное
освещение, боковое освещение и контр-ажурное. Основные понятия
светотени: свет, полутень, блик, рефлекс, падающая тень, собственная тень.

Практика: Натюрморт из 3-х предметов простых форм разной фактуры
при боковом освещении.
7. Живопись.
Теория: Жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой,
исторический, батальный, анималистический. Язык живописи. Два основных
типа живописи: монументальная (архитектурная, витражи) и станковая.
Жанры станковой живописи - сюжетная живопись, портрет, пейзаж и
натюрморт.
Практика: «Фантазия и творчество-Рождество»
8. Цвет – основа языка живописи
Теория: Природа цвета. Цветовой круг – основные и производные цвета,
хроматические и ахроматические. Художественно-выразительные средства
живописи: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст. Колорит.
Тёплые и холодные цвета в живописи. Виды и название красок, их отличие
друг от друга, достоинства и особенности. Беседа - «Символика цвета».
Практика: Цветовой круг. Упражнения на различные способы работ
кистью. Этюды живых цветов и листьев на светлом нейтральном фоне
(акварель). Натюрморт из 2-х простых предметов на светлом нейтральном
фоне техникой «пуантилизма». Натюрморт с овощами и фруктами (акварель,
гуашь).
9. Перспектива
Теория: Линейная и воздушная перспектива. Основные положения
линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода, угол
зрения. Горизонтальная и фронтальная перспектива. Аксонометрия.
Обратная перспектива.
Практика: Рисунок предметов быта. Рисунок плоского предмета в
перспективе. Перспективный рисунок предметов интерьера (акварель).
10. Композиция в изобразительном искусстве.
Теория: Сюжет в композиции. Формат композиции:
вытянутый
прямоугольник по вертикали, вытянутый прямоугольник по горизонтали,
квадрат, круг и т.д. открытая и замкнутая композиция. Многофигурная
композиция и её основные приёмы. Динамика и ракурс в композиции.
Симметрия и асимметрия. Композиционные правила: правила передачи
движения (динамики), передачи покоя (статики) и золотого сечения.
Практика: Виды
композиции.
Основные
правила композиции.
Абстрактная композиция (техника аппликации). Сюжет в композиции.
Основные приёмы. Плакат. «Сбережём первоцветы». «Земля – наш общий
дом». «В защиту Чёрного моря».
11. Натюрморт.

Теория: История развития жанра натюрморта. Западноевропейский
натюрморт XVII-XVII веков. Русский натюрморт (И. Хруцкий, В.М.Ильин
(Марков), В.И.Сверчков, И.Машков, Ю.Пименов). Беседа «Прекрасное
вокруг нас».
Практика: Натюрморт из предметов быта на светлом фоне (акварель).
«Прекрасное вокруг нас».
12. Тема материнской любви и нежности в творчестве художников
Теория: Тема материнства в русских иконах. Богоматерь Владимирская.
Мадонна с младенцем на картинах художников эпохи Возрождения.
Материнство и нежность в произведениях современных художников.
Практика: «Подарок маме» открытка в технике монотипия. Изображение
любимой мамы.
13. Животный мир в искусстве. Художники-анималисты
Теория: Анималистический жанр в искусстве, история возникновения.
Животные на картинах известных художников. Современные художникианималисты: В. Ватагин, М. Кукунов, Г.Попандопуло, Д.Воронин. Животные
на картинах и рисунках Валентина Серова.
Практика: Наброски животных (карандаш). «Мой питомец». «Зоопарк».
14. Рисование с натуры, по памяти и представлению.
Теория: Рисование с натуры. Виды рисунка: станковый, академический,
учебный, наброски и зарисовки. Особенности наброска. Рисование по
памяти. Рисование по представлению. Этюд. Эскиз. Роль этюдов и эскизов в
работе великих художников (П.П. Рубенс, В. Васнецов).
Практика: Срисовывание понравившихся картин (карандашный рисунок,
акварель, гуашь)
15. Графика.
Теория: Виды графики по области применения – станковая, книжная,
монументальная, декоративная, компьютерная. Виды печатной графики:
ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп.
Практика: Иллюстрация к сказке в технике царапанья (граттаж).
16. Пейзаж.
Теория: История пейзажа. Виды пейзажа: городской, сельский,
индустриальный, морской (марина). Характер пейзажа: исторический,
героический, фантастический, лирический, эпический. Русские художникипейзажисты: А.Шишкин, И.Левитан, Ф.Васильев, И.Грабарь, А.Куинджи,
Н.Рерих, К. Юон. Маринисты: С.Щедрин, И.Айвазовский.
Пространство в пейзаже. Применение законов перспективы в пейзаже.
Композиция в работе с натуры. Пейзаж Востока (К.Хокусай, Цзян Шилунь).
Колорит в пейзаже и его значение. Природа в разное время суток на картинах

художников. Импрессионизм. Пейзажи художников-импрессионистов:
К.Моне, Э.Мане, О.Ренуара, К.Коровина. Беседа: «Красота родной земли».
Практика: Городской пейзаж. Сельский пейзаж. Морской пейзаж.
Подводный мир (по выбору)
17. Итоговое занятие.
Практика: Итоговая аттестация. Выставка детских работ.
18. Средства выразительности. Беседа «Что такое китч?»
Теория: Организационное занятие: подготовка к новому учебному году,
подбор материалов и инструментов для работы.
Беседа «Что такое китч, модерн.дизайн?»
19. Ритм, контраст, гармония.
Теория: Гармония и гармоничность в изобразительном искусстве.
Контраст. Симметрия. Ритм. Нюанс.
Практика: Создание узоров (симметрия, асимметрия). Создание
паркетного узора. Создание цветового узора (комбинаторика)
20. Натюрморт.
Теория: Западноевропейский натюрморт XVII-XVII веков. Русский
натюрморт (И.Хруцкий, В.М.Ильин (Марков), В.И.Сверчков, И.Машков,
Ю.Пименов). Колрит, цветовые сочетания.
Практика: Натюрморт из предметов быта на светлом фоне. (акварель).
Натюрморт из предметов быта на тёмном фоне (гуашь).
21. Портрет
Теория: Изображение человека в искусстве. Портрет. Автопортрет.
Пропорции головы. Лица в различном эмоциональном состоянии. Ракурсы
головы. Анфас. Профиль. Три четверти.
Практика:
Схема пропорций лица. Ракурсы головы. Анфас. Профиль. Три четверти.
Лица в различном эмоциональном состоянии. Портрет человека с натуры
(карандаш, уголь). Портрет человека с натуры (в цвете). Автопортрет
(свободная техника). Графическая схема построения лица. Продолжение
работы. Стилизованный портрет (по воображению, техника – свободная).
Стилизованный портрет (продолжение работы).
22. Автопортрет.
Теория: Законы и правила изображения автопортрета. Пропорции и
построение изображения на бумаге.
Практика: Выполнение автопортрета
23. Изображение человека в искусстве.
Теория: Законы и правила изображения человека. Пропорции. Методы
изображения. Различия человека стоящего, сидящего, двигающегося.

Практика:
Изображение набросков людей, находящихся в различных позах и
движении.
24. Пастель, темпера
Теория: Особенности пастельной живописи. Знаменитые живописцы
пастелью: Латур, Розалбе Карера.
Состав темперы, ее особенности.
Древнерусская иконопись – в основе яичная темпера. Техника работы
темперой.
Практика: Осенний пейзаж пастелью. Наброски листьев и цветов в вазе.
25. Гризайль.
Теория: Понятие «гризайль». Гризайль, как эскиз и как самостоятельный
вид живописи. Работы в технике гризайли художников Яна ван Эйка,
Рембранта, М.Васнецова.
Практика: Натюрморт из фруктов и овощей (набросок). Натюрморт из
фруктов и овощей (гуашь или акварель, белила).
26. Графика.
Теория: Печатная графика. Гравюра. Виды гравюры: ксилография,
литография, линогравюра, офорт, эстамп. Экслибрис. Печать высокая,
глубокая и плоская. Художники-графики: В.Фаворский, М.-К.Эшер,
А.Дюрер.
Техника линогравюры. Инструменты и материалы. Основные правила и
приемы работы. Техника безопасности при резьбе по линолеуму.
Практика:
Эскиз гравюры на свободную тему. Перевод рисунка с окончательного
эскиза на линолеум или пенопласт. Резьба по линолеуму. Печать и
оформление гравюр. Декоративная цветочная композиция (графика). Из
жизни животных(цветная графика).
27.Пейзаж.
Теория: Виды пейзажа: городской, сельский, индустриальный, морской
(марина). Характер пейзажа: исторический, героический, фантастический,
лирический, эпический. Пейзажи художников-импрессионистов, реалистов.
28. Колорит и пространство в пейзаже
Теория: Свето-воздушная моделировка пространства, с использованием
красок.
Практика: Виды пейзажа (схематическая зарисовка). Характер пейзажа.
Пространство в пейзаже (гуашь, акварель). Колорит в пейзаже: «Горный
массив» (гуашь, акварель). Пейзажи художников-импрессионистов,
реалистов. Городской пейзаж (набросок карандашом). Городской пейзаж
(гуашь, акварель). Городской пейзаж (гуашь, акварель, продолжение работы).

Сельский пейзаж (набросок карандашом). Сельский пейзаж (гуашь,
акварель). Сельский
пейзаж (гуашь, акварель, продолжение работы).
Городской и сельский пейзажи. Пространство в пейзаже. Колорит в пейзаже.
29. Пейзажи художников-импрессионистов, реалистов.
Теория: Знакомство с творчеством художников.
30. Городской и сельский пейзажи
Теория: Пейзаж: городской, индустриальный, исторический (памятники
зодчества) и деревенский.
Перспектива – основа архитектурного пейзажа. Повторение основных
правил перспективы.
Практика: Выполнение пейзажа по выбору.
31. Архитектура в пейзаже
Теория:
Значение
определения
«Архитектура»;
городская,
индустриальная, историческая (памятники зодчества) и сельская.
Практика: Городской (архитектурный) пейзаж. Этюды фрагментов
архитектуры. Зарисовка здания с натуры (карандаш). Зарисовка здания с
натуры (гуашь, акварель). Пейзаж с натуры в цвете.
32. Итоговое занятие.
Практика: итоговая аттестация.

№
п/п

Содержание

1. Вводное занятие. Цели и
задачи курса обучения.
Техника безопасности.
2. Виды изобразительного
искусства.
3, Рисунок – основа всех
4, видов изобразительного
5. искусства.
6. Тема материнской любви в
творчестве художников

Тематическое планирование
Общее
Основные виды учебной
кол-во
деятельности (ОУД)
часов
1
Изучение теории и запись определений в
тетрадь
1
3

1

Знакомство с темой занятия и практическая
работа, рисунок: «Фантазия и творчество»
Знакомство
с
темой
занятия
и
конструктивный
рисунок
предметов
простых форм. Задание «Рисуем растения»
Знакомство с темой занятия. Практическая
работа: «Моя мама».

3

Знакомство с темой занятия Понятие о
фактуре. Рисунок фактуры предметов:
огарок свечи, прозрачный стакан. Рисунок
фактуры предметов: яблоко, кусок шерсти.
Рисунок коры дерева с натуры (мягкий
карандаш).
Рисунок
веток
хвойных
деревьев (фломастер)

10, Светотень и объём
11, предметов
12.
13, Живопись.
14.

3

15, Цвет – основа языка
16, живописи
17.

3

Знакомство с темой занятия. Натюрморт из
3-х предметов простых форм разной
фактуры при боковом освещении.
Знакомство с темой занятия. Практическая
работа: «Фантазия и творчество Рождество»
Знакомство с темой занятия. Цветовой
круг. Упражнения на различные способы
работ кистью. Этюды живых цветов и
листьев на светлом нейтральном фоне
(акварель). Натюрморт из 2-х простых
предметов на светлом нейтральном фоне
техникой «пуантилизма». Натюрморт с
овощами и фруктами (акварель, гуашь).
Изображение цветов.
Знакомство с темой занятия. Рисунок
предметов
быта.
Рисунок
плоского
предмета в перспективе. Перспективный
рисунок предметов интерьера (акварель).

7,
8,
9.

18,
19.

Художественновыразительные средства
рисунка.

Перспектива

2

2

20, Композиция в
21. изобразительном
искусстве

2

Знакомство с темой занятия. Абстрактная
композиция (техника аппликации). Сюжет в
композиции. Основные приёмы. Плакат.
«Сбережём первоцветы». «Земля – наш
общий дом». «В защиту Чёрного моря».

22, Натюрморт
23.

2

Знакомство с темой занятия. Натюрморт из
предметов быта на светлом фоне
(акварель). «Прекрасное вокруг нас».

24, Животный мир в
25. искусстве. Художникианималисты

2

Знакомство с темой занятия и практическая
работа, рисунок животных (карандаш).
«Мой друг». «Зоопарк».

26, Рисование с натуры, по
27, памяти и представлению
28.

3

Знакомство с темой занятия. Срисовывание
понравившихся
картин
(карандашный
рисунок, акварель, гуашь)

29, Графика.
30,
31.
32, Пейзаж.
33,
34.

3

Знакомство с темой занятия Иллюстрация к
сказке в технике царапанья (граттаж).

3

Знакомство с темой занятия и практическая
работа, рисунок: Городской пейзаж.
Сельский пейзаж. Морской пейзаж.
Подводный мир (по выбору)

2

Итоговая аттестация. Выставка детских
работ

35

Итоговое занятие

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».